“Фольклор как средство формирования базовых ценностей дошкольника в соответствии с возрастными особенностями» (подготовительная группа)
статья (подготовительная группа)
Дошкольный возраст- фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно - нравственных качеств личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области основная общеобразовательная школа № 17
г. Новокуйбышевск г.о. Новокуйбышевск Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Алёнушка»
“Фольклор как средство формирования базовых ценностей дошкольника в соответствии с возрастными особенностями» (подготовительная группа)
Подготовили:
Басова И.А.,
Терентьева Н.В.
Новокуйбышевск,2021
“Фольклор как средство формирования базовых ценностей дошкольника в соответствии с возрастными особенностями» (подготовительная группа)
Дошкольный возраст- фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно - нравственных качеств личности.
Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми, принимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы.
Детский фольклор является богатейшим источником познавательного, эстетического, нравственного развития детей. Ведь в устном народном творчестве как нигде отразились черты характера, присущие нравственные ценности — представления о доброте, красоте, правде, верности, справедливости, уважительное отношение к труду и т. д.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Произведения народного искусства через особую форму выражения отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, разносторонне содержание воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях.
Фольклорный материал распределяется с учетом возрастных возможностей детей. Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются "малые фольклорные формы" - потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением "малых форм", большее внимание уделяется народной сказке, пословицам, поговоркам. Старших детей наряду с усложнением других видов устного творчества знакомим с более сложным фольклорным материалом - былинами, сказаниями.
Работа по ознакомлению с устным народным творчеством проводится через интеграции образовательных областей, а также при организации режимных моментов и самостоятельной деятельности.
Самые распространенные жанры детского фольклора, которые мы используем в своей работе – это колыбельные песни, потешки, считалочки, загадки, сказки, народные игры.
Потешки мы используем во всех режимных процессах (умывание, кормление, сон, прогулка и др.), и во всех возрастных группах. Правильно подобранная потешка, помогает нам устанавливать доброжелательную атмосферу в группе, вызывает эмоциональный отклик у детей, воспитывает положительное отношение к режимным моментам, делая их для ребенка более интересными.
Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность. Вместе с тем загадки дают нам возможность вести беседы на нравственную тематику: «Как нужно заботиться о домашних питомцах»,
« Как не обижать наших братьев меньших».
Помогают в работе по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств считалки - это истории, придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого распоряжается распределением ролей. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, ловким, добрым и даже благородным, Все эти качества в детском сознании, душе, характере развивают считалки.
Чаще всего считалки используем при проведении подвижных игр на свежем воздухе.
Большое внимание мы уделяем народной сказке, которая помогает детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло, получить информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества, расширить кругозор, развить речь, фантазию, воображение, а также духовно-нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.
Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают.
Отрицательные образы народной сказки и внешне не привлекательны (Баба Яга, Див), и поведение, поступки характеризуют их с плохой стороны. Развивая перед детьми картину действенной упорной борьбы со злом, угнетением, несправедливостью, сказка учит, что надо добиваться намеченной цели, не смотря на препятствия и временные неудачи, верить в конечное торжество справедливости. В этом отношении она помогает воспитанию людей сильных, бодрых, способных преодолеть трудности.
Признак настоящей сказки - хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героям, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к миру, так и он к тебе!
В старших группах для развития эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества, раскрытия своих творческих способностей, предлагали детям поиграть в сказку, чтобы почувствовать себя ее героем, волшебником, пережить все приключения сказочных героев, помочь найти выход из трудной ситуации. Волки, медведи в сказке олицетворяют трудности, которые надо преодолеть. В сказке герой всегда выходит победителем из трудной ситуации, поэтому учим детей быть такими же смелыми, решительными, находчивыми, тем самым, помогая им реализовать свои мечты и желания. Через оценку взаимоотношений героев сказки подводим детей к пониманию противоречий в окружающем мире, ставим перед необходимостью выбора, потребностью решать противоречия, возникающие в жизни. Благодаря этому у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам.
Игра-драматизация способствует умственному развитию детей, развитию психических процессов (память, воображение, внимание и т. д.) и качеств личности – самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, воображению
В старшем возрасте 6-7 лет мы используем пословицы и поговорки. Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу также используем во всех процессах воспитательной работы.
Например: Одеваемся на прогулку, медлительному ребенку говорю: «Семеро одного не ждут». Замечаю на занятиях по аппликации неаккуратность, спешку в работе, говорю: «Поспешишь - людей насмешишь». На прогулке во время трудовой деятельности, дети отказываются выполнять работу, применяем такую пословицу: «Труд человека кормит, а лень портит», «Одна пчела много меду не натаскает». Во время наблюдений, при составлении календаря погоды используем различные пословицы: «Весна красна цветами», «Осень красна плодами», «Март с водой, апрель с травой» и т. д. Часто меткая пословица, сказанная в нужный момент, могла урезонить обидчика. Хорошего друга хвалили: «Друг познается в беде». «Скучен день до вечера коли делать нечего» говорили о том, кто не может найти себе занятие. Призывали детей дружить: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
Дети легко запоминают и пословицы, и поговорки и используют их в повседневной жизни. Таким образом, пословицы и поговорки помогают нам прививать детям нравственные нормы поведения.
Народные игры являются неотъемлемой частью духовно - нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств.
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/05/picture-572312-1423152573.jpg)
Статья "Детский музыкальный фольклор как средство формирования экологической культуры дошкольников".
В статье раскрываются вопросы экологического воспитания средствами музыкального фольклора....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/05/picture-572312-1423152573.jpg)
"Детский музыкальный фольклор как средство формирования экологической культуры дошкольников".
Статья раскрывает вопросы экогогического воспитания средствами детского музыкального фольклора....
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/19/picture-415894-1492581614.jpg)
Консультация для родителей младшей группы «Задачи музыкального воспитания детей в соответствии с возрастными особенностями и требованиями ФГОС».
Музыкальное искусство – яркое и незаменимое средство формирования целостной личности ребёнка. Музыкально-эстетическое воспитание – есть средство всестороннего, гармонического развития личности....
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/02/picture-436660-1399011249.jpg)
Консультация "Детский музыкальный фольклор, как средство формирования экологической культуры дошкольников"
Экологическая культура - сложная категория, которая развивается на протяжении всей жизни человека; своё начало она берет в дошкольном детстве. Воспитание экологической культуры - одно из важных ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/28/picture-604684-1638071232.jpg)
Рекомендации по оформлению музыкальных уголков в группах в соответствии с возрастными особенностями детей
Методические рекомендации о том, как правильно оформить музыкальные уголки в группах ДОУ по возрастам....
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/04/picture-1326890-1617548969.jpg)
Фольклор как средство формирования уважительного отношения дошкольников к своей семье (ВКР)
В процессе изучения психолого–педагогических исследований была определена возможность использования фольклора как средства воспитания уважительного отношения к семье у детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/04/picture-1326890-1617548969.jpg)
Презентация к ВКР Фольклор как средство формирования уважительного отношения дошкольников к своей семье
Фольклор будет эффективным средством формирования у дошкольников уважительного отношения к семье при следующих условиях:- Определении теоретических оснований проблемы формирования у дошкольников уважи...