Воспитываем патриотов в ДОУ на примере детей ВОВ
статья

Подвысоцкая Ангелина Анатольевна

Воспитываем патриотов в ДОУ на примере детей ВОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvysotskaya_a.a._statya.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитываем патриотов в ДОУ на примере детей ВОВ

Подвысоцкая А.А., воспитатель

МДОУ «Детский сад №15, г. Железногорск

Нельзя вырастить полноценную личность без формирования гражданских качеств. Патриотическое воспитание нужно начинать рано — в детском саду. В силу ряда обстоятельств воспитание патриотических чувств у дошкольников ушло на второй план. В 80 — 90-е годы была распространена точка зрения, что в дошкольных учреждениях не следует «политизировать» педагогический процесс, тем более что многие исторические события не столь однозначны. Результат такого отношения — дефицит духовности и доброты, отсутствие любви к Родине. В настоящее время вопросы нравственно-патриотического воспитания в ДОУ рассматриваются как приоритетные, формирование патриотических чувств у дошкольников базируется на национальной культуре и преемственности поколений.

Являясь воспитателем детского сада, хотелось поговорить о том, как воспитать патриотов на примере героев Великой Отечественной войны. В детском саду стараюсь преподнести информацию через рассказы о судьбах детей-героев. Дети войны немного старше моих воспитанников и дошкольникам интереснее узнать о героических поступках почти-что их сверстников. Так, современным детям с дошкольного возраста нужно рассказывать о самых важных событиях нашего прошлого, о том, какие героические поступки совершали их деды и прадеды во имя сохранения своей Родины, как самоотверженно они защищали родную землю в боях, и как честно трудились для ее процветания в мирное время. Нужно, чтобы дети гордились, что они тоже являются частью такого замечательного народа, и что их семьи на прямую причастны к истории нашей страны.

Хочу отметить, что патриотическим воспитанием детей дошкольного возраста не может заниматься человек, который сам не является патриотом своей страны. Очень важно, чтобы педагог с интересом и любовью относился к тому месту, где он живет, знал историю и особенности традиций своего края, ценил его культуру. Об этом замечательно говорил академик Д.С. Лихачев: «Не будет корней в родной местности, в родной стране — будет много людей, похожих на степное растение перекати-поле.» [3].

«НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО» [4] - хотелось, чтобы это стало замечательной традицией нашего подрастающего поколения. Мы и наши дети — счастливый народ: родились под мирным небом, никогда не слышали воя бомб, выстрелов, не видели ужасов войны. А ведь не всегда небо над нашей чудесной страной было безоблачным и мирным.

В те страшные годы дети быстро взрослели. В свои десять четырнадцать лет они уже сознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа. Они старались ни в чем не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью.

Не детское дело война. Лучше бы не было детей на войне... Но то, что было, - уже исторический факт, и надо, чтобы он не изгладился из человеческой памяти.

О детях на войне, о героизме младшего поколения на фронте и вблизи фронта мы знаем и много? и мало. А почему так... В памяти фронтовиков сохранились теплые воспоминания о воспитанниках полков, маленьких солдатах, в которых воины видели своих детей, за счастье которых шли в бой. Болью и светлой грустью наполнены эти воспоминания. Чаще всего ребят, попавших в действующие части, называли ласкательными именами, большинство бойцов даже не знало их фамилий. Иногда мальчонку, оказавшегося в части, солдат или офицер ласково называл именем своего сынишки.

Перечитывая книги о детях-героях, сложно подобрать слова, что я пережила и как я горжусь, что такие ребята когда-то были в нашей стране. В дни войны, по-видимому, были не считанные десятки, а сотни, тысячи таких ребят.

Например, имя Вали Котика стало символом верности долгу, целеустремленности, беззаветной отваги. Юный партизан погиб через несколько дней после своего четырнадцатилетия. Четырнадцать - это совсем мало. В этом возрасте обычно только строишь планы на будущее, готовишься к нему, мечтаешь о нем. Валя тоже строил, готовился, мечтал. Нет сомнения, доживи до наших дней, он стал бы выдающейся личностью. Но он не стал ни космонавтом, ни рабочим-новатором, ни ученым-изобретателем. Он остался вечно юным.

О Герое Советского Союза Вале Котике написаны сотни повестей, рассказов, очерков, его имя носят тысячи школ. Памятники юному герою стоят в городе его подвига Шепетовке (город в Хмельницкой области Украины) и в столице нашей Родины Москве. Он навсегда остался в памяти живых. Остался потому, что исключительную отвагу, мужество проявлял неоднократно, потому что был верен долгу до последнего дыхания. Родина оценила это по достоинству.

«Медалью «За оборону Сталинграда» был награжден восьмилетний Игорь Михайлов. Во время обороны крепости на Волге мальчик находился на батарее своего отца Константина Алексеевича Михайлова. Вместе с бойцами Игорь стойко и храбро переносил опасности и лишения. Как мог, помогал бойцам: приносил им письма, газеты, воду, собирал и передавал командованию немецкие листовки и не раз выслеживал вражеских разведчиков. Когда немцы были разбиты под Сталинградом, Игорь на самолете прилетел к родным в Москву. Осенью 1944 года он поступил в первый класс 95-й школы.» [2].

«В Североморске есть улица имени Саши Ковалева. Саша Ковалев — ленинградский пионер. В дни войны с фашистскими захватчиками упросил моряков взять его с собой бить фашистов. Он стал юнгой на боевом катере. Мужественно нес он свою боевую службу, а вскоре был награжден орденом Красной Звезды. В одном бою огневой налет врага угрожал кораблю взрывом. Спасая катер, Саша получил тяжелое ранение и умер на боевом посту. За подвиг в бою Саша Ковалев посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени.» [2].

А это история одного из наших земляков «Дважды курский мальчишка Коля Еськов убегал из дому, чтобы попасть на фронт. И только в третий раз попытка удалась. Сначала он был сыном 8-й отдельной Мелитопольской истребительной противотанковой артиллерийской бригады, его определили в мотовзвод, учили шоферскому мастерству. Потом он был воспитанником 163-го истребительного противотанкового артиллерийского Краснознаменного Варшавского орденов Александра Невского и Кутузова полка. Войну закончил в Берлине. Имеет четыре награды.» [1].

Вот еще одна из судеб: «В одном из партизанских отрядов Белоруссии сражался тринадцатилетний пионер Марат Казей. За храбрость и отвагу Марат Казей награжден медалями «За боевые заслуги» и «За отвагу». Однажды фашисты окружили пионера-разведчика. Враги во что бы то ни стало хотели взять юного партизана живым. Марат взорвал около себя гранату. Он погиб сам, но вокруг него полегло и немало врагов. За свой подвиг пионер Марат Казей был посмертно награжден орденом Отечественной войны 1-й степени. В селе Станьков, Дзержинского района, Минской области, в родном селе Марата юному герою белорусского народа на его могиле был открыт памятник. В городе Минске также ему был открыт памятник.» [2].

Одна из листовок пионеров-тимуровцев 1942 года: «28 тонн грибов, 34 тонны ягод и многих других дикорастущих полезных растений собрали мы летом и сдали государству. КС. Пионерской лаской и любовью окружаем мы семьи фронтовиков. Вы можете быть спокойны, если в Москве осталась ваша семья. Пионеры-тимуровцы позаботятся о ваших детях, помогут жене по хозяйству, вашей матери принесут продукты из магазина, вымоют полы в квартире, наколют дрова. 500 тонн металлического лома собрали московские пионеры для того, чтобы у вас было больше оружия и снарядов. КС Дорогие наши отцы, старшие братья и сестры! Мы обещали не жалеть сил для учебы. С гордостью можем сказать вам: свое слово держим по-пионерски.» [2].

А это рапорт Московского слета пионеров: «Дорогие товарищи бойцы и командиры! Делегаты 1-го московского пионерского слета от имени всех пионеров столицы шлют вам горячий пионерский привет. Мы рапортуем вам о том, что сделали московские пионеры в помощь фронту. 16 тысяч пионеров и школьников столицы летом выезжали на полевые работы и помогли колхозам убрать военный урожай. 17 тысяч ребят без отрыва от учебы работают в школьных производственных мастерских. Там они шьют для вас одежду, вяжут теплые носки и перчатки, выполняют различные фронтовые заказы. Этими мастерскими уже выпущено готовой продукции на 30 миллионов рублей.» [2].

Забот у детей войны было немало…

На примере таких детей-героев ВОВ, тружеников нужно воспитывать наших детей. В настоящее время дети не приучены трудится. Всё чаще мы можем видеть, как ребенок отказывается выполнять поручения родителей или воспитателя. Детям стало интереснее проводить время за телефонами и компьютерами, нежели заниматься поливом растений, подражать взрослым в уборке, готовке и т.п.

Поэтому дети той страшной войны, привыкшие трудиться с раннего детства, смогли стать Великими героями, могли оказать посильную помощь, чтобы наша страна победила.

Пусть всегда будут в нашей памяти мальчишки и девчонки времен войны! Честь и слава им!

Список литературы:

1. «Медаль за бой, медаль за труд», «Молодая гвардия», МОСКВА 1975.

2.«О подвигах, о доблести, о славе...», «ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА», Москва 1981.

3.«Письма о добром и прекрасном», Д.С. Лихачев, «АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР», Москва 2017.

4. «Салют, пионерия!», Издательство «МАЛЫШ» Москва, 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитываем патриотов на примере героев Великой Отечественной войны".

Россия! Наша Родина! Страна, имеющая великую, интереснейшую историю. Много пришлось пережить российскому народу лишений, страданий, завоеваний, горестей, но ...

Педагогический проект по нравственно- патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Воспитываем патриотов".

Педагогическая разработка "Воспитываем патриотов" позволит создать условия для формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников....

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группе «Воспитываем патриотов»

Данный проект направлен на формирование у воспитанников основ гражданственности, патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе любовь к своей семье, уважение к истории родного ...

Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста «Воспитываем патриота в семье»

Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста «Воспитываем патриота в семье»...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Воспитываем патриота в семье»

Одной из задач дошкольного образовательного учреждения является воспитание патриотизма и гражданских чувств у маленьких россиян.Многие родители сейчас наверное спросят: "Зачем нужно воспитыв...

Консультация для родителей детей подготовительного дошкольного возраста «Воспитываем патриота в семье»

Одной из задач дошкольного образовательного учреждения является воспитание патриотизма и гражданских чувств у маленьких россиян.Многие родители сейчас наверное спросят: "Зачем нужно воспитыв...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Воспитываем патриота в семье»

Данная консультация "Воспитываем патриота в семье" предназначена для родителей, педагогов. Она раскрывает основные аспекты патриотического воспитания детей дошкольного возраста....