Консультация для педагогов «Интеграция семейного и культурного воспитания через художественно-эстетическое развитие»
консультация

Селиванова Елена Владимировна

«Интеграция семейного и культурного воспитания через художественно-эстетическое развитие»

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_o_muzykalnyh_konsultatsiyah.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

«Интеграция семейного и культурного воспитания через художественно-эстетическое развитие»

Консультация для педагогов

Эпиграф:

Мой дом... Моя семья... Мой смысл жизни...

От вздоха первого и до прощальной тризны...

Мамины глаза, плечо отца...

И моя улыбка в пол-лица...

На санках с горочки лечу с сестрой...

Смеется папа, добрый  и большой...

А дома встретит запах пирогов.

Мой мир... Моя семья… Мой кров...

Я  в белом платье... Мамина слеза…

И, с верой в счастье, взгляд на образа...

Родной, любимый, посланный судьбой...

Теперь едины  мы навек с тобой!

Крик долгожданный малыша... Я - МАТЬ!!!

Прижать к груди, обнять, вдвоем дышать...

Наш город счастья с именем "СЕМЬЯ"...

Лишь в нашей власти жить, любовь даря!

Прощать ошибки, доброе ценить

И наше счастье трепетно хранить!

Из всех родных собрать большое "Я"

Неуязвима крепкая семья!

                                                                                         О. Афонина

«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

К. Д. Ушинский.

Семья — это отдельный неповторимый мир со своими уникальными традициями. Именно традиции создают неповторимую атмосферу в каждой семье.  Они хранят и защищают нас на протяжении всей жизни.

Семейные традиции – это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение. В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств: дней рождения, именин, юбилеев. У каждой семьи собственные ритуалы приема гостей, обычаи поздравлять родственников, обряды поминовения ушедших из жизни дорогих им людей.

Семью  объединяет совокупность духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития семьи, отношения между разными поколениями. Устройство  семейного уклада постоянно вбирает в себя все лучшее из окружающей жизни, но при этом творит уникальный мир своего дома. Какие-то традиции перешли к нам от родителей, какие-то мы создаем сами. Мы прекрасно понимаем, что соблюдение традиций - это путь к единению семьи.

Психологи уверяют, что детям семейные традиции необычайно важны: сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми; с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира. В утере семейных традиций некоторые психологи даже видят причину проблемного подросткового возраста. В конце концов, семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между супругами. Это еще и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для одной семьи.

Функция МБДОУ «Детский сад «Солнышко» – целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности.

Жизнь ребенка должна протекать в мире искусства, во всем его разнообразии и богатстве. Ничто не может сравниться с ним по силе воздействия на растущего человека. Искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни – эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей. Именно в детстве закладываются основы эстетического сознания, художественной культуры, проявляется потребность в художественной деятельности.  Синтезируя виды деятельности детей, мы тем самым усиливаем воздействие на эмоциональную сферу ребенка, способствуем пониманию искусства ребенком, развитию его личности. Важно обогащать формы ознакомления детей с искусством, включать его в повседневную жизнь, создавать условия для детского творчества.  

Для получения положительных результатов по художественно-эстетическому образованию в дошкольном учреждении необходимо разработать систему педагогической работы специалистов и коллектива в целом. Определяющее значение придается личностным, творческим качествам, исследовательской направленности деятельности, общей культуре, нравственной, развивающей позиции.Художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность.
Интеграция – это соединение знаний из разных образовательных областей на основе одной темы, образа, сюжета.
Цель интеграции – объединить различные виды художественной деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования представлений об окружающем мире, эстетической культуре и развития средствами искусства творческих способностей (музыкальных, сценических, литературных, к изобразительной деятельности) .
В процессе интеграции различных видов художественной деятельности (музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театрализованной) заложен огромный потенциал творческого развития ребенка, как формирующейся личности. Все виды художественной деятельности объединяются художественным образом. Это позволяет детям понять, как один и тот же художественный образ реализуется различными выразительными средствами искусств, и тем глубже вникнуть в художественное содержание.
Интеграция разных видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном детстве носит естественный характер. Дошкольник легко переключается с одного вида деятельности на другой, активно общается и быстро вступает в игру, увлекаясь придуманным образом, действием. Поэтому любой вид творческой работы детей целесообразно подкреплять другими видами художественной деятельности (словом, жестом, песней, игровой ситуацией, игрой-драматизацией) .
В интегрированных занятиях объединяются различные области знаний, содержание которых педагог отбирает исходя из определенной темы, диктуемой программой, по которой работает детский сад. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программ параллельно. Это позволяет детям увидеть целостную картину мира, сформировать у них системные знания и умения.
В ДОУ интегрировать можно различные направления:
- ознакомление с окружающим миром и развитие речи;
- ознакомление с окружающим миром и чтение художественной литературы;
- формирование экологической культуры и музыкальное развитие;
- изобразительная деятельность, чтение художественной литературы и музыкальное развитие;
- формирование элементарных математических представлений, ознакомление с русской культурой и музыкальное развитие;
- ознакомление с русской культурой и изобразительная деятельность;
- развитие эмоциональной сферы и музыкальное развитие и т.д.
Один из важнейших принципов проектирования интегрируемого занятия – определение знакомого и нового материала.
Чтобы правильно отобразить содержание знаний для их дальнейшей интеграции, важно учитывать, что знания должны:
- расширять и обогащать имеющиеся представления детей;
- быть нужными при последующем обучении в школе;
- быть доступными и опираться на личный опыт;
- связываться с повседневной жизнью;
- повышать уровень самоконтроля, самоорганизации и самооценки.
Основой художественно-эстетической интеграции является образ, создаваемый детьми в разных видах художественно-творческой деятельности:
- в литературе – средство выразительности – слово (образные представления, эпитеты, сравнения, метафоры, ритм) ;
- в театрализованной деятельности выразительные средства драматизации – движения, жесты, мимика, голос, интонации, позы;
- в изобразительной – рисунок (форма, величина, цвет, композиция, ритм) ;
- лепка (форма, объем, пропорции, соотношения предметов в общей композиции по величине) ;
- аппликация (форма, цвет, композиция) ;
- в музыке – мелодия, ритм, гармония, интонация.
Форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна. Использование разных видов работы в ходе занятия поддерживает внимание детей на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятия.
Интегрированные занятия снимают утомляемость, перенапряжение ребенка за счет переключения на разнообразные виды деятельности, ощутимо повышают познавательный интерес и мотивацию к обучению, развивают воображение, внимание, память, творческую активность.
Для использования интегрированного подхода в ДОУ необходимо найти оптимальные приемы, условия и соответствующее содержание, способствующее эстетическому воспитанию дошкольников через занятия интегрированного характера, целью которых является возможность развивать ребенка целостно, во взаимосвязи интеллектуальной и чувственной сфер.
Сейчас я на одном из примеров хочу рассказать, как можно проследить процесс интеграции художественного творчества с другими образовательными областями.
Первым этапом стала непосредственно образовательная деятельность – музыкально-ритмическое движение с темой «Поезд». Я предложила детям превратиться в паровоз и вагончики, показала приёмы, которые необходимо использовать при движении рук и ног. Второй этап – это опять же непосредственно образовательная деятельность, но уже познание (формирование целостной картины мира, тема «Транспорт», на котором закрепили имеющиеся знания о видах транспорта, но особое внимание уделили поезду, выяснили, какое значение он имеет в жизни людей, познакомились с профессией машиниста и выяснили, у кого из детей родители работают на железной дороге.  Дальше мы организовали сюжетно – ролевую игру «Путешествуем на поезде», в ходе которой дети проявили не только игровые навыки, но и познакомились с правилами поведения во время поездки на поезде.
Интеграция дает разнообразные возможности: детям и их родителям – для самореализации и самовыражения, а педагогам – для творческого подхода к организации воспитательно - образовательной работы.
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» интегрируется с содержанием таких образовательных областей как:
1. «Познавательное развитие». Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества.
2. «Речевое развитие». Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.
3. «Физическое развитие». Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства.
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.
4. «Социально – коммуникативное развитие». Развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства.

 Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и педагогической действительности выявили необходимость создания определенной системы, что состоит из взаимосвязанных компонентов, каждый из которых выполняет свою функцию в реализации художественно-эстетического образования с приоритетом развития семейных традиций. Поскольку художественно-эстетическое развитие не является изолированным направлением в деятельности детского объединения, в идеале необходимо стремиться к его проникновению во все сферы организации воспитательно-образовательного процесса.

В консультационном пункте МБДОУ «Детский сад №189» работает музыкальный руководитель Селиванова Е.В., имеющая большой опыт работы с детьми разных возрастов. Елена Владимировна окончила «Каменское педагогическое училище» в 1997г. и более 10 лет работала в общеобразовательной школе учителем музыки; имеет опыт работы в Центре детского творчества, где функционировала школа раннего развития для детей дошкольного возраста. В 2020 г. педагог прошла профессиональную переподготовку в Межрегиональном институте повышения квалификации и переподготовки с присвоением  квалификации «Педагогика и методика музыкального воспитания в ДОО».

Музыкальным руководителем проводится консультирование родителей в форме: диагностических диалогов «Вопрос-ответ»; бесед о музыкальных способностях и их развитии, о динамике музыкального развития. Также проходят консультации родителей совместно с детьми, где родители на практике получают возможность направленного взаимодействия с ребёнком, с целью развития его вокальных, двигательно-ритмических, пластических и артистических способностей, выявления его таланта. Например, чтобы расширить вокальный диапазон ребёнка, уже наученного точно интонировать в пределах пентатоники, существуют конкретные специальные упражнения, способствующие этой задаче: подопечному предлагается голосом подняться по ступенькам вверх и спуститься вниз, в соответствии со словами попевки «Вот иду я вверх. Вот иду я вниз», сопровождая поступенное пение  движением рукой игрушки по ступенькам пособия «Лесенка», сдвигая тонику попевки в зависимости от направления расширения диапазона. Тем самым у ребёнка формируется осознание и соотнесение звуковысотного восприятия с пластическим и вокальным интонированием. К тому же, ребёнок приучается правильно брать и фиксировать дыхание и распределять его на всю музыкальную фразу (кстати, это, в свою очередь, является очень хорошей профилактикой сезонных простуд и заболеваний органов дыхания). Эта работа обязательно сопровождается закреплением результата через рекомендации, данные родителю педагогом для домашних занятий в виде памятки или печатной консультации, а также ссылки на сайт музыкального руководителя.

Таким образом, спектр работы консультационного пункта в плане музыкального развития дошкольников, не посещающих детский сад, очень широк и направлен на формирование разных способностей (вокальных, исполнительских, декламаторских, аристических  и др.) и непосредственно певческих умений и навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ "Применение ИКТ в образовательной области "Художественно - эстетическое развитие"

Сегодня в обществе активно идет процесс становление новой системы образования, в том числе и дошкольного. Реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информ...

Консультация для педагогов "Инновационные технологии как одно из слагаемых художественно-эстетического воспитания дошкольников"

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Инновационные технологии - это система методов, способов обучен...

Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно – пространственной среды по художественно- эстетическому развитию в подготовительной группе в соответствии с ФГОС ДО»

Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно – пространственной среды по художественно- эстетическому развитию в подготовительной группе в соответствии с ФГОС ДО&raqu...

Консультация для педагогов: «Применение ИКТ при реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Чтобы разобраться в данной теме современного образования, я решила доказать уже известный постулат: формирование интереса у детей дошкольного возраста в рамках образовательной...

экологическое воспитание через художественно-эстетическое воспитание детей в ДОУ

Дошкольный возраст – период, когда закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды...

Нетрадиционные формы работы с детьми по патриотическому воспитанию через художественно-эстетическое и познавательное развитие детей.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.Произведения художественно – эстетического и устного народно...