НОД "Путешествие в страну вежливости"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста в настоящее время актуальна как никогда. Очень часто в нашем мире сталкиваешься с грубостью и невоспитанностью людей. Поэтому стоит повышать культуру общения детей уже в дошкольном возрасте. Современные люди больше заняты своими проблемами и работой, что порой не находят времени общаться со своими детьми по душам. дети вынуждены общаться с телевизором и компьютером. И мы, педагоги должны помочь детям разобраться как себя вести в том или ином случае. Помочь понять, что хорошо, а что плохо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материал для воспитателей | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Путешествие в страну Вежливости»
Цель: Формирование у детей представлений о вежливости, учтивости и доброжелательности.
Задачи: Дать детям понятие «здравствуй», что оно обозначает. Формировать представление о хороших и плохих поступках, о правилах поведения в общественных местах. Развивать связную речь, умение вести диалог, разговор по телефону. Познакомить детей с историей посуды, с процессом её преобразования человеком. Воспитывать у детей такие качества, как сочувствие, щедрость, честность, справедливость.
Дидактический материал: «Ковёр - самолёт»; кукла - Буратино; костюмы зайчика и ёжика; иллюстрации по произведению В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»; магнитная доска с двумя листами бумаги красного и зелёного цвета; мяч; два телефона; ёлочки; шапочки «посуда»; ложки, вилки, ножи, тарелки разного размера и вида; указка; фартуки и косынки; конфеты - монеты.
Ход деятельности.
Педагог. Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в страну Вежливости. Мы поговорим об азбуки вежливости, вспомним правила поведения, побываем в музее, поговорим о том, как правильно сервировать стол, и немного поиграем. Прежде чем начать наше путешествие, давайте улыбнёмся нашим гостям, которые пришли к нам на занятие, и скажем в их адрес несколько тёплых слов. (Дети по очереди называют слова: мы рады видеть вас, мы с нетерпеньем ждали вас, мы приветствуем вас и т.д.) Посмотрите, сколько хороших слов мы сказали нашим гостям. Теперь можем начать наше путешествие. Его мы совершим на волшебном ковре-самолёте. (Дети садятся на ковёр, звучит волшебная музыка.)
Первая остановка «Волшебный лес».
Педагог. Посмотрите, как красиво и тихо в лесу. Здесь живут птицы и звери, которые тоже всегда приветствуют друг друга, но они не могут разговаривать, поэтому общаются жестами. Давайте попробуем показать, как это они делают. (Дети встают парами.) Поздоровайтесь друг с другом (трутся носами); спросите, как дела (хлопают ладошками); встретили друга (трутся спинами); рады другу (обнимаются). Но мы с вами очутились в волшебном лесу, поэтому звери тут разговаривают. Посмотрите, вот они.
Сценка «Ёжик и зайчик обиделись».
Девочка. Что случилось? Отчего вы такие сердитые? Конечно, поссорились наверно. Надо обязательно помириться!
Зайка. Я с ёжиком мириться не буду. Он невежливый. Я сказал ему: «Здравствуй!». А он не ответил.
Ёжик. А зачем сто раз одно и тоже говорить, я тебя вчера видел.
Девочка. Да ты что, ёжик? Хочешь, чтобы зайка заболел?
Ёжик. Нет! Я не хочу, чтобы он болел.
Девочка. Почему же ты для него «здравствуй» пожалел? Ведь «здравствуй» значит не болей, будь здоров!
Ёжик. А ты тоже не очень вежлив.
Зайка. Это ты не вежлив. Почему ты меня зовёшь «Косой».
Девочка. А ты как ёжика зовёшь?
Зайка. Никак, я просто кричу ему «Эй ты!».
Девочка. Значит, вы оба хороши. Надо друг друга уважать и всегда здороваться. А то с вами никто дружить не будет.
Ёжик. Прости меня зайка! Я теперь всегда буду здороваться!
Зайка. И ты прости меня ёжик! Я буду вежливый! Давай мириться! (Звери мирятся за пальчик.)
Педагог. А вы ребята, говорите «Здравствуйте» при встрече. (Да.) Это удивительное слово «здравствуйте» - очень древнее . В старину русские люди при встрече снимали шапку и кланялись в пояс, желали друг другу доброго здоровья . Это слово и означает «будь здоров», а тех , кто не кланялся считали невоспитанными людьми. Ведь в поклоне заключено важное содержание: «ты мне приятен, я к тебе хорошо отношусь, желаю тебе всего самого доброго - счастья, веселья, здоровья. А какие ещё слова приветствия вы знаете? (Доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет.) А кому, мы можем сказать «привет»? (Другу.) Молодцы, ребята, а теперь продолжим наше путешествие.
Вторая остановка «Город Вежливости».
Педагог. Продолжая наше путешествие, мы очутились в городе вежливости. Здесь мы с вами познакомимся с основными правилами поведения. Ведь, чтобы быть вежливым ,нужно правильно себя вести. Давайте с вами вспомним, как нужно вести себя с товарищами, дружить. ( Ответы детей: Всегда говорить волшебные слова; делиться игрушками, уметь уступать, не хвастаться, радоваться успеху товарища, говорить всегда правду, помогать в беде, быть смелым, трудолюбивым, опрятным.)
Правильно, ребята! Об этом есть замечательное произведение В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Давайте сейчас его вспомним. У меня есть весёлые картинки, которые мы с вами будем помещать на зелёный фон (если это хорошие поступки) или на красный фон (если это плохие поступки). (Дети по очереди выбирают картинку и читают отрывок из стихотворения, соответствующий картинке; затем выбирают для неё фон). Молодцы, ребята! Вы правильно оценили каждый поступок. Теперь, я думаю, что вы будите правильно поступать и вести себя с друзьями.
Правда, дети, чтобы быть вежливыми, нужно соблюдать правила общения. Например, разговаривая по телефону. Послушайте разговор двух девочек и двух мальчиков.
- Алина звонит Юле.
-Здравствуйте, это говорит Алина Богачёва. Можно попросить к телефону Юлю?
-Можно, сейчас, подожди.
-Алло! Юля, это ты? Здравствуй! Говорит Алина. Я хочу пригласить тебя на свой день рождения. Приходи, пожалуйста, завтра в три часа дня. Только обязательно. Буду ждать.
-Спасибо, что позвонила и пригласила меня на день рождения. Я обязательно приду.
-До свидания!
-До свидания!
2. Илюша звонит Алёше.
-Алло! Кто это? Алёша?
-Ну - у!
-Лёх, это ты?
-Ау!
-Ты меня узнал?
-Ну – у!
-Это Илюша!
-Ну – у!
-Знаешь, что я хочу сказать?
-Ну – у чё?
-Ребята во дворе играют в футбол. Пойдём?
-Ага, давай!
Педагог. А теперь скажите, правильно ли разговаривали девочки по телефону? ( Да.) Объясните, почему? ( Вежливо разговаривали, называли друг друга по именам, благодарили. ) Понравился ли вам разговор мальчиков? Почему? (Употребляли плохие слова, были грубы, невежливы.)
Но и этого мало. Чтобы быть вежливыми нужно знать правила поведения в общественных местах (в театре, в кино, транспорте). Сейчас мы с вами поиграем в игру «Весёлый мяч». Вставайте в круг. Я буду задавать вопросы и бросать вам мяч, а вы будите отвечать на них.
(Дети встают в круг.)
Вопрос: Как нужно вести себя в общественных местах?
Ответы: Вести себя спокойно.
Не шуметь.
Громко не разговаривать.
Быть скромным.
Не мешать другим.
Не мусорить.
Отключать мобильные телефоны.
Вопрос: Как нужно вести себя в транспорте?
Ответы: Уступать место старшим.
Вежливо общаться.
Уметь извиняться.
Говорить вежливые слова.
Вести себя сдержано.
Не привлекать внимание окружающих.
Вопрос: Как вести себя за столом?
Ответы: Не садиться за стол в шапке.
Не говорить с набитым ртом.
Правильно пользоваться столовыми приборами.
Не класть локти на стол.
Вытирать губы бумажной салфеткой.
Не прихлёбывать громко.
Не стучать столовыми приборами о тарелку.
Педагог. Молодцы, ребята, все вы знаете правила поведения в общественных местах. Запомните их и всегда выполняйте.
(Педагог предлагает детям сесть на ковёр – самолёт и продолжить путешествие.)
Третья остановка. «Город музеев».
Педагог. В этом городе есть много разных музеев, но мы с вами побываем в музее говорящих предметов, музее посуды. Слышите? Кто-то плачет? (Появляется Буратино, который плачет.)Здравствуй, Буратино. Почему ты плачешь?
Буратино. Здравствуйте, дети. Я от Мальвины убежал. Она меня замучила своими нравоучениями. «Сиди за столом прямо, не разговаривай с набитым ртом». А недавно, она пригласила друзей в гости. А меня попросила накрыть на стол. А я не умею.
Педагог. Не печалься Буратино. Мы тебе поможем. Но сначала, пойдём с нами в музей посуды. (Дети и Буратино отправляются в музей, где стоят 4-е стола. На них столовые приборы. Дети подходят к ним.)
1.Ложка. Вы меня узнали,
Ложкой все меня зовут.
Если есть за стол садятся,
То меня с собой берут.
Педагог. Много лет тому назад человек жил в пещере, готовил пищу на огне, а ел руками. Прошли века, есть руками было неудобно, и тогда он сделал ложку. Сначала, она была из камня. Потом человек из пещеры переехал в хижину. И ложка стала деревянной.
Ложка. И в один прекрасный день
Я стала деревянной.
И мне совсем не лень
Помощницей быть славной.
Педагог. Человек раскрасил её яркими узорами, и стала она такой красивой. Потом ложка стала бронзовой, серебряной и металлической, которой мы и сейчас пользуемся, потому что она прочная, удобная.
2 Вилка. Вы узнали кто я? Зря,
Известно всем на свете
И создал человек меня.
Педагог. Что это, ребята? (Вилка.)
Вилка. Однажды понял человек,
Чтобы было есть удобно,
Создать он должен инструмент рогатине подобный.
Педагог. Это правда, ребята. Сначала вилка была деревянной, похожей на рогатину. Было у неё два зуба. Но они быстро ломались. И тогда человек придумал вилку из металла с четырьмя зубцами.
3.Нож. Не пропустите и меня,
Я тоже очень важный,
Меня узнали вы, друзья,
Кто сильный и отважный? (Нож.)
Мой папа острым камнем был,
Он резал всё подряд.
И очень верным другом слыл,
Помочь всегда был рад.
Педагог. Раньше каменный нож быстро стирался. И люди придумали его из дерева и металла, как сейчас. Им стало легко резать любые продукты и он стал очень красивым.
4.Тарелка. Эй, ребята, осторожней,
Нас не принято бросать,
Мы весёлые тарелки,
Нужно нас оберегать.
Педагог. Первыми тарелками у людей были обыкновенные листья, опавшие с дерева. Затем они стали, как и другая посуда, деревянными.
Тарелка. Я смешная, озорная,
Знают все меня вокруг.
Деревянная такая,
Всем помощница и друг.
Педагог. А современные тарелки сейчас из какого материала сделаны? (Стекла, глины, металла, пластмассы.) Дети, как можно, одним словом назвать все эти предметы? (Посуда.) Для чего нам нужна посуда? (Ответы детей.) Вот сейчас мы и посмотрим, как вы умеете сервировать стол. А ты, Буратино, посмотри, и поучись у ребят. ( Проводится аттракцион, «Лучший официант».)
Буратино. Спасибо, ребята, что научили меня сервировать стол. Теперь я порадую Мальвину. А для вас, у меня есть сюрприз, шоколадные монетки. (Угощает детей. Они благодарят Буратино за угощение. Буратино прощается с ними, дети на ковре-самолёте возвращаются в д./с.)
Педагог. Вот, ребята, мы и закончили наше путешествие. Скажите, где мы были, о чём говорили, с кем встречались, что нового вы узнали? (Ответы детей.) (В конце занятия педагог благодарит детей за работу на занятии. Дети прощаются с гостями.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Путешествие в страну вежливых слов»
Совместная образовательная деятельность с детьми 4-5 лет по направлению «Социально-личностное развитие»...
Путешествие в страну вежливости и добра
развлечение для детей старшей группы...
В стране вежливости
Развлечение для детей подготовительной группы на тему: "В стране вежливости".Цель закрепить в речи детей уплтребление этикетных формул "приветствия, прощания, благодарности"....
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Незнайка в стране вежливости»
Способствует формированию нравственных норм поведения, гуманных чувств, норм взаимоотношения между людьми....
"Путешествие в страну вежливости"
для воспитателей детского сада...
Педагогический проект по формированию культуры поведения и основ речевого этикета на тему "Путешествие в страну вежливости"
Цель проекта - Создание педагогических условий для формирования у детей культуры поведения и речевого этикета через использование методов проекта....
Занятие по этическому воспитанию "В стране Вежливых Наук"
Задачи:Расширить знания дошкольников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях.Воспитывать чувство доброты, вежливости, взаимопонимания.Развивать способность понимать действия, ...