Методы обучения дошкольников, их своеобразие.
статья (младшая, средняя группа)
Метод – способ деятельности, достижения цели.
Метод обучения – способ взаимосвязанной, упорядоченной деятельности обучающих и обучаемых, направленный на реализацию учебно-воспитательных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_obucheniya_doshkolnikov.docx | 15.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы обучения дошкольников, их своеобразие.
Метод – способ деятельности, достижения цели.
Метод обучения – способ взаимосвязанной, упорядоченной деятельности обучающих и обучаемых, направленный на реализацию учебно-воспитательных задач.
Приём – структурная единица метода, соотносятся – как часть к целому. Одни и те же приёмы могут быть использованы в разных методах, и один метод может включать разные приёмы. Это обусловленные методом конкретные действия учителя и ученика, которые характеризуются завершённостью и ведут к достижению ближайших задач.
Связи между методами и приёмами подвижны, в одном случае может быть метод, в другом – приём (беседа - метод и беседа – приём при рассматривании картинки).
Классификаций методов много:
- По источнику передачи информации и характеру её восприятия – наглядные, словесные и практические (Е.Я.Голант, Н.М.Верзилин и др.).
- По ведущим дидактическим задачам – методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, творческой деятельности, закрепления, проверки знаний, умений и навыков (М.А.Данилов, Б.П.Есипов).
- По логике изложения и подачи материала – индуктивные и дедуктивные (А.Н.Алексюк).
- По характеру познавательной деятельности учащихся – информационно-рецептивные, репродуктивные, проблемного изложения, эвристические, исследовательские (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин).
- Целостный подход, отражающий единство целей, содержания обучения, характера познавательной деятельности: организации уч/позн деятельности, стимулирования и мотивации уч/позн д-ти, контроля и самоконтроля в процессе обучения (Ю.К.Бабанский).
В дидактике детского сада принята традиционная классификация методов - по источнику передачи информации и характеру её восприятия – наглядные, словесные и практические (Е.Я.Голант, Н.М.Верзилин и др.).
Наиболее рациональной на сегодня признаётся классификация обучения М.Н.Скаткина и И.Я.Лернера (Пидкасистый П.И., Краевский В.В. и др.), так как разработана в соответствии с концепцией содержания образования – каждому элементу содержания образования соответствуют собственные методы. Методы – система последовательных действий педагога, организующих познавательную деятельность ученика.
Метод обучения | Деятельность педагога | Деятельность ребёнка |
Информационно-рецептивный – экономный путь передачи информации | Предъявление информации, организация действий ребёнка с объектом изучения | Восприятие знаний, осознание, запоминание. |
Распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, рассказ воспитателя и детей, чтение. | ||
Репродуктивный – многократное повторение ребёнком способа деятельности | Предъявление заданий на воспроизведение знаний и способов деятельности, руководство их выполнением | Актуализация знаний, воспроизведение знаний и способов действий по образцам, запоминание. |
Подражательно-исполнительские упражнения, катехизическая беседа. | ||
Проблемный (Проблемного изложения) – педагог ставит проблему и показывает путь её решения. | Постановка проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов, наблюдений и др. | Восприятие знаний, осознание знаний и проблемы, мысленное прогнозирование способов решения, запоминание |
Рассказ воспитателя, воссоздающее наблюдение (идёт применение знаний на основе воображения), рассматривание картин и разрешение коллизии. | ||
Эвристический метод (частично-поисковый) – проблемная задача делится на части в решении которых принимают участие дети (применение знаний в новых условиях). | Постановка проблем, предъявление заданий для выполнения отдельных этапов решения проблем, планирование шагов решения, руководство деятельностью детей | Восприятие и осмысление задания, актуализация знаний, самостоятельное решение части задачи, запоминание. |
Упражнения конструктивного характера, дидактическая игра (информация является продуктом деятельности), моделирование, эвристическая беседа (основной). | ||
Исследовательский метод – творческое применение знаний. | Составление и предъявление проблемных задач | Восприятие проблемы, составление плана её решения, поиск способов, контроль и самоконтроль. |
Творческие упражнения, элементарный опыт, экспериментирование. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методы обучения дошкольников изобразительным навыкам
в помощь педагогам...
ТРИЗ как метод обучения дошкольников
В данной консультации представлен материал о методе обучения решению логических задач в детском саду....
формы и методы обучения дошкольников правилам дорожного движеия
Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у них необходимых умений и навыков, выр...
Активные методы обучения дошкольников
Данный материал предназначен для воспитателей ДОУ, внедряющих активные методы обучения. В материале содержится описание методов, их характеристика, использование....
Методы обучения дошкольников
Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к достижению цели», путь к чему- либо . Этимология этого слова сказывается и на его трактовке как научной категории. «Метод ...
Презентация «Организация и методы обучения дошкольников развитию связной речи – обучение рассказыванию»
Семинар - практикум "Формирование связной речи у детей дошкольного возраста"...