"Вредные привычки у дошкольников"
консультация
Предварительный просмотр:
Вредные привычки у дошкольников
Привычка – сформировавшееся действие, выполнение которого при определенных обстоятельствах стало потребностью человека. Привычки могут быть полезными и вредными. Важнейшую задачу воспитания наряду с формированием полезных привычек составляет борьба с вредными. Для этого необходимо не только формирование отрицательного отношения к ним самого ребенка, но и такое изменение условий его жизни и деятельности, чтобы выполнение вредных привычных действий, привычных форм поведения стало возможным или было бы затруднено.
В своей работе каждый педагог сталкивается с проблемой вредных привычек: среди дошкольников часто встречаются дети, имеющие те или иные особенности поведения, которые не одобряются и не принимаются в цивилизованном человеческом обществе. Привычки определенного типа (связанные с гигиеной, физиологическими потребностями, аккуратностью) не приветствуются по объективным причинам: они могут нанести вред здоровью и физическому развитию ребенка. В раннем и младшем дошкольном возрасте многие из таких привычек объясняются незрелостью психофизиологических механизмов регуляции поведения, физиологических отправлений. С течением времени большая их часть исчезает, заменяется на правильные формы поведения, умения, навыки.
Так, маленький ребенок, который дома привык сосать пустышку, ходить в памперсах, держать во рту палец, по мере взросления сможет все больше и больше времени проводить без соски, пользоваться горшком, а позднее и туалетом. Ребенок, увлеченно играя с игрушками, забывает класть палец в рот, ведь руки нужны совсем для другого. Постепенно, к началу посещения детского учреждения, все формы поведения, свойственные младенцам, исчезают. Если же они задерживаются – можно говорить о стабилизации привычек, которые на данном этапе уже могут рассматриваться как вредные.
Постоянное сосание пустышки препятствует формированию правильного прикуса, искажает зубной ряд, что в дальнейшем часто ведет к появлению не только косметических , но и логопедических дефектов.
Привычка держать во рту палец и сосать его формируется очень рано (исследования показывают, что во время внутриутробного периода, до рождения, человеческий зародыш часто держит во рту большой палец). Сосательный рефлекс, необходимый для нормального вскармливания, является одним из основных для человеческой психики – он раньше всех появляется и позже всех угасает. Сосательные движения успокаивают ребенка, способствуют засыпанию, понижению тонуса нервной системы. Поэтому дети с пальцем или пустышкой во рту кажутся заторможенными, они почти «спят наяву», не сразу и не сильно реагируют на разнообразные события вокруг них. С одной стороны, так легче перенести стресс (а стрессом для маленького ребенка является многое), но с другой – это препятствует ориентировке в окружающем, усвоению нового, формированию внимания и интеллектуальному развитию в целом.
Чисто физическое воздействие на зубы, губы и язык не дает полноценно формироваться речевым умениям (рот занят!), постоянное сосание пальца выводит из активного употребления и руку (рука-то тоже занята!), соответственно страдают речь, интеллект, развитие мелкой моторики (движений рук).В целом привычка что – то сосать во время бодрствования является губительной уже у детей начиная с шестимесячного возраста. Если пустышку предлагать перед сном или с целью успокоить плачущего ребенка – это еще допустимо, а часто и целесообразно. Но если ребенок проводит целые дни с заткнутым ртом, скоро можно будет говорить о вероятном снижении темпа его психического и физического развития. Педагог и психолог детского сада обычно работают с детьми старше двух лет, и если у последних имеется обыкновение сосать палец или пустышку, следует поговорить с родителями как можно раньше и объяснить, что этого в таком возрасте допускать нельзя.
Привычка сосать палец, игрушки, тряпки, встречающаяся у многих детей раннего возраста, опасна с точки зрения многочисленных инфекций, Она является результатом неудовлетворенной потребности в сосании, чувства незащищенности и служит простейшим механизмом, который осознанно выбирает ребенок, чтобы освободиться от страха, напряженности, неуверенности. Все эти привычки становятся опасными и вредными, только если они не исчезли вовремя, а задержались, сковывая ребенка тормозя его на более ранних ступенях развития.
Воспитатель группы, в которую ходят дети 2-3 лет, как правило, легко справляется с теми привычками, которые и так должны исчезнуть в этот период. В таком возрасте малыши охотно подражают друг другу, поэтому именно в детском саду часто легче овладевают необходимыми умениями и гигиеническими навыками, чем дома. Четкий режим, большое количество интересных занятий, привлекательных игрушек, пример более старших детей, похвала воспитателя обеспечивают нормальному ребенку возможность вести себя «как большой». Очень часто по мере адаптации в детском саду дети сами начинают вести себя соответственно возрасту сначала в учреждении, потом и дома. Так бывает, что в детском саду малыш легко засыпает без пустышки (хотя может пососать палей перед сном), ест самостоятельно любую еду, пользуется туалетом, а дома по-прежнему возвращается к старым привычкам. Но через 1-2 месяца исчезают и они.
Постоянное пребывание в памперсах ребенка старше 12-18 месяцев сковывает движения, ведет к перегреву половых органов у мальчиков. Редкая смена памперсов может привести к переохлаждению и возникновению урогенитальных инфекций у девочек, у большинства детей – чревата экземами и дерматитами. Частое непроизвольное опорожнение мочевого пузыря приводит к тому, что ребенок не научается контролировать его наполнение, не получает сигналов о том, что нужно пойти на горшок, объем мочевого пузыря почти не увеличивается. К полутора годам дети должны уже прекрасно понимать, зачем их высаживают на горшок, уметь проситься в «туалет». К двум годам (началу посещения детского сада) ребенок уже не испытывает сложностей в данном вопросе.
Второй тип вредных привычек, с которыми сталкивается педагог детского сада, - это невротические привычки, связанные с патологическими проявлениями со стороны нервной системы в ответ на стресс, разовый или постоянный, на неправильное поведение взрослых, стремящихся искоренить, а вместо того, наоборот, закрепляющих эти привычки. Речь идет о таких вредных привычках, как грызение ногтей, энурез (непроизвольное мочеиспускание), энкопрез недержание кала) навязчивые движения рук (пальцевой невроз) или лица, головы, тела, плечевого пояса (тики) и др.
Эти привычки по сути не являются привычками, а скорее, особенностями слабой незрелой психики в условиях, в которых почему-то не произошло формирование и закрепление на физиологическом уровне правильных, адекватных реакций. Чаще всего эти и некоторые другие привычки свидетельствуют в первую очередь о наличии огромного внутреннего напряжения, которое ослабевает при выполнении тех или иных не всегда приемлемых, с нашей точки зрения, действий. Тики, энерез, навязчивые действия вообще не снимаются без помощи психоневролога, без применения медикаментозной терапии. Грызение ногтей может пройти само при правильной организации жизни ребенка, но иногда в ситуации стресса снова возвращается даже во взрослом возрасте.
Если в группе детского сада имеются дети с невротическими нарушениями, которые воспитатель склонен относить к вредным привычкам, то первое и основное правило, из которого он должен исходить, очень простое: всеми силами обеспечить таким детям максимально спокойное и эмоционально комфортное состояние.
Напряжение, в котором пребывает такой ребенок, может возникать и усиливаться от самых, казалось бы, невинных вещей: кто-то боится самостоятельно делать новое действие (боится ошибки, негативной оценки, неприятия), кто-то теряется в незнакомой обстановке, кто-то не справляется с работой в одном темпе с группой, кто-то цепенеет и впадает в ступор, если надо отвечать на вопрос, прочесть стишок или выполнить другое задание на глазах у зрителей. Есть дети, которые не могут попросить о чем-то воспитателя, стесняясь задать вопрос, избегают прямого общения со взрослыми. При этом бывают и такие, которые легко вступают в контакт с педагогами, но не умеют играть, общаться, действовать вместе с детьми. В постоянном напряжении пребывают дети, недавно начавшие посещать дошкольное учреждение и еще не полностью адаптированные к новым условиям. Любое напряжение, которое испытывает ребенок, может ребенок, может выражаться в плаче, крике, капризах, агрессивных действиях – это обычно происходит с детьми, и никто этому не удивляется. Эти реакции понятны и достаточно закономерны.
Но в некоторых ситуациях происходит по- другому. Дети, чья непосредственная реакция на стресс грубо подавляется (им запрещают плакать, наказывают за крик, двигательные реакции, высмеивают или иначе унижают за их поведение, которое могло бы им помочь справиться с растущим напряжением), как бы «загоняют» свои переживания внутрь.
В этом случае вместо сдерживаемых резких реакций, которые мог бы себе позволить маленький ребенок, появляются тики, судороги, заикание. Агрессия, которой не дали выхода, может обратиться на самого ребенка – кусание себя, губ, языка, пальцев, грызение ногтей, иногда дергание себя за волосы – это так называемые проявления аутоагрессии. Грубость и резкость взрослых только усиливают напряжение ребенка и соответствующие негативные проявления. И то, что мы считаем вредной привычкой ( а на самом деле это формирующийся невроз), прогрессирует на глазах.
Для предотвращения подобного развития событий воспитатель должен отличать невротические привычки от обычных и не пытаться «искоренять» их силовыми методами. Необходимо представлять себе и домашнюю ситуацию – практически все невротические привычки берут исток из дома, где ребенок провел первые годы жизни и обычно испытывал определенные трудности.
В то же время, отдавая себе отчет, что изменить семью ребенка невозможно, педагог детского сада в состоянии обеспечить его положение в группе, повысить самооценку, помочь подружиться с детьми, извлечь, наконец, от неприятных переживаний новой игрушкой, интересной книжкой, веселой суетой, движениями, танцем, песенкой и т.д.
К таким детям необходим индивидуальный подход. Их привычки, странности, особенности сглаживаются, если не обращать на них слишком много внимания, а только помогать ребенку отвлечься от них. Конечно, важно и необходимо не привлекать внимание к ним других детей.
Для дошкольников со слабой нервной системой, у которых могут проявляться уже опасные невротические привычки, полезно движение, музыка. Многим нравится рисовать. Все, что посильно такому ребенку, способствует его эмоциональному комфорту, должно быть использовано в группе детского сада. Однако если ребенок боится, стесняется, не хочет участвовать в общей игре или спектакле, не решается общаться со сверстниками – принуждать нельзя. Его можно лишь приободрить, выразить уверенность, что в другой раз он, если захочет, поиграть со всеми вместе, съедет с горки, нарисует картинку и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Вредные привычки у дошкольников"
В консультации рассмотрены основные вредные привычки у дошкольников: привычка грызть ногти, привычка долго смотреть телевизор, привычка кусаться. Даны рекомендации по устранению данных привычек....
Причины нарушения речи и значение вредных привычек у дошкольников
Причины нарушения речи и значение вредных привычек...
Вредные привычки у дошкольников
Методы и приемы борьбы с вредными привычками у дошкольников (консультация для воспитателей и родителей)...
Вредные привычки у дошкольников
В этом сообщении я хотела еще раз поднять такую большую проблему как: ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ . Мы часто незнаем как вести себя и что делать, когда у нас появляются такие проблемы как: ребенок сосет палец ил...
Вредные привычки у дошкольников
Консультация для родителей «Вредные привычки у дошкольников» Вы уже родитель, но признайтесь, что когда-нибудь, да сосали в задумчивости карандаш или грызли ногти, кусали кончики п...
Консультация для родителей " Вредные привычки у дошкольников"
Консультация для родителей " Вредные привычки у дошкольников"...
Родительское собрание "Профилактика вредных привычек у дошкольников и подростков"
Серьезный разговор с родителями о вредныхпривычках, с активными формами обсуждения данной проблемы, с высказываниями детей и специалистов, поможет стать порфилактической мерой в среде дошк...