Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие в страну книг Виталия Бианки»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Жемчужинка» комбинированного вида СП 106
Конспект НОД в подготовительной группе
«Путешествие в страну книг
Виталия Бианки»
Составили:
Горностаева Светлана Анатольевна,
воспитатель I кв. категории
Нижний Тагил
2021 год.
Цель: уточнить, углубить и систематизировать знания детей о природе, полученные детьми при знакомстве с писателем В.В. Бианки и его творчеством.
Задачи:
1.Пробуждать любознательность, активный интерес к жизни природы. А также интерес к художественной литературе познавательного направления;
2.Развивать монологическую речь детей, прививать интерес к книгам о природе своей страны.
3.Воспитывать экологическую культуру у детей, учить быть внимательными, наблюдательными.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа:
- чтение книг В. Бианки;
- наблюдение в природе;
- дидактические игры: «Чьи следы», « Кто, где зимует», « Кто, чем питается», «Чей голос», «Человек и природа», «Угадай правило»;
- организация выставки книг В. Бианки;
- рисование с детьми на тему: « Лесные домишки»;
- беседа с детьми по серии « Картины из жизни домашних животных;
- изготовление книжек-малышек;
- игра-драматизация по сказке « Лис и мышонок».
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Волшебная книга», картинки из произведений В. Бианки, портрет писателя В. Бианки, выставка книг, разрезные картинки, цветные карандаши, листы, клей.
Ход НОД:
Воспитатель: Все в сборе, можно начинать, но для начала, нужно «Здравствуйте» сказать. (Дети здороваются - психогимнастика).
Здравствуй, небо голубое (тянут руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое (очерчивают круг руками)
Здравствуй, легкий ветерок (покачивают руками над головой)
Здравствуй маленький цветок,
Здравствуй утро, здравствуй день
Нам здороваться не лень.
Воспитатель: Дети, скажите, вы верите в чудеса? (Ответы детей)
Воспитатель: У нас в группе сегодня произошло настоящее чудо! Вы хотите его увидеть? (Ответы детей)
Воспитатель: Для того, Чтобы произошло чудо, нам надо разгадать кроссворд. Вы отгадываете загадки, и из выделенного слова мы узнаем, какое чудо увидим. Готовы?
Дети: Да.
Загадка 1: Я увидел свой портрет,
Отошел - портрета нет. ( Зеркало)
Загадка 2: Чтобы чародеем стать
Книжки незачем читать.
Надо загадать желанье
И сказать вслух… (Заклинанье)
Загадка 3: Если ты ее наденешь,
Можешь хоть куда идти.
И при этом неприятель
Не сможет в ней тебя найти. ( Шапка-невидимка)
Загадка 4: На девчонок есть управа
Чародей им - не забава.
Заколдует он подружек
В двух пупырчатых. ( Лягушек)
Загадка 5: О золотой рыбке (Золотая)
Воспитатель: Какое слово получилось?
Дети: Книга.
Воспитатель: Молодцы, справились с кроссвордом. А сейчас закройте глаза. Посмотрите, какое чудо получилось. Это волшебная книга и она нас приглашает в путешествие. Вы согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда открываем первую страницу нашей волшебной книги.
- Ребята, подойдите ко мне. Посмотрите на выставку. Что вы видите на ней? (Книги). Где еще мы можем с вами увидеть книги? (В библиотеке) Скажите, что мы делаем с книгами? (Читаем) Что в книгах мы можем прочитать? (Сказки, стихи, рассказы) Как мы называем человека, который пишет сказки или рассказы? (Писатель)
Воспитатель открывает первую страницу книги:
- Ребята, чей это портрет? (Писателя В.В. Бианки.)
- Что вы знаете о писателе В.В. Бианки?
В.В. Бианки был писателем и учёным, изучал родную природу, много путешествовал, наблюдал за жизнью птиц, насекомых, животных, рыб. А потом все свои наблюдения он описывал в рассказах и сказках. В. Бианки очень любил детей, любил рассказывать им о тайнах природы. Вел для ребят передачи по радио о природе. Эти передачи назывались «Лесные газеты», «Вести из леса».
Воспитатель: На нашей выставке представлено много книг писателя. Чему же научили вас книги В. Бианки?
Дети: Быть любознательными и наблюдательными, жить в дружбе с животными и растениями, оберегать и охранять их. «Кто природу губит, тот свой край не любит».
Воспитатель: Из книг В. Бианки мы узнали много нового, полезного и интересного из жизни природы.
Воспитатель: А теперь посмотрим на следующую страницу нашей волшебной книги. (Слайд презентации: на слайде изображены иллюстрации к произведениям писателя).
Воспитатель: Какие произведения В. Бианки вы знаете?
Дети: «Теремок», «Кто чем поет?», «Чьи эти ноги» и т.д.
Воспитатель: Где можно встретить героев сказок и рассказов В. Бианки? (Ответы детей)
Ребенок читает стихотворение:
Повсюду: в лесу, на поляне,
В реке, на болоте, в полях-
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтешь.
И лучше знакомых зверюшек
Узнаешь, дружок и поймешь.
Воспитатель: Молодцы, дети, я вижу, что вы внимательно слушали рассказы Виталия Бианки, поэтому запомнили так много произведений.
Драматизация рассказа Бианки «Сова»
Подлетает Сова. Здравствуй дедушка- дружок,
Пригласишь ты на чаек?
Дед: Ты, Сова, — отчаянная голова,
Уши торчком, нос крючком.
Ты от солнца хоронишься,
Людей сторонишься, —
Какой я тебе друг!
Сова. Я-Совушка-Сова, большая голова
К тебе на луг по ночам летала-
Мышей отгоняла.
Раз не хочешь ты дружить –
Будешь сам мышей ловить!
Дед: Ну и что, мыши не волки,
Не навредят моей коровке.
ВЕД: Мыши по лугу рыщут,
Шмелиные гнёзда ищут,
Землю роют, шмелей ловят.
Корова: А пускай шмели улетают!
Что от них толку:
Ни мёду, ни воску, —
Кусаются только.
Сова. Хо-хо-хо, Старик!
Гляди, как бы хуже не вышло.
Стоит на лугу клевер кормовистый,
Головой к земле виснет,
А шмели гудят, с луга прочь летят,
На клевер не глядят,
Пыльцу с цветка на цветок не носят.
Сова улетает.
Танец Мышей
Выходит Дед и зовет Сову
Дед: Уж ты, Совушка, меня из беды выручай,
Нечем стало мне, старому, белить чай.
Мыши по лугу рыщут,
Шмелиные гнёзда ищут.
Шмели на чужих лугах гуляют,
А на мой луг и не заглядывают.
Клевер на лугу не родится.
Корова без клеверу тощает.
Молока у Коровы мало.
Вот и чай белить мне нечем стало.
Сова. То-то, старый.
Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
Полетела я мышей ловить.
ВЕД: Мыши со страху попрятались в норы.
Мыши убегают
Шмели загудели над лугом,
Принялись с цветка на цветок летать.
Клевер красный стал на лугу наливаться.
Шмели кружатся вокруг цветов
Корова пошла на луг клевер жевать.
Дед: Вот и рада вновь коровушка моя,
Снова клевер ест и радует меня.
Совушку хочу за все я похвалить,
Добрым словом и поклоном одарить.
Все герои: Ах, ты, Совушка- Сова, большая голова,
Деду помогла и нас всех спасла.
Научила деда снова дружбой дорожить,
Вместе веселее жить и не тужить.
Вед: Молока у Коровы много. Стал дед молоком чай белить,
Чай белить — Сову хвалить, уваживать.
Все герои: Дружно не грузно, а врозь хоть брось!
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам перейти к следующей странице нашей книги. (Презентация: на книге изображены животные). Как мы с вами уже сказали, Виталий Бианки писал о природе и жизни животных. Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете особенности некоторых животных. Посмотрите на экран. Сейчас на нем будут появляться части животных - зверей и птиц, которых вы должны узнать, назвать это животное и доказать почему вы так решили.
- Чей это клюв? (На экране изображение клюва клеста).
• А чей это хвост? (На экране хвост лисы).
• А чьи это лапы? (На экране лапы медведя).
• А у какой птицы грудка такого цвета? (На экране грудка снегиря).
• У кого такие лапки? (На экране лапки с перепонками – утки).
• У какого зверя такая спина? (На экране пять черных полосок – это бурундук).
Воспитатель: молодцы, ребята, и с этим заданием вы быстро справились. Во время путешествия мы немного устали, нам пора отдохнуть.
Физкультминутка:
Руки подняли и помахали-
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер срывает листву.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, сразу покажем.
Крылья сложим назад.
Воспитатель: Мы с вами немного отдохнули и можем продолжать путешествие дальше. Наша волшебная книга приготовила вам еще задание. (В презентации на книге знак вопроса) Вопросы о жителях леса. Если вы правильно ответите на вопрос – появится картинка-ответ.
• Кого называют листопадничками?
(зайчат, родившихся осенью)
• Птица, охотится на грызунов?
(Сова)
• Назовите птицу – рыболова из произведения «Чей нос лучше».
(Пеликан)
• Скажите, для чего мухе нужен был хвост?
(Для красоты)
• Какой зверь обманывает собак своим хвостом?
(Лиса)
• Про кого так говорит В. Бианки: «По веткам скакалка, по дуплам сиделка».
(Белка)
• Кого В. Бианки называет Терентием?
(Тетерева)
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь я предлагаю вам составить картинку из предложенных частей. Надо назвать героев и вспомнить, что происходит с ними в конце.
Первая картинка – Медведь и бурундук, а вторая – бобер и лебедь. (Дети делятся на две команды).
Воспитатель: Переворачиваем следующую страницу нашей книги. Здесь лежит пустая книга. Мы с вами читали много произведений Виталия Бианки, я предлагаю вам нарисовать иллюстрацию или персонажа из того произведения, которое вам больше всего понравилось. Из ваших рисунков мы создадим свою волшебную книгу с красочными иллюстрациями. (Дети рисуют, затем вместе с воспитателем доделывают книгу).
Воспитатель: Вот и закончились страницы в нашей волшебной книге, а значит и подошла к концу встреча с Виталием Бианки. Понравился ли вам писатель? (Ответы детей) Волшебная книга для вас приготовила вот такие солнышки. Если вам понравилось это путешествие, возьмите себе радостное солнышко. Если вам было трудно справиться с каким-то заданием, вам что-то не понравилось – возьмите грустное солнышко. (Дети выполняют задание). Дети вместе с воспитателем встают в круг.
Воспитатель: А сейчас давайте поделимся друг с другом вашими впечатлениями, что больше всего вам понравилось на занятии. (Дети отвечаю.)
Воспитатель: Я надеюсь, что и дома вы будете просить ваших родителей читать рассказы и сказки Виталия Бианки. Вы сегодня очень хорошо и активно работали. До свидания!
Список использованной литературы:
1. Бианки В.В., Сладков Н.И., Ливеровский А.А. Рассказы об охоте. М., 2013.
3. Бианки Е.В. Краткая биография Виталия Валентиновича Бианки. Л., 1992.
4. Бианки Е. Он писал про лес. Л., 1984.
5. Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой», М., 1993.
6. Гуревич Л. Знакомство со сказками Виталия Бианки. М., 1991.
7. Детский развивающий интернет – журнал для детей и родителей «Пирамидка».
8. Дмитриев Ю. Рассказы о книгах В. Бианки. М., 1981.
9. Сайт «Азбука Ру». https://azbyka.ru/fiction/rasskazy-i-skazki-vitalij-bianki/
10. Сайт «Все сказки. Ру» https://vseskazki.su/vitaly-bianki-rasskazi.html
11. Сайт «Мишкины книжки»..https://mishka-knizhka.ru/skazki-bianki/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну весны»
Конспект занятия в подготовительной группеТема: «Путешествие в страну весны»...
Конспект НОД в подготовительной группе. "Путешествие в страну профессии"
Цель: расширить представления о профессии шахтера....
Конспект НОД в подготовительной группе "Путешествие в страну Витаминию"
Конспект НОД для детей подготовительной группы. Образовательная область "Познавательное развитие" из цикла занятий "Здоровый образ жизни"....
Конспект НОД в подготовительной группе "Путешествие в страну веселых колпачков"
Конспект будет полезен начинающим музыкальным руководителям, воспитателям ДОО. ...
Конспект НОД в подготовительной группе. "Путешествие в страну чудес"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе по математике: "Путешествие в страну чудес"...
Конспект НОД в подготовительной группе " Путешествие в страну знаний"
Программное содержание: Развивать логическое, образное, творческое мышление; воображение, слуховую, зрительную память, внимание и речь детей, закреплять умения детей группиро...
Конспект занятия в подготовительной группе "Путешествие в Страну Математики"
Непосредственная организованна деятельность детей подготовительной группы по развитию математических представлений ....