Сценарий развлечения «Легенды народов Севера».
план-конспект занятия (средняя группа)
Воспитывать уважение к самобытной культуре коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югра (ХМАО).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvlechenie_yugra.docx | 22.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Белочка»
с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей
Подготовила:
Умалатова М.А.
г. Пыть –Ях 2018г.
Сценарий развлечения «Легенды народов Севера».
Цель: Воспитывать уважение к самобытной культуре коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югра (ХМАО).
Задачи:
• Приобщать к богатому литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творчеству народов Югры.
• Обогащать словарный запас детей национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел, символикой.
• Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО через национальные игры, песни, танцы.
Предварительная работа:
• Слушание хантыйской музыки,
• Вход детей «Волшебный край»
• Разучивание национальных игр
• Разучивание танца «Дружбы»
Атрибуты:
1. Веревочки-косички
2. Маска Солнца
3. Бубен
4. Чум
5. Хантыйский костюм
6.Рога оленьи
ВЕДУЩАЯ: Здравствуйте, дорогие ребята! Среди просторов нашей страны есть край, где вы живете, где ваш дом родной, а называется он -
ДЕТИ: Ханты-Мансийский Автономный Округ.
ВЕДУЩАЯ: А старинное название нашего округа – Югра.
На территории округа проживает много национальностей. Но название округ получил благодаря коренным народам... Каким?
ДЕТИ: Ханты и манси.
ВЕДУЩАЯ: Правильно ребята! Живут ханты и манси в лесу, растят детей, занимаются рыболовством, оленеводством, собирают ягоды, охотятся. Ханты и манси – мудрые народы. Мудрости они учатся у природы. Их так и называют – «Дети природы». Они никогда не берут лишнего: ловят стильно рыбы столько - сколько смогут съесть, собирают столько я годы - сколько смогут унести, не губят даже и травинку попросту.
ВЕДУЩАЯ: Культура народов Севера очень разнообразна, очень много мифов и легенд есть у народов ханты и манси. И все они неразрывно связаны с природой.
Сегодня мы отправимся путешествовать по Легендам народов севера.
А для этого нам надо ударить в Волшебный бубен и отправиться в дорогу на оленьих упряжках.
Игра«Оленьи упряжки»
раздаются уздечки, 2 чел. Идут по кругу.
Открывается занавес, у чума сидит Хозяйка Тайги.
ХОЗЯЙКА ТАЙГИ:
Здравствуйте ребята!
Я – Хозяйка Тайги,
Охраняю лес волшебный,
От рассвета до зари.
Много сказочных легенд я знаю
к себе в гости приглашаю!
Только я хочу узнать
Сможете ли загадки отгадать? (ДА!)
Тогда слушайте…
Загадки:
1. Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось)
2. Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под снежный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)
3. Что за зверь зимой холодной
Ходит по лесу злой и голодный? (Волк)
4. Водяные мастера строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины – Называется плотина. (Бобр)
5. Серый зверюшка, длинные ушки, а хвостик клубком,
Спит под кустом, там его дом.
Зима наступает, он шубу меняет. (Заяц)
6.На спине иголки – длинные да колкие,
А свернется он в клубок – нет ни головы, ни ног. (Ёжик)
7.Остренькие зубки, рыженькая шубка.
Хитрый, маленький зверек по деревьям прыг да скок. (Белка)
ХОЗЯЙКА ТАЙГИ:
Молодцы ребятки, отгадали все загадки.
Живут на нашем Севере Сказки и Легенды, смелые и героические, затейливые и мечтательные, светлы и улыбчивые. Великое множество их,
волшебниц. Весело и вольготно живут они в наших сердцах.
Сейчас я вам поведаю о некоторых из них…
Слайд 1 «РЕКИ И ОЗЕРА»
Легенда:
Озёра и реки
Озёра без края –
Ковши голубые,
Вода голубая.
Давным-давно жила Красивая девушка Анне. И не только красива она была внешне, но добрая, и честная, и внимательная. И любили её все в округ. Проезжал, как-то по небу великий и грозный бог Торум увидал он её и решил забрать с собой. Не хотела она покидать края родные, но ничего не поделаешь, пришлось ей уехать с ним. Три года рыдала красавица Анне, а с неба на землю капали её слезы и наполняя реки и озера. Вот так по легенде образовались в Югорской земле все водоемы.
А как только, дождь пойдет, жители Севера знают, что Анне и до сих пор скучает по родным краям.
ВЕДУЩАЯ: Ребята, а какие вы знаете реки и озера нашего края? (р.АГАН, р.ОБЬ, о.САМОТЛОР, о. ГОЛУБОЕ.)
А теперь давайте поиграем в национальную игру, которая так и называется «Ручейки и озера»
1.Игра «Ручейки и озера».
Дети строятся по 3 колоны, Звучит быстрая музыка «ручейки» – дети бегают цепочкой друг за другом, медленная музыка «озера» - становятся в круг. Затем повторяется 3-4 раза.
Слайд 2 «СОЛНЦЕ И ЛУНА»
Легенда:
В очень далекие времена, жили-были брат и сестра. Брата звали Хейро, что означает Солнце, а сестру - Иде, что означает Луна. Попросил как-то Хейро, свою сестру за огнем в чуме посмотреть, чтоб он не погас, и отправился на охоту. Осталась Иде одна дома и уснула, а когда проснулась, огонь уже истлел. Испугалась бедная Иде, и побежала огонь просить у великого бога огня Сингэ. Но не любил он ленивых людей, и решил наказать Иде, сказавв, что она вечно будет искать своего брата Хейро, а он будет искать её – Иде. С тех давних пор, только Херо(Солнце) взойдет на небо, как Иде(Луна) спускается на землю, чтобы брата искать,а как только Иде(Луна) восходит на небосклон, так Хейро(Солнце) спускается на землю, чтоб искать сестру. С тех давних пор, не могут они встретиться.
ВЕДУЩАЯ:
Ребята, а давайте поиграем с Хейро (Солнцем), чтобы немного стало веселее.
Игра 2. «Солнце». Один ребенок стоит в центре, расставив руки в стороны, а остальные идут по кругу, как только музыка останавливается, водящий ловит лучиком.
А сейчас мы с вами поиграем в еще две игры, которая связана с дарами природы, она называется «Собери ягоды», а другая «Капканы».
3.Игра «Собери ягоды».
Хозяйка тайги называет ягоду, а дети показывают, как её надо собирать. Черемуха – на носочках, морошка – вниз наклон, голубика – на корточках.
4. Игра «Капканы».
Мальчики – «капканы», девочки – «лисички». Мальчики образуют парами «капканы» и встают по кругу, подняв руки вверх. Пока играет музыка девочки пробегают под «капканами», как только музыка завершается, мальчики закрывают «капканы» и ловят «лисичек».
ХОЗЯЙКА ТАЙГИ:
Вот и подошли к концу мои Легенды Народов Севера. А вам ребята, я хочу пожелать, чтобы вы сегодня забрали с собой частичку мудрости и доброты, от этих рассказов.
ВЕДУЩАЯ:
Спасибо тебе большое за прекрасные и удивительные Легенды! Мы очень рады, что познакомились с тобой и подружились, а напоследок, ребята подарят тебе замечательный Народный танец «Хейро, хейро, хейро»
Танец «Хейро, хейро, хейро»
ХОЗЯЙКА ТАЙГИ:
Сегодн Вы и пели, и танцевали, и в игры народные играли, и много легенд народов ханты и манси узнали. Вам понравилось у меня в гостях? И вы мне тоже понравились, гости дорогие!. Олтул олнэ. Оно означает – «Живите в гармонии, живите с миром! » До свиданья!
И под музыку уходит.
ВЕДУЩАЯ:
Югорский край, как ты велик, гостеприимен, щедр, красив.
Кругом леса, болота и снега, и это все моя Югра!
Вот и закончилось, наше путешествие. Пора нам ребята, возвращаться в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий развлечения «Легенды народов Севера» (для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: Воспитание уважения к самобытной культуре коренных народов севераЗадачи:· Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО через национальные...
Сценарий развлечения Легенды Народов Севера
Содержание работы: сценарий может быть использован для проведения развлечения в детском саду, как воспитателями, так и музыкальными руководителями с детьми 5-7 лет. Развлечение ориентировано на н...
Сценарий развлечения Легенды Народов Севера
Содержание работы: сценарий может быть использован для проведения развлечения в детском саду, как воспитателями, так и музыкальными руководителями с детьми 5-7 лет. Развлечение ориентировано на н...
Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.
Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - воспитате...
Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.(фото)
Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - вос...
Сценарий музыкального развлечения «Легенды народов Севера»
Сценарий может быть использован для проведения развлечения в детском саду, как воспитателями, так и музыкальными руководителями с детьми 5-7 лет. Развлечение ориентировано на национальные традиции ХМА...
«Легенды народов Севера» (Сценарий развлечения для старших дошкольников)
Воспитывать уважение к самобытной культуре коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа – Югра....