«Дерево знаний»
план-конспект занятия (старшая группа)

Талабаева Мария Петровна

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovoe_zanyatie_derevo_znaniy.doc23 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе

Тема: «Дерево знаний»

Цели:

Определить уровень овладения детей звуковым анализом (определение последовательности звуков в словах, порядкового места звука в слове, умение различать на слух звуки гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, умение находить ударный слог в слове).

Упражнять детей в слоговом анализе слова.

Выявить умение детей составлять предложения с заданным словом, группировать отдельные слова в предложение.

Упражнять в умении подбирать слова (из разных частей речи) на заданную тему, слова с противоположным значением.

Развивать мелкую мускулатуру кистей рук.

Продолжать учить детей понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Воспитывать желание учиться, быть грамотными.

Оборудование:

Дерево-ветка с прикрепленными к ней на нитках 11 контейнерами от «киндер-сюрпризов», внутри которых листы бумаги с заданиями.

Развешанные выше уровня глаз детей в разных углах комнаты буквы А, Б, Ы, Ь.

Рабочие листы.

Фишки и наборные полоски для звукового анализа.

Ручки. Цветные карандаши.

Ход занятия:

Это дерево знаний. А плоды дерева знаний предложат нам разные задания, выполняя которые вы покажете, какие знания есть у вас самих.

Далее вызывается по одному ребенку, каждый из которых срезает один плод с дерева знаний, раскрывает его и достает листок с заданием.

– Дети, на каком языке мы с вами говорим? Как и всякая другая, наша речь состоит из … чего? Из предложений. А из чего состоят предложения? Из слов. А слова состоят? Из слогов. А из чего же состоят слоги? Из звуков. Задания этого дерева знаний как раз про звуки, слоги, слова и предложения.

1. Звуки

Упражнение «Расшифруй название дерева?»

Взгляните на эти картинки и по первым звукам изображенных предметов определите название дерева.

Ива, дуб, вяз. (Дети выполняют задание на рабочих листах)

2. Словарь

Упражнение «Найди слова»

Я слова найду везде –
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке.
Вы не слышали такого?
Не беда! Сыграем в слово!

Найдите слова на дереве.

Если дети называет преимущественно имена существительные, воспитатель побуждает подбирать слова, обозначающие признак предмета и слова, обозначающие действие.

3. Слоги

Следующее задание: нужно разделить слово на слоги и подсчитать количество слогов в каждом слове. Вы хорошо знаете, что в слоге может быть один или несколько звуков, но обязательно один из этих звуков – гласный. В слове столько слогов, сколько гласных звуков.

Посчитайте слоги в словах: дерево, ветки, ствол, листва, яблоня.

4. Динамическая пауза «Выросли деревья в поле»

Выросли деревья в поле
Хорошо расти на воле!

(Потягивания — руки в стороны.)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется.

 Потягивания - руки вверх.)
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки,
(Махи руками.)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли.
(Наклоны вперёд.)
Вправо-влево, взад-вперёд -
Так деревья ветер гнёт.

(Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет?

(Вращение туловищем.) 

5. Предложение

Следующее задание называется «Живое предложение».

Слова стоят не по порядку. Поэтому не очень понятно, о чем же говорится в предложении. Расставьте слова правильно, чтобы все стало понятно и предложение звучало красиво.

Гнездо, на, сосне, птица, свила. Яблоне, плоды, выросли, на, вкусные.

А теперь попробуйте сами составить предложение, но в нем обязательно должно быть  слово  «дерево».

6. Ударение

А теперь вам нужно определить ударный слог в этих словах. А какой же слог мы называем ударным? Такой слог, при выделении которого голосом слово не меняется, звучит правильно.

Определите ударный слог в словах: сосна, ясень, кипарис, тополь.

7. Атонимы

Упражнение «Скажи наоборот»

Молодое дерево — … старое дерево.

Высокое дерево — …. низкое дерево.

Мокрая листва — … сухая листва.

Тонкий ствол — … толстый ствол.

Дерево растет быстро — дерево растет ... медленно.

Дерево любит расти в тени — дерево любит расти на ... солнце.

8. Звуковой анализ

А сейчас вам предстоит задание, связанное со звуками. Давайте вспомним, какие бывают звуки? Какие звуки мы называем гласными? (Такие, которые произносятся голосом, то есть их можно пропеть, громко произнести, при их произношении не встречается препятствий, воздух свободно выходит из ротика. Какой фишкой обозначаются гласные звуки? Почему? (Кружком, он похож на открытый ротик).

Какие звуки мы называем согласными? (Такие, при произношении которых встречаются препятствия, их нельзя громко произнести, пропеть). А что же это за препятствия? Что может мешать произносить согласный звук? (Язык, губы, зубы).

Какие бывают согласные звуки? (Твердые и мягкие). Какими фишками обозначаются? Почему? (Твердые согласные обозначаются одной полоской, а мягкие – двумя, потому что еще больше препятствий встречается).

Теперь подвиньте к себе фишки и наборные полоски. Составьте схему слова «липа», «ель».

9. Гимнастика для глаз

Найдите глазами букву, обозначающую гласный звук, эта буква в алфавите первая.

Найдите глазами букву, обозначающую согласный звук.

Найдите глазами букву, которая не обозначает никакого звука.

Найдите глазами букву, которая обозначает гласный звук, эта буква не бывает заглавной, так как с нее не начинается ни одно слово.

10. Подготовка руки к письму

Упражнение «Обведи деревья»

Сначала, не отрывая руки, обведите деревья и смородиновый куст. Затем дорисуйте жёлуди, заштрихуйте лист и шишку, на каждой ягодке поставьте точку.

А теперь соедините линией дерево и его плод или листок. (Дети выполняют задание на рабочих листах)

11. Буквы

Упражнение «Дорисуй букву»

Дети дорисовывают недостающие элементы, чтобы получилась правильно написанная буква.(Дети выполняют задание на рабочих листах)

Можете раскрасить свои работы цветными карандашами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения ко Дню Знаний "Волшебник-недоучка и дерево Знаний".

Материал может быть полезен музыкальным руководителям и воспитателям при подготовки развлечений к 1 сентября....

Развлечение ко Дню знаний "Дерево знаний".

Все девчонки и мальчишки городов и деревеньВзяли сумки , взяли книжкиПоложили их в портыель....

Сценарий развлечения День Знаний в младшей группе «Собираем Мишку в школу» и для старших дошкольников "Дерево знаний" с привлечением команды ЮПИД

Сценарий пожожет интересно провести игровую программу к 1 Сентября в младших группах и старшем возрасте...

Конспект НОД посвященного Дню знаний «Путешествие к дереву знаний»

Цель: продолжить патриотическое воспитание дошкольников, создание доброжелательной атмосферы, радостного настроения, положительного отношения к школе и желание учится, приобретать новые знания....

День знаний — 1 сентября в средней группе. Квест для дошкольников в детском саду «Волшебное дерево знаний».

Вызвать интерес к предстоящему празднику. Создать условия к праздничному настрою детей.Задачи:Развивать внимание и творческое воображение для закрепле...