Методические рекомендации
учебно-методический материал (старшая группа)
Методические рекомендации по подготовке детей к обучению грамоте для воспитателей и родителей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
А. Куприн.
Хорошо известно, насколько сложна и объемна программа начальных классов и как порой трудно не умеющему читать ребенку осваивать ее курс. И особенно трудно приходится первокласснику. По – другому чувствуют себя уже умеющие читать дети. Они легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на новой ступени образования.
По утверждению Л.А.Венгера и С.В.Мухиной: «…дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте», поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Однако память и внимание малышей весьма неустойчивы, а поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными.
В основе своей работы использую принцип развивающего обучения, который предусматривает использование эвристических приемов, поисковых вопросов, приемов сравнения, различных способов работы с наглядностью. Эффективна игровая форма работы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. В.А.Сухомлинский сказал: «Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности!» В занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические и даже подвижные игры. На каждом занятии вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные и поисковые моменты.
Главное место в обучении детей отведено работе со звуком, буквой, словом, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребенка.
Обучение грамоте детей - дошкольников обеспечивает возможность на более раннем возрастном этапе сформировать различные учебные умения: умение воспринимать речь окружающих; говорить перед товарищами; отвечать на вопросы; спрашивать; пересказывать прочитанное взрослым; рассказывать содержание просмотренных мультфильмов, детских книг, отдельных иллюстраций, репродукций, картин.
Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико- синтетическим методом, в последовательности от простого к сложному.
Особенности этого метода:
- осознанное овладение детьми системой звуков (фонем) русского языка;
- анализ и синтез в процессе обучения взаимосвязаны;
- обучение по слоговому принципу.
Задачи:
- обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами; далее развивать навыки чтения целыми словами и небольшими предложениями;
- учить читать без утомляемости и перенапряжения, прививать любовь и интерес к чтению, поощрять ответы детей;
- работать по трем единицам речи: звуку, слову, предложению;
- формировать устную речь детей, обогащать словарный запас, развивать коммуникативные способности на основе общения.
ЗВУК
Основные цели: научить правильно произносить гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух путем различия на слух звуков в словах; совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний; учить определять место звука в слове (начало слова, середина, конец); работать над интонацией и выразительностью речи.
Обучать чтению следует звуковым методом. Это значит, что ребенок должен сначала усвоить не названия букв, а обозначаемые ими звуки: Б, БЬ, а не «бэ»; Н, НЬ, а не «эн»; Л, ЛЬ, а не «эль» и так далее. Звуки, а не буквы помогут ребенку в синтезе слогов и слов.Только после освоения послогового чтения ребенка можно познакомить с названиями букв, с алфавитом.
Звуки речи делятся на гласные и согласные.
Гласным называется звук, произносимый беспрепятственно: ни один из органов артикуляционного (речевого) аппарата не является преградой в его произношении. Гласные звуки можно произносить длительно, даже петь: а-а-а.., у-у-у.., о-о-о… При произнесении гласных рот в различной степени открыт. Эта закономерность используется при изучении с ребенком темы «Деление слова на слоги». Определяя количество слогов, ребенок медленно произносит слово, подставив ладонь под подбородок. Произнося гласный звук, он непроизвольно открывает рот и касается подбородком ладони. Количество таких прикосновений будет соответствовать количеству слогов в слове. В возрасте шести лет дети хорошо усваивают правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. Сначала, научившись на слух выделять в слове гласные, ребенок называет количество слогов. Затем он проверяет себя предложенным способом с ладонью. Этот же способ можно использовать и в другом варианте работы. Зная начертания гласных букв, ребенок определяет количество слогов в напечатанном слове, не прочитывая его. Затем он читает слово и определяет количество слогов, используя способ с ладонью.
Гласных звуков шесть: А, О, У, И, Ы, Э.
Гласных букв в русском языке больше, чем гласных звуков, - их 10. Дело в том, что в русском алфавите есть йотированные гласные буквы. Каждая такая буква может обозначать как один, так и два звука:
Я - [а] и [йа]
Ю - [у] и [йу]
Е - [э] и [йэ]
Е - [о] и [йо]
Два звука эти буквы обозначают в следующих позициях:
- в начале слова (яблоко, юрта),
- после мягкого знака (обезьяна, льют),
- после твердого знака (объявление, разъединять),
- после гласной буквы (большая, мое).
В остальных случаях такая буква читается как один звук, смягчая предшествующий согласный звук (мясо, лед, семя, рюкзак).
Согласным называется звук, при произнесении которого возникает какое-либо препятствие в артикуляционном аппарате. Например: П – звук образуется в результате размыкания сомкнутых губ; Ф – в образовании звука участвуют верхние зубы и нижняя губа. Некоторые согласные звуки можно произнести длительно (м-м-м, р-р-р), но пропеть нельзя.
Согласные звуки делятся на глухие и звонкие. Это качество согласных зависит от участия в их произнесении голосовых связок. Звонкость или глухость согласных ребенок может проверить самостоятельно. При произнесении звонких согласных возникает сильная вибрация голосовых связок. Произнося звук, нужно ладонью прикоснуться к горлу. Если звук звонкий, «горлышко дрожит» (вибрирует); если такого дрожания нет – значит, звук глухой.
Согласные звуки русского языка.
парные | |
звонкие | глухие |
Б (БЬ) | П (ПЬ) |
В (ВЬ) | Ф (ФЬ) |
Г (ГЬ) | К (КЬ) |
Д (ДЬ) | Т (ТЬ) |
Ж | Ш |
З (ЗЬ) | С (СЬ) |
непарные | |
звонкие | глухие |
Й, Л(ЛЬ), М(МЬ), Н(НЬ), Р(РЬ). | Х(ХЬ), Ц, Ч, Щ. |
Парные звонкие согласные оглушаются (произносятся как глухие) на конце слов (сугро [n]) и перед глухими согласными (сла [т] кий). Уже на начальном этапе овладения чтением нужно познакомить ребенка со способностями проверки написания слов с оглушаемыми согласными.
Большинство согласных звуков могут быть как твердыми, так и мягкими. Согласные Ж,Ш,Ц – всегда твердые; согласные Й,Ч,Щ – всегда мягкие. К сожалению, нет способа проверки твердости или мягкости согласных . Ребенок может научиться их различать только на слух, с помощью тренировки.
Слово
Основные цели: уточнять, обогащать и активизировать словарь детей; учить правильно употреблять слова – названия предметов, признаков, действий и объяснение их значения; объединять и различать по существенным признакам предметы, правильно употреблять видовые и родовые слова-названия; учить определять и называть местоположение предметов (слева, справа, между, около, рядом), время суток(утро, день, вечер, ночь, сутки).
- При изучении букв соблюдать последовательность и постепенность, вдумчиво подбирать слова и составлять слоговые таблицы разных видов
- Учить читать прямые и обратные слоги, затем трехбуквенные, односложные, двухсложные и трехсложные слова, слова с двумя рядом стоящими согласными
- Учить составлять «кустики» слов, подбирая родственные слова
- Много внимания уделять работе с разрезными азбуками, так как процесс обучения идет более эффективно, если ребенок «пропускает» буквы, слоги через пальцы.
Работа над предложением и устной речью.
Основные цели: обучение детей правильному согласованию слов в предложении; обучение пересказыванию небольших сказок и рассказов по содержанию картины или о предмете; совершенствование диалогической речи детей; формирование умений детей задавать вопросы и отвечать на них; развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, песенок, потешек, считалок, чистоговорок и воспроизведение их с соблюдением интонации; воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.
- Отметить, что наша речь делится на предложения и слова
-Обращать внимание детей на смысловую и интонационную законченность предложений (точка, восклицательный и вопросительный знаки в конце предложения)
- Учить красиво и правильно строить предложения: работать над паузой, интонацией, постановкой логического ударения.
В период овладения основами письменной речи ребенок сталкивается с множеством условных обозначений. Целесообразно при дошкольном обучении применять те же символы и знаки, которые используются в начальной школе. Взрослый должен в доступной игровой форме объяснить их значение. Тогда малышу не придется в первом классе заново осмысливать и переучивать символы, обозначающие звук, слово, предложение.
Слог-слияние (то же, что открытый, прямой слог из двух звуков) для краткости называем просто слиянием. Ребенку объясняем, что слияние состоит из двух звуков - согласного и гласного. Слияние всегда можно пропеть, так как последним обязательно стоит гласный звук (ПА, РИ, ТО). Если последним стоит согласный звук, то такой слог слиянием не будет (АП, ИР, ОТ). Слияния бывают мягкими и твердыми. Символы звуков и слияний используется в процессе звукового анализа слов. Выполнение звукового анализа и синтеза слов поможет ребенку в дальнейшем не «терять» и не переставлять согласные и гласные буквы при чтении и письме.
Игры и задания с использованием условных обозначений помогают предупредить возникновение таких ошибок, как: слитное написание предложений; пропуск и слитное написание слов (особенно предлогов и союзов) в предложении; пропуск и перестановка слогов в слове; неправильный перенос слова; пропуск, замена и перестановка букв в слове.
Уважаемые коллеги и родители!
Основная цель занятий по обучению детей грамоте не столько обучающая, сколько развивающая и раскрывающая потенциальные творческие способности каждого ребенка, от которых зависит успешность приобретения знаний, умение неординарно мыслить и приобретать в дальнейшем определенные навыки и умения.
Помните: обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности, ласки. Проявляйте истинный интерес ко всему, что связано с обучением. Ни в коем случае не допускайте грубого «нажима», бестактности и других негативных моментов в общении с будущим и учениками. Дайте ребенку поверить в собственные силы. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие открытия для себя и с радостью идет на каждое занятие. Пусть он думает, проявляет инициативу, творчество; старайтесь идти от желаний ребенка и не подавляйте его своей ученостью!
Список используемой литературы:
-Журова Л.Е. «Обучение дошкольников грамоте». М.,1998;
- Федорин Е. «Я учусь читать». М.,1993;
- Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Саратов,2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).
Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст относится к критическим периодам онтогенеза ...
Методическая разработка.Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.
Данные методические рекомендации помогут воспитателям и музыкальным руководителям в развитии музыкальных способностей детей....
Методическая разработка по теме: "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО-деятельности"
Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень ва...
Методическая разработка. Методические рекомендации для родителей "Сенсорное воспитание в дошкольном возрасте"
Насколько важно сенсорное воспитание в дошкольном возрасте? Самым первым источником познания окружающего мира, для малыша, являются ощущения, т.е. он начинаем узнавать мир во всем его многообразии, с ...
Методические рекомендации "Образовательные результаты и образовательные ресурсы как необходимое условие повышения качества дошкольного образования (в контексте ФГОС) (методические рекомендации)
Методические рекомендации...
Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации
Методический материал содержит рекомендации по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет. Раскрываю...