Опыт работы по внедрению нетрадиционной технике рисования «Хеппенинг , или игра в каляку –маляку».
материал (младшая группа)

Звягинцева Татьяна Владимировна

Как писал В.А. Сухомлинский«Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».

На современном этапе развития научных знаний о раннем возрасте подтверждается идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента для формирования его личности. Задачей в современной педагогике выступает реализация в воспитательном процессе самоценности периода раннего возраста как базисной основы всего последующего развития ребенка.

В рамках личностно-ориентированной технологии в своей педагогической практике, я использую нетрадиционный метод рисования: «хеппенинг».
Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приёмов, а как эффект игровой манипуляции. Такой способ нетрадиционного изображения можно назвать "хэппенинг" (в переводе с английского "случаться"). Хеппенинг - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария. При нём неизвестно, какое получится изображение, он заведомо успешен по результату, тем самым усиливает интерес детей к изобразительной деятельности.  

Главное - создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изобразительными навыками, умениями, учится осознанно их использовать.
Я считаю, что именно изобразительная деятельность является самым интересным видом деятельности дошкольников, так как позволяет детям выражать в своих рисунках свои впечатления об окружающем его мире, способствует всестороннему развитию детей, раскрытию и обогащению его творческих способностей.

Главной целью хеппенинга является развитие творческих способностей детей раннего возраста, нетрадиционными методами рисования. При этом решаются следующие задачи:

 развитие мелкой моторики, что способствует развитию речи, развитие тактильной чувствительности. Это новыеощущения при макании пальчика в краску, при ведениипальчиком по различным поверхностям для рисования   осознание ребёнком собственного тела,

раннее развитие творческих способностей,

  развитие ловкости пальцев и кистей рук,

развитие представлений о цвете,

  развитие воображения и образного мышления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_1.docx17.53 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы  по внедрению нетрадиционной технике рисования «Хеппенинг , или игра в каляку –маляку».

Как писал В.А. Сухомлинский«Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».

На современном этапе развития научных знаний о раннем возрасте подтверждается идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента для формирования его личности. Задачей в современной педагогике выступает реализация в воспитательном процессе самоценности периода раннего возраста как базисной основы всего последующего развития ребенка.

В рамках личностно-ориентированной технологии в своей педагогической практике, я использую нетрадиционный метод рисования: «хеппенинг».
Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приёмов, а как эффект игровой манипуляции. Такой способ нетрадиционного изображения можно назвать "хэппенинг" (в переводе с английского "случаться"). Хеппенинг - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария. При нём неизвестно, какое получится изображение, он заведомо успешен по результату, тем самым усиливает интерес детей к изобразительной деятельности.  

Главное - создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изобразительными навыками, умениями, учится осознанно их использовать.
Я считаю, что именно изобразительная деятельность является самым интересным видом деятельности дошкольников, так как позволяет детям выражать в своих рисунках свои впечатления об окружающем его мире, способствует всестороннему развитию детей, раскрытию и обогащению его творческих способностей.

Главной целью хеппенинга является развитие творческих способностей детей раннего возраста, нетрадиционными методами рисования. При этом решаются следующие задачи:

 развитие мелкой моторики, что способствует развитию речи, развитие тактильной чувствительности. Это новыеощущения при макании пальчика в краску, при ведениипальчиком по различным поверхностям для рисования   осознание ребёнком собственного тела,

раннее развитие творческих способностей,

  развитие ловкости пальцев и кистей рук,

развитие представлений о цвете,

  развитие воображения и образного мышления.

В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование пальчиками. Это способ примакивания пальцев руки к поверхности бумаги разными способами (кончиками пальцев ставим точки, проводим пальчиками линии, прикладываем пальчики (раскрасим 1 - 2 пальчика и приложим их к бумаге - получатся звёздочки, деревья), соберём пальчики в пучок - получатся цветы и снежинки). 

Рисуем кулачком: со стороны большого пальца выйдут розы, улитки, ракушки. Рисуем полураскрытым кулачком: можем нарисовать радугу, бананы.

Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По - разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки.
Ладошка, с разведёнными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глаза и рот. С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину.

В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование на подносе. Насыпьте слой манки или песка толщиной 2 - 3 миллиметра на поднос, разровняйте. Проводя пальцем по манке, можно изобразить геометрические фигуры, солнышко, цветок и т. д. У ребенка этот процесс стимулирует развитие свободы мысли, воображения. Дети в большей степени стремятся заявить о себе, показать свое «Я» окружающим, преодолевать препятствия и решать разнообразные проблемы. В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти), зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей.

Остальные методы рисования, используемые мной, Вы видите на экране:Рисование листочками, рисование лицом, носом, рисование ступней,рисование дном бутылкирисование губкой. А вообще этот метод рисования, зависит только т Вашей фантазии.

Мой опыт работы по внедрению нетрадиционных методов и приемов в изобразительной деятельности с детьми раннего возраста показал следующее:
1. Дошкольный возраст  является сензитивным для развития творческих способностей. Но для их развития недостаточно традиционного подхода, а требуется систематическое  использование и нетрадиционных  методов и приемов.
2. Показатели уровня развития творческих способностей детей после проведения обучению нетрадиционным техникам рисования изменились качественно и количественно.
3. Уровень развития творческих способностей наиболее заметен в свободной изобразительной деятельности.
4. Применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно.

Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути,  есть только свой собственный путь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Чудо нетрадиционной техники рисования"

Опыт работы на тему «Чудо нетрадиционной техники рисования»...

ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ТЕМА: «НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ».

Содержание работы. Введение. Глава 1. Нетрадиционная техника рисования.1.1.Понятие нетрадиционного рисования.1.2.Нетрадиционные          приемы р...

Опыт работы по нетрадиционной технике рисования с детьми дошкольного возраста

В рамках семинара повышения квалификации  "ФГОС ДО: особенности организации и содержание деятельности педагога ОУ" мною был проведён мастер-класс (для пеагогов района)по теме: "Использование нетр...

Опыт работы по нетрадиционным техникам рисования для дошкольников 3-4 лет

Обобщение опыта работы по использованию нетрадиционных техник рисования для дошкольников 3-4 лет...

Презентация.Опыт работы.Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста.

Презентация.Опыт работы.Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста....

Презентация к опыту работы «Хеппенинг , или игра в каляку –маляку»

В рамках личностно-ориентированной технологии в своей педагогической практике, я использую нетрадиционный метод рисования: «хеппенинг».Большинство нетрадиционных техник отно...

Активизация творческой деятельности воспитанников через внедрение нетрадиционных техник рисования

Конспект НОД "Традиционные костюмы донских казаков". Экскурсия в казачью горницу, рисование костюма казака солью. ...