Статья Психолого-педагогический процесс развития личности
статья
Характеристика развития человека.
Структура личности.
Виды развития: социальное, психическое, физическое умственное. Способности, виды, характеристика.
Задатки как основа развития способностей человека.
Пути развития способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo-pedagogicheskiy_protsess_razvitiya_lichnosti.docx | 20.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогический процесс развития личности.
Характеристика развития человека.
Структура личности.
Виды развития: социальное, психическое, физическое умственное. Способности, виды, характеристика.
Задатки как основа развития способностей человека.
Пути развития способностей.
Развитие личности определяется как процесс, как результат количественных и качественных изменений человека, становление его как биологического вида и как социального существа.
Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, включающим в себя морфологические, биохимические, физиологические изменения. А социальное находит выражение в психическом, духовном, интеллектуальном росте.
Если человек достигает уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность, такого человека называют личностью.
Понятие «личность», в отличие от понятия «человек», — социальная характеристика, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Как личность человек формируется в социальной системе путем целенаправленного, продуманного воспитания. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу, посильного вклада в сокровищницу материальных и духовных ценностей — с другой. Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности, на практике проявить, раскрыть внутренние свойства, заложенные в нем природой, сформированные жизнью и воспитанием.
Развитие человека — сложный, длительный, противоречивый процесс на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир в детском и юношеском возрасте. Развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего к высшему. Характерная особенность этого процесса — переход количественных изменений в качественные, преобразующие физические, психические, духовные характеристики личности.
Структура личности многогранна:
1. Темперамент.
2. Характер.
3. Воля.
4. Способности.
5. Позиция в обществе.
6. Устремленность.
7. Мотивы поведения и др.
Всякое развитие – это изменение. По содержанию развитие бывает: умственное; физическое; психическое; социальное.
Умственное – личность в процессе своей активной деятельности присваивает исторический опыт человечества, зафиксированный в предметах материальной и духовной культуры.
Физическое – изменения, связанные с ростом, развитием костной, мышечной систем, внутренних органов, нервной системы.
Психическое – изменение свойств (память, воображение, речь). Они не даются в готовом виде человеку.
Социальное – ролевая установка, социальное положение человека в обществе.
На развитие личности влияют его способности. Способности – это психологические качества индивида, которые выделяют его из массы других людей в отношении (по Б. М. Теплову):
- динамики (скорости) усвоения знаний, навыков и умений;
- успешного осуществления данного вида деятельности.
В отличие от склонности, которая характеризует устремленность личности к чему-то, способность определяет качество деятельности. По отношению к знаниям, умениям и навыкам она выступает как потенциальная возможность. Проявляется способность только в деятельности. Формируется на основе врожденных задатков восприятия, памяти, мышления.
По уровню развития способности подразделяются на:
- одаренность (совокупность общих и специальных способностей человека в определенной области);
- талант (одаренность человека, реализованная в определенной области через специальные способности);
- гениальность (одаренность, выраженная в результатах, достигнутых во многих областях деятельности через общие и специальные способности).
Структуру способностей составляет целая совокупность психических качеств. Например, литературная способность не может опираться только на богатую фантазию, здесь требуются эстетические чувства, образная память, интерес к психологии человека и др. С другой стороны, способность разных людей к одной и той же деятельности может обеспечиваться различными качествами. Например, в структуре математических способностей у одного человека ведущим является память на числа и операции, у других – логичность и аналитическое мышление.
Задатки – это врожденные, особенности нервной системы, мозга, органов чувств индивида. Задатки служат основой развития способностей человека. Именно в деятельности задатки переходят в способности. Так, хорошая зрительная память требуется в творчестве художника, в деятельности разведчика, работе дизайнера. Выбор этих сфер деятельности обусловлен уже не задатками, а большим числом разных факторов (мотивами личности, влиянием семейных традиций и др.). Задатки могут наследоваться генетически, способности – нет.
При диагностике в качестве критериев способности рассматриваются:
- темпы овладения определенным видом деятельности;
- широта переноса формирующихся качеств (влияние сформированных качеств на приобретение новых);
- соотношение нервно-психических затрат и результата деятельности.
Наиболее интенсивно развиваются способности при занятии деятельностью, находящейся в зоне потенциального развития (по Л.С. Выготскому). Простые задания лишь поддерживают имеющийся уровень способностей. Чрезмерная сложность заданий тормозит формирование новых способностей из-за невыполнимости задач.
Деятельность как фактор развития личности.
Деятельность как активность человека, направленная на удовлетворение потребностей.
Характеристика процесса деятельности.
Основные виды человеческой деятельности.
Общение как первоначальная деятельность.
Виды общения.
Функции общения.
Средства общения.
Ведущая деятельность.
Деятельность – активность человека, которая направлена на удовлетворение потребностей. Потребности постоянно развиваются, что влияет на развитие самой деятельности и на человека. В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру.
Первоначальная деятельность – это потребность в другом человеке.
Выделяют разные виды общения в зависимости от его содержания, целей и средств.
По целям общение может быть биологическим (для поддержания, сохранения и развития организма) и социальным (для установления и развития межличностных отношений).
В зависимости от видов биологических и социальных потребностей выделяют:
- деловое общение (обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности);
- личностное общение (сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко затрагивают личность человека; поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку);
- инструментальное (общение, которое не является самоцелью, а преследует какую-то другую цель, кроме получения удовлетворения от самого коммуникативного акта);
- целевое (общение, которое само по себе служит средством удовлетворения потребности, в данном случае – потребности в общении).
По средствам общение может быть прямым (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения) и косвенным (осуществляется через посредников), вербальным и невербальным.
В общении выделяют 3 взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Во время процесса общения осуществляется взаимная передача закодированных сведений между индивидами. При этом субъекты общения не просто обмениваются информацией, а стремятся выработать ее общий смысл.
Интерактивная сторона общения предполагает организацию взаимодействия между людьми. Возможны два основных типа взаимодействия – сотрудничество и конкуренция.
Перцептивная сторона общения реализуется в процессе восприятия и познания партнерами по общению друг друга и установлении между ними взаимопонимания.
Средства общения представляют собой способы кодирования, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного человека к другому. Передача любой информации осуществляется посредством различных знаковых систем.
Различают вербальную коммуникацию (речь) и невербальную коммуникацию (различные неречевые знаковые системы).
Вербальная коммуникация является у людей универсальной, так как при передаче информации с помощью речи менее всего теряется смысл высказываний. В процессе вербальной коммуникации осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.
Невербальная коммуникация призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу. К невербальным средствам общения относят мимику, позы, движения, жесты, темп и тембр голоса, смех, покашливание и др. К этим средствам чаще всего прибегает человек при передаче обратной связи партнеру по общению. Через систему невербальных средств передается информация о чувствах, испытываемых людьми в процессе общения. Жесты, мимика и контакт глазами помогают определить искренность другого человека. Невербальные средства являются важным дополнением речевой коммуникации. Их роль определяется не только тем, что они усиливают или ослабляют речевое влияние коммуникатора, но и в том, что они помогают участникам общения выявить намерения друг друга, делая процесс коммуникации более открытым.
Каждому периоду развития ребенка соответствует своя особая ведущая деятельность, которая в определенном возрасте играет основную роль и определяет психологический возраст ребенка.
Период младенчества (от рождения до 1 года). Ведущая деятельность – эмоциональное общение ребенка с взрослыми. Это влияет на формирование зрительных, слуховых, мышечно-двигательных ощущений и восприятий.
Раннее детство (от 1–3 лет). Ведущая деятельность – предметно-орудийная (манипулятивная), где ребенок овладевает способами действий с предметами.
Дошкольный возраст (от 3–6–7 лет). Ведущая деятельность – ролевая или сюжетная игра, в которой ребенок овладевает смыслами человеческой деятельности. Здесь зарождается учебная и трудовая деятельность.
Младший школьный возраст (6–7–10 лет). Ведущая деятельность – учебная, регулирование отношений с окружающими людьми.
Подростковый возраст (11–14–15 лет) – учебная деятельность и самоутверждение в общественно-полезной деятельности (труд, спорт и т. д.). Старший школьный возраст (15–17–18 лет) – учебно-профессиональная деятельности, определение морально-этнических норм в общении с окружающими.
В каждом возрасте на фоне ведущей деятельности различные другие виды деятельностей сочетаются в различных пропорциях между собой. Они обусловлены потребностями и интересами детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья«Психолого-педагогические технологии построения здоровьесберегающего процесса в ДОУ»
Нами разработана и адаптирована программа психокоррекции эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников, которая призвана научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции, избег...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Ребенок, приходя в ДОУ и погружаясь в среду, решает свои определенные задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации, образования и др. Сопровождающая раб...
Статья "Психолого-педагогические основы проблемы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста".
Интерес к исследованию проблемы развития логического мышления, логического компонента, связан с поиском стратегий его оптимального развития, определение эффективности условий и средств его совершенств...
Статья "Психолого-педагогические аспекты речевого развития ребенка"
Статья "Психолого-педагогические аспекты речевого развития ребенка"...
Статья «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ».
Эта статья раскрывает отношение автора педагога и психолога к нравственному и эстетическому воспитанию дошкольников в условиях ДОУ. Российское современн...
Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка в образовательной среде
В настоящее время в научной литературе термин «сопровождение» понимается, прежде всего, как поддержка психически здоровых людей, у которых на определенном этапе развития возникают какие-ли...
Статья "Психолого-педагогические основы поддержки развития способностей детей старшего дошкольного возраста к разным видам деятельности (ранняя профориентация)"
Описание актуальности проблемы, которая касается формирования ранней профориентации у детей старшего дошкольного возраста. В данной статье описаны цель, задачи, приницпы и условия развития ранней проф...