Кружок
рабочая программа (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. САЯНОГОРСК
ДЕТСКИЙ САД № 29 «У ЛУКОМОРЬЯ»
Рассмотрено на заседании Утверждено
экспертного совета приказом от 01.10.2019г.
№____
от 30.09. 2019 г. протокол № 2 заведующий МБДОУ №29
председатель совета_________ ________/Г.П. Соколова/
Кибальник Е.В.
Рабочая программа
дополнительного образования
кружковой деятельности
«Капелька»
Старший дошкольный возраст
Автор составитель:
Коновалова Наталья Викторовна
г. Саяногорск, 2020 г.
Программа кружка по экологии для старшей группы «Капелька»
1.Пояснительная записка
Дети старшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста , также о животных нашей родины .
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
Была взята за основу программа «Юный эколог» С.Н. Николаевой, направлена на формирование начал и решения вопросов экологической культуры у детей двух — семи лет в условиях детского сада.
Обновления содержания происходило с помощью программы А. Вересова "Мы земляне" .
Кружковая работа проводится 1 раз в неделю во второй половине дня среда или четверг 15.30-15.55. Длительность – не более 25 минут. Количество занятий в год 32 часа.
Возраст детей: старший дошкольный возраст (5-6 лет ).
Основная цель работы кружка - способствовать формированию у детей элементов экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Работа кружка призвана решать следующие задачи:
Подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
- Воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;
- Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;
- Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;
- Воспитание правильного поведения в природе.
Формы обучения :
- Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Загадывание загадок.
- Рассматривание фотографий (по теме).
- Беседы по иллюстрациям и картинкам.
- Чтение рассказов, сказок, стихов.
- Дидактическая игра,
- Аппликация,
- Лепка.
- Экскурсии.
Список детей
- Альмер Алиса
- Блинов Тихон
- Васькова Софья
- Дажук София
- Кадушин Александр
- Колесников Арсений
- Лядов Алексей
- Орынбаева Диана
- Пушкина Аделина
- Сорокин Василий
2.Содержание работы
Направление работы: Познавательное развитие. Знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
Планируемые результаты:
Воспитанник должен знать:
- Правила поведения в природе.
- Растения и их характерные признаки.
- Основные признаки диких и домашних животных.
- Виды птиц своей местности.
Иметь представления:
- О перелётных птицах;
- О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе;
- Об охране природы;
- О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы;
- О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе;
Уметь:
- Выполнять простые опыты;
- Выполнять правила поведения на природе;
- Уметь сравнивать и анализировать дидактических играх;
- Обеспечивать уход за растениями уголка природы. Пересаживать комнатные растения;
- Обеспечивать уход за растениями цветников;
- Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора, изготовление природных знаков).
3.Примерный тематический план 2020-2021
Тема занятий | Цель и задачи | Время |
Октябрь | ||
1. «Вода вокруг нас» (вода в природе, водоемы, осадки) | Обобщить, уточнить знания детей о воде: течёт, без цвета, без запаха. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. | 25 минут |
2. «Эта волшебница вода» (разнообразное состояние воды в природе: лед, пар, вода) | Познакомить детей с различными природными явлениями (дождь, роса, снег, иней и т.д.) показать разнообразие состояний воды в окружающей среде. | 25 минут |
3. «Ходит капелька по кругу» (Круговорот воды в природе) | Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе. | 25 минут |
4.»Узнаем ,какая вода»- опыты и эксперименты с водой. | Выявить свойства воды: прозрачная , без запаха , без вкуса , растворитель. | 25 минут |
Ноябрь | ||
1. «Воздух вокруг нас, свойства воздуха. Ветер – движение воздуха. | Дать представление о воздухе как материальной среде, и о ветре как движении воздуха. | 25 минут |
2. «Прозрачный невидимка»- опыты с воздухом. | Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха. | 25 минут |
3. Чистый и загрязнённый воздух. | Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности. | 25 минут |
4. Солнечная система. Солнце – источник света и тепла | Дать первоначальные представления о строении Солнечной системы. Познакомить детей с «небесным светилом» - солнцем. Наблюдать за изменением длины дня, связывать их с положением солнца на небе. | 25 минут |
Декабрь | ||
1. Роль света в жизни растений , животных, человека. Сезонные изменения в природе. | Познакомить детей с ролью солнечного света в жизни растительного и животного мира. Учить понимать причины сезонных изменений в природе | 25 минут |
2.»Космос. Звёзды, Вселенная» | Уточнить и расширить представления детей о космосе, работе космонавтов, подчеркнуть уникальность планеты Земля. | 25 минут |
3.Почва – верхний слой земли – «Живая земля» | Познакомить детей с понятием «Живая земля». Познакомить с составом Земли – почвой. | 25 минут |
4. Обитатели почвы. Значение почвы для жизни растений, животных, человека. | Учить узнавать, различать, называть обитателей почвы. Рассказать о значении почвы для жизни растений, животных, человека | 25 минут |
Январь | ||
1. Песок и глина. | Закрепить знания о минералах: песок, глина. | 25 минут |
2.Камни. | Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства. Дать представление о том, что камни бывают разные: (морские, речные), ценные (мрамор, гранит), драгоценные. | 25 минут |
3. Разнообразие видов растений. | Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства. Дать представление о том, что камни бывают разные: (морские, речные), ценные (мрамор, гранит), драгоценные. другим признакам. | 25 минут |
4. Части растений. | Формировать представления детей о том, что у растений есть корень, стебель, листья, цветы и какое значение они имеют для растений. | 25 минут |
Февраль | ||
1. Развитие растений. Влияние света, тепла и воды на жизнь растений. | Формировать у детей представления о том, что для растениям необходимы сразу несколько факторов: влага,тепло, свет, почва. | 25 минут |
2Комнатные растения. | Обобщить представления детей о комнатных растениях , об уходе за ними, закрепить знания об основных потребностях комнатных растений. | 25 минут |
3. Понятие о дикорастущих и культурных растениях. Лекарственные и ядовитые растения. | Познакомить детей с разновидностями растений. Учить различать их в природе. | 25 минут |
4. Охрана растений. Красная книга природы | Познакомить детей с охраняемыми растениями, сформировать чувство зелёного наряда планеты, познакомить с различными видами деятельности по охране растений, вызвать стремление к этой деятельности. | 25 минут |
Март | ||
1.Дикие и домашние животные. | Познакомить детей с разнообразными видами животных. Уточнить признаки диких и домашних животных, чем они отличаются друг от друга. | 25 минут |
2. Рыбы. | Расширять знания детей о разновидностях рыб (аквариумные; пресноводные – прудовые, речные; морские; океанические). | 25 минут |
3. Земноводные. | Познакомить детей с таким классом животных, как земноводные. Их особенностями и средой обитания. | 25 минут |
4. Пресмыкающиеся | Познакомить детей с таким классом животных, как пресмыкающиеся. Их особенностями и средой обитания | 25 минут |
Апрель | ||
1. Насекомые. | Учить детей сравнивать насекомых по способу передвижения, определять их по издаваемым звукам и правильно называть их. | 25 минут |
2. Птицы. | Учить различать и классифицировать птиц по местам их обитания, по повадкам, | 25 минут |
3.Лес и человек. Охрана леса. | Привить детям навыки экологически грамотного поведения во время пребывания в лесу, научить любоваться им, понимать необходимость бережного отношения к лесу, и последствий экологически неграмотного поведения. | 25 минут |
4. Нужны все на свете (Обобщение знаний) | Обобщение знаний, полученных в процессе обучения по предыдущим блокам. Закрепление и обобщение правил экологически грамотного поведения человека в природе и в быту. | 25 минут |
4.Система мониторинга индивидуального развития детей дошкольного
возраста 5-6 лет кружка «Капельки».
Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год: первая 1-15 октября, итоговая 1-15 мая.
Педагогическая диагностика проводится с целью выявления формирования у детей элементов экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Критерии оценивания: компоненты достаточно развиты – 3б., отдельные компоненты недостаточно развиты – 2б., компоненты не развиты -1б.
Уровни наблюдения системы мониторинга индивидуального развития:
Компоненты достаточно развиты: Знают виды растений, птиц, животных своей местности. Знают и выполняют правила поведения в природе. Умеют ухаживать за растениями в уголке природы. Способны к сохранению окружающей среды.
Отдельные компоненты недостаточно развиты: Частично знают виды растений, птиц, животных своей местности. Частично знают и выполняют правила поведения в природе. Частично умеют ухаживать за растениями в уголке природы. Частично способны к сохранению окружающей среды.
Компоненты не развиты: Не знают виды растений, птиц, животных своей местности. Не знают и выполняют правила поведения в природе. Не умеют ухаживать за растениями в уголке природы. Не способны к сохранению окружающей среды.
№ .Ф.И. ребенка | Знают виды растений, птиц. животных своей местности. | Знают и выполняют правила поведения в природе | Умеют ухаживать за растениями в уголке природы. | Способны к сохранению окружающей среды. | Имеет представления о времени года. | Итог |
5.Список средств обучения
Печатные (книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал);
аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы);
наглядные плоскостные (плакаты, иллюстрации настенные, магнитные доски);
демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды);
учебные приборы (компас, лупа);
6.Список литературы:
- 1. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет»,Москва 2001.
- 2. Л. Г Горькова , А.В.Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»
- 3. О.В. Дыбина, Н,П, Рахманова, В.В. Щетинина «Неизвестное рядом», Москва 2002.
- 4 .А.И. Иванова «Живая экология»,Москва 2005.
- 5. Л.П. Молодова «Экологические праздники для детей», Минск 2001.
- 6. С.Н. Николаева «Программа экологического воспитания дошкольников», Москва 2002.
- 7. С.Н.Николаева «Сюжетные игры в экологическом воспитании», Москва 2003.
- 8. С.Н. Николаева «Комплексные занятия по экологии», Москва 2005.
- 9. С.Н. Николаева «Юный эколог», Москва 2010.
- 10. Т.А Шорыгина«Зелёные Сказки»,Москва 2005.
- 11. Т.А. Шарыгина «Птицы какие они?», Москва 2005.
- 12. Т.А. Шорыгина «Травы. Какие они?» Москва,2011 г.
- 13. Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу?» Москва,2011 г
- 14. Т.А. Шорыгина «Деревья. Какие они?» Москва,2011 г
Мониторинг индивидуального развития детей дошкольного
возраста 5-6 лет кружка «Капельки».
Педагогическая диагностика 1-15 октября.
№ .Ф.И. ребенка | Знают виды растений, птиц. животных своей местности. | Знают и выполняют правила поведения в природе | Умеют ухаживать за растениями в уголке природы. | Способны к сохранению окружающей среды. | Имеет представления о времени года. | Итог |
1.Альмер Алиса | ||||||
2.Блинов Тихон | ||||||
3.Васькова Софья | ||||||
4.Дажук София | ||||||
5.Кадушин Александр | ||||||
6.Колесников Арсений | ||||||
7.Лядов Алексей | ||||||
8.Орынбаева Диана | ||||||
9.Пушкина Аделина | ||||||
10.Сорокин Василий |
Мониторинг индивидуального развития детей дошкольного
возраста 5-6 лет кружка «Капельки».
Педагогическая диагностика итоговая 1-15 мая.
№ .Ф.И. ребенка | Знают виды растений, птиц. животных своей местности. | Знают и выполняют правила поведения в природе | Умеют ухаживать за растениями в уголке природы. | Способны к сохранению окружающей среды. | Имеет представления о времени года. | Итог |
1.Альмер Алиса | ||||||
2.Блинов Тихон | ||||||
3.Васькова Софья | ||||||
4.Дажук София | ||||||
5.Кадушин Александр | ||||||
6.Колесников Арсений | ||||||
7.Лядов Алексей | ||||||
8.Орынбаева Диана | ||||||
9.Пушкина Аделина | ||||||
10.Сорокин Василий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок по ручному труду и конструированию
Каждый из нас в детстве смастерил своими руками хотя бы одну игрушку, и именно эта игрушка долгое время была самой любимой, потому что мы вложили в нее свою душу....
Кружок эстетического развития "Сказки дядюшки Холста"
На занятиях кружка «Сказки дядюшки Холста» дети знакомятся с миром деятельности художника, выразительными средствами искусства; идет работа по развитию навыков восприятия произведений различных в...
Кружок "Радуга цвета" с использованием методов арт-терапии
В последние годы широкое применение получило использование методов арт-терапии в дошкольных учреждениях в качестве социально-педагогической коррекции эмоциональной сферы детей.В дошк...
Кружок по рисованию
Целью работы кружка является - совершенствование и углубление изобразительных навыков, раскрытие творческого потенциала ребенка, используя различные техники и жанры изобразительного искусства, формиро...
Кружок "Познание - сила"
Работакружка "Познание - сила" направлена на: Формированию мыслительной деятельности и познавательных способностей. Создание условий для развития познавательных способностей: объе...
Кружок "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).
Аннотация на парциальную программу1. Название программы: "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).2. Разработчик: воспитатель Бабикова Елена...
Кружок для детей 6-7 лет на 2018-2019 год "Здоровый малыш"Кружок для детей 6-7 лет на 2018-2019 год "Здоровый малыш"
Кружок для детей 6-7 лет на 2018-2019 год "Здоровый малыш"...