Программа организации деятельности семейного клуба «Мы вместе»
рабочая программа (средняя группа)

Анастасия Евгеньевна Прашмут

Программа организации деятельности семейного клуба   «Мы вместе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynyy_klub.docx32.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №9 г. Вязьмы Смоленской области

ПРИНЯТ

Решением педагогического совета

Муниципального бюджетного

Дошкольного образовательного учреждения детского сада №9

 г. Вязьмы Смоленской области

«31» августа 2020 г. № 1

УТВЕРЖДЕН

Приказом

муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения детского сада №9

 г. Вязьмы Смоленской области

« 01 » сентября 2020 г. № 79

ПРОГРАММА

организации деятельности семейного клуба

 «Мы вместе»

(средняя  группа общеразвивающей направленности)

2020-2021 уч. год

Содержание:

1.Положение о семейном клубе. 

2.Пояснительная записка.

3.Актуальность проблемы.

4.Концептуальные основы и прогнозируемый результат.

5.Критерии результативности.                                

6.Методы и формы работы с родителями.

7.Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям.

8.Этапы реализации программы клуба.

 9.Тематический план программы семейного клуба.

 10.Источники информации.


















1.  Положение о семейном клубе «Мы вместе».

Общие положения.

Нормативно-правовая база:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 274-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Правовой основой деятельности клуба являются:

  • устав МБДОУ;
  • в состав Клуба входят педагоги, физкультурный работник, медицинский работник, психолог, родители и другие лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии дошкольного учреждения;
  • руководство работы клуба осуществляют воспитатели группы.

Цель Клуба:

Создание системы личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых через организацию единого образовательного пространства МБДОУ и семьи.

Задачи Клуба:

  • Повышение педагогической культуры родителей
  • Активное включение родителей в процесс воспитания детей
  • Приобщение родителей к участию в жизни МБДОУ путем поиска и внедрения эффективных форм работы
  • Повышение психолого-педагогической культуры родителей
  • Расширение воспитательного потенциала семьи
  • Установление между педагогами и родителями доверительных отношений.

                                      Организация работы Клуба

  • Работа Клуба организуется с учетом возраста детей 4-5 лет.
  • Решения клуба для сотрудников и родителей носят рекомендательный характер.

Руководитель клуба:

  • составляет план работы Клуба;
  • организует деятельность клуба;
  • информирует членов клуба о предстоящих мероприятиях.

Права и обязанности участников клуба

Родители - члены Клуба имеют право:

  • на получение квалифицированной консультативной помощи по уходу за ребенком, проблемам обучения, воспитания, развития и адаптации ребенка в ДОУ;
  • получение практической помощи в организации занятий с детьми дома;
  • высказывание собственного мнения и обмен опытом воспитания детей;
  • давать оценку эффективности работы Клуба в целом и по отдельным вопросам;
  • участвовать в планировании работы Клуба.

  МБДОУ имеет право:

  • на выявление, изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
  • внесение корректировки в план работы клуба «Мы вместе» в зависимости от возникающих проблем, запросов, актуальности предыдущего заседания и др.

  МБДОУ обязано:

  • планировать работу Клуба в соответствии с выявленными запросами родителей и основываясь на психических закономерностях развития детей данного дошкольного возраста;
  • предоставлять территорию для проведения заседаний Клуба;
  • предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям;
  • соблюдать принцип конфиденциальности в решении возникающих проблем семейного воспитания.

  Родители - члены Клуба обязаны:

  • уважать мнения друг друга в процессе обсуждения вопросов образования детей;
  • соблюдать принцип конфиденциальности в работе Клуба;
  • принимать активное участие в заседаниях Клуба.

2. Пояснительная записка.


«Наши дети - это наша старость.            

Правильное воспитание -это наша счастливая старость,

плохое воспитание - это наше будущее горе,

это наши слёзы, наша вина перед другими».

А.С.Макаренко

Детский сад — первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности воспитателей, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Воспитание детей — это очень серьёзный и ответственный процесс, от которого зависит будущее ребёнка. Важно вовремя оказать помощь молодым семьям в воспитании детей. Найти правильный подход к воспитанию, помочь вырастить сильную и самостоятельную личность, а также избежать многих проблем и трудностей. Молодая семья представляет собой основу благополучия ее членов и успешности воспитания в ней детей. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят, и уважают людей.

Практика и проведенные научные исследования, показывают, что   родители испытывают трудности в воспитании   детей, которые объясняются рядом причин:

  • ухудшение состояния здоровья детей (психического, физического);
  • социально-экономические проблемы общества;
  • трудности организации семейной жизни на фоне кризисов;
  • личностные проблемы родителей: усталость, психические и физические перенапряжения.

Согласуя свои действия с семьей, необходимо стараться дополнить или компенсировать домашние условия воспитания. Только активная двусторонняя связь может улучшить адаптацию детей к новым условиям, наладить связь детей с окружением.

Одна из проблем в воспитании детей - развить интерес детей к познанию окружающего мира. Поэтому так важно уделять внимание доверительным беседам с ребенком и его родителями. Процесс совместного пребывания взрослого с детьми очень важен. Главное, чтобы ребенок, как в детском саду, так и дома не наталкивался на стену отчуждения, чувствовал себя комфортно и уютно. К сожалению, не в каждой семье можно увидеть такую идиллию. Задачей педагогов в этом аспекте является научить родителей общаться с детьми, вызвать у них нежные чувства к ребенку.

Еще одна проблема — научить детей общению друг с другом, научить не обижать других, проявлять сочувствие, терпимость. И это так же невозможно сделать без активного участия семьи. Все это возможно сделать путем использования активных форм и методов работы с родителями.

3. Актуальность проблемы.

Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, - воспитание детей. Сегодня эта проблема обсуждается педагогами, психологами, родителями, социологами. Отечественные социологические   исследования выявили, что родители детей дошкольного возраста среди приоритетных жизненных ценностей называют воспитание ребенка.

В современных социально-экономических условиях, родители вынуждены большую часть времени отдавать работе, чтобы обеспечить свою жизнедеятельность. Следовательно, у родителей остается меньше времени для занятий с ребенком, организации его досуга.

Так как в современных условиях деятельности дошкольного образовательного учреждения приоритетным направлением является работа с родителями и взаимодействие с семьей, то данные тенденции, происходящие в жизни общества, нельзя оставлять без внимания. Поэтому назрела необходимость обновления такого важного направления деятельности дошкольного образовательного учреждения – как работа с семьей.  Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада.

         В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей.

Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и путем активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми. Задача педагогов - заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. Это нетрадиционные встречи педагогов и родителей, совместные мероприятия родителей детей. Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи. 

4. Концептуальные основы и прогнозируемый результат.

Семья для ребёнка - это место рождения и основная среда обитания, это общность близких людей, которые понимают его и принимают таким, какой он есть. Кроме того, семья – это первая социальная школа отношений с людьми и персональная микросреда развития личности. В семье ребёнок получает основы знаний об окружающем мире и переживает весь спектр социальных чувств. Семья является существенным фактором интеллектуального развития, духовного становления и эмоционального благополучия всех членов и, прежде всего ребёнка. Семья основной институт социализации ребенка.  Это первый институт, формирующий и закладывающий морально-нравственный фундамент ребенка. Поведение ребенка, его морально-нравственные принципы формируются семьей.

Успешный контакт родителей и педагогов приобретает еще большее значение в период адаптации ребенка к детскому саду, поскольку для малыша период отрыва от семьи очень тяжелый и болезненный процесс. Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившиеся противоречия между имеющимся воспитательным потенциалом семьи и его не достаточным использованием.

    Решением данной проблемы, может быть создание единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи, в рамках которого реализуется одно из важнейших направлений работы в системе «педагог – ребенок - родитель».

Для предупреждения и преодоления трудностей семейного воспитания недостаточно проводить работу только с родителями, как традиционно сложилось, необходимо совместить ее с работой с детьми, с сотрудниками детского сада и вести ее одновременно и параллельно.

Семейный клуб «Мы вместе» является неотъемлемой частью педагогического процесса при реализации работы в цепочке «педагог – родитель - ребенок». Таким образом, работа клуба будет способствовать формированию и развитию семьи как основного института социализации и способствует адаптации семьи и ребенка в социуме. В процессе реализации программы будут проведены: анкетирование, информационные листки с фотографиями мероприятий, проведены съемки заседания клуба.

Клуб «Мы вместе» - это ежемесячные мероприятия, информационные встречи, тематические выставки, выпуск газет и журналов, консультации, практические обучения родителей. Заседания клуба проводится раз в месяц. Продолжительность встреч 30-40 минут, так как небольшая продолжительность имеет немаловажное значение, поскольку часто родители ограничены во времени в силу объективных и субъективных причин. Достаточно большой объем информации, размещенный в коротком отрезке времени представляет большой интерес для родителей.

Прогнозируемый результат

для детей: развитие творческих способностей и интеллекта; ощущение комфорта в пространстве взрослых и других детей;

для родителей: понимание позиций своего ребенка и его эмоционально – чувственного мира; тесное взаимодействие с воспитателями и специалистами МБДОУ; Снятие затруднений в отношении с детьми;

для педагогов: апробация и внедрение инновационных форм работы с семьей; установление партнерских отношений МБДОУ и семьи; самообразование и самосознание на высоком уровне.

Риски:

- трудность привлечения родителей к мероприятиям, проводимым клубом;

 - участие одних и тех же семей в проводимых мероприятиях.

5. Критерии результативности:

- согласованность действий педагога и родителей;

- заинтересованность родителей в работе МБДОУ;

- рост посещаемости родителями мероприятий, организуемых и проводимых в детском саду;

- возрастание потребности в общении со специалистами дошкольного образовательного учреждения;

- способность рефлексии родителями собственных возможностей.

6.  Методы и формы работы с родителями.

Метод беседы. Беседа является одним из основных методов работы клуба.

Метод игрового моделирования. В игровой обстановке родители получают возможность обогащать арсенал своих воспитательных методов общения с ребенком. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребенком, не только словесную, но и эмоциональную.

Метод анализа. Основным методом формирования родителя как педагога - является анализ их собственной воспитательной деятельности, способствующей развитию самонаблюдения и самооценки.     

Метод проблемной постановки вопроса.

Метод педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ собственной воспитательной деятельности. Способ решения педагогических задач способствует формированию у родителей умения видеть свои ошибки и намечать пути их преодоления.

Основными формами взаимодействия с семьей являются:

Знакомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование семей.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, переписка по электронной почте.

Образование родителей: организация клуба, проведение мастер-классов.

Совместная деятельность: привлечение родителей к организации конкурсов, концертов, выставок, совместных мероприятий по благоустройству группы и детского сада.

7.  Содержание направлений работы с семьей по образовательным     областям:

 Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:

  • заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию;
  • создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых;
  • показывать родителям значение матери, отца, а также дедушек и бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и старших детей) в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения;
  • привлекать родителей к составлению соглашения о сотрудничестве, программы и плана взаимодействия семьи и детского сада в воспитании детей;
  • изучать особенности общения взрослых с детьми в семье;
  • рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком;
  • показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира;
  • показывать значение доброго, теплого общения с ребенком, не допускающего грубости;
  • побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче решить конфликтную (спорную) ситуацию.

 Образовательная область «Познавательное развитие»:

  • обращать внимание родителей на возможности интеллектуальное развития ребенка в семье и детском саду;
  • ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра фильмов;
  • показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения.

  • Образовательная область «Речевое развитие»:
  • познакомить родителей с требованиями программы воспитания в детском саду детей 4-5 лет;
  • проводить психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам речевого развития ребёнка;
  • познакомить родителей с содержанием работы по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с художественной литературой и фольклором – как средством речевого развития детей;
  • расширять представления родителей о роли книги в воспитании ребёнка;
  • привлекать родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье, формировать педагогическую культуру родителей;
  • проводить беседы, консультации для родителей по тематике, связанной с речевым развитием ребенка «Особенности развития речи детей младшего возраста»; «Воспитываем любовь к книге»; «Как организовывать праздник в семье»; «Волшебный мир книги»; «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» и т.д.

Образовательная область «Физическое развитие»:

  • объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье ребенка;
  • проводить индивидуальные беседы, консультации с родителями «Спортивная форма и обувь для занятий физкультурой» (о необходимости ее приобретения) «О вреде недосыпания»; «Если ребенок часто устраивает истерики» и т. д;
  • дать представление родителям о формировании здорового образа жизни, физическом развитии, методов закаливания ребенка;
  • расширять представления родителей о формах семейного досуга;
  • информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движение, рассказать о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др, наносящих непоправимый вред здоровью малыша;
  • помогать родителям, сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка;
  • знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

  • поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома;
  • организовать выставки семейного художественного творчества, выделяя творческие достижения взрослых и детей;
  • привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующие возникновению творческого вдохновения;
  • провести беседы, консультации по вопросам эстетического воспитания на которых уделить больше внимания развитию мелкой моторике рук: «Эстетическая атмосфера в детском саду и дома», «Развитие творчества детей»; «Я рисую с мамой»; «Как организовать домашнее задание по рисованию»; «Музыка в жизни ребенка» и т.д.; привлекать родителей к участию в совместных с детьми конкурсах рисунков и поделок.

  1. Этапы реализации программы клуба.

Подготовительный этап:

-  проведение анкетирования родителей;

 - выявление особенностей отношений между родителями и детьми (наблюдение вовремя сюжетно – ролевых игр, режимных моментов, бесед, выполнения продуктивной деятельности);

- обобщение результатов и выдвижение задач.

Основной этап:

-составление плана работы клуба;

-собирание, интересующей родителей, информации по данной теме;

- подбор информации для родителей по данной теме;

- привлечение специалистов для работы в клубе;

 - подбор материалов для создания памяток для родителей

Оценочный этап:

Об эффективности работы данного клуба можно говорить по результатам численности посещения и активизации родителей на заседании клуба.

 Заключительный этап:

Результаты мониторинга помогут выявить и оценить деятельность педагогов в достижении поставленной цели и решении задач, а также проанализировать эффективность использования выбранных методов и форм.

10.  Источники информации:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe;

Л. Михайлова-Свирская: «Работа с родителями. Пособие для педагогов ДОО. ФГОС», Просвещение, серия: «Работаем по ФГОС дошкольного образования»;

В.В. Горшенина «Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я – дружна семья: практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений».

 



  

Тематический план программы семейного клуба «Мы вместе».

Название мероприятия

Цели, задачи

Участники

Форма работы

Дата

1. Мастер класс ко дню матери «Цветы для мамочки».

(WhatsApp, сайт детского сада)

Цель: Создание доброжелательной атмосферы эмоционального общения посредством включения детей и родителей в совместную деятельность.

Задачи:

  • Развивать желание оказывать посильную помощь маме, заботиться и доставлять радость своими поступками и действиями.
  • Воспитывать любовь и уважение к самому близкому человеку – маме.
  • Воспитание коммуникативных, социально-нравственных качеств у детей.
  • Установление дружеских отношений между родителями и детьми группы, развитие творческого сотрудничества.
  • Создать праздничное настроение у детей и мам.

Родители,

педагоги,

дети

Практическое занятие.

ноябрь

2. Мастер-класс «Снежинка – пушинка». (WhatsApp, сайт детского сада)

Работа по изготовлению атрибутики для украшения группы. Творческая мастерская «Мир волшебной бумаги».

Цель: Создание доброжелательной атмосферы эмоционального общения посредством включения детей и родителей в совместную деятельность.

Родители,

педагоги,

дети

Папка-передвижка «Бумагопластика»

Обогащение педагогических знаний и умений родителей.

декабрь

4.

Цель: Вовлекать родителей в совместную досуговую деятельность с детьми; показать разнообразные игровые способы развития творческих способностей; способствовать оптимизации детско-родительских отношений

Родители педагоги, воспитатели,

Практическое занятие с элементами тренинга,

буклеты, наглядная информация, печатный журнал

апрель

3. День Защитника Отечества.

Цель: Способствовать

психологическому сближению детей

чувства взаимопомощи. Привлечь детей и родителей к занятиям физической культурой.
- Обеспечить высокую двигательную активность детей.
- Воспитывать любовь к Родине.

Родители

педагоги, воспитатели.

февраль

4. Совместный досуг «Весенние проказы солнечного лучика».

Цель: Вовлекать родителей в совместную досуговую деятельность с детьми; показать разнообразные игровые способы развития творческих способностей; способствовать оптимизации детско-родительских отношений

Родители педагоги, воспитатели,

Практическое занятие с элементами тренинга,

буклеты, наглядная информация, печатный журнал

апрель

  1. Секреты психологического здоровья.

Цель: изучить факторы, влияющие на психическое здоровье ребенка; побудить родителей проявлять заботу о психоэмоциональном состоянии ребенка.

родители, педагоги,

психолог

  1. Дискуссия «Факторы, влияющие на эмоциональное здоровье ребенка».

3. Практическое задание-исследование «Может ли влиять
порядок рождения на развитие ребенка?»

  1. Тест «Воспитательная позиция».
  2. Рефлексия.

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа семейного клуба "Мы вместе"

Семья – это общественный институт, где осуществляется социализация ребёнка. Им осваиваются общечеловеческие нормы морали, ценности в процессе взаимодействия с близкими людьми, формируются первые устой...

Программа физкультурно-оздоровительного семейного клуба "Мы вместе"

Семейный  клуб – это неотъемлемая часть воспитания и образования детей взрослыми.  Благодаря клубной форме работы возможно создание атмосферы общности интересов семьи и ДОУ, оказание п...

Доклад «Из опыта работы организации деятельности семейного клуба в детском саду «Мишутка»

доклад о работе кружка "Семейный клуб". формы работы с детьми и их родителеми не посещающих детский сад...

рабочая программа семейного клуба "Мы вместе"

В рабочей программе отражены взаимодействия в работе с родителями....

Программа семейного клубы "Мы вместе"

Программа по повышению уровня творческих и интеллектуальных способностей воспитанников дошкольного возраста посредством внедрения инновационных форм взаимодействия с семьёй в формате семейный клуб &la...

Рабочая программа семейного клуба "МЫ ВМЕСТЕ"

Одно из наиболее тяжелых направлений в работе педагога  является взаимодействие с родителями. Чтобы выйти на высокий уровень сотрудничества специалистам образовательного учреждения необходимо соз...