Программа по подготовке детей к школе " Ступеньки к знаниям"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №57 «Белочка» г. Улан-Удэ комбинированного вида
Проспект Победы, д. 9 А, г. Улан – Удэ, Республика Бурятия
Согласовано: Утверждаю:
Старший воспитатель Заведующий МБДОУ № 57
____________Симухина Н.Н. ______________Р.Е. Осокина
«___» ________ 2021 г «___» _______ 2021г
Программа по подготовке детей к школе
«Ступеньки к знаниям»
воспитатель первый
квалифицированной категории
Ситникова Н.В.
2021г
Содержание
- Целевой раздел………………………………………………….. .3 стр.
1.1. Пояснительная записка………………………………………....... 3 стр.
- Содержательный раздел ………………………………………… 5 стр.
- Содержание программы…………………………………………. 5 стр.
- Учебный план…………………………………………………….. 6 стр.
- Учебно-тематический план (первый год обучения)
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте…………………… 7 стр.
2.4 Введение в математику (первый год обучения)……………….... 7стр.
2.5 Учебно-тематический план (второй год обучения)
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте………………….... 8 стр.
2.6 Введение в математику (второй год обучения)………………….. 9 стр.
2.7 Работа с родителями будущих первоклассников……………………….. 10 стр.
I. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Направление: познавательное развитие
Возраст детей: 5-7 лет.
Срок реализации: 2 года.
Актуальность и целесообразность создания данной образовательной программы.
Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Готовить ребенка к школе – это значит не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные способности. И главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению – интерес и потребность в познании нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям. Это достигается не только путем специальных занятий, но и в результате знакомства с окружающей жизнью – в играх, труде, общении с взрослыми и сверстниками.
Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных возможностей. Переход от одного возрастного периода к другому характеризуется не только изменением социальной ситуации развития и ведущего вида деятельности, но и особенностями системы отношений ребенка с социальной действительностью. Важно объяснить ребенку не только способы приобретения знаний, но и их смысл на доступном языке – через игровую и экспериментальную деятельность, приобретающую учебный характер. Потребность ребенка в принятии статуса ученика, его активности в процессе познания окружающей действительности, способы взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками, на наш взгляд, являются одной из основных задач на этапе подготовки к школьному обучению.
Данная программа направлена на развитие познавательных процессов, навыков коммуникативного общения, мотивационной сферы. Для дошкольника переход из детского сада в школу не только меняет картину окружающего мира, но и определяет его место в этой деятельности.
Отличие данной дополнительной образовательной программы от других программ.
Образовательная программа «Ступеньки к знаниям» отличается от других программ тем, что основной задачей ставит задачу формирования потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности.
Программа подготовки дошкольников к школе детей по следующим направлениям:
- Развитие внимания и памяти.
- Развитие связной, грамматической и фонематической правильной речи.
- Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по математике и обучению грамоте.
- Развитие умственных способностей.
- Развитие социально-психической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими).
- Развитие волевой готовности ребенка.
Цель программы:
создание педагогических и социально- психологических условий для достижения ребенком определенного уровня развития личности, психологической готовности к школе, направленное на становление его познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности.
Задачи:
Основные задачи программы:
• формирование учебной мотивации;
• развитие основных психических функций, необходимых для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);
• развитие фонематического слуха;
• развитие мелкой моторики;
• развитие творчески активной личности;
• развитие координации движений.
• формирование культуры общения и культуры поведения в общественных местах;
Содержание программы «Ступеньки к знаниям» ориентировано на:
1.Обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
2.Формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира;
3.Формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Новизна данной программы заключается в том, что она представляет использование современных технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребенка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни.
Ожидаемые результаты после реализации программы (2-ух лет).
В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен уметь:
По первому разделу:
- ребенок должен хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»; знать порядок букв (алфавит);
- уметь на слух выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твёрдый-мягкий, звонкий-глухой);
- правильно ставить ударение в знакомых словах;
- правильно составлять из букв слоги всех видов и слова простой структуры;
- свободно и осознанно читать простые слова;
- уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце;
- проявлять интерес к родному языку.
- составлять рассказы, сказки по иллюстрацию из 5 – 6 предложений;
- ориентироваться на листе тетради, писать основные элементы букв, рисовать узоры и различные элементы;
По второму разделу:
- называть числа в прямом и обратном счете в пределах 10;
- соотносить цифру с числом предметов;
- знать «соседей» числа;
- пользоваться арифметическими знаками действий (сложения- вычитания, знаки больше-меньше, равно);
- составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
- уметь решать логические задачи, обосновывать доказательство;
- составлять из геометрических треугольников (четырех угольников) фигуры большого размера;
- делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
- знать и называть последовательно дни недели и месяцы годы;
- определять, какой день недели был вчера, какой будет завтра;
- ориентироваться в тетради;
II. Содержательный раздел
2.1Содержание программы
Продолжительность реализации программы – два года (период с сентября по май месяц включительно, 72 часа в год). Занятия проводятся 8 раз в месяц, 2 занятия в неделю (с 1 сентября по 31 мая). Продолжительность занятия: первый год обучения - 25 минут, второй год обучения - 30 минут.
Программа состоит из двух разделов.
Первый раздел: развитие речи и обучение грамоте.
Второй раздел: развитие математических представлений и логики.
Основные задачи при реализации данной программы:
По первому разделу:
- Развитие речи и обучение грамоте:
- развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения.
- обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций, бесед и др.
- развитие фонематического слуха (умение выделять звук из ряда других);
- развитие фонематического анализа (умение делать звукобуквенный анализ слов, правильно определять и давать характеристику звука);
- развитие умения правильно обозначать звук на письме, составлять слова из букв и слогов, читать;
- подготовка руки к письму («печатание» букв, слов, предложений)
По второму разделу:
- Развитие математических представлений и логики:
- развитие математических представлений о числах и цифрах;
- знакомство с математическими знаками;
- развитие умение решать и составлять арифметические задачи;
- развитие внимания, наблюдательности, логического мышление;
- подготовка руки к письму («печатание» цифр, рисование геометрических форм); делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
- знать и называть последовательно дни недели и месяцы годы;
- определять, какой день недели был вчера, какой будет завтра;
Приёмы и методы: словесные, наглядные, творческие, репродуктивные, проблемные, уроки с использованием ИКТ.
Форма занятий: совместная игровая-познавательная деятельность взросло и детей, (игры и продуктивная деятельность), индивидуальные, групповые.
Основные принципы работы:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;
- уважение к работнику, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход;
- систематичность и последовательность;
- вариативность занятий;
- наглядность.
2.2. Учебный план
Наименование курса | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов в месяц | Кол-во часов в год |
Основы грамоты и подготовка к письму | 1 | 4 | 18 |
Введение в математику | 1 | 4 | 18 |
Итого учебных часов | 2 | 8 | 36 |
2.3 Учебно-тематический план
дополнительной образовательной программы
«Ступеньки к знаниям»
(первый год обучения)
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.
№ | Тема | Кол во час. | Используемое пособие | Страницы |
1 | Знакомство с понятиями “звуки” и “буквы” | 2 | “По дороге к Азбуке ” ч.3 | Стр.1-3 |
2 | Звук [А] | 2 | “По дороге к Азбуке ” ч.3 | Стр.4-5 |
3 | Звук [О] | 2 | “По дороге к Азбуке ” ч.3 | Стр.6-7 |
4 | Звук [Э] | 2 | “По дороге к Азбуке ” ч.3 | Стр.8-9 |
5 | Звук [И] | 2 | “По дороге к Азбуке ” ч.3 | Стр.10-11 |
6 | Звук [И]- [Ы] | 2 | “По дороге к Азбуке ” ч.3 | Стр.12-15 |
7 | Звук [У] | 2 | “По дороге к Азбуке ” ч.3 | Стр.16-19 |
8 | Звук [М]- [М’] | 2 | “По дороге к Азбуке ” ч.3 | Стр.20-23 |
9 | Звук [Н]- [Н’] | 2 | “По дороге к Азбуке ” ч.3 | Стр.24-27 |
10 | Звук [П]- [П’] | 2 | “По дороге к Азбуке ” ч.3 | Стр.28-31 |
11 | Звук [Т]- [Т’] | 2 | “По дороге к Азбуке ” ч.3 | Стр.32-35 |
12 | Звук [К]- [К’] | 2 | “По дороге к Азбуке ” ч.3 | Стр.36-39 |
13 | Звук [Х]- [Х’] | 2 | “По дороге к Азбуке ” ч.3 | Стр.40-45 |
14 | Звук [Ф]- [Ф’] | 2 | “По дороге к Азбуке ” ч.3 | Стр.46-49 |
15 | Звук [Й] | 2 | “По дороге к Азбуке ” ч.3 | Стр.50-52 |
16 | Звук [Й’О]- [Й’У] | 2 | “По дороге к Азбуке ” ч.3 | Стр.52-55 |
17 | Звук [Й’А] | 2 | “По дороге к Азбуке ” ч.3 | Стр.56-57 |
18 | Звук [Й’Э] | 2 | “По дороге к Азбуке ” ч.3 | Стр.57-60 |
Всего занятий: | 36 |
|
|
2.4 Введение в математику
(первый год обучения)
№ | Тема | Кол во час. | Используемое пособие “Моя математика ”в 3-х частях |
1 | Мониторинг | 1 | Ч. 1, стр. 14–17 |
2 | Названия предметов. | 2 | Ч. 1, стр. 2–5 |
3 | Цвет предметов | 2 | Ч. 1, стр.18–21 |
4 | Форма фигур | 2 | Ч. 1, стр. 24–27 |
5 | Размер предметов | 2 | Ч. 1, стр. 30–33 |
6 | Материал и назначение предметов | 2 | Ч. 1, стр. 18–21 |
7 | Сравнение чисел | 3 | Ч. 1, стр. 42–45 |
8 | Целое и части | 2 | Ч. 1, стр. 48–51 |
9 | Целое и части | 2 | Ч. 1, стр. 54–57 |
10 | Числа один и два, цифры 1 и 2 | 2 | Ч. 2, стр. 2–5 |
11 | Число три, цифра 3 | 2 | Ч. 2, стр. 8–11 |
12 | Число три, цифра 3 | 2 | Ч. 2, стр. 14–17 |
13 | Число пять, цифра 5 | 2 | Ч. 2, стр. 26–29 |
14 | Число шесть, цифра 6 | 2 | Ч. 2, стр. 44–47 |
15 | Длина, ширина, высота, толщина предметов | 3 | Ч. 2, стр. 48–51 |
16 | Счёт двойками и тройками | 2 | Ч. 2, стр. 52–55 |
17 | Число семь, цифра 7 | 1 | Ч. 2, стр. 58"61 |
18 | Повторение изученного | 2 | Ч. 2, стр. 64–67 |
Всего занятий: | 36 |
2.5 Учебно-тематический план
дополнительной образовательной программы
«Ступеньки к знаниям»
(второй год обучения)
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.
№ | Тема | Кол во час. | Используемое пособие | Страницы |
1 | Мониторинг | 2 |
|
|
2 | Звуки [Л], [Л՚], различение [Л]– [Й,] | 2 | “По дороге к Азбуке ” ч.4 | Стр.1-7,звуковые карточки |
3 | Звуки [В], [В՚] различение [В]– [Ф], [В,]–[Ф, ] | 2 | “По дороге к Азбуке ” ч.4 | Стр.8-11,звуковые карточки |
4 | Звуки [Ч,] | 2 | “По дороге к Азбуке ” ч.4 | Стр.12-13,звуковые карточки |
5 | Звуки [Щ], различение [Ч]– [Щ] | 3 | “По дороге к Азбуке ” ч.4 | Стр.14-17,звуковые карточки |
6 | Звуки [Б], [Б՚], различение [Б]–[П], [Б]– [П] | 2 | “По дороге к Азбуке ” ч.4 | Стр.18-21,звуковые карточки |
7 | Звуки [Д], [Д՚], различение Д]– [Т], [Б,]– [П,] | 2 | “По дороге к Азбуке ” ч.4 | Стр.22-25,звуковые карточки |
8 | Звуки [C], [С, ] | 2 | “По дороге к Азбуке ” ч.4 | Стр.26-29,звуковые карточки |
9 | Звуки [Ц], раз" личение [Ц]–[С], [Ц]–[Ч] | 3 | “По дороге к Азбуке ” ч.4 | Стр.30-33,звуковые карточки |
10 | Звуки [Г], [Г, ] различение [Г]–[К], [Г, ]–[К, ] | 2 | “По дороге к Азбуке ” ч.4 | Стр.34-37,звуковые карточки |
11 | Звуки [З], [З, ] различение [З]–[С], [З, ]–[С , ] | 2 | “По дороге к Азбуке ” ч.4 | Стр38-43,звуковые карточки |
12 | Звуки [Ш], раз" различие [Ш]– [С], [Ш]–[Щ, ] | 3 | “По дороге к Азбуке ” ч.4 | Стр44-47,звуковые карточки |
13 | Звуки [Ж], раз" различие [Ж]– [З], [Ж]–[Ш] | 3 | “По дороге к Азбуке ” ч.4 | Стр.48-51,звуковые карточки |
14 | Звуки [Р], [Р, ] различение [Р]–[Л], [Р, ]– [Л, ] | 3 | “По дороге к Азбуке ” ч.4 | Стр.52-60,звуковые карточки |
15 | Мониторинге | 2 |
|
|
16 | Итоговое занятие | 1 |
|
|
Всего занятий: | 36 |
|
|
2.6 Введение в математику
(второй год обучения)
№ | Тема | Кол во час. | Используемое пособие «Моя математика» в 3-х частях |
1 | Мониторинг | 1 | Ч. 2, стр. 64-67 |
2 | Независимость числа предметов от их размера и формы расположения | 1 | Стр. 159 |
3 | Состав числа из единиц | 1 | Стр. 168 |
4 | Число восемь, цифра 8 | 1 | Ч. 3, стр. 8-11 |
5 | Счёт с участием различных анализаторов | 1 | стр.162 |
6 | Обучение детей формулировке арифметических действий | 2 | Стр. 182 |
7 | Число девять, цифра 9 | 1 | Ч. 3, стр. 20-23 |
8 | Упражнение в запоминании чисел | 2 | Стр. 162 |
9 | Равенство и неравенство численных множеств | 2 | Ч. 3, стр. 26-27 |
10 | Счёт групп предметов | 2 | Стр. 164 |
11 | Порядковый счёт | 2 | Стр. 169 |
12 | Деление целого на части | 2 | Ч. 3, стр. 30-31 |
13 | Число десять, запись числа десять | 1 | Ч. 3, стр. 32-35 |
14 | Взаимно-обратные отношения между числами | 2 | Ч. 3, стр. 44-45 |
15 | Состав числа из 2 чисел меньше этого числа | 2 | Ч. 3, стр. 46-47 |
16 | Обучение детей решению задач | 2 | Ч. 3, стр. 50-51 |
17 | Обучение детей измерению | 2 | Ч. 3, стр. 52-53 |
18 | Форма | 1 | Стр. 191 |
19 | Ориентировка в пространстве | 2 | Стр. 197 |
20 | Ориентировка во времени | 2 | Стр. 164 |
21 | Измерение предметов | 1 | Стр. 185 |
22 | Закрепление пройденного материала | 2 | |
23 | Тестирование детей | 1 | Ч. 3, стр. 64-67 |
| Итого | 36 |
Также в программу включены задания на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, логики, воображения и подготовки руки к письму.
2.7 Работа с родителями будущих первоклассников:
Форма работы с родителями
Будущих
первокласников
Лекторий для родителей будущих первоклассников представляет собой курс лекций: (приложение 2)
- Психологические особенности детей 6 -7 летнего возраста.
- Что важно уметь и понимать ребенку при поступлении в школу.
- Психолого- педагогическая готовность ребёнка к школьному обучению. (приложение 3)
- Волевая готовность ребёнка к школе.
- Развитие внимания у детей дошкольного возраста.
- Развитие восприятия у детей 6-7 летнего возраста
- Развитие мышления детей дошкольного возраста.
- «Хорошо ли запоминает ваш ребенок».
Цель лектория: рассказать родителям о возрастных особенностях детей 6-7 лет, а так же о развитии таких познавательных процессах как, внимание, восприятие, мышление и память.
№ п/п | Название консультации |
«Что такое психологическая готовность к школе» (буклет) | |
«Как помочь ребенку подготовиться к школе» (памятка) | |
«Готовим руку к письму, развиваем моторику» (памятка) | |
«Общайтесь с детьми – это улучшает взаимопонимание» (памятка) | |
«Скоро в школу» (буклет) |
Анкетирование, тестирование:
Какие мы родители?
Готов ли ребёнок к школе
Литература:
С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина. Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления. (ч. 1, 2).
В.В. Волина Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1994.
С.Е. Гаврина Веселые задачки для маленьких умников. – Ярославль: Академия развития, 2003.
Л.Г. Горькова Л.А. Обухова Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников, - М.: ВАКО, 2005
Н.А. Завьялова и др. Интегрированный курс подготовки дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2005.
Н.Г. Кувашова Методика подготовки детей к школе. – Волгоград: Учитель, 2003.
Е.И. Соколова Развиваем моторику руки. – Ярославль: Академия развития, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ «ТРОПИНКА К ШКОЛЕ»
Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути детей: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. Готовность ребе...
Рабочая программа по подготовке детей к школе «Тропинка к школе»
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта. Колесниковой Е. В. по обучению грамоте «От звука ...
Подготовка детей к школе( проверка математических знаний)
Подготовка детей к школе( проверка математических знаний)...
Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе «Школа будущего первоклассника» для детей 6-7 лет
Первый класс – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малышей в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрас...
Рабочая программа по подготовке детей к школе "Скоро в школу"
Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ...
Коррекционно-развивающая программа по подготовке детей к школе «Скоро в школу!»
Коррекционно-развивающая программа...
Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста по подготовке детей к школе "Ступеньки к школе"
Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста по подготовке детей к школе "Ступеньки к школе"...