Проект "Откуда взялось моё имя"
проект (старшая группа)
Имена, имена, имена –
В нашей жизни звучат не случайно:
Как загадочна наша страна –
Так и имя – загадка и тайна.
Александр Бобров
Проект: краткосрочный.
Срок реализации проекта: 2 недели
Вид проекта: информационно – творческий
Участники проекта: воспитанники общеразвивающей группы №11, родители, воспитатели
Актуальность
Человеческое имя с древнейших времён обладает магической силой, является объектом различных теорий и исследований. Имя окутано завесой тайны. Роль имени в жизни человека всегда волновало, и будет волновать людей. Исторически сложилось мнение, что через определённое имя можно передать человеку качества характера и судьбу.
Каждому человеку важно знать значение собственного имени, его происхождение. Почему это имя ему было дано и насколько оно популярно среди его сверстников. Ведь имя дается человеку при рождении и сопутствует ему всю жизнь.
Детям в дальнейшем предстоит идти в школу, где их будут называть полным именем. Часто полное имя вызывает у детей насмешку, удивление. Чтобы этого не произошло, нужно заранее познакомить детей с их полным именем, с его значением, научить бережному отношению к имени. Как мы будем относиться к своему имени, так и люди будут относиться к нам.
Постановка проблемы
Осознание человеком своей индивидуальности начинается с имени. Дети плохо запоминают имена незнакомых людей, потому что у них не развито уважительное отношение к своему собственному имени. Чтобы подтолкнуть процесс самостоятельного освоения мира и своих возможностей, необходимо помочь ребенку сформировать положительное отношение к своему имени.
О происхождении своего имени, его назначении, часто не знают даже взрослые, не говоря о детях. А ведь в имени таится столько загадок, влияющих на характер человека, выбор профессии. Существует тысячи имён: старых и новых, мёртвых, популярных и редких. Какую тайну хранит моё имя? Как появилось моё имя? Какое назначение имеет моё имя? К сожалению, наши познания имени очень скудные, надо ликвидировать этот пробел.
Цель проекта: формирование нравственных основ личности ребёнка, культуры общения и взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Образовательные задачи:
1. Дать детям представление о праве каждого человека на имя.
2. Познакомить с историей появления имени, его значением.
Развивающие задачи:
1. Развивать навыки сотрудничества, способность взаимодействия со взрослыми и сверстниками, умение отстаивать свою точку зрения и считаться с мнением других детей.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать уважительное отношение к своему имени и именам других людей.
2. Воспитывать любознательность, интерес к происхождению и значению имени.
Предполагаемый результат:
В результате работы над проектом дети будут знать: • Полное имя; • Значение имени; • Происхождение имени: • Различные формы имени
Будут уметь: • При помощи взрослых изучать и анализировать художественно-литературные источники, ресурсы интернета; • Собирать информацию о происхождении имен; • Исследовать значение имен; • Правильно употреблять формы имени, согласно правилам этикета
Планирование и организация деятельности:
1 этап – подготовительный
Постановка проблемы. В нашей группе есть 2 Артема и 2 Саши, 2 Вани, 2 Матвея, 2 Ильи, 2 Софии, 2 Екатерины. Однажды мы с детьми рассуждали, почему же так получилось, и как нам можно по-разному их называть. После этого пришла идея изучить имена и их происхождение.
Изучение имени человека - это весьма познавательный и увлекательный процесс, который вряд ли оставит кого-либо равнодушным. Приступив к изучению данной темы, мы решили следовать следующему плану:
1. Определить самые распространенные и редкие имена в группе.
2. Собрать информацию о значении и происхождении имен.
3. Выявить знаменитых людей, которые имеют такие же имена.
Расставим наши имена по алфавиту:
А – Алла, Александр, Алёна, Анна, Анастасия, Андрей, Арина, Арсений, Артём.
В – Василиса, Вероника.
Г - Герман. Д - Даниил
Е – Евгения, Екатерина.
И – Илья, Иван. К - Ксения
М –Матвей, Маргарита, Милена.
П - Полина. С – Степан, София,
Таким образом, мы сделаем следующие вывод: больше всего имен на букв «А» - 9 имён.
Задание детям на дом: Узнать, почему тебя так назвали, и что означает твое имя. Родителям раздать мини-анкету.
Предварительная работа воспитателей:
Сбор информации: подбор игр, подбор атрибутов для игр, материала на заданную тему (значение имени, знаменитые люди, стихи).
2 этап – реализация проекта
Вид деятельности | Формы и методы работы |
Познавательная:
| Мультимедийная презентация «Как появились имена» Беседы:
Домашнее задание: «Кто меня так назвал и почему?» |
Игровая:
| Дидактические игры: «Волшебная палочка» «Обратись по имени» «Назови по имени ласково» «Угадай, кто позвал» «Я знаю пять имён» «Поменяемся именами» «Сказочные имена» |
Изобразительная:
| Рисование «Цвет моего имени» Лепка «Моя любимая буква!» Раскраски «Мое имя» |
Восприятие художественной литературы и фольклора:
| Чтение произведений с именами: Б. Житков «Чудесное имя» Б. Житков «Как меня называли» Т. Шорыгина «Похищенное имя» А. Барто «Имя и фамилия» Р. Сеф «Имя у тебя одно» отрывок из сказки «Алиса в стране Зазеркалья» В.Кочетова «Приключения девочки, потерявшей свое имя» Обсуждение прочитанного. Загадывание загадок про героев сказок, потешки, считалки с именами детей |
Двигательная:
| Пальчиковая гимнастика: «В нашей группе все друзья» Подвижная игра: «Узнай имена» (развитие умение общения с детьми, находить контакты, знакомиться; воспитывать дружелюбное отношение.). Знакомство детей с детьми других групп, поиск своего тезки. «Первая буква моего имени» Найти первую букву своего имени и встать группами, если буквы одинаковы. «В имени моем..» Педагог называет звук – если у ребенка есть такой звук в имени, он встает.
|
Коммуникативная:
| Ситуация общения: «Невежливая девочка» «Люди с одинаковыми именами – одинаковые?» «Прозвище – это хорошо или плохо?» Придумывание сказки: «Как Маша имя потеряла» Составление рассказов «Как я берегу свое доброе имя» Проблемная ситуация: «Представьте себе, что все имена исчезли. Как бы стали обращаться люди друг к другу?»
|
3 этап – итоговый.
Создание плаката «Цветочная полянка имен»
Викторина «Знаю все про имена»
Создание книжки-малышки «Наши имена»
Результат
Дети знают: какие были имена раньше; откуда имена появились; у каждого имени есть свое значение и формы
Дети умеют: обращаться друг к другу по полному имени, использовать разные формы имени; собирать и анализировать информацию; работать слаженно и дружно.
У детей развивается познавательный интерес к себе; повышается общий эмоциональный фон и улучшается психологический климат группы; совершенствование навыков общения, обогащение активного словаря; развиваются творческие способности.
Приложение 1
Беседы «Что такое имя?», «Зачем человеку имя?»
На Земле живет много людей – миллиарды. Все люди похожи, но каждый человек неповторим.
- Как вы думаете, чем люди отличаются друг от друга? (ответы детей)
- Люди отличаются друг от друга ростом, цветом кожи, волос и глаз, полом, формой носа и рта, характером, походкой….И еще у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других.
- Дети посмотрите внимательно друг на друга, и скажите, чем вы похожи? (ответы детей).
- Несмотря на то, что у нас много общего, всё-таки есть у каждого и что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других.
- Правильно, это имя.
- Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же такое имя?
Имена – это слова, но особые. Они означают очень многое.
- Дети, как вы думаете, зачем человеку имя? (высказывания детей).
- Правильно, имя – это отличительное название, обозначение человека, которое даётся ему при рождении. С помощью имени вы можете назвать человека, обратиться к нему, отличить его от другого. Без имени нам было бы трудно общаться друг с другом и понимать, о ком идёт речь в разговоре о других людях. Вот почему люди ценят свои имена. Человек проносит имя через всю свою жизнь,
- Сейчас, я расскажу вам, как на Руси давали имена. Садитесь поудобнее и слушайте. Наши предки внимательно относились к выбору имени своих детей. Им хотелось, чтобы их дети выросли крепкими, сильными, добрыми, милыми. Вот и имена давали такие, как например: Добрыня (делающий добро, Любомир (любящий мир, людей) Людмила (милая людям).
- По имени можно много узнать о человеке: мальчик это или девочка, молодой человек или пожилой.
- По мере того, как людей стало больше имена стали повторяться, да и звучали короче, так было удобнее обращаться к человеку. И придумывать их стали задолго до рождения ребёнка. И называть мальчика или девочку могли теперь в честь дедушки или бабушки.
Итог: ответы детей на вопросы «Что такое имя?», «Зачем человеку имя?»
Приложение 2
1.Беседа по домашнему заданию.
2.Чтение «Приключения девочки, потерявшей свое имя» В.Кочеткова, М.Калинина
Беседа по прочитанному.
- Какое имя было у девочки? Какие имена знаете вы? (ответы детей). А у вас в группе есть Катюша?
- Скажите, а Катюша – звучит ласково?
Игра «Назови по имени ласково»
Подвижная игра «В имени моем...»
- Чтение стихотворений с именами и их обсуждение.
Андрюшка
Лежали на полке,
Стояли на полке
Слоны и собаки,
Верблюды и волки,
Пушистые кошки,
Губные гармошки,
И утки,
И дудки,
И куклы-матрешки.
Кто видел у нас
В магазине
Андрюшку?
Он самую лучшую
Выбрал игрушку —
Он выбрал ружье,
И сказал продавец:
— Ты будешь охотником.
Ты молодец!
С.В.Михалков
Катя
Мы целое утро возились с ростками,
Мы их посадили
Своими руками.
Мы с бабушкой вместе
Сажали рассаду,
А Катя ходила
С подругой по саду.
Потом нам пришлось
Воевать с сорняками,
Мы их вырывали
Своими руками.
Таскали мы с бабушкой
Полные лейки,
А Катя сидела
В саду на скамейке.
- Ты что на скамейке
Сидишь, как чужая? -
А Катя сказала:
Я жду урожая.
А.Барто
Где тут Петя, где Сережа?
Друг на друга так похожи
Комаровы-братья.
Где тут Петя, где Сережа -
Не могу сказать я.
Только бабушка и мать
Их умеют различать.
Не могу я вам сказать,
Кто из них моложе.
Пете скоро будет пять
И Сереже
Тоже.
С.Я.Маршак
У Степана
У Степана
Два кармана,
У Богдана – целых пять.
И у Маши
Есть кармашек,
Где конфеты любят спать.
У Романа
Нет кармана –
Рома любит танцевать.
А у Любы
Только губы,
Люба лезет целовать!
В.Полянский
Вырос Юра
Вырос Юра, он теперь
За собой закроет дверь.
Надевает сапоги
И не просит: «Помоги!»
Наш Юрашка стал большой.
Поглядите, вот какой:
Он до ручки до дверной
Достаёт своей рукой!
В.Полянский
Итак, у каждого человека есть имя. Есть оно и у сказочных персонажей, а у животных есть кличка. Я сейчас буду называть имя героя из сказки или кличку животного, а вы попробуйте объяснить, почему их так зовут:
- Незнайка (его так назвали, потому что он ничего не знает).
- Белоснежка (она белая, как снег).
- Снегурочка (она сделана из снега).
- Синеглазка (это девочка с синими глазами).
- Курочка Ряба (она пёстрая, рябая).
- Бычок Смоляной бочок (у этого бычка бок в смоле).
- А каких еще сказочных героев вы знаете и можете рассказать, что обозначают их имена? (Айболит, Мойдодыр)
- А вы знаете, что обозначают ваши имена? (ответы детей, домашнее задание) и почему вас так назвали?
3. Беседа по домашнему заданию «Что обозначает мое имя»
Беседа «Хочешь ли ты прославить своё имя и что для этого нужно сделать?»
Беседа «Каких великих людей вы знаете с таким же именем как вас?»
Беседа «Тезка – это…»
- Ребята, а вы заметили, что у нас в группе есть 2 Вани?
Людей с одинаковыми именами называют тезками.
Подвижная игра «Узнай имена»
Знакомство детей с детьми других групп, поиск своего тезки.
4.Беседа «В каком документе написано наше имя?»
Демонстрация свидетельства о рождении.
Подвижная игра «Первая буква имени»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_otkuda_vzyalos_moyo_imya.pdf | 1.5 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с детьми старшей группы на тему:"Откуда взялась бумага"
Каждый из нас педагогов знает, что бумага – это самый распространенный и доступный материал в работе с детьми. Но не всегда мы, взрослые, используем его возможности! А ведь любая работа с бумагой не т...
"Взял в руки карандаш"
Консультация для родителей Взял я в руки КАРАНДАШ Советы родителям Изобразительная деятельность крайне важна не сто...
Откуда я взялся?
Материал родителей, воспитателей, для информационного уголка, на тему как очень тактично и доступно рассказать ребенку откуда он взялся....
Откуда я взялся?
Однажды этот непростой вопрос обязательно задаст ваша любознательная девчушка или смышленый мальчуган... Труден он только для нас, взрослых. Для малышей же спросить: «Откуда берутся дети?» абсолютн...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ ТЕМА: «ОТКУДА Я ВЗЯЛСЯ» ( ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОЛНОГО ДНЯ)
Продолжаем учить детей объединять компонентный, структурный, функциональный и генетический подходы в многоэкранную схему талантливого мышления (Системный Оператор) для более полного видения причинно-с...
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: «ОТКУДА ВЗЯЛСЯ ХЛЕБ»
Конспект занятия составлен с учетом возрастных и речевых особенностей детей с ОНР....
Как люди научились считать или откуда взялись цифры
Краткий занимательный курс в историю......