План родительского всеобуча
методическая разработка
Значительная часть родителей не профессиональные воспитатели, они не имеют специальных знаний в области детской психологии и педагогики, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. В связи с этим специалисты дошкольных образовательных учреждений могут оказать помощь родителям (законным представителям) в получении необходимых знаний и умений в вопросах обучения и воспитания детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_roditelskogo_vseobucha.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДАЮ»
на педагогическом совете Заведующая МДОУ
МДОУ детский сад № 9 города Алушты детский сад № 9 города Алушты протокол №___от _____________ _______________Л.А.Бабанина
Приказ № ___ от ______________
ПЛАН
родительского всеобуча
муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 9 «Гвоздичка»
города Алушта
на 2019-2020 учебный год
г. Алушта
1. Введение. Актуальность
Новое содержание дошкольного образования, стремительно меняющаяся информационная среда недостаточно знакомы родителям, а главное, не пропущены ими через собственный опыт, вызывают дополнительную напряженность в отношениях с детьми и снижают эффективность выполнения воспитательной функции.
Формирование личности начинается в семье, первому опыту общения ребенок учится у своих родителей. Этот опыт формирует определенные модели взаимодействия, закрепляется и становится частью личности ребенка. Дети, из социально неблагополучных семей, растущие в эмоциональной депривации, имеют большие трудности в формировании системы отношений, которая формируется в процессе индивидуального развития под взаимодействием различных факторов, важнейшим из которых является взаимоотношения в семье. Существует прямая зависимость влияния семейного фактора на особенности развития ребенка. Поэтому, только при наличии единого стиля требований семьи и детского сада можно рассчитывать на успех. Исследования показывают, что современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов.
Значительная часть родителей не профессиональные воспитатели, они не имеют специальных знаний в области детской психологии и педагогики, испытывают трудности в установлении контактов с детьми.
Характерной особенностью современной ситуации является увеличение количества неполных, конфликтных семей, а общественная занятость родителей вместе с низким уровнем их психолого-педагогической культуры значительно влияют на изменение характера взаимоотношений между детьми и родителями.
Наряду с этим, помощь необходима не только родителям детей «группы риска», но и благополучным семьям. В настоящее время все чаще встречаются родители эмоционально неустойчивые, с разными вариантами личностной акцентуации: агрессивностью, лживостью, повышенной ранимостью, избыточной эмоциональной чувствительностью и т.д.
Это в свою очередь, выражается в формализации и обеднении контактов родителей с ребенком, исчезновении совместных форм деятельности, возрастающем дефиците теплоты и внимательного отношения друг к другу, что зачастую способствует формированию у ребенка неадекватной самооценки, появлению неуверенности в своих силах, развитию отрицательных форм самоутверждения в обществе, а также в крайних случаях выражается в задержках психического и речевого развития, проявлению девиантного поведения.
Именно поэтому формирование педагогической культуры родителей должно выступать одной их важнейших задач современного общества, частью государственной социальной политики. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания отражается в ряде нормативно-правовых документов. Так, в законе «Об образовании в Российской Федерации» ст. 44 п.1 гласит: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
В связи с этим специалисты дошкольных образовательных учреждений могут оказать помощь родителям (законным представителям) в получении необходимых знаний и умений в вопросах воспитания и обучения дошкольников.
2. Цели и задачи родительского всеобуча
Цель: содействие повышению психологической и педагогической родительской компетентности в вопросах воспитания, образования и развития, охраны и укрепления здоровья детей, выработка единого взгляда семьи и МДОУ на сущность процессов воспитания и образования с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка, совершенствование приемов семейного воспитания путем создания ситуации сотрудничества, формирования установки ответственности родителей по отношению к проблемам дошкольного обучения и развития ребенка.
Задачи родительского всеобуча:
- повышение мотивации к самостоятельному развитию родительских компетенций;
- совершенствование системы профилактической работы с детьми и их семьями по предупреждению безнадзорности и правонарушений;
- повышение педагогической культуры родителей;
- пропаганда здорового образа жизни и семейных ценностей;
- знакомство родителей с основами педагогических, психологических, правовых знаний;
- обеспечение единства воспитательных воздействий МДОУ и семьи;
- обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
- предупреждение родителей от совершения наиболее распространенных ошибок;
- привлечение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.
3. Принципы реализации родительского всеобуча
- добровольность и ненавязчивость обучения (родители могут добровольно посещать любые мероприятия и в любой момент отказаться от помощи);
- целесообразность;
- обеспечение предельной конфиденциальности и эмоциональной безопасности;
- открытость, доброжелательность, уважение и безоценочное отношение к родителям и их детям;
- системность в работе, выражающаяся в актуальности, последовательности и логичности работы со всеми участниками образовательного процесса;
- согласованная совместная деятельность специалистов, участвующих в работе с семьей;
- опора на жизненный опыт родителей;
4. Формы и методы родительского всеобуча
Родительские всеобучи проводятся ежемесячно.
Педагогическое просвещение (родительский всеобуч) проводится самостоятельно или является основной частью родительских собраний.
- электронная почта в МДОУ «Задавайте вопросы» (адрес babanina_l.a@mail.ru);
- «горячая линия»-доступный перечень телефонов;
- информация для родителей на сайте МДОУ http://aldou9.crimea-school.ru;
- наглядный материал и стендовая информация для родителей в здании детского сада и группах;
- родительские собрания;
- проблемные лекции;
- мастер-классы для родителей и совместно с родителями и с детьми;
- привлечение родителей к участию в выставках совместного творчества с детьми, конкурсах и развлечениях;
- участие родителей в спортивных мероприятиях;
- индивидуальные и тематические консультации;
5. Условия эффективности проведения родительского всеобуча
Чтобы занятия проходили эффективно, необходимо создавать и соблюдать следующие организационно-содержательные условия:
- выбирать для обсуждения на занятиях актуальные проблемы семейного воспитания детей с учетом интересов, потребностей и запросов родителей, материал, отобранный для изучения должен быть доступен родительскому восприятию, соответствовать интересам родителей и возрастным особенностям их детей;
- включать в организацию работы специалистов, состоящую из представителей администрации, учителя-логопеда, педагога-психолога, членов родительского комитета;
- использовать активные формы проведения занятий, обеспечивающее вовлечение родителей во взаимодействие;
- создавать на занятиях благоприятную атмосферу, комфортную для неформального общения участников;
- проводить рефлексию по итогам занятий;
6. Планируемые результаты реализации родительского всеобуча
Проведение родительского всеобуча поможет решению ряда воспитательных и социальных проблем, как в масштабе семьи, образовательной организации, так и в масштабе окружающего социума.
- повышение родительской компетентности в вопросах семейного воспитания, укреплению партнерских отношений между родителями, педагогами и общественностью в воспитании детей.
- оптимизация детско-родительских отношений и совершенствование навыков воспитания;
- разнообразие форм взаимодействия детского сада, семьи и социума;
- вовлечение родителей в воспитательный процесс и культурно-досуговую деятельность;
- психолого-педагогическое просвещение семьи;
- профилактика негативного семейного воспитания;
- формирование интереса родителей к личностному развитию ребенка;
- удовлетворенность родителей: качеством воспитательно-образовательного процесса и психологическим климатом в коллективе, условиями для развития личности ребенка.
7. Перспективный план проведения родительского всеобуча на 2019-2020 учебный год
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ | СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Сентябрь | «Семейный Кодекс. Роль семьи в воспитании детей» Организационное общее родительское собрание. «Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения» (родительское собрание в младшей группе) «Развиваем речь детей дошкольного возраста» (родительское собрание в средних группах) «Как повысить познавательную активность детей (рекомендации родителям)» (родительское собрание в старшей группе) «Кризис 7 лет. Рекомендации родителям» (родительское собрание в подготовительной группе) |
Октябрь | «Учите детей общаться со сверстниками и взрослыми» Письменные консультации в уголках для родителей (папках-раскладушках): «Учите детей общаться. Быть вместе», «Чтобы ребёнок слушался. Советы А.С. Макаренко», «Как помочь ребенку преодолеть страхи», «Словесные игры с детьми», «Какие игрушки необходимы детям», «Капризы и упрямство» «Учим ребенка общаться» «Советы родителям замкнутых детей» «Памятка для родителей по правилам общения в детском саду и дома» |
Ноябрь | «Роль родителей в воспитании любви к родному краю. Региональный компонент Образовательной программы». Консультация: «Воспитание любви к Родине». |
Декабрь | «Правовое воспитание детей и родителей. «Декларация прав ребенка» Лекция «Жестокое обращение с детьми: что это такое?». Знакомство с Конвенцией о правах ребенка. Просмотр презентации «Права детей». Оформление информационного уголка для родителей «Права детей» |
Январь | «Значение пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей». Презентация игр и игровых упражнений (родительское собрание в младшей группе). «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста. Рекомендации родителям» (родительское собрание в средних группах). «Здоровье ребенка в наших руках. Заповеди здорового образа жизни». О закаливании детей дома и в МДОУ. О роли прогулок в жизни ребенка (родительское собрание в старших группах). «Ваш ребенок идет в первый класс. Рекомендации родителям. Портрет выпускника ДОУ» (родительское собрание в подготовительной группе). |
Февраль | «Научите детей основам безопасности жизни» Информация на сайте ДОУ для родителей. Стендовая информация в уголках для родителей и воспитанников: «Дорога и дети», «Безопасное детство», «Здоровье» |
Март | «Мальчики и девочки: два разных мира» Лекция. Задачи гендерного воспитания в МДОУ. Консультации «О воспитании девочек и мальчиков». |
Апрель | «Воспитать любознательного ребенка- значит подготовить его к школе» Общее родительское собрание для подготовительной группы. Консультация в родительском уголке «Как ускорить умственное развитие ребенка» |
Май | «Слагаемые здоровья. Как использовать лето для укрепления здоровья детей» Наглядная информация в уголке для родителей: «Закаливание», «Здоровье кожи!», «Здоровье зубов», «Польза физической культуры», «Витамины». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОДИТЕЛЬСКИЙ ВСЕОБУЧ
ЗНАЧЕНИЕ ТЕАТРА В РАЗВИТИИ ВАШЕГО РЕБЁНКА...
Родительский всеобуч
методика проведения артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастик...
Родительский всеобуч
Родительский всеобуч «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»....
Родительский всеобуч "Дети и мир природы"
Влияние природы на ребенка огромно. Знакомство с разнообразным миром природы и общение с ним начинается с первых лет жизни. Только при условии тесной связи с природой, ее явлениями, с самой жизнью у д...
Родительский всеобуч
Роль сказки в жизни ребенка...
Выступление на родительском всеобуче по теме « Компьютер и ребёнок - плюсы и минусы этого общения»
Данная разработка знакомит родителей с "плюсами" и " минусами" общения ребёнка с компьютером. Эта тема актуальна , так как отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительно...
примерный план родительских всеобучей
данная информация может помочь педагогам распределить по месяцам темы для родительских встреч...