Значение сенсорной культуры для развития ребенка
консультация
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е., от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoevospitanie.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е., от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских психологов и педагогов.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
- Значение сенсорной культуры для развития ребенка
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.
Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребенка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов. Такая точка зрения была ошибочной, она не учитывала, что развитие ребенка коренным образом отличается от развития детенышей животных. Ребенок развивается путем «социального наследования», которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества. Сенсорное воспитание – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия.
2. Особенности систем сенсорного воспитания в зарубежной педагогике (Ф. Фребель, М. Монтессори)
Создателем первых детских садов был немецкий педагог Фридрих Вильгельм Фребель, сыгравший выдающуюся роль в развитии теории и практики дошкольного воспитания.
С именем Фребеля связано возникновение дошкольной педагогики как науки о воспитании детей. Его мнение: ребенок – носитель божественной сущности; его деятельность и поведение обусловлены инстинктами. Важнейший из них – стремление к деятельности; развитие совершается через самодеятельность, через «развертывание своей сущности». Под самодеятельностью Фребель понимал стремление человека осуществить свое предназначение как стремление, данное природой каждому индивидууму, благодаря чему отдельный человек, создав собственный мир представлений, соединяет его с внешним миром.
Таким образом, по Фребелю, самодеятельность есть процесс познания объективного мира, самого себя (своей собственной природы), обеспечивающий формирование собственного «я». Поэтому он обращается к родителям с призывом не глушить в детях активность, самодеятельность: «Если вы желаете впоследствии и в надлежащее время помощи от ваших детей, то воспитывайте с ранних пор в них инстинкт деятельности… хотя бы это стоило вам некоторой борьбы над собою и некоторых жертв; это вознаградит вас сторицею впоследствии, подобно хорошему плоду на хорошей почве».
По убеждению Фребеля, божественное начало проявляет себя в человеке и через человека в виде четырех основных стремлений: религиозного, стремления к труду, художественного (эстетического) и познавательного. Указанные виды стремлений определяют основные цели воспитания – религиозное и нравственное, физическое и трудовое, эстетическое и умственное.
Вся педагогическая система Фребеля пронизана религиозной направленностью. Там, где реализуется идея единства религии, трудолюбия и умеренности, там, по выражению Фребеля, земной рай, мир, отрада, благодать, милость и благословение. Благодаря религии «становится возможным настоящее, истинное воспитание, воспитание человека».
В единстве с религиозным воспитанием Фребель рассматривал и воспитание трудолюбия. Ему принадлежит идея о воспитывающем значении труда, это он выдвинул задачу развития творческих сил и способностей ребенка через ручной труд. Особенное внимание, как считал Фребель, следовало уделять раннему приучению детей к труду, активности и самостоятельности. Духовному же развитию человека в дошкольном возрасте, по Фребелю, лучше всего способствует игровая деятельность, которая не «есть пустая забава», а «имеет высокий смысл и глубокое значение». Поэтому он и призывал: «заботься о ней, развивай ее, мать! Береги, охраняй ее, отец».
Фребель считал: свою внутреннюю сущность человек раскрывает не только через труд и игру, но и посредством звуков, красок и форм. Каждый человек познает себя в творчестве. Исходя из этой идеи, Фребель рекомендовал обучать детей рисованию карандашами и красками, пению, лепке из глины и песка, проводить «построительные игры» из кубиков и веток. Подчеркивая важность первоначального умственного развития и воспитания, Фребель настаивал на необходимости правильного и прочного формирования у ребенка первых представлений, знаний, привычек, стремлений к познанию окружающего мира через непосредственное созерцание предметов.
Рассматривая человека как часть природы, Фребель отмечал: сама природа – не только объект познания, но и «прочная основа продуктивного и благодатного воспитания и образования отдельного человека, а равно и всего человеческого рода». Вот почему дошкольное учреждение надо окружить садом, где должны быть грядки для детей, чтоб они учились ухаживать за растениями; каждый ребенок должен иметь небольшую грядку (в один квадратный метр) и сажать на ней то, что он захочет.
Близость детей к природе – одна из замечательных педагогических идей первой половины XIX века.
Важная составная часть педагогической системы Ф. Фребеля – методика воспитания ребенка в семье и детском саду. Для образовательно-воспитательных занятий с детьми Фребель придумал шесть «даров». Первый дар – шесть цветных шерстяных мячиков синего, красного, желтого, фиолетового, оранжевого и зеленого цветов, которые следует подвесить над постелью ребенка двух – трех месяцев, чтобы с их помощью он выучился различать цвета, воспринимать различные направления движений.
Второй дар – деревянный шар, цилиндр и куб – предназначался для детей трех – четырех лет. Играя этими предметами, ребенок, по замыслу Фребеля, будет знакомиться с основными формами тел, с их весом, твердостью, подвижностью.
Третий, четвертый дар – для детей старше четырех лет – деревянный куб, разделенный на 8 одинаковых кубиков. С его помощью ребенок получает представления о понятиях «число», «целое» и «часть», учится считать, строить из кубиков различные предметы.
Пятый дар – это 27 кубиков, причем 21 – цельный; три разделены по диагонали, образуя 6 призм; еще три разделены на четыре призмы каждый. Всего 39 фигур. Шестой дар – 27 деревянных кирпичиков. Из них 21 – целый, три разделены пополам (поперек), а еще три разделены вдоль. Всего 33 бруска. Пятый и шестой дар применялся и для развития творческих способностей детей (построение фасада церкви, загородного дворца, римского водопровода).
Благодаря таким игрушкам ребенок, по мнению Фребеля, «получает собственно и ключ к уразумению внешнего мира, а также приобретает стимул к проявлению своего собственного внутреннего мира»; для ребенка «уже первые занятия с самим собой способствуют не только упражнению и укреплению тела… но… прежде всего развитию чувств и образованию ума, а также пробуждению внутреннего смысла и настоящей рассудительности». (Справедливости ради заметим: ознакомлению с предметами различной формы Фребель придавал мистический характер, считая, что через постоянное общение с «дарами» можно подвести детей к уяснению божественной идеи единства и многообразия мира.) Развитию же представлений о плоскости, линии, выработке ловкости, сноровки, усидчивости, внимательности помогут выкладывание из палочек, переплетение лучин, плетение из полосок бумаги, складывание из колец и полуколец, вырезание из бумаги, выкалывание и вышивание по картону, мозаика, нанизывание бус, работы с горохом.
Заслуга Фребеля в том, что он разработал и целую серию подвижных игр для детей, построенных на основе подражания явлениям природы, животным, деятельности людей (например, игры в бабочку, в цветы, в звезды, венки, «Лисица ходит кругом», «Кошки – мышки»). Все игры его сопровождались исполнением песенок. Их написал сам Фребель и даже выпустил сборник. Невысокую художественную ценность и примитивизм песенок автор понимал и неслучайно призывал читателей воспользоваться его идеями для составления более совершенных стихов и мелодий.
Догматизм в манипулировании с дарами и в проведении игр (определенные движения, сентиментальные песенки, полные дидактизма, строгая последовательность движений) вызывали справедливую критику со стороны прогрессивных педагогов. Однако отметим: заслуга Фридриха Фребеля в том, что он не только занимался теоретическими вопросами детской игры, но и разработал ее методику, более того, осуществил свои идеи практически в созданных им детских садах. Фребель был убежден: заложив основы формирования личности в дошкольном возрасте в процессе правильно организованной игры, можно обеспечить дальнейшее воспитание ребенка. Ведь неслучайно он подчеркивал: «Дитя, которое играет самодеятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, спокойным, настойчивым, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе».
Несмотря на то, что теория детской игры, как и вся педагогическая система Фребеля, строится на религиозно-мистической основе, именно он наиболее обстоятельно вскрыл ее воспитательное значение, показал, что посредством игры ребенок развивается не только физически, но и духовно – вводится в жизнь, развивает свои органы чувств, усваивает социальные нормы поведения.
Педагогические идеи Фребеля получили широкое распространение и завоевали признание во всем мире, в том числе и в России.
Фребелевские общества, объединяющие представителей прогрессивной русской интеллигенции, содействовали распространению идей великого немецкого педагога, созданию дошкольных учреждений, способствовали улучшению семейного воспитания детей. При этих обществах создавались курсы для подготовки воспитательниц для семей и детских садов по системе Фребеля.
К.Д. Ушинский. Н.И. Пирогов, А.С. Симонович, Е.Н. Водовозова, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, С.Т. Шацкий, Л.К. Шлегер, подвергая критике философские основы педагогической системы Фребеля – авторитарность, догматизм, педантизм, религиозность, тем не менее не отрицали и положительных сторон его теории, подчеркивали его вклад в развитие дошкольной педагогики. В наше время, время переоценки ценностей, следует вновь вернуться к изучению и освещению педагогических идей зарубежных и русских педагогов прошлого. Наследие Ф. Фребеля и тех, кто способствовал распространению его учения в России, еще ждет своих исследователей.
Итальянский врач и педагог Марии Монтессори (1870–1952), первая женщина в Италии, получившей степень доктора медицины. В плане психологического обоснования формирования личности особую роль придавала Монтессори «гигиене мышления», называя его «ключом», открывающим тайны формирования человеческой личности, действенным средством «внутреннего строительства» психики человека.
Уметь различать – характерная черта мышления. Различать – это значит группировать. Таким образом, сенсорные упражнения – это упражнения в различении и классификации. Размер, форма, шероховатость, вес, температура, вкус, звук, цвет – различать все это надо научить ребенка. «Процессы различения, группирования и обозначения внешних предметов на основе установившегося в уме прочного порядка, – пишет Монтессори, – и составляют мышление и вместе с тем и известную степень культуры». Следовательно, для того чтобы научить мыслить, необходимо научить правильно сравнивать и группировать, т.е. правильно различать. В свою очередь, умение правильно различать приобретается детьми только через сенсорную гимнастику, т.е. через систему упражнений по развитию органов чувств. Монтессори подробно описывает методику развития тактильного чувства, стереогностического, барического, хроматического, чувства зрения, звука и других. Например, для развития тактильного чувства она использовала деревянную дощечку, разделенную на два квадрата. Один из них – с гладкой отполированной поверхностью, другой – с наклеенной наждачной бумагой (шесть полосок разной шероховатости, от грубой наждачной до атласной). Развивать у детей чувство осязания – значит учить их «видеть руками» (см. приложение).
Для развития чувства зрения Монтессори предлагала сравнивать и различать предметы разной формы – бруски, кубики, цилиндры, палочки. Но не только в этом состояло использование зрительного рецептора. Он обеспечивал развитие хроматического чувства (зрительное восприятие цветов). В «Доме ребенка» дети обучались различению восьми цветов по восемь тонов каждый (всего предлагались 64 цветные таблички). Обстоятельно разработала Монтессори и упражнения в распознавании звуков.
3. Сенсорное воспитание в отечественной дидактической системе детского сада (Е.И. Тихеева, М. Манасеина)
Елизавета Ивановна Тихеева – яркий, талантливый педагог, создавшая оригинальную русскую систему дошкольного воспитания. Можно смело утверждать, сколь высок вклад Е.И. Тихеевой в педагогическую науку. Однако говорить, что он досконально изучен, не приходится. И виной тому – многолетние запреты, а порой и шельмование русских ученых, чья деятельность не отвечала «требованиям» власти большевиков. Сторонница прогрессивно-гуманистического направления в педагогике, Е.И. Тихеева считала, что воспитывать маленького человека следует в гармонической цельности «всех природой ему предназначенных способностей и дарований, во всей красе тех духовных и нравственных сил, полный расцвет которых дает право признать венцом творения себе подобного». Гармоничное воспитание личности, по мысли Е.И. Тихеевой, должно базироваться на этических началах.
Решая сложный для педагогики того времени вопрос об источнике и средствах развития ребенка-дошкольника, Тихеева пришла к правильному пониманию: именно внешний мир, окружающие ребенка предметы и явления следует рассматривать в качестве источника развития, а игру, труд, общение со взрослыми и сверстниками, само познание окружающего мира – как основные средства развития. Верно понимая, что познание окружающего мира требует развития органов чувств, Тихеева много внимания уделяла сенсорному воспитанию дошкольников, которое тесно связывала с окружающей жизнью, с познанием мира природы, с играми и трудом. Развитие восприятия, мышления и речи детей ученый рассматривала в неразрывном единстве.
Самое серьезное внимание в детском саду, как считала Тихеева, следует уделять обучению, т.е. учить дошкольника умению наблюдать, свободно говорить на родном языке, считать, рисовать, ухаживать за растениями и животными и т.д. Вместе с тем Тихеева прекрасно понимала: детский сад не школа, и занятия не должны копировать школьные уроки. Разработанные ею занятия, отличающиеся оригинальной методикой, соответствующие природе ребенка-дошкольника, вошедшие в золотой фонд отечественной дошкольной педагогики, построены на наглядности, с широким использованием дидактических игр и игровых упражнений. Смело можно утверждать: ученый проявила удивительное знание психики дошкольника.
Проблемы сенсорного развития и воспитания дошкольников – центральные в творчестве Е.И. Тихеевой.
Общеизвестно: сенсорное развитие связано не только с формированием умственных способностей ребенка, развитием его речи, оно оказывает сильнейшее влияние на становление эстетических и нравственных чувств. Сущность эстетического воспитания Тихеева видела в частом восприятии художественных образов. Воспринимая красоту, «разлитую» вокруг него, отмечала она, ребенок мало-помалу становится чутким ценителем прекрасного. А для этого необходимо развивать его вкус на лучших образцах живописи, музыки, живого художественного слова. В свою очередь эстетические впечатления должны рождать в ребенке доброту. Из всех чувств, дающих наиболее яркие впечатления и, следовательно, благотворно влияющих на нравственное становление ребенка, подчеркивала Тихеева, первое место принадлежит зрению и слуху. Слух, и опирающиеся на него речь и мышление, находятся в нерасторжимом единстве с духовным развитием ребенка. Посредством зрения и слуха малыш знакомится с красотой окружающего мира, а культ красоты – могучий союзник нравственности.
Да, но каким образом научить ребенка пользоваться чувствами во всей их полноте, предусмотренной природой? Е.И. Тихеева видела один путь – в «организованном знакомстве с окружающей конкретной действительностью и оказании систематической помощи». По ее мнению, внешний мир, представленный сознательно, разумно и систематически, именно та арена, на которой воздвигается здание чувственных восприятий. Заслуга Тихеевой в том, что она разработала методику использования дидактического материала, «щедро рассыпанного в природе», методику наблюдений за явлениями природы. Наивернейший путь развития чувств ребенка, его мира восприятий, как она считала, это непосредственная близость с природой, работа в саду, постепенное знакомство с миром животных, растений, насекомых, «экскурсии в природу».
Тихеева советовала создавать в каждом саду уголки живой природы, обдуманно подбирать дидактический материал – естественный (семена, цветы, плоды, насекомые, камни, песок), жизненный (мебель, посуда, орудия труда, бросовый материал), искусственный (строительный материал, игры парами, лото, игрушки, картины). Дидактический материал Тихеева считала одним из важнейших факторов интеллектуального развития ребенка, однако предупреждала: материал этот должен соответствовать основным запросам и интересам детей; предостерегала педагогов от излишнего увлечения искусственным дидактическим материалом, так называемой «гимнастикой чувств» (или упражнениями по умственной ортопедии). «Вообще, применение дидактического материала с целью развития внешних чувств, – писала она, – требует крайне осторожного, продуманного отношения. Надо, прежде всего, понять, что воспитание внешних чувств есть не цель, а средство; оно должно явиться подготовкой, канвой, облегчающей творческому уму человека возможность проявить себя, вышивать по этой канве самобытные узоры. Осуществить подобное, правильно понимаемое воспитание органов чувств дело не легкое…»
Своеобразие методики Тихеевой – разнообразие активных видов детской деятельности.
Подчеркивая тесную взаимосвязь сенсорного и умственного развития ребенка, М.М. Манасеина утверждала: чем скорее и чем лучше выучится ребенок управлять своими органами чувств (зрением в особенности), тем быстрее и полнее будет его умственное развитие. Научение мышлению как основе умственного развития предполагает овладение понятиями, что в свою очередь зависит, как уже отмечалось, от достаточного количества полных и четких представлений.
Другой аспект проблемы, подмеченный М.М. Манасеиной, связь конкретных ощущений с соответствующими анализаторами, адекватность представлений получаемым ощущениям и, наконец, накопленные представления и понятия как база развития мышления. Эту внутреннюю связь М.М. Манасеина рассматривает как фактор интеллектуальности человеческих ощущений. Попытаемся выяснить сущность этого явления.
М.М. Манасеина выступала за синхронное многостороннее физическое и духовное развитие ребенка. В ее представлении живой детский организм – это неразделимое целое: ведь невозможно полноценное развитие органов ощущений без здоровья и правильного физического развития ребенка.
Признавая важную роль первых лет в жизни ребенка, М. Манасеина считала, что основное внимание родителей и воспитателей должно быть направлено на развитие умственных способностей детей главным образом через развитие органов чувств.
Накопление ощущений и представлений через использование органов чувств, через их развитие – трудный, длительный и противоречивый процесс. М.М. Манасеина видит его содержание в том, что каждый человек в детстве усваивает тысячи разнообразных представлений, проверяет бесчисленное количество раз данные одного ощущения результатами других и затем путем бесконечного повторения заучивает их до полной автоматичности. Эти идеи М.М. Манасеиной подтверждает современная экспериментальная психология. Удивление – главный признак того, что ребенок активно воспринимает окружающее.
Сенсорное воспитание предполагает разумный уход за органами чувств – это второй постулат концепции М.М. Манасеиной. Ее мнение: близорукость, болезни глаз – следствие негигиеничности условий, в которые попадают наши дети, особенно в первые годы жизни, когда органы очень чувствительны к различным вредным влияниям.
Методика развития и воспитания «чувствований». Разработанная М.М. Манасеиной система приемов и средств сенсорного воспитания включает рекомендации по сохранению и развитию органов зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса.
Немаловажным представляется М. Манасеиной развитие «цветового зрения», она доказывает: малыши далеко не сразу приобретают способность различать цвета. Сначала они могут распознать только свет и темноту, потом желтый цвет, далее красный, фиолетовый и т.д.
Что касается развития слуха, Манасеина советует оберегать ребенка от резких, неожиданных звуков, она советует обращать внимание на способность детей определять характер и источник звука, приучать их узнавать по звуку (с закрытыми глазами) различные металлы, стекло, фарфор, дерево; по шелесту – бумагу, шелк, шерстяные ткани и т.д. Она считает, что, вводя игровые элементы, можно научить ребенка определять расстояние до того или иного предмета по звуку, по голосу – узнавать человека.
В сенсорном развитии и воспитании ребенка М.М. Манасеина не забывала и с воспитательной функции рисования (лепки), не только развивающего верность глаза, руки, чувство формы, цвета, но и приучающего ребенка вникать во все подробности, частности, способствующего развитию внимания и наблюдательности.
4. Содержание и задачи сенсорного воспитания в современной отечественной педагогике
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные советскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в I классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.
Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна – необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение («маленькое» – это то, что можно схватить одной рукой, «большое» – двумя руками, «круглое» – то, что охватывается всей ладошкой, «квадратное» – то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон, и т.п.). Термин «сенсорные эталоны» был предложен А.В. Запорожцем и нашел широкое применение в работе по сенсорному воспитанию дошкольников.
Не меньшее значение имеет зрительное восприятие пространства и пространственных отношений. Однако подлинное овладение пространством выходит за рамки сенсорного воспитания, так как требует участия мыслительных процессов.
Сенсорное воспитание в этот период – основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития.
Можно выделить основные задачи в сенсорном воспитании детей от рождения до 6 лет.
На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
Особо важным является вопрос о связи сенсорного воспитания, осуществляемого при помощи предлагаемой системы, с сенсорным воспитанием, проводимым при обучении продуктивным видам деятельности (рисование, лепка и др.). Продуктивные виды деятельности начинают складываться на третьем году жизни ребенка, но обучение в этом возрасте еще не занимает значительного места. Поэтому для детей раннего возраста еще нет смысла разграничивать продуктивную деятельность и дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию.
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенком и формирование представлений о внешних свойствах и качествах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание ребенка. Поэтому нормальное эстетическое развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Развитие восприятия и ощущения происходит успешнее в условиях целенаправленной, содержательной деятельности: – рисование – лепка – аппликация – конструирование. Это не только создает благоприятные условия для развития ощущения и восприятия, но вызывает потребность в овладении формой, цветом, пространственными ориентировками на листе бумаги. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем возрасте. Период первых трех лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываются черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения. Ребенка обучают различать величину, форму и цвет предмета через дидактические игры. Рассматривая объект, ребенок, как правило, выделяет в этом возрасте, один – наиболее яркий признак, и, ориентируясь на него, передает изображение предмета в изобразительной деятельности через цветовую гамму, в конструировании, лепке – через форму, цвет. Это основа важнейших способностей, обеспечивающих успехи музыкантов, художников, архитекторов, конструкторов – сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и четкостью передавать тончайшие ньюансы формы, цвета, величины и других внешних свойств предметов и явлений. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В результате постоянного интереса возникает внимание к внешним свойствам предметов.
Таким образом, в истории педагогики сложились разные системы сенсорного воспитания (М. Монтессори, Ф. Фребель, Е.И. Тихеева, современная отечественная система). Они отличаются друг от друга психологическими подходами к пониманию природы восприятия, его взаимосвязи с мышлением. В зависимости от этого по-разному строится содержание сенсорного воспитания, его методика.
Современная отечественная теория сенсорного воспитания включает в себя все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира, а также обобщенные способы обследования предметов, их качеств, свойств, отношений, т.е. перцептивные действия, систему обследовательских действий, систему эталонов, которыми овладевают дети. Поэтому задача сенсорного воспитания – своевременно обучить ребенка этим действиям является актуальной и действенной. А обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных процессов.
Игры-занятия с дидактическим материалом
1-1,5 года
Обогащать сенсорный опыт детей, обучать действиям с предметами: нанизывать на стержень пирамидки 2-3 кольца одинакового размера, собирать с помощью взрослого в определенной последовательности пирамидку из 2-3 колпачков разных размеров, открывать и закрывать одноместную матрешку, вкладывать меньшие предметы в большие и вынимать.
1,5-2 года
Умение различать предметы по величине, формировать умение подбирать крышки (круглые, квадратные) к коробочкам соответствующей формы, собирать двухместные дидактические игрушки (матрешки, бочонки), составлять разрезные картинки из 2 частей, упражнять в соотнесении плоскостных фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) с отверстиями дидактической коробки. Проводить д/и на развитие слухового внимания (Кто в домике живет?, Кто нас позвал?). Развивать умение различать 4 цвета, по предложения взрослого отбирать предметы определенного цвета.
2-3 года
Продолжать работу по обогащению чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Помогать им в обследовании предметов, выделяя их цвет, формы, величину.
Побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним – обводить руками части предмета, гладить их и т. д. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки, большой красный мяч, маленький синий мяч). Формировать умение называть свойства предметов.
Ребенок, прежде всего, осваивает способы действия с предметами; у него развиваются глазомер координация движений. Воздействуя на предметы, малыш познает их свойства и качества, имеющиеся между ними связи. Обогащается сенсорный опыт. Посредством осязания, мышечного чувства, зрения дети начинают различать форму, величину, цвет предметов; узнают, что предметы издают различные звуки. Развивается мышление и речь, Знакомясь со свойствами предметов, дети приходят к первым обобщениям.
Ввиду близкого расположения с коре головного мозга центров речи и движений тренировка мелких движений пальцев активизирует функционирование речевой зоны мозга, а следовательно, влияет и на развитие активной речи.
В процессе действия с дидактическими игрушками воспитываются сосредоточенное внимание, самостоятельность детей, умение добиваться определенного результата; малыши осваивают последовательность действий, овладевают умением воздействовать одним предметом на другой (орудийными действиями); в занятиях со строительным материалом приобретают первые конструктивные умения и умение играть, используя свои постройки.
Сенсорное развитие и обучение действиям с дидактическими игрушками.
На втором году жизни дети осваивают способы действия с дидактическими игрушками — кубами, вкладышами, пирамидами; они овладевают предметно-специфическими действиями, т. е. подсказываемыми свойствами предметов: втыкают и вынимают втулки, нанизывают кольца на стержень, накладывают кубики один на другой. Наряду с этим осваивают опосредованные действия с несложными предметами-орудиями: приближают предмет при помощи палки, веревки; вылавливают черпачком игрушки из тазика с водой. В процессе этой деятельности осуществляется сенсорное развитие: ребенок познает свойства и качества предметов, обобщает признаки, что способствует развитию его мышления.
Программа воспитания в детском саду рекомендует проводить этот вид занятий в группах второго года жизни 3 раза в неделю, из них — по обучению детей конструированию. Каждое занятие повторяется столько раз, сколько необходимо, чтобы большинство детей овладели соответствующими умениями, после чего игрушки даются детям для самостоятельной деятельности.
До года 3 месяцев на занятиях с дидактическими игрушками решаются задачи по обучению детей способам действий (катать, нанизывать, открывать, закрывать). Воспитатель ориентирует ребенка на положительный результат: вынуть и воткнуть все втулки в отверстие, надеть все кольца на стержень пирамидки. Результативные действия формируются в том случае, если результат нагляден и приближен к действию.
По мере развития детей в занятия включаются задачи сенсорного, конструктивного характера. Малыши учатся различать цвет, форму, величину.
До года 6 месяцев на 1 занятии дети осуществляют действия, ориентируясь на 1 признак, например величину (большие и маленькие колпачки); после полутора лет возможна ориентировка одновременно на 2 признака (величина и цвет, форма и величина): колпачки большие и маленькие, желтого и красного цвета, большие и маленькие шары и кубы и т. д.
Усвоение детьми каждой сенсорной задачи — процесс длительный. Чтобы поддержать их интерес и сформировать обобщенные представления о признаках предметов, необходимо предлагать решение одной и той же задачи на разном дидактическом материале (собирать башню из колец, кубов и других форм); соотносить слова большой и маленький к разным предметам куклам, машинам, матрешкам); раскладывать по цвету шарики, палочки, кубики.
Постепенно малышей подводят к решению конструктивных задач на занятиях со строительным материалом: учат класть кубики или кирпичики друг на друга (башня), ставить рядом на поверхность стола (дорожка, поезд, забор), располагать кубики и кирпичики в разном пространственном отношении друг к другу (лестница, кровать, диван, вводятся постройки из разных форм (стол, стул, стол и стул вместе). В конце второго года детей учат делать перекрытия (ворота, дом).
Для обыгрывания построек малышам предлагают некрупные игрушки (кукла; машина, матрешка). Чтобы игрушка не отвлекала ребенка, ее лучше давать при завершении постройки. Однако детям второго полугодия второго года жизни игрушку можно предложить и в начале занятия, чтобы они видели цель постройки; домик для собачки; дорожка, по которой пойдет кукла.
Подробное описание методики проведения занятий с дидактическими игрушками и строительным материалом для детей второго года жизни дано в предлагаемой литературе.
В первой младшей группе на занятиях со строительным материалом детей знакомят с разнообразными конструктивными свойствами материала (кубики, кирпичики, пластины), учат размещать кирпичики на плоскости для сооружения различных по назначению построек, знакомит с зависимостью устойчивости деталей строительного материала от их расположения на плоскости.
На занятиях со строительным материалом воспитатель демонстрирует детям разное положение строительных деталей на столе, выделяет и помогает осознать отдельные практические операции, из которых складывается элементарная конструктивная деятельность. Используя наглядно-действенный метод обучения, воспитатель привлекает малышей к обследованию материала, называнию его свойств.
В процессе этого вида занятий студентам можно показать использование наглядно-действенного метода обучения в работе с детьми третьего года жизни.
Показывая кирпичик, воспитатель спрашивает нескольких детей: «Что это у меня?» — и сам называет: «Кирпичик». Предлагает ребенку взять кирпичик и показать; спрашивает: «Что ты взял, Вова?» Затем внимание детей обращает на признаки материала, демонстрирует разное положение кирпичика на столе; предлагает найти самую широкую сторону кирпичика, провести по ней рукой: «Вот какая большая!», «Все положите кирпичик на эту сторону. Мы так делали, когда строили дорожку», «У кирпичика есть еще узкая, самая маленькая, сторона; найдите ее, проведите по ней рукой. Поставьте кирпичик на эту сторону. Этот кирпичик лежит, а этот стоит». Так детей привлекают к практической и речевой активности, побуждают к обследованию материала, знакомству с его свойствами, т. е. решают задачи сенсорного характера.
Затем воспитатель переходит к объяснению задач предстоящей конструкции. Например, учит строить гараж для машины. В этой конструкции малышам приходится замыкать пространство. Если дети затрудняются это сделать, воспитатель раздает им прямоугольные листы бумаги или картона, вокруг которых они укладывают кирпичики на узкого боковую сторону, сверху кладут 2 кирпичика плашмя. Объяснение воспитатель дополняет игровыми действиями: вкатывает маленькую машинку в гараж. Дети воспроизводят образец, и каждый получает по игрушке для обыгрывания постройки.
Как усложнение этого занятия малыши могут выполнить задание по постройке домика для куклы или матрешки. Разница в конструкции заключается в том, что при постройке гаража кирпичики раскладываются большой узкой боковой стороной, а при постройке домика расставляются меньшей узкой стороной.
Дети слушают объяснение воспитателя, наблюдают за его действиями, действуют самостоятельно и свою деятельность сопровождают речью. В этом и заключается содержание метода наглядно-действенного обучения применительно к детям раннего возраста.
Обучая конструированию, воспитатель стремится показать малышам разные варианты одной и тои же постройки: дом строят в виде гаража для машины, домика для куклы. Он может быть с окном, без окна, с дверью, без нее, одноэтажный, двухэтажный. Демонстрация разных вариантов одной и той же постройки помогает активизировать мышление, инициативу, творчество ребят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум "Значение сенсорного воспитания в развитии детей дошкольного возраста"
Семинар предлагает вспомнить теоретические основы сенсорного воспитания. Предлагает познакомиться с интересными играми по сенсорному развитию. Предлагается практическая часть, где педагоги из бросовог...
Значение сенсорной культуры для развития ребенка
Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорног...
Анкета «Роль сенсорной культуры в жизни ребенка»
Анкета «Роль сенсорной культуры в жизни ребенка»Уважаемые родители!Детский сад проводит опрос с целью помочь Вам в воспитании и развитии ваших детей. Ваши искренние и продуманные ответы позволят нам п...
Сообщение на тему «Значение сенсорного воспитания и развития детей раннего возраста»
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а та...
Сообщение на тему «Значение сенсорного воспитания и развития детей раннего возраста»
В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идёт поиск неординарных методов, технологий работы с дошкольниками по математическому развитию.В центре внимания педагогов и психо...
Значение сенсорного воспитания для развития детей младшего дошкольного возраста.
Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.Сенсорное воспитание дошкольников – это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее...
Значение сенсорного воспитания в развитии ребенка раннего возраста.
В отечественной педагогике признано отношение к дошкольному воспитанию как к этапу, определяющему все дальнейшее развитие. Совершенствование образования и воспитания предусматривает необходимость макс...