Родительское собрание "Профилактика вредных привычек у дошкольников и подростков"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Серьезный разговор с родителями о вредныхпривычках, с активными формами обсуждения данной проблемы, с высказываниями детей и специалистов, поможет стать порфилактической мерой в среде дошкольников и подростков; приобщить семьи воспитанников к ЗОЖ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_vrednyh_privychek.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
«Профилактика вредных привычек».
Цель: Профилактика вредных привычек в детской среде и семье.
Задачи:
- Дать представление о причинах возникновения вредных привычек.
- Дать понятие о преимуществах здорового образа жизни.
- Выработка правильного ролевого поведения с ребенком и подростком в плане профилактики и борьбы с вредными привычками у детей и подростков.
Здоровье – это ещё не всё,
Но всё – ничто без здоровья.
Древнегреческий философ Сократ.
Актуальность
“Привычка – это вторая натура…”. Как часто мы слышим эти слова. У каждого человека - свои привычки, как вредные, так и полезные. Привычки - это автоматизированные действия, которые проявляются независимо от желаний. Полезные привычки помогают почувствовать себя собранными, организованными, готовыми к преодолению трудностей. Они приходят на помощь даже при стрессе или в условиях дефицита времени. К сожалению, у людей возникают не только полезные, но и вредные привычки. Причем появляются они неслучайно. В основе их лежит механизм подкрепления. Если привычка получила неоднократное положительное подкрепление, то она закрепится и устранить ее будет очень трудно. Вредные привычки властвуют не только над взрослыми, но и над детьми. Проблему вредных привычек у молодого поколения в современном обществе решают и педагоги, и психологи, и врачи, с их вредными последствиями стараются бороться и родители.
По социологическим данным, в России:
-до 10% хотя бы раз в своей жизни пробовали какое-нибудь наркотическое средство!
Скажете рано об этом думать? Но мнение специалистов будет иным: вредные привычки родителей даже в перинатальный период (до рождения влияют в целом не только на организм ребенка, но и вызывают у новорожденных наркологическое похмелье, табачную, наркотическую ломку, зависимость.
Вредным привычкам подвержены все. Вредные привычки, как и люди взрослеют, и поначалу кажутся нам безобидными. О привычках раннего возраста с вами поговорит воспитатель группы ЕА. Курдюкова.
Как видим, дети имеют минимум представлений о вредных привычках, но это совершенно не означает, что дети вредным привычкам не подвержены.
Сегодня на нашем заседании попытаемся разобраться с тем, какие привычки являются вредными, нужно ли с ними бороться, как их предотвращать и как с ними бороться, если в этом есть необходимость.
Во-первых, давайте ответим на вопрос: у детей и взрослых одинаковые вредные привычки или они отличаются?
Начнём с «детских» вредных привычек
- «Мозговой штурм»
Итак, какие «детские» вредные привычки вы можете назвать?
- нарочито сутулиться,
- шаркать ногами при ходьбе,
- чрезмерно жестикулировать,
- хватать собеседника за рукав или за пуговицу,
- поминутно отплевываться,
- ковырять в носу,
- употреблять слова-паразиты ("ну", "вот", "значит", "короче") и т.п.
- Привычка теребить волосы или мочку уха, сосание пальца, губы, края одежды или постельного белья,
- верчение,
- выдергивание волос,
- грызение ногтей,
- раскачивание головой или биение ею о подушку перед сном и т.п
- ерзать на стуле,
- Игра «Хорошо – плохо»
Постарайтесь увидеть в привычке две стороны — позитивную и негативную
(разделить родителей на две команды: пессимисты и оптимисты)
К примеру, ребёнок накручивает волосы на палец. С одной стороны, это, конечно, вредно — вот-вот останется совсем без волос. С другой стороны, это помогает, когда он нервничает.
***
«Из-за этого, кстати, и возникают многие дурные привычки, — объясняет Марлатт. — На некоторое время они могут успокаивать. Поэтому прежде, чем избавиться от привычки, вам надо решить, что делать с руками, если их некуда девать».
- Поиск причин вредных привычек
- Распределение родителей по подгруппам по количеству привычек
Несформированные КГН | Недостаток ласки и впечатлений (тревожность) | Индивидуальные особенности нервной системы ребёнка |
Причина возникновения проста - недостаточное внимание со стороны родителей к поведению ребенка. Рецепт здесь один - привитие ребенку полезных навыков: опрятности, аккуратности, организованности, соблюдения элементарных правил этикета. | В условиях недостатка ласки и впечатлений ребенок, предоставленный самому себе, испытывает скуку или страх и ищет успокоения и отвлечения в немногих доступных ему действиях: манипулирует частями своего тела, сосет палец или губу, теребит волосы, ухо, нос и т.п. Вредная привычка становится необходимым ритуалом самоуспокоения, отвлечения от страхов и беспокойства, компенсацией недостатка общения. | Еще родителям необходимо четко отличать навязчивые действия, мешающие нормальному развитию ребенка, от вполне допустимых странностей и мелких привычек, которые, в общем-то, есть у каждого. |
«Нелёгкий вопрос» (решение педагогических ситуаций)
Сосание предметов Девочка Аня, 4 лет, в течение дня в детском саду периодически сосет тряпочку, которую она принесла из дома. На любые попытки отобрать любимую тряпочку девочка реагирует агрессивно. Мама Ани рассказала воспитательнице о том, что девочка очень привязана к тряпочке с 2 месяцев - именно в это время маме пришлось выйти на работу и передать заботу о дочери бабушке. С тряпочкой Аня не хочет расставаться, не отдает ее даже постирать (мама стирает любимую тряпочку дочери, когда она спит). Аня не садится за стол кушать вместе с детьми, и воспитательнице приходится кормить девочку отдельно. Оказалось, что Дашу бабушка кормит до сих пор только жидкой пищей из рожка. |
Привычка грызть ногти. «Я не хочу – они сами грызутся!» Когда впервые мама Даши сказала дочери о том, что ей придется сдать экзамен в подготовительный класс музыкальной школы и не ударить в грязь лицом, то Даша очень испугалась, что не сумеет это сделать. С тех пор прошла уже неделя, а Даша до сих пор боится и постоянно беспокойна. И вдруг сегодня мама Даши заметила, что ее дочь все время грызет свои ногти. И ногти выглядят ужасно. С такими стыдно прикоснуться вообще к любому инструменту. Она набросилась на Дашу и стала девочку ругать. А Даша, плача, причитала, что и сама не понимает, зачем «грызутся» ее ногти, и, ничего не замечая, их снова продолжала грызть. |
Привычка заниматься онанизмом "Как отучить Ваню грызть ногти?" |
- Пути избавления от вредных привычек
Родители определяются с тем, ЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ и КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ ИЗБАВИТЬСЯ от привычки
Борьба с вредной привычкой - это всегда борьба с тревожностью, неуверенностью, пессимизмом.
III часть.
Вашим детям были заданы вопросы:
- Как ты относишься к людям, которые курят?
- Как ты поступишь если тебе предложат покурить?
- Как по- твоему курение действует на здоровье?
Просматривание ролика «Мнение детей о курении».
Вы увидели вредную привычку глазами детей.
Каковы будут выводы из просмотренного сюжета:
- Имеется ли представление детей о вредной привычке?
- Какую окраску получило табакокурение у ваших детей?( «положительную», «отрицательную» , «нейтральную»)
- Надо ли начинать разговор о вреде курения (алкоголизма начинать с дошкольного детства? ( родители приводят аргументы «за» и «против»)
«Черный мешочек»
Назовите причины пристрастия к вредным привычкам?
(родители складывают в мешочек жетоны черного цвета, отвечая на поставленный вопрос)
Фильм «Курение в среде подростков» (1 часть, 2 часть)
Вопросы для обсуждения:
- Какие причины дополнительно нашли?
- Политические?
- Социально- экономические?
- Социально психологические?
- Генетические ( наследственные)
Личностные? (любопытство, желание показаться взрослым, в знак протеста требованиям взрослым)
-Можно и игнорировать проблему детских привычек, и профилактическую работу с ребенком?
«Красный мешочек».
Что делать, чтобы избежать привыкания детей к табаку, алкоголю наркотикам?
(родители складывают в мешочек жетоны красного цвета, отвечая на поставленный вопрос)
Тренинг «Тренинг «Я ребенок- я родитель»
Итак, в арсенале взрослого довольно широкий ассортимент воспитательных средств для предупреждения вредных привычек.
1 | Убеждение (положительной эмоциональной окраской) | Мама провожает ребенка в оздоровительный летний лагерь. Сын, ты становишься взрослым. Ребята в отряде могут быть разные, кто-то курит, кто-то выпить предложит, но у тебя должна быть своя голова, я очень надеюсь на твою самостоятельность и взрослую позицию к этому вопросу. |
2 | Мораль, нотация | Отец возвращается домой и застает свою дочь курящей в форточку. У нас с тобой был разговор? И сколько еще тебе говорить? не кури! У комнате и вообще! Посмотри, твоя подруга спортом занимается, на английский ходит, ей такими глупостями не хочется заниматься.. иди, займись собой запишись в секцию. Не позорь отца с матерью. |
3 | Контроль | Сын вернулся с классного мероприятия: От тебя дымом пахнет. Ты что курил, ну-ка, дыхни. Выверни карманы. Смотри, завтра пойду в школу, спрошу у классного руководителя, чем вы тут занимались? |
4 | Запугивание, игнорирование, Пример(-) | Мать, вернувшись с ночной смены обнаружила в мусорном ведре банки их под пива. - Что это? Ты пил? Ты, что хочешь как твой отец кончить? Еще раз увижу с пивом или алкоголем, на глаза мне не появляйся! |
5 | Положительный пример , похвала. | Классный руководитель проводила родительское собрание по «Вредным привычкам». Она провела опрос и была довольна, что в новом учебном году, 3 из 5 учеников бросили привычку курить. Мать вернулась с собрания, явно довольная таим фактом: -я очень рада слышать об этом сынок, теперь ты видишь, и успеваемость у тебя стала лучше и на соревнования городские тебя пригласили по баскетболу. Какой ты молодец! |
Сейчас прибегнем методу рефлексии или самооценки.
На некоторое время превратимся в детей подросткового возраста, а наши педагоги сыграют роль родителей.
У вас есть таблицы, вы прослушиваете ситуации и в графе чувства, мотивация, действие можете поставить «плюс», если эмоции положительные вызывает данный метод воспитания., «минус», если вызывает отрицательные эмоции.Или записать конкретное желание которое у вас возникло, словами
№ | Ситуация воздействия | Чувства | Желания | действия |
1 | Убеждение (положительной эмоциональной окраской) | |||
2 | Мораль, нотация | |||
3 | Контроль |
| ||
4 | Запугивание, игнорирование , Пример(-) | |||
5 | Пример (+) |
Фильм «Курение в среде подростков» (3часть)
«Мудрые мысли вслух»
- А сейчас, я бы хотела, чтобы наше собрание закончилось на оптимистической ноте зачитайте изречения великих о вредных привычках…
С того, что человек делает не то, что он должен делать, а то, что ему хочется, начинается нравственное опустошение, развращение и падение.
(В.А.Сухомлинский)
…Слабость характера – это единственный недостаток, который невозможно исправить.
(Франсуа Ларошфуко)
…«Пьянство» и «культура» - вот два понятия, взаимоисключающие друг друга; как лед и огонь, свет и тьма.
(Н.Семашко)
…Водка белая, но красит нос и чернит репутацию.
(А.П.Чехов)
…Поворот дороги – это еще не конец. Еще вы можете повернуть.
(К.Роджерс)
…С людьми живи в мире, а с пороками – сражайся
(латинская пословица)
…Оправдайте, не карайте, но назовите зло злом
(Ф.М.Достоевский)
…Торгуя честью, не разбогатеешь.
(Л.Вовенарг)
…Не жалко, что человек родился или умер, что он лишился своих денег, дома, - все это, в конечном счете, не принадлежит человеку. А то жалко, что человек теряет свою истинную собственность – человеческое достоинство.
(Л.Вовенарг)
Вывод:
Будет ли сформирована привычка, во многом зависит от нас взрослых, в первую очередь, насколько мы выберем правильную позицию по отношению к ребенку, как ни странно в основе лежит любовь к ребенку! В благополучной семье, где царит любовь, понимание и га отношения гармоничные между родителями детыми дети, как правило, не имеют вредных привычек.
Взрослый должен собой положительный пример. И отвечать за себя и свои поступки, а значит, должен взять ответственность за здоровье и судьбу своего ребенка
Семейная профилактика оказывается тесно связанной с другими аспектами воспитания и в конечном итоге сводится к формированию у ребёнка культуры жизни- потребности и умения в самореализации, способности гармонично строить свои отношения с окружающим миром. Эти качества способны стать надёжными внутренними барьерами для ребёнка, предотвращающими многие беды, в том числе и « дружбу» с одурманивающими веществами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Вредные привычки у детей"
Собрание в нетрадиционной форме (круглый стол)...
"Вредные привычки у дошкольников"
В консультации рассмотрены основные вредные привычки у дошкольников: привычка грызть ногти, привычка долго смотреть телевизор, привычка кусаться. Даны рекомендации по устранению данных привычек....
Причины нарушения речи и значение вредных привычек у дошкольников
Причины нарушения речи и значение вредных привычек...
Родительское собрание "Вредные привычки ребенка раннего возраста"
В ходе собрания родители ищут механизм избавления от вредной привыччки у малышей от 1,5 до 3 лет. Материал может быть интересен детским психологам, воспитателям групп раннего возраста....
Памятка для родителей по профилактике вредных привычек у детей и подростков Памятка для родителей по профилактике вредных привычек у детей и подростков
Памяткадля родителейпо профилактикевредных привычеку детей и подростков...
материал для родительского собрания "Вредные привычки"
видео-презентация материала по теме "Вредные привычки родителей" и их влияние на детей для родительского собрания....
материал для родительского собрания "Вредные привычки"
Аспекты жизни ребёнка, на которые активно влияют привычки родителей...