Индивидуальные особенности психического развития детей старшего возраста
статья
Дошкольный возраст — этап психического развития от 3 до 7 лет. Характерен тем, что ведущей деятельностью является игра. Старший дошкольный возраст – это период очень активного развития и становления познавательной деятельности ребёнка. Согласно нормативно-правовому документу Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее: ФГОС ДО) необходимо создать условия социального развития детей: — обеспечение эмоционального благополучия через: · непосредственное общение с каждым ребенком; · уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; — поддержку индивидуальности и инициативы детей через: · создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; объяснить, установить простейшие причинно-следственные связи. создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osipova_olga.doc | 154.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 125 комбинированного вида
Выборгского района Санкт-Петербурга»
Индивидуальные особенности психического развития детей старшего возраста
Осипова О.А., воспитатель
Дошкольный возраст — этап психического развития от 3 до 7 лет. Характерен тем, что ведущей деятельностью является игра. Старший дошкольный возраст – это период очень активного развития и становления познавательной деятельности ребёнка. Согласно нормативно-правовому документу Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее: ФГОС ДО) необходимо создать условия социального развития детей: — обеспечение эмоционального благополучия через: · непосредственное общение с каждым ребенком; · уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; — поддержку индивидуальности и инициативы детей через: · создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; объяснить, установить простейшие причинно-следственные связи. создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; · развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; · развитие умения детей работать в группе сверстников; — построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее – зона ближайшего развития каждого ребенка), через: · создание условий для овладения культурными средствами деятельности; · организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; · поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; · оценку индивидуального развития детей; — взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Старший дошкольный возраст – последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках. Появление произвольности – решающее изменение в деятельности ребенка, когда целью последней становится не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением. Развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и условия, необходимые для успешного развития музыкально - творческих способностей. Особое внимание отводится пению – как виду музыкально-творческой деятельности. Особенности старшего дошкольного возраста всесторонне исследовались отечественными педагогами и нашли свое освещение в работах З. Икуниной, Н. Поддьякова, Л. Венгера, А. Леонтьева и др. По их мнению, дети шестого года жизни отличаются еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети средней группы. Они овладевают главными движениями. Физически ребенок стал еще крепче. Физическое развитие по-прежнему связано с умственным. Оно становится необходимым условием, фоном, на котором успешно происходит разностороннее развитие ребенка. Умственное, эстетическое, нравственное, т.е. сугубо социальное, развитие набирает высокий темп. Поэтому на данном жизненном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями, содержательней, выразительней и точнее становится его высказывания. Следовательно, развивается общение как вид деятельности. К старшему дошкольному возрасту появляется внеситуативно-личностная форма общения, которую отличают потребности во взаимопонимании и сопереживании и личностные мотивы общения. Общение со сверстником приобретает черты внеситуативности, общение становится внеситуативно-деловым; складываются устойчивые избирательные предпочтения. Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. Иначе говоря, формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно–практическая. Советские психологи Л.С. Выготский и А.В. Запорожец неоднократно подчеркивали, что в старшем дошкольном возрасте ребенок переходит от ситуативного поведения к деятельности, подчиненной социальным нормам и требованиям, и очень эмоционально относится к последним. В этот период вместо познавательного типа общения ребенка со взрослым на первый план выступает личностный, в центре которого лежит интерес к человеческим взаимоотношениям. В связи с этим рассмотрим, что старший дошкольник в основном, верно осознает, что нравится и что не нравится в его поведении взрослым, вполне адекватно оценивает качество своих поступков и отдельные черты своей личности. К концу дошкольного возраста у детей формируется самооценка. Ее содержанием выступает состояние практических умений и моральных качеств ребенка, выражающихся в подчинении нормам поведения, установленным в данном коллективе. В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, без сомнений и страха включаться в занятия учебного типа при подготовке к школе и т. д. Еще одна деятельность, элементы которой усваиваются в дошкольном детстве, — это учебная деятельность. Основная особенность ее состоит в том, что, занимаясь ею, ребенок изменяется сам, приобретая новые знания и навык. В учебной деятельности главное – это получение новых знаний. Следует отметить, что пятилетний возраст действительно характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует увлеченно. Вместе с тем вообразить что-то намеренно, подключая волю детям этого возраста нелегко. Ведущим видом деятельности выступает сюжетно–ролевая игра. Именно в ней ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его социальные, общественные функции. Старший ребенок–дошкольник уже может сначала отобрать все предметы, необходимые ему для игры в доктора, а только затем начинать игру, не хватаясь уже в ее процессе то за одну, то за другую вещь. Наряду с сюжетно–ролевой игрой – ведущей деятельностью в дошкольном детстве – к концу дошкольного возраста у детей появляются игры с правилами: прятки, салочки, круговая лапта и др. Умение подчиниться правилу формируется в процессе ролевой игры, где любая роль содержит в себе скрытые правила. К концу дошкольного возраста у ребенка в игре формируются те качества (новообразования), которые становятся основой формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. На шестом году жизни у ребенка появляется способность ставить цели, касающиеся его самого, его собственного поведения. Это новое изменение в деятельности и ее целях называется произвольностью психических процессов и имеет решающее значение и для успешности последующего школьного обучения, и для всего дальнейшего психического развития. Ведь подчинение школьным правилам как раз и требует произвольности поведения. Это означает умение ребенка действовать в соответствии с каким–либо образцом (или правилом) и контроль им своего поведения. Именно в игре, при выполнении какой-либо роли ребенок, с одной стороны, следует образцу, а с другой – контролирует свое поведение. Взрослея, малыш учится организовывать сам себя. Поведение его как бы освобождается от игровой ситуации. Игры с правилами более содержательные у старших дошкольников. К шести–семи годам меняется отношение детей к нарушению правила. Дети все более строго относятся к точному следованию правилам игры. Они настаивают на ее продолжении, даже если она успела надоесть всем участникам. И находят в этой рутинной игре какое-то удовольствие. То есть, в старшем дошкольном возрасте ребенок по-прежнему смотрит на мир широко открытыми глазами. Все чаще и чаще, все смелее и смелее он бросает свой взор на открывшуюся перспективу познания большого мира. Детям все интересно, их все манит и привлекает. Старший дошкольник с одинаковым рвением пытается освоить и то, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, и то, что пока он не в состоянии глубоко и правильно осознать. Именно у детей 5-6 лет наблюдается пик познавательных вопросов. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу все знать!» В связи с этим рассмотрим, что развитие дисциплинированности, организованности и других качеств, помогающих дошкольнику управлять своим поведением, в большой мере зависит от степени его восприимчивости к требованиям взрослого как носителя социальных норм поведения. Среди факторов, обусловливающих развитие этого рода восприимчивости, важное место занимает характер взаимоотношений ребенка и взрослого, овладение содержанием требований взрослых посредством «словесных инструкций, знаковых средств».
Во-первых, в дошкольном возрасте внимание детей прогрессирует одновременно по многим различным характеристикам. Развитие памяти в дошкольном возрасте также характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. Во-вторых, в дошкольном возрасте у детей запоминание и воспроизведение в естественных условиях развития памяти, т. В дошкольном возрасте при тех же условиях происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала. У большинства нормально развивающихся детей дошкольного возраста неплохо развиты непосредственная и механическая память. При помощи механических повторений информации дети в дошкольном возрасте могут неплохо ее запоминать. В-третьих, дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее. Словесно-логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста, предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Рассматривая далее, в среднем и старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры развиваются, однако в это время они отличаются уже гораздо большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий, вводимых и реализуемых в игре правил, чем в младшем дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. На основании данного психологического портрета дошкольника от рождения к концу старшего дошкольного возраста он обладает определенными чертами, которые являются основными характеристиками данного возрастного этапа и формируют условия перехода на следующую ступень развития ребенка. Познавательная сфера ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется переходом к произвольности всех процессов, от восприятия до мышления. Детский интеллект уже в старшем дошкольном возрасте функционирует на основе принципа системности. К концу старшего дошкольного возраста прошел основной этап осознания ребенком своей гендерной идентичности. В старшем дошкольном возрасте все психолого-педагогические особенности личности ребенка становятся более содержательными: существенно повышается уровень произвольности и свободы поведения. Проявляется более адекватная оценка успешности в разных видах деятельности и стойкая мотивация достижения. Фактическое складывание личности связано с устойчивым соотношением мотивов (А.Н.Леонтьев) Происходит их соподчинение, т.е. иерархия мотивов. На основе формируется воля и произвольность. Таким образом, мы выявили отличительные особенности старшего дошкольного возраста: — возникают первичные этические инстанции (моральные сознание, оценки, регуляция поведения, социальные и нравственные чувства); — формируется «внутренняя позиция» (С.Г. Якобсон, М.И. Лисина), желание помочь сочетается со сравнением себя с литературными героями, сверстниками; — самосознание сочетается с самосознанием собственной индивидуальности, самоценности. Ребенок в этом возрасте отличается внутренней раскованностью, открытостью в общении, искренностью в выражении чувств, правдивостью. К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется. Развивается кризис 7-ми лет. Таким образом, ребенок старшего дошкольного возраста отличается еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети средней группы. Их отношение со сверстниками и взрослыми становятся сложнее и содержательнее. Дети имеют необходимый для свободного общения словарный запас, формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно–практическая; формируются и элементы трудовой деятельности – навыки самообслуживания, труд в природе и др. Ведущим видом деятельности является сюжетно-ролевая игра, игра с правилами. В игре они отражают не только действия и операции с предметами, но и взаимоотношения между людьми. Основные изменения в деятельности, сознании и личности ребенка заключается в появлении произвольности психических процессов – способность целенаправленно управлять своим поведением и психическими процессами – восприятием, вниманием, памятью и др. Происходит изменение в представлении о себе, его образе – я. Игра – это основной вид деятельности для всех наших воспитанников. Вся жизнь детей в детском саду – организация и проведение занятий, овладение навыками самообслуживания, особенно для малышей, должна проходить в игровой форме. Групповые комнаты необходимо наполнять игровым материалом для сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных и дидактических игр. Конструкция, формы, размеры и функциональные свойства игрушек должны полностью соответствовать возрастным особенностям детей и обеспечивать ребёнку необходимый комфорт и безопасность во время игры. Нельзя использовать в работе игрушки, побуждающие детей к агрессии (доспехи, пистолеты, военная техника и т.п.). То есть, в оборудовании группы для детей 5 – 6 лет появляется больше игрушек, способствующих развитию мелкой моторики рук, воображения, приобретению определённых навыков, необходимых для успешного осуществления разнообразных видов деятельности и помогающих постепенно переходить к подготовке к школе. Игрушки и другие предметы для игр должны храниться в больших коробках и в любой момент быть доступны детям. Так же необходимо отметить, что важное значение следует уделять оформлению уголка ИЗО, главная задача которого развивать художественно-творческие способности у детей – ведь занятия рисованием, лепкой, аппликацией занимают большое место в воспитательно-образовательной работе с детьми всех возрастных групп. Здесь дети должны иметь возможность рисовать различными видами художественных материалов: пастелью, сангиной, углём, акварелью, гуашью, мелками, цветными карандашами, фломастерами, кистями. В группе, в доступных для детей местах должны храниться учебно-наглядные пособия (портреты и иллюстрации знаменитых художников, изделия народных промыслов, художественные альбомы). Всё это используется в работе с детьми как учебно-наглядные пособия для уточнения и обогащения представлений детей, для знакомства их с выразительными средствами искусства, позволяющими художникам передавать образы действительности. Также в группе можно поместить экспозицию по народному декоративно-прикладному искусству, где будут собраны изделия городецких, павлово-посадских, жостовских мастеров, игрушки филимоновские, абашевские, дымковские, полхов-майдановские, богородские. При подборе экспозиции необходимо соблюдать принципы доступности экспонатов для восприятия детей и их подлинности. В качестве наглядных пособий в специальных папках можно представить произведения мастеров народных промыслов: Гжель, Семёновская игрушка, Палех, Федоскино, а также лепные и изобразительные работы самих детей. Предпологается также, что самое ближайшее окружение детей в детском окружении – группа со всеми прилегающими помещениями – это, так называемая, микросреда. Поэтому, большое внимание надо уделять их оформлению и оборудованию, созданию благоприятной, уютной и вместе с тем учитывающей необходимость деловой обстановки, в которой дети живут и занимаются. Интерес к красочным, искусно выполненным пособиям вызывает у детей желание заниматься. Вместе с тем эстетические качества материалов и пособий радуют детей своей формой, цветом, приятной на ощупь поверхностью; дети испытывают удовольствие от занятий с ними, у них развиваются эстетические чувства, формируется представление о культуре материалов и пособий для занятий. Ведь, дети должны принимать активное участие в создании эстетически организованной среды в своей группе: оформлять группу к различным праздникам, выполнять рисунки, создавать скульптурные композиции, делать аппликации для участия в конкурсах и выставках, которые постоянно проходят в стенах дошкольной образовательной организации. Предполагается также, что процесс воспитания необходимо построить таким образом, чтобы дети активно включались в создание эстетической среды: Во-первых, учиться красиво сервировать столы, смотреть за порядком в группе, вовремя убирать игрушки, ухаживать за комнатными растениями и следить за своим внешним видом. Ибо, создание прекрасного в повседневном быту – один из важных элементов эстетического воспитания детей. И главными помощниками детей в этом нелёгком деле являются воспитатели и педагоги. Во-вторых, приобщение детей к театрализованной деятельности, так как это способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. Поэтому с первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов. При прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Должны использоваться разные возможности для того, чтобы обыграть какой-либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребёнка. Например, увидев ворону на прогулке, воспитатель должен сказать: «Посмотрите, какая красивая и любопытная ворона прилетела. Она сидит на ветке и каркает, это она с вами здоровается. Давайте мы ей улыбнёмся и тоже поздороваемся. А теперь полетаем и покаркаем как ворона». С театрализованными представлениями дети могут познакомиться при просмотре спектаклей, цирковых представлений, спектакля кукольного театра, как в постановке профессиональных артистов, так и педагогов, родителей, старших детей. В повседневной жизни воспитатель использует разнообразные кукольные театры (бибабо, теневой, пальчиковый, настольный и др.), а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок («Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба» и др.). В связи с этим, очень важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах. Рассматривая далее, занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Взрослый призван помогать ребёнку, открывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщать его к доступным видам художественно-эстетической деятельности. Если использовать мимические и пантомические этюды и этюды на запоминание физических действий, дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребёнка гораздо сильнее, чем результат. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля — всё это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнёрами. Работа по развитию театрализованной деятельности и формированию творческих способностей детей приносит ощутимые результаты. Искусство театра, являясь одним из важнейших факторов эстетических наклонностей, интересов, практических умений. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память и др. Еще являются мощным способом обогащения интеллектуального, нравственного, эмоционального развития ребенка и приобщением его к миру информационной культуры компьютеры, которые введены в систему дидактических средств детского сада. Исходя из вышесказанного, игры должны быть: -непродолжительны по исполнению; -просты в управлении; -понятны по сюжету; -выполнены с использованием крупной и яркой символики; -соответствовать возрасту. Так как, игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Воспитатель является рефератным лицом для детей. Способность воспитателя формировать благоприятный социально ... Также, нужно развить в каждом ребенке любовь к: — физической культуре; -развитию речи и ознакомлению с окружающим; -конструированию; -изобразительной деятельности; -рисованию; -аппликации; -лепке и к другим видам деятельности. Таким образом, для реализации всех этих психолого-педагогических возможностей игры важна позиция взрослого, его роль в развитии, обучении, воспитании детей. Воспитание, по словам Л.С. Выготского, заключается в том, чтобы разбудить в ребенке то, что в нем есть, помочь этому развиться и направить это развитие в определенную сторону. Д. Родари напоминал: «Фантазия — не злой волк, которого надо бояться, и не преступник, за которым нужен глаз да глаз. Задача в том, чтобы вовремя сообразить, на чем в данный момент позиция взрослого направлена на развитие игры как деятельности и воспитание нравственно-волевых качеств личности дошкольника. При этом необходимо учитывать уровни развития игры, степень развития детского общества, индивидуальность ребенка, его социально-половой портрет, умения общаться с ним, а также умения воспитывать в ребенке положительные качества Роль воспитателя в развитии общения детей Развитие общения – важнейшая задача старшего дошкольного возраста. В среднем и старшем дошкольном возрасте (5-ти – 6-ти лет) доминирует потребность в общении со сверстниками. Полноценное игровое общение со сверстниками является важным условием для нормального психического развития ребенка старшего дошкольного возраста. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими в игру из-за неумения установить контакт и организовать общение, чувствует себя уязвимым, отвергнутым. В одних случаях, это порождает пассивность, резкое понижение самооценки, устойчивое негативное отношение к общению, ведет к замкнутости и обособленности. В других случаях, «отверженные» дети становятся неуравновешенными, капризными, легко возбудимыми. Анализ литературы показал, что в процессе взаимодействия с детьми педагог использует: Во-первых, прямой педагогическое воздействие, непосредственно обращенное на воспитанников, касается их поведения, взаимоотношений: объяснения, указания, поощрения и т.п. Во-вторых, косвенное педагогическое воздействие, которое осуществляется через других лиц, соответствующую организацию совместной деятельности. Педагог не создает никаких препятствий, не дает указаний, но так изменяет условия, что дети личностно выбирают желаемую для них форма деятельности. Зная, что дети дошкольного возраста овладевают языком на основе устной речи, через общение с окружающими людьми, следует учитывать следующее: — Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего, в разговорной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребёнка с воспитателем. — На занятиях дети, слушая речь воспитателя, упражняются в овладении русским языком. В практике же воспитатели допускают ошибки при повседневном общения с детьми: воспитатель разговаривает с детьми небрежно, неграмотно, невыразительно. Неправильный оборот речи воспитателя тут же подхватывается детьми и входит в их речь. Недостатки, встречающиеся в разговорной речи воспитателя, передаются детям, и потом дети с трудом избавляются от них уже в школе. В связи с этим рассмотрим, какие требования надо предъявлять к речи воспитателя: — Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям. При разговоре с детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста. Детей старшего возраста следует вести к самостоятельным выводам. — Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна. При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка. Монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с этим и не повышает их речевой культуры. То есть, воспитатель должен руководствоваться заинтересованностью детей. Содержание рассказа определяется педагогическим процессом и требованием подвижной, меняющейся жизни. Следует отметить, чтобы новое литературное произведение, преподносимое детям, расширяло круг их представлений и знакомило их с новыми образами, явлениями и обозначающими их новыми для детей словами. Соответственно, это требуют интересы культуры речи и обогащения словаря детей. Каждое новое слово должно быть сохранено в памяти детей и сделаться достоянием их собственной речи. То есть, воспитатель должен об этом позаботиться. Все новые слова должны быть у него на учете. Следовательно, при планировании занятий отмечаются и часы рассказа, часто рассказ рождается и по непредвиденному поводу, а потому ответить на вопрос, как часто можно рассказывать детям, трудно. Ответ подскажут сами дети и разум педагога. Обстановка при рассказе, как и при беседе, должна быть естественная, непринужденная. При этом дети усаживаются, как хотят, соблюдая общие интересы и правила приличия. Прерывать рассказчика они не должны, но их иногда неудержимо вырывающиеся речевые реакции, возгласы не только не вредят интересу дела, но, наоборот, закрепляют связь между детьми и рассказчиком, воодушевляют последнего. Встречающиеся в рассказе непонятные детям слова, незнакомые образы могут препятствовать пониманию содержания рассказа, а потому они должны быть разъяснены воспитателем детям предварительно: повод для этого нетрудно найти. Предполагается также, что произнести новое слово один раз мало, его надо произносить, возможно, чаще, изыскивая для этого подходящие моменты: только в таком случае новое слово войдет в жизнь и в активный словесный запас детей. Один и тот же рассказ или сказку можно рассказывать детям несколько раз. Все пока сказанное относилось к рассказыванию детям, но рассказывать должны и сами дети. Поэтому рассказ педагога является образцом, которому они будут следовать. В связи с этим рассмотрим, как дети интересуются эпизодами из жизни любимой воспитательницы. В таком случае, воспитатель рассказывает им о приключении на улице, свидетельницей которого она была. Поскользнулась и упала женщина; корзина, которую она несла, отлетела в сторону, вся провизия рассыпалась. Женщина ушиблась, сама встать не может. Проходившие школьники подбежали к ней, помогли встать, стряхнули снег с ее пальто, собрали разлетевшиеся в разные стороны овощи, перевели испуганную женщину через улицу. По окончании своего рассказа воспитательница предлагает: «Дети, может быть, и вы видели что-нибудь интересное? Припомните, завтра нам расскажете». Или воспитатель рассказывает им о своей кошке. Но и у большинства детей есть кошки, о которых они могут рассказать. Следовательно, предложение рассказать то или другое вызывает у детей различное направление мыслей, и проявляемая каждый из них индивидуальность — явление в высшей степени интересное и ценное. Следует неустанно обращать внимание ребенка на то, что он должен выражать свои мысли понятно, а для этого они, прежде всего, должны быть понятны ему самому. Проанализировав можно сказать: чтобы слушатели ясно представили себе, что с нами произошло на улице, заинтересовались бы рассказом, воспитатели сами с полной отчетливостью должны разобраться в том, что произошло. Именно поэтому, прежде чем приступить к рассказу, следует самому себе поставить вопрос, что представляет ли он сам себе вполне то, о чем хочет говорить, все ли самому известно и понятно. И только в том случае, если все ясно, приступить к рассказу. Дети обыкновенно охотно отзываются на предложение рассказать что-либо из их личных переживаний. Исходя из выше сказанного, делиться с другими своими мыслями, обмениваться впечатлениями — насущнейшая потребность человека, которая выражается у детей очень своеобразно, по-детски. Рассматривая далее, следует всячески сосредоточивать внимание детей на сути того, что они хотят рассказать, на основной мысли. Все постороннее, несущественное следует отбрасывать: во-первых, оно только затемняет сущность, а во-вторых, отнимает время. Анализ литературы показал, что такие рассказы, темами для которых служат личные переживания, наблюдения детей, имеют для развития мыслительной способности и речи детей большое значение. В них развертывается широкая дорога для творчества, их самодеятельности, проявления индивидуальности. Следовательно, ребенок вынужден брать и комбинировать слова и выражения самостоятельно, а не выбирать их из готового рассказа. Ребенку рассказывать о виденном, слышанном и пережитом приходится почти ежедневно, но делает он это часто хаотически. Рассказывая, дети должны обращаться не к одному педагогу, а ко всем товарищам. При этом им надо прививать соответствующие культурные навыки: как встать, выйти, повернуться лицом к товарищам, следить за свое позой. Мы утверждаем, что подготовка к публичным выступлениям взрослого человека должна начинаться с раннего возраста. Следует помнить, что не все рассказы, хотя бы и доступные возрасту и развитию детей, допустимы для пересказа. Рассказы, представляющие собой совершенные образцы художественной литературы, должны составлять исключение. Для пересказа более всего годятся рассказы с определенным, ясным соотношением частей: с понятным, определенным началом, серединой и концом. Изучив встречающиеся определения можно отметить,что если между частями существует ясная логическая связь, одна часть подводит к другой и разъясняет ее. Излишние детали, подробности затрудняют усвоение сущности, а потому и осложняют самый пересказ. Вначале следует выбирать рассказы возможно ясные и простые по конструкции. Мы учим детей речи, которой им придется пользоваться в их повседневной жизни. Таким образом, общение взрослого с детьми реализует разнообразные функции: -актуализации типичных и индивидуальных качеств, свойств личности, -информационную, -нормативно-регулирующую, -эмоциональную, -персептивную, -материнскую. Подводя итог выше сказанному, следует отметить, что при общении с ребенком немаловажное значение имеют факторы, оказывающие влияние на его эмоциональное состояние: -содержание и характер обращений к ребенку, направленных на организацию его деятельности или поведения, -невербальные средства воздействия (мимика, интонация, прикосновения, жесты), -эмоциональная окрашенность общения, -стиль общения педагога, отражающий его индивидуально-типологические особенности.
Таким образом, дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками. Это период творчества, ребенок творчески осваивает речь, у него появляется творческое воображение. У дошкольника своя, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений. Это период первоначального становления личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, новые мотивы. Центральными новообразованиями можно считать соподчинение мотивов и самосознание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Возрастные особенности психического развития детей 3-4 лет"
В данном материале содержится сжатая психологическая характеристика детей 3-4 лет (общение, игровая деятельность, психические процессы, эмоциональная сфера, самооценка)....
"Возрастные особенности психического развития детей 4-5 лет"
В данном материале содержится сжатая психологическая характеристика детей 4-5 лет (возраст "Почемучек")....
Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста. Возрастные особенности психического развития детей
Задачи воспитания и обученияПамятка для родителей....
«Индивидуальные особенности психического развития детей младшей группы»
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве....
особенности психического развития детей 5-6 лет с ОВЗ (задержкой психического развития)
Внимание детей с задержкой психического развития старшей группы компенсирующей направленности характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособно...
Индивидуальные особенности психического развития детей старшей группы.
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения....
Особенности психического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП): особенности личности
Детский церебральный паралич – не отдельное заболевание, а множество синдромов, возникающих по разным причинам. Главной общей чертой у них является поражение мозга и, как следствие, нарушение сп...