Программа организации деятельности семейного клуба «Мы вместе»
рабочая программа (средняя группа)
Программа организации деятельности семейного клуба «Мы вместе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynyy_klub.docx | 32.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №9 г. Вязьмы Смоленской области
ПРИНЯТ Решением педагогического совета Муниципального бюджетного Дошкольного образовательного учреждения детского сада №9 г. Вязьмы Смоленской области «31» августа 2020 г. № 1 | УТВЕРЖДЕН Приказом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №9 г. Вязьмы Смоленской области « 01 » сентября 2020 г. № 79 |
ПРОГРАММА
организации деятельности семейного клуба
«Мы вместе»
(средняя группа общеразвивающей направленности)
2020-2021 уч. год
Содержание:
1.Положение о семейном клубе.
2.Пояснительная записка.
3.Актуальность проблемы.
4.Концептуальные основы и прогнозируемый результат.
5.Критерии результативности.
6.Методы и формы работы с родителями.
7.Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям.
8.Этапы реализации программы клуба.
9.Тематический план программы семейного клуба.
10.Источники информации.
1. Положение о семейном клубе «Мы вместе».
Общие положения.
Нормативно-правовая база:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 274-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Правовой основой деятельности клуба являются:
- устав МБДОУ;
- в состав Клуба входят педагоги, физкультурный работник, медицинский работник, психолог, родители и другие лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии дошкольного учреждения;
- руководство работы клуба осуществляют воспитатели группы.
Цель Клуба:
Создание системы личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых через организацию единого образовательного пространства МБДОУ и семьи.
Задачи Клуба:
- Повышение педагогической культуры родителей
- Активное включение родителей в процесс воспитания детей
- Приобщение родителей к участию в жизни МБДОУ путем поиска и внедрения эффективных форм работы
- Повышение психолого-педагогической культуры родителей
- Расширение воспитательного потенциала семьи
- Установление между педагогами и родителями доверительных отношений.
Организация работы Клуба
- Работа Клуба организуется с учетом возраста детей 4-5 лет.
- Решения клуба для сотрудников и родителей носят рекомендательный характер.
Руководитель клуба:
- составляет план работы Клуба;
- организует деятельность клуба;
- информирует членов клуба о предстоящих мероприятиях.
Права и обязанности участников клуба
Родители - члены Клуба имеют право:
- на получение квалифицированной консультативной помощи по уходу за ребенком, проблемам обучения, воспитания, развития и адаптации ребенка в ДОУ;
- получение практической помощи в организации занятий с детьми дома;
- высказывание собственного мнения и обмен опытом воспитания детей;
- давать оценку эффективности работы Клуба в целом и по отдельным вопросам;
- участвовать в планировании работы Клуба.
МБДОУ имеет право:
- на выявление, изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
- внесение корректировки в план работы клуба «Мы вместе» в зависимости от возникающих проблем, запросов, актуальности предыдущего заседания и др.
МБДОУ обязано:
- планировать работу Клуба в соответствии с выявленными запросами родителей и основываясь на психических закономерностях развития детей данного дошкольного возраста;
- предоставлять территорию для проведения заседаний Клуба;
- предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям;
- соблюдать принцип конфиденциальности в решении возникающих проблем семейного воспитания.
Родители - члены Клуба обязаны:
- уважать мнения друг друга в процессе обсуждения вопросов образования детей;
- соблюдать принцип конфиденциальности в работе Клуба;
- принимать активное участие в заседаниях Клуба.
2. Пояснительная записка.
«Наши дети - это наша старость.
Правильное воспитание -это наша счастливая старость,
плохое воспитание - это наше будущее горе,
это наши слёзы, наша вина перед другими».
А.С.Макаренко
Детский сад — первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности воспитателей, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Воспитание детей — это очень серьёзный и ответственный процесс, от которого зависит будущее ребёнка. Важно вовремя оказать помощь молодым семьям в воспитании детей. Найти правильный подход к воспитанию, помочь вырастить сильную и самостоятельную личность, а также избежать многих проблем и трудностей. Молодая семья представляет собой основу благополучия ее членов и успешности воспитания в ней детей. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят, и уважают людей.
Практика и проведенные научные исследования, показывают, что родители испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются рядом причин:
- ухудшение состояния здоровья детей (психического, физического);
- социально-экономические проблемы общества;
- трудности организации семейной жизни на фоне кризисов;
- личностные проблемы родителей: усталость, психические и физические перенапряжения.
Согласуя свои действия с семьей, необходимо стараться дополнить или компенсировать домашние условия воспитания. Только активная двусторонняя связь может улучшить адаптацию детей к новым условиям, наладить связь детей с окружением.
Одна из проблем в воспитании детей - развить интерес детей к познанию окружающего мира. Поэтому так важно уделять внимание доверительным беседам с ребенком и его родителями. Процесс совместного пребывания взрослого с детьми очень важен. Главное, чтобы ребенок, как в детском саду, так и дома не наталкивался на стену отчуждения, чувствовал себя комфортно и уютно. К сожалению, не в каждой семье можно увидеть такую идиллию. Задачей педагогов в этом аспекте является научить родителей общаться с детьми, вызвать у них нежные чувства к ребенку.
Еще одна проблема — научить детей общению друг с другом, научить не обижать других, проявлять сочувствие, терпимость. И это так же невозможно сделать без активного участия семьи. Все это возможно сделать путем использования активных форм и методов работы с родителями.
3. Актуальность проблемы.
Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, - воспитание детей. Сегодня эта проблема обсуждается педагогами, психологами, родителями, социологами. Отечественные социологические исследования выявили, что родители детей дошкольного возраста среди приоритетных жизненных ценностей называют воспитание ребенка.
В современных социально-экономических условиях, родители вынуждены большую часть времени отдавать работе, чтобы обеспечить свою жизнедеятельность. Следовательно, у родителей остается меньше времени для занятий с ребенком, организации его досуга.
Так как в современных условиях деятельности дошкольного образовательного учреждения приоритетным направлением является работа с родителями и взаимодействие с семьей, то данные тенденции, происходящие в жизни общества, нельзя оставлять без внимания. Поэтому назрела необходимость обновления такого важного направления деятельности дошкольного образовательного учреждения – как работа с семьей. Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада.
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей.
Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и путем активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми. Задача педагогов - заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. Это нетрадиционные встречи педагогов и родителей, совместные мероприятия родителей детей. Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи.
4. Концептуальные основы и прогнозируемый результат.
Семья для ребёнка - это место рождения и основная среда обитания, это общность близких людей, которые понимают его и принимают таким, какой он есть. Кроме того, семья – это первая социальная школа отношений с людьми и персональная микросреда развития личности. В семье ребёнок получает основы знаний об окружающем мире и переживает весь спектр социальных чувств. Семья является существенным фактором интеллектуального развития, духовного становления и эмоционального благополучия всех членов и, прежде всего ребёнка. Семья основной институт социализации ребенка. Это первый институт, формирующий и закладывающий морально-нравственный фундамент ребенка. Поведение ребенка, его морально-нравственные принципы формируются семьей.
Успешный контакт родителей и педагогов приобретает еще большее значение в период адаптации ребенка к детскому саду, поскольку для малыша период отрыва от семьи очень тяжелый и болезненный процесс. Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившиеся противоречия между имеющимся воспитательным потенциалом семьи и его не достаточным использованием.
Решением данной проблемы, может быть создание единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи, в рамках которого реализуется одно из важнейших направлений работы в системе «педагог – ребенок - родитель».
Для предупреждения и преодоления трудностей семейного воспитания недостаточно проводить работу только с родителями, как традиционно сложилось, необходимо совместить ее с работой с детьми, с сотрудниками детского сада и вести ее одновременно и параллельно.
Семейный клуб «Мы вместе» является неотъемлемой частью педагогического процесса при реализации работы в цепочке «педагог – родитель - ребенок». Таким образом, работа клуба будет способствовать формированию и развитию семьи как основного института социализации и способствует адаптации семьи и ребенка в социуме. В процессе реализации программы будут проведены: анкетирование, информационные листки с фотографиями мероприятий, проведены съемки заседания клуба.
Клуб «Мы вместе» - это ежемесячные мероприятия, информационные встречи, тематические выставки, выпуск газет и журналов, консультации, практические обучения родителей. Заседания клуба проводится раз в месяц. Продолжительность встреч 30-40 минут, так как небольшая продолжительность имеет немаловажное значение, поскольку часто родители ограничены во времени в силу объективных и субъективных причин. Достаточно большой объем информации, размещенный в коротком отрезке времени представляет большой интерес для родителей.
Прогнозируемый результат
для детей: развитие творческих способностей и интеллекта; ощущение комфорта в пространстве взрослых и других детей;
для родителей: понимание позиций своего ребенка и его эмоционально – чувственного мира; тесное взаимодействие с воспитателями и специалистами МБДОУ; Снятие затруднений в отношении с детьми;
для педагогов: апробация и внедрение инновационных форм работы с семьей; установление партнерских отношений МБДОУ и семьи; самообразование и самосознание на высоком уровне.
Риски:
- трудность привлечения родителей к мероприятиям, проводимым клубом;
- участие одних и тех же семей в проводимых мероприятиях.
5. Критерии результативности:
- согласованность действий педагога и родителей;
- заинтересованность родителей в работе МБДОУ;
- рост посещаемости родителями мероприятий, организуемых и проводимых в детском саду;
- возрастание потребности в общении со специалистами дошкольного образовательного учреждения;
- способность рефлексии родителями собственных возможностей.
6. Методы и формы работы с родителями.
Метод беседы. Беседа является одним из основных методов работы клуба.
Метод игрового моделирования. В игровой обстановке родители получают возможность обогащать арсенал своих воспитательных методов общения с ребенком. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребенком, не только словесную, но и эмоциональную.
Метод анализа. Основным методом формирования родителя как педагога - является анализ их собственной воспитательной деятельности, способствующей развитию самонаблюдения и самооценки.
Метод проблемной постановки вопроса.
Метод педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности. Способ решения педагогических задач способствует формированию у родителей умения видеть свои ошибки и намечать пути их преодоления.
Основными формами взаимодействия с семьей являются:
Знакомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование семей.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, переписка по электронной почте.
Образование родителей: организация клуба, проведение мастер-классов.
Совместная деятельность: привлечение родителей к организации конкурсов, концертов, выставок, совместных мероприятий по благоустройству группы и детского сада.
7. Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям:
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:
- заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию;
- создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых;
- показывать родителям значение матери, отца, а также дедушек и бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и старших детей) в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения;
- привлекать родителей к составлению соглашения о сотрудничестве, программы и плана взаимодействия семьи и детского сада в воспитании детей;
- изучать особенности общения взрослых с детьми в семье;
- рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком;
- показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира;
- показывать значение доброго, теплого общения с ребенком, не допускающего грубости;
- побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче решить конфликтную (спорную) ситуацию.
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- обращать внимание родителей на возможности интеллектуальное развития ребенка в семье и детском саду;
- ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра фильмов;
- показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения.
- Образовательная область «Речевое развитие»:
- познакомить родителей с требованиями программы воспитания в детском саду детей 4-5 лет;
- проводить психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам речевого развития ребёнка;
- познакомить родителей с содержанием работы по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с художественной литературой и фольклором – как средством речевого развития детей;
- расширять представления родителей о роли книги в воспитании ребёнка;
- привлекать родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье, формировать педагогическую культуру родителей;
- проводить беседы, консультации для родителей по тематике, связанной с речевым развитием ребенка «Особенности развития речи детей младшего возраста»; «Воспитываем любовь к книге»; «Как организовывать праздник в семье»; «Волшебный мир книги»; «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» и т.д.
Образовательная область «Физическое развитие»:
- объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье ребенка;
- проводить индивидуальные беседы, консультации с родителями «Спортивная форма и обувь для занятий физкультурой» (о необходимости ее приобретения) «О вреде недосыпания»; «Если ребенок часто устраивает истерики» и т. д;
- дать представление родителям о формировании здорового образа жизни, физическом развитии, методов закаливания ребенка;
- расширять представления родителей о формах семейного досуга;
- информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движение, рассказать о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др, наносящих непоправимый вред здоровью малыша;
- помогать родителям, сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка;
- знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
- поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома;
- организовать выставки семейного художественного творчества, выделяя творческие достижения взрослых и детей;
- привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующие возникновению творческого вдохновения;
- провести беседы, консультации по вопросам эстетического воспитания на которых уделить больше внимания развитию мелкой моторике рук: «Эстетическая атмосфера в детском саду и дома», «Развитие творчества детей»; «Я рисую с мамой»; «Как организовать домашнее задание по рисованию»; «Музыка в жизни ребенка» и т.д.; привлекать родителей к участию в совместных с детьми конкурсах рисунков и поделок.
- Этапы реализации программы клуба.
Подготовительный этап:
- проведение анкетирования родителей;
- выявление особенностей отношений между родителями и детьми (наблюдение вовремя сюжетно – ролевых игр, режимных моментов, бесед, выполнения продуктивной деятельности);
- обобщение результатов и выдвижение задач.
Основной этап:
-составление плана работы клуба;
-собирание, интересующей родителей, информации по данной теме;
- подбор информации для родителей по данной теме;
- привлечение специалистов для работы в клубе;
- подбор материалов для создания памяток для родителей
Оценочный этап:
Об эффективности работы данного клуба можно говорить по результатам численности посещения и активизации родителей на заседании клуба.
Заключительный этап:
Результаты мониторинга помогут выявить и оценить деятельность педагогов в достижении поставленной цели и решении задач, а также проанализировать эффективность использования выбранных методов и форм.
10. Источники информации:
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe;
Л. Михайлова-Свирская: «Работа с родителями. Пособие для педагогов ДОО. ФГОС», Просвещение, серия: «Работаем по ФГОС дошкольного образования»;
В.В. Горшенина «Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я – дружна семья: практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений».
Тематический план программы семейного клуба «Мы вместе».
Название мероприятия | Цели, задачи | Участники | Форма работы | Дата |
1. Мастер класс ко дню матери «Цветы для мамочки». (WhatsApp, сайт детского сада) | Цель: Создание доброжелательной атмосферы эмоционального общения посредством включения детей и родителей в совместную деятельность. Задачи:
| Родители, педагоги, дети | Практическое занятие. | ноябрь |
2. Мастер-класс «Снежинка – пушинка». (WhatsApp, сайт детского сада) Работа по изготовлению атрибутики для украшения группы. Творческая мастерская «Мир волшебной бумаги». | Цель: Создание доброжелательной атмосферы эмоционального общения посредством включения детей и родителей в совместную деятельность. | Родители, педагоги, дети | Папка-передвижка «Бумагопластика» Обогащение педагогических знаний и умений родителей. | декабрь |
4. | Цель: Вовлекать родителей в совместную досуговую деятельность с детьми; показать разнообразные игровые способы развития творческих способностей; способствовать оптимизации детско-родительских отношений | Родители педагоги, воспитатели, | Практическое занятие с элементами тренинга, буклеты, наглядная информация, печатный журнал | апрель |
3. День Защитника Отечества. | Цель: Способствовать психологическому сближению детей чувства взаимопомощи. Привлечь детей и родителей к занятиям физической культурой. | Родители педагоги, воспитатели. | февраль | |
4. Совместный досуг «Весенние проказы солнечного лучика». | Цель: Вовлекать родителей в совместную досуговую деятельность с детьми; показать разнообразные игровые способы развития творческих способностей; способствовать оптимизации детско-родительских отношений | Родители педагоги, воспитатели, | Практическое занятие с элементами тренинга, буклеты, наглядная информация, печатный журнал | апрель |
| Цель: изучить факторы, влияющие на психическое здоровье ребенка; побудить родителей проявлять заботу о психоэмоциональном состоянии ребенка. | родители, педагоги, психолог |
3. Практическое задание-исследование «Может ли влиять
| май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности в рамках семейного клуба "Мы вместе" в контексте ФГОС ДО
творческий отчет о проделанной работе...
Программа семейного клуба "Мы вместе"
Семья – это общественный институт, где осуществляется социализация ребёнка. Им осваиваются общечеловеческие нормы морали, ценности в процессе взаимодействия с близкими людьми, формируются первые устой...
Программа физкультурно-оздоровительного семейного клуба "Мы вместе"
Семейный клуб – это неотъемлемая часть воспитания и образования детей взрослыми. Благодаря клубной форме работы возможно создание атмосферы общности интересов семьи и ДОУ, оказание п...
Доклад «Из опыта работы организации деятельности семейного клуба в детском саду «Мишутка»
доклад о работе кружка "Семейный клуб". формы работы с детьми и их родителеми не посещающих детский сад...
рабочая программа семейного клуба "Мы вместе"
В рабочей программе отражены взаимодействия в работе с родителями....
Программа семейного клубы "Мы вместе"
Программа по повышению уровня творческих и интеллектуальных способностей воспитанников дошкольного возраста посредством внедрения инновационных форм взаимодействия с семьёй в формате семейный клуб &la...
Рабочая программа семейного клуба "МЫ ВМЕСТЕ"
Одно из наиболее тяжелых направлений в работе педагога является взаимодействие с родителями. Чтобы выйти на высокий уровень сотрудничества специалистам образовательного учреждения необходимо соз...