Адаптация детей раннего возраста к условиям доу
статья
Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adapta3iya.docx | 22.62 КБ |
Предварительный просмотр:
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ
Адаптация (от лат. Adaptare – приспособлять) – в широком смысле – приспособление к окружающим условиям. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или негативным (стресс).
Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.
Характеристика понятия «адаптация» и факторы, влияющие на неё
Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания; но главное – ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту).
Каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты. Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.
Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.
Хуже остальных чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим темпераментом. Они не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. А если воспитатель не понимает проблем такого ребенка, то начинает его еще больше подстегивать, при этом эмоциональный стресс действует таким образом, что ребенок еще больше затормаживается, становится еще более вялым, безучастным.
Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери (подробно о привязанности мы уже говорили ранее), и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
Кстати, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней. Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко - у них нет сформированной привязанности к матери.
Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы - в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания. Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация. К сожалению, проблемы адаптации могут преодолеть не все дети, что может привести к развитию невроза у ребенка. Если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту.
Как правило, ослабленные дети труднее адаптируются к новым условиям. Они чаще заболевают, труднее переживают разлуку с близкими. Случается, что ребенок не плачет, не выражает внешне негативных проявлений, но теряет в весе, не играет, подавлен. Его состояние должно беспокоить воспитателей не меньше, чем тех детей, которые плачут, зовут родителей.
Так же, особого внимания требуют дети со слабым типом нервной системы. Эти дети болезненно переносят любые перемены в их жизни. При малейших неприятностях их эмоциональное состояние нарушается, хотя свои чувства они бурно не выражают. Их пугает все новое и дается оно с большим трудом. В своих движениях и действиях с предметами они не уверенны, медлительны. Таких детей к детскому саду следует приучать постепенно, привлекать к этому близких им людей. Воспитатель должен поощрять, подбадривать и помогать им.
Поведение ребенка под влиянием сложившихся привычек также приобретает индивидуальный характер. Если он не умеет, есть самостоятельно, то в детском саду отказывается от еды, ждет, чтобы его накормили. Так же, если не знает, как мыть руки в новой обстановке – сразу плачет; если не знает, где взять игрушку – тоже плачет; не привык спать без укачивания – плачет и т.д. поэтому очень важно знать привычки ребенка, считаться с ними.
Незнание привычек ребенка значительно осложняет работу воспитателя. Его педагогические воздействия становятся стихийными, не целенаправленными и часто не дают необходимого результата. Все привычки и навыки каждого вновь поступившего ребенка сразу узнать трудно, да они и не всегда проявляются в новых условиях. Воспитателю необходимо помнить, что ребенок раннего возраста, имеющий необходимые навыки, не всегда может перенести их в новую обстановку, ему необходима помощь взрослого.
Воспитатель должен установить контакт с ребенком в первый же день. Но если у ребенка не сформирован опыт общения с незнакомыми людьми, на все действия воспитателя он реагирует негативно: плачет, вырывается из рук, стремится отдалиться, а не приблизиться к воспитателю. Ему нужно более длительное время, чтобы привыкнуть, перестать испытывать страх перед воспитателем. Нервозность, слезы мешают ему правильно и быстро воспринять заинтересованное, доброе отношение воспитателя.
В таком случае целесообразно разрешить маме побыть в группе. В ее присутствии ребенок успокаивается, страх перед незнакомым взрослым исчезает, ребенок начинает проявлять интерес к игрушкам. Мать должна побуждать его обратиться к воспитателю, попросить игрушку, сказать, какая тетя хорошая, добрая, как она любит детей, играет с ними, кормит. Воспитатель подтверждает это своими действиями: ласково обращается к малышу, дает игрушку, хвалит его костюм, показывает что-то интересное в группе и т.п.
На основании вышеизложенного выявляются следующие факторы, влияющие на адаптацию ребенка к садику:
- страхи перед незнакомыми людьми и перед новыми ситуациями общения
- характер ребенка
- возраст ребенка
- состояние здоровья
- сформированности опыта общения
- степень родительской опеки
Организация адаптационного периода детей раннего возраста
При поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс, поэтому очень важно помочь ребенку преодолеть эмоциональное напряжение и успешно адаптироваться к новой среде.
Для определения готовности детей к поступлению в детский сад и прогноза адаптации применяются психолого-педагогические параметры, которые объединены в три блока:
- Поведение детей, связанное с удовлетворением органических потребностей;
- Нервно психическое развитие;
- Черты личности.
С опорой на эти блоки составляется карта готовности ребенка к поступлению в детский сад, в которой фиксируются ответы родителей во время беседы.
Специалисты выделяют три периода привыкания ребенка к детскому саду: острый, подострый, период компенсации. Два первых периода можно классифицировать по степени тяжести – легкая, средней тяжести, тяжелая и крайне тяжелая. [7;51]
По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет:
1. В яслях - 7-10 дней
2. В детском саду в 3 года - 2-3 недели
3. В старшем дошкольном возрасте - 1 месяц
Адаптация - длительный процесс, который необходимо вести в три этапа. Каждый этап имеет свои цели, свои задачи, которые не всегда будут совпадать для родителей и воспитателей. Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания; но главное – ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту).
В условиях воспитания детей раннего возраста в ДОУ индивидуальный пход к ребенку обусловливается, с одной стороны знанием психических и физических его особенностей, да с учетом его эмоционального настроения в данное время, состояния здоровья
Первый этап - подготовительный – начинается со сбора сведений о ребенке, семье. Для этого родителям предлагаются анкеты, где родители, отвечая на предложенные вопросы, дают исчерпывающую характеристику своему ребенку. В свою очередь сотрудники ДОУ анализируют данные материалы, делают выводы об особенностях поведения ребенка, сформированности его навыков, об интересах и т.п. Это помогает воспитателям правильно общаться с детьми в адаптационный период, помочь детям легче привыкнуть к новым для них условиям. Для оптимизации процесса успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения также необходимо провести работу с семьей – дать квалификационные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания (соблюдение режима дня в семье, сформированности необходимых культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, умение ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми). Воспитатели знакомят родителей с картами нервно-психического развития детей, объясняя, что должен уметь ребенок этого возраста.
Затем проводится первое общее родительское собрание, которое администрация дошкольного учреждения проводит за четыре - шесть месяцев до начала поступления детей в группу. На собрании заведующая знакомит родителей с сотрудниками административного аппарата, с персоналом группы, рассказывает о традициях и текущих задачах учреждения, показывает кабинеты специалистов, физкультурный и музыкальный залы, групповые помещения.
Методист и психолог рассказывают о возрастных особенностях детей и причинах, вызывающих стрессовое состояние, дают рекомендации по подготовительным мероприятиям, которые помогут малышам спокойно войти в новые условия жизни:
- привести домашний режим в соответствие с режимом группы;
- познакомить с меню дошкольного учреждения и ввести в рацион питания новые для него блюда;
- по возможности приучать ребенка к самостоятельности при самообслуживании;
- расширять ориентировку ребенка в ближайшем окружении: посещать детские площадки, ходить в гости к товарищу по играм в песочнице, оставаться ночевать у бабушки и т.д.
Для организации успешной адаптации детей раннего возраста, воспитатели составляют план воспитательно-образовательной деятельности воспитателей. При этом выбирают разнообразные направления работы: развлечения, консультации для родителей, памятки, интересные для детей дидактические игры, подвижные игры, способствующие возникновению положительных эмоций у детей, элементы устного народного творчества.
В своей работе воспитатели должны использовать анкетирование, посещения ребенка на дому, папки-передвижки, наглядные формы педагогической пропаганды (стенды), консультации для родителей, беседы с родителями, родительские собрания.
За 10 - 15 дней до начала второго этапа адаптационного периода - приема детей в группу - проводится второе родительское собрание.
На собрании заведующая рассказывает о режиме работы группы, необходимости постепенного вхождения малыша в новые условия жизни. Родители узнаю, что у каждого ребенка свои сроки адаптации, которые зависят от его индивидуально - типологических особенностей и от того, как его подготовили к этому серьезному этапу жизни. Заведующая сообщает, что адаптационный период будет проходить под контролем медико-педагогической службы с участием психолога, подчеркивает: для успешного проведения этого периода необходимы слаженные действия всех взрослых - родителей, воспитателей, медицинских работников, психолога. Одно из главных условий успешной адаптации ребенка - присутствие мамы.
Старшая медицинская сестра дает рекомендации по профилактическим мероприятиям с детьми ,объясняет родителям, почему дети все же могут заболеть.
Методист рекомендует в оставшиеся до прихода детей в дошкольное учреждение дни формировать у них положительное отношение к детскому саду. Методист так же рассказывает о том, какие задачи будут решаться взрослыми на этом этапе адаптационного периода.
Психолог подробно описывает поведение мамы в первые дни совместного с ребенком посещения детского сада: чтобы не вызвать у малыша тревоги, напряжения, не следует прижимать ребенка к себе, брать на руки; необходимо спокойно относиться ко всем предложениям персонала, помогать воспитателю в выполнении наиболее трудоемких режимных моментов ,но не подменять его в учебно-воспитательном процессе Главная задача: формировать положительное отношение к воспитателю - интересному, доброму взрослому; быть помощником в решении текущих задач на каждой ступени иерархической лестницы.
Второй этап подготовки малыша к жизни в детском саду – знакомство с педагогами и сотрудниками детского сада. Формы этой работы: индивидуальные консультации; проведение совместных прогулок неорганизованных детей с детьми группы; открытые детские праздники («Новый год», «Весна красна», «Масленица» и т.п.); знакомство родителей с соответствующей литературой из «Библиотеки детского сада».
Главное на этом этапе – это привыкание ребенка к режиму детского сада. Резкая смена режима дня малыша влияет на его здоровье. Поэтому родители в этот период должны осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые способствуют укреплению здоровья малыша.
Основные принципы работы по адаптации детей следующие:
1. Тщательный подбор педагогов в формируемую группу.
2. Постепенное заполнение групп (прием 2–3 малышей в неделю).
3. Неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2–3 часа, возможность пребывания с мамой).
4. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (свободное время прихода, дополнительные выходные дни).
5. Сохранение в первые 2–3 недели имеющихся у малыша привычек.
6. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).
Постепенное введение ребенка в новые условия жизни с помощью мамы и симпатичного для него воспитателя помогает ему безболезненно освоиться на всех ступенях иерархической лестницы, преодолеть этот трудный период жизни. Не смотря на усилия всех взрослых, у многих детей в домашних условиях в это время все же наблюдаются поведенческие и эмоциональные проявления регрессии: утрачиваются навыки опрятности и самообслуживания, снижается уровень речевого общения и игровых умений. Это объясняется тем, что дети устают от напряженного ритма жизни группы, постоянного присутствия значительного количества сверстников, непрерывного шумового фона в помещении.
Часто причиной неуравновешенного поведения детей бывает неправильная организация деятельности ребенка: когда не удовлетворяется его двигательная активность, ребенок не получает достаточно впечатлений, испытывает дефицит в общении со взрослыми.
Срывы в поведении детей могут произойти и в результате того, что не удовлетворены своевременно его органические потребности – неудобство в одежде, ребенок не своевременно накормлен, не выспался.
Результаты исследований различных психологов показали, что если:
- будет проведена беседа с родителями будущих воспитанников детского сада
- будет составлена карта нервно-психического развития ребёнка, в которой фиксируются ответы родителей во время беседы;
- будут учтены психические и физические особенности ребёнка, с учетом эмоционального настроения и состояния его здоровья;
- будут создаваться благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском соду, то тогда пройдёт успешная адаптация детей раннего возраст к условия садика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Задача: создание необходимых условий для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...
Рекомендации для родителей групп раннего возраста “ Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ “.
Рекомендации для родителей групп раннего возраста“ Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ “. Период адаптации- тяжелое время для ребенка, его родителей. В среднем адапт...
Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»
Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....
Родительское собрание в группе раннего возраста «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»
Родительское собрание в группе раннего возраста«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»...
Родительское собрание в первой группе раннего возраста на тему: ««Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»
родительское собрание...
Консультация для родителей группы раннего возраста Тема: «Проблемы адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
Консультация для родителей .Познакомить родителей с понятием «адаптация» и ее особенностями у детей;Дать рекомендации по адаптации ребенка в условиях семьи...
Консультация для педагогов групп раннего возраста: "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ".
Цель: расширение представлений педагогов об адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ....