Программа по подготовке детей к школе " Ступеньки к знаниям"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Ситникова Наталья Валентиновна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_skoro_v_shkolu_moya_avtovosstanovlenie.docx62.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №57 «Белочка» г. Улан-Удэ комбинированного вида

Проспект Победы, д. 9 А, г. Улан – Удэ, Республика Бурятия

Согласовано:                                                                            Утверждаю:

           Старший воспитатель                                                              Заведующий МБДОУ № 57

         ____________Симухина Н.Н.                                                     ______________Р.Е. Осокина                                    

         «___» ________ 2021 г                                                                   «___»  _______ 2021г

Программа по подготовке детей к школе

«Ступеньки к знаниям»

 

 воспитатель первый

квалифицированной категории

Ситникова Н.В.

 

 

2021г

Содержание

  1. Целевой раздел………………………………………………….. .3 стр.

1.1. Пояснительная записка………………………………………....... 3 стр.

  1. Содержательный раздел ………………………………………… 5 стр.
  1. Содержание программы…………………………………………. 5 стр.
  2. Учебный план…………………………………………………….. 6 стр.
  3. Учебно-тематический план (первый год обучения)

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте…………………… 7 стр.

 2.4 Введение в математику (первый год обучения)……………….... 7стр.

 2.5 Учебно-тематический план (второй год обучения)

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте………………….... 8 стр.

2.6 Введение в математику (второй год обучения)………………….. 9 стр.

2.7 Работа с родителями будущих первоклассников……………………….. 10 стр.

I.  Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Направление: познавательное развитие

Возраст детей: 5-7 лет.

Срок реализации: 2 года.

Актуальность и целесообразность создания данной образовательной программы.

Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Готовить ребенка к школе – это значит не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные способности. И главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению – интерес и потребность в познании нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям. Это достигается не только путем специальных занятий, но и в результате знакомства с окружающей жизнью – в играх, труде, общении с взрослыми и сверстниками.

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных возможностей. Переход от одного возрастного периода к другому характеризуется не только изменением социальной ситуации развития и ведущего вида деятельности, но и особенностями системы отношений ребенка с социальной действительностью.             Важно объяснить ребенку не только способы приобретения знаний, но и их смысл на доступном языке – через игровую и экспериментальную деятельность, приобретающую учебный характер. Потребность ребенка в принятии статуса ученика, его активности в процессе познания окружающей действительности, способы взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками, на наш взгляд, являются одной из основных задач на этапе подготовки к школьному обучению.

Данная программа направлена на развитие познавательных процессов, навыков коммуникативного общения, мотивационной сферы. Для дошкольника переход из детского сада в школу не только меняет картину окружающего мира, но и определяет его место в этой деятельности.

Отличие данной дополнительной образовательной программы от других программ.

Образовательная программа «Ступеньки к знаниям» отличается от других программ тем, что основной задачей ставит задачу формирования потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности.

Программа подготовки дошкольников к школе детей по следующим направлениям:

  • Развитие внимания и памяти.
  • Развитие связной, грамматической и фонематической правильной речи.
  • Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по математике и обучению грамоте.
  • Развитие умственных способностей.
  • Развитие социально-психической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими).
  • Развитие волевой готовности ребенка.

   Цель программы:

создание педагогических и социально- психологических условий для достижения ребенком определенного уровня развития личности, психологической готовности к школе, направленное на становление его познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности.

Задачи:

Основные задачи программы:

•        формирование учебной мотивации;

•        развитие основных психических функций, необходимых для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);

•        развитие фонематического слуха;

•        развитие мелкой моторики;

•        развитие творчески активной личности;

•        развитие координации движений.  

•         формирование культуры общения и культуры поведения в общественных местах;

Содержание программы «Ступеньки к знаниям» ориентировано на:

1.Обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

2.Формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы     картины мира;

3.Формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Новизна данной программы заключается в том, что она представляет использование современных технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребенка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни.

Ожидаемые результаты после реализации программы (2-ух лет).

В результате обучения по программе подготовительного курса ребенок должен уметь:

По первому разделу:

  • ребенок должен хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»; знать порядок букв (алфавит);
  • уметь на слух выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твёрдый-мягкий, звонкий-глухой);
  • правильно ставить ударение в знакомых словах;
  • правильно составлять из букв слоги всех видов и слова простой структуры;
  • свободно и осознанно читать простые слова;
  • уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце;
  • проявлять интерес к родному языку.
  • составлять рассказы, сказки по иллюстрацию из 5 – 6 предложений;
  • ориентироваться на листе тетради, писать основные элементы букв, рисовать узоры и различные элементы;

 По второму разделу:

  • называть числа в прямом и обратном счете в пределах 10;
  • соотносить цифру с числом предметов;
  • знать «соседей» числа;
  • пользоваться арифметическими знаками действий (сложения- вычитания, знаки больше-меньше, равно);
  • составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
  • уметь решать логические задачи, обосновывать доказательство;
  • составлять из геометрических треугольников (четырех угольников) фигуры большого размера;
  • делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
  • знать и называть последовательно дни недели и месяцы годы;
  • определять, какой день недели был вчера, какой будет завтра;
  • ориентироваться в тетради;

II. Содержательный раздел

2.1Содержание программы

Продолжительность реализации программы – два года (период с сентября по май месяц включительно, 72 часа в год). Занятия проводятся 8 раз в месяц, 2 занятия в неделю (с 1 сентября по 31 мая). Продолжительность занятия: первый год обучения - 25 минут, второй год обучения - 30 минут.

Программа состоит из двух разделов.

Первый раздел: развитие речи и обучение грамоте.

Второй раздел: развитие математических представлений и логики.

Основные задачи при реализации данной программы:

По первому разделу:

  • Развитие речи и обучение грамоте:
  • развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения.
  • обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций, бесед и др.
  • развитие фонематического слуха (умение выделять звук из ряда других);
  • развитие фонематического анализа (умение делать звукобуквенный анализ слов, правильно определять и давать характеристику звука);
  • развитие умения правильно обозначать звук на письме, составлять слова из букв и слогов, читать;
  • подготовка руки к письму («печатание» букв, слов, предложений)

По второму разделу:

  • Развитие математических представлений и логики:
  • развитие математических представлений о числах и цифрах;
  • знакомство с математическими знаками;
  • развитие умение решать и составлять арифметические задачи;
  • развитие внимания, наблюдательности, логического мышление;
  • подготовка руки к письму («печатание» цифр, рисование геометрических форм); делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
  • знать и называть последовательно дни недели и месяцы годы;
  • определять, какой день недели был вчера, какой будет завтра;

Приёмы и методы: словесные, наглядные, творческие, репродуктивные, проблемные, уроки с использованием ИКТ.

Форма занятий: совместная игровая-познавательная деятельность взросло и детей, (игры и продуктивная деятельность), индивидуальные, групповые.

 Основные принципы работы:

  • учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;
  • уважение к работнику, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
  • комплексный подход;
  • систематичность и последовательность;
  • вариативность занятий;
  • наглядность.

2.2. Учебный план

Наименование курса

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в месяц

Кол-во часов

в год

Основы грамоты и подготовка к письму

1

4

18

Введение в математику

1

4

18

Итого учебных часов

2

8

36

2.3 Учебно-тематический план

дополнительной образовательной программы

«Ступеньки к знаниям»

(первый год обучения)

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.

Тема

Кол во час.

Используемое пособие

Страницы

1

Знакомство с понятиями “звуки” и “буквы”

2

По дороге к Азбуке ” ч.3

Стр.1-3

2

 Звук [А]

2

По дороге к Азбуке ” ч.3

Стр.4-5

3

Звук [О]

2

По дороге к Азбуке ” ч.3

Стр.6-7

4

Звук [Э]

2

По дороге к Азбуке ” ч.3

Стр.8-9

5

Звук [И]

2

По дороге к Азбуке ” ч.3

Стр.10-11

6

Звук [И]- [Ы]

2

По дороге к Азбуке ” ч.3

Стр.12-15

7

Звук [У]

2

По дороге к Азбуке ” ч.3

Стр.16-19

8

Звук [М]- [М’]

2

По дороге к Азбуке ” ч.3

Стр.20-23

9

Звук [Н]- [Н’]

2

По дороге к Азбуке ” ч.3

Стр.24-27

10

Звук [П]- [П’]

2

По дороге к Азбуке ” ч.3

Стр.28-31

11

Звук [Т]- [Т’]

2

По дороге к Азбуке ” ч.3

Стр.32-35

12

Звук [К]- [К’]

2

По дороге к Азбуке ” ч.3

Стр.36-39

13

Звук [Х]- [Х’]

2

По дороге к Азбуке ” ч.3

Стр.40-45

14

Звук [Ф]- [Ф’]

2

По дороге к Азбуке ” ч.3

Стр.46-49

15

Звук [Й]

2

По дороге к Азбуке ” ч.3

Стр.50-52

16

Звук [Й’О]- [Й’У]

2

По дороге к Азбуке ” ч.3

Стр.52-55

17

Звук [Й’А]

2

По дороге к Азбуке ” ч.3

Стр.56-57

18

Звук [Й’Э]

2

По дороге к Азбуке ” ч.3

Стр.57-60

Всего занятий:

36

 

 

2.4 Введение в математику

(первый год обучения)

Тема

Кол во час.

Используемое пособие

“Моя математика ”в 3-х частях

1

Мониторинг

1

Ч. 1, стр. 14–17

2

     Названия предметов.

2

Ч. 1, стр. 2–5

3

Цвет предметов

2

Ч. 1, стр.18–21

4

Форма фигур

2

Ч. 1, стр. 24–27

5

Размер предметов

2

Ч. 1, стр. 30–33

6

Материал и назначение предметов

2

Ч. 1, стр. 18–21

7

Сравнение чисел

3

Ч. 1, стр. 42–45

8

Целое и части

2

Ч. 1, стр. 48–51

9

Целое и части

2

Ч. 1, стр. 54–57

10

Числа один и два, цифры 1 и 2

2

Ч. 2, стр. 2–5

11

Число три, цифра 3

2

Ч. 2, стр. 8–11

12

Число три, цифра 3

2

Ч. 2, стр. 14–17

13

Число пять, цифра 5

2

Ч. 2, стр. 26–29

14

Число шесть, цифра 6

2

Ч. 2, стр. 44–47

15

Длина, ширина, высота, толщина предметов

3

Ч. 2, стр. 48–51

16

Счёт двойками и тройками

2

Ч. 2, стр. 52–55

17

Число семь, цифра 7

1

Ч. 2, стр. 58"61

18

Повторение изученного

2

Ч. 2, стр. 64–67

            Всего занятий:

36

2.5 Учебно-тематический план

дополнительной образовательной программы

«Ступеньки к знаниям»

(второй год обучения)

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.

Тема

Кол во час.

Используемое пособие

Страницы

1

Мониторинг

2

 

 

2

Звуки [Л], [Л՚], различение [Л]– [Й,]

2

“По дороге к Азбуке ” ч.4

Стр.1-7,звуковые карточки

3

 Звуки [В], [В՚] различение [В]– [Ф], [В,]–[Ф, ]

2

“По дороге к Азбуке ” ч.4

Стр.8-11,звуковые карточки

4

Звуки [Ч,]

2

“По дороге к Азбуке ” ч.4

Стр.12-13,звуковые карточки

5

Звуки [Щ], различение [Ч]– [Щ]

3

“По дороге к Азбуке ” ч.4

Стр.14-17,звуковые карточки

6

Звуки [Б], [Б՚], различение [Б]–[П], [Б]– [П]

2

“По дороге к Азбуке ” ч.4

Стр.18-21,звуковые карточки

7

Звуки [Д], [Д՚], различение Д]– [Т], [Б,]– [П,]

2

“По дороге к Азбуке ” ч.4

Стр.22-25,звуковые карточки

8

Звуки [C], [С, ]

2

“По дороге к Азбуке ” ч.4

Стр.26-29,звуковые карточки

9

Звуки [Ц], раз" личение [Ц]–[С], [Ц]–[Ч]

3

“По дороге к Азбуке ” ч.4

Стр.30-33,звуковые карточки

10

Звуки [Г], [Г, ] различение [Г]–[К], [Г, ]–[К, ]

2

“По дороге к Азбуке ” ч.4

Стр.34-37,звуковые карточки

11

Звуки [З], [З, ] различение [З]–[С], [З, ]–[С , ]

2

“По дороге к Азбуке ” ч.4

Стр38-43,звуковые карточки

12

Звуки [Ш], раз" различие [Ш]– [С], [Ш]–[Щ, ]

3

“По дороге к Азбуке ” ч.4

Стр44-47,звуковые карточки

  13

Звуки [Ж], раз" различие [Ж]– [З], [Ж]–[Ш]

3

“По дороге к Азбуке ” ч.4

Стр.48-51,звуковые карточки

14

Звуки [Р], [Р, ] различение [Р]–[Л], [Р, ]– [Л, ]

3

“По дороге к Азбуке ” ч.4

Стр.52-60,звуковые карточки

15

Мониторинге

2

 

 

16

Итоговое занятие

1

 

 

Всего занятий:

36

 

 

2.6 Введение в математику

(второй год обучения)

Тема

Кол во час.

Используемое пособие

«Моя математика» в 3-х частях

1

Мониторинг

1

Ч. 2, стр. 64-67

2

Независимость числа предметов от их размера и формы расположения

1

Стр. 159

3

Состав числа из единиц

1

Стр. 168

4

    Число восемь, цифра 8

1

Ч. 3, стр. 8-11

5

Счёт с участием различных анализаторов

1

стр.162

6

Обучение детей формулировке арифметических действий

2

Стр. 182

7

Число девять, цифра 9

1

Ч. 3, стр. 20-23

8

Упражнение в запоминании чисел

2

Стр. 162

9

Равенство и неравенство численных множеств

2

Ч. 3, стр. 26-27

10

Счёт групп предметов

2

Стр. 164

11

Порядковый счёт

2

Стр. 169

12

Деление целого на части

2

Ч. 3, стр. 30-31

13

Число десять, запись числа десять

1

Ч. 3, стр. 32-35

14

Взаимно-обратные отношения между числами

2

Ч. 3, стр. 44-45

15

Состав числа из 2 чисел меньше этого числа

2

Ч. 3, стр. 46-47

16

Обучение детей решению задач

2

Ч. 3, стр. 50-51

17

Обучение детей измерению

2

Ч. 3, стр. 52-53

18

Форма

1

Стр. 191

19

Ориентировка в пространстве

2

Стр. 197

20

Ориентировка во времени

2

Стр. 164

21

Измерение предметов

1

Стр. 185

22

Закрепление пройденного материала

2

23

Тестирование детей

1

Ч. 3, стр. 64-67

 

Итого

36

Также в программу включены задания на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, логики, воображения и подготовки руки к письму.

           2.7 Работа с родителями будущих первоклассников:

Форма работы с родителями

Будущих

первокласников

Лекторий для родителей будущих первоклассников представляет собой курс   лекций: (приложение 2)

  • Психологические особенности детей 6 -7 летнего возраста.
  • Что важно уметь и понимать ребенку при поступлении в школу.
  • Психолого- педагогическая готовность ребёнка к школьному обучению. (приложение 3)
  • Волевая готовность ребёнка к школе.
  • Развитие внимания у детей дошкольного возраста.
  • Развитие восприятия у детей 6-7 летнего возраста
  • Развитие мышления детей дошкольного возраста.
  • «Хорошо ли запоминает ваш ребенок».

Цель лектория: рассказать родителям о возрастных особенностях детей 6-7 лет, а так же о развитии таких познавательных процессах как, внимание, восприятие, мышление и память.

№ п/п

Название консультации

«Что такое психологическая готовность к школе» (буклет)

«Как помочь ребенку подготовиться к школе» (памятка)

«Готовим руку к письму, развиваем моторику» (памятка)

«Общайтесь с детьми – это улучшает взаимопонимание» (памятка)

«Скоро в школу» (буклет)

Анкетирование, тестирование:

Какие мы родители?

Готов ли ребёнок к школе

                      Литература:

С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина. Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления. (ч. 1, 2).

В.В. Волина  Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1994.

С.Е. Гаврина   Веселые задачки для маленьких умников. – Ярославль: Академия развития, 2003.

Л.Г. Горькова Л.А. Обухова  Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников, - М.: ВАКО, 2005

Н.А. Завьялова и др. Интегрированный курс подготовки дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2005.

Н.Г. Кувашова   Методика подготовки детей к школе. – Волгоград: Учитель, 2003.

Е.И. Соколова  Развиваем моторику руки.  – Ярославль: Академия развития, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ «ТРОПИНКА К ШКОЛЕ»

    Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути детей: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.        Готовность ребе...

Рабочая программа по подготовке детей к школе «Тропинка к школе»

Рабочая  программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта.         Колесниковой Е. В. по обучению грамоте «От звука ...

Подготовка детей к школе( проверка математических знаний)

Подготовка детей к школе( проверка математических знаний)...

Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе «Школа будущего первоклассника» для детей 6-7 лет

Первый класс – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малышей в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрас...

Рабочая программа по подготовке детей к школе "Скоро в школу"

Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ...

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста по подготовке детей к школе "Ступеньки к школе"

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста по подготовке детей к школе "Ступеньки к школе"...