Цель и задачи экологического образования детей дошкольного возраста
статья
В дошкольной педагогике авторы зачастую используют термины «экологическое образование» и «экологическое воспитание» в качестве синонимов. Такую ситуацию педагог Н.А. Рыжова объясняется рядом причин. В предыдущие годы по отношению к дошкольникам использовался интегральный термин «дошкольное воспитание». Соответственно, возникло выражение «экологическое воспитание». В то же время в системе непрерывного экологического образования в качестве интегрального понятия используется термин «экологическое образование», включающий воспитание, обучение, развитие. В результате возникло некоторое смысловое противоречие в употреблении терминологии экологического образования на разных ступенях его системы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsel_i_zadachi_ekologicheskogo_obrazovaniya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 14.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель и задачи экологического образования детей дошкольного возраста
В дошкольной педагогике авторы зачастую используют термины «экологическое образование» и «экологическое воспитание» в качестве синонимов. Такую ситуацию педагог Н.А. Рыжова объясняется рядом причин. В предыдущие годы по отношению к дошкольникам использовался интегральный термин «дошкольное воспитание». Соответственно, возникло выражение «экологическое воспитание». В то же время в системе непрерывного экологического образования в качестве интегрального понятия используется термин «экологическое образование», включающий воспитание, обучение, развитие. В результате возникло некоторое смысловое противоречие в употреблении терминологии экологического образования на разных ступенях его системы.
Однако в последние годы в дошкольной педагогике появились термины «дошкольное образование», «образовательное пространство дошкольного учреждения», «образовательные программы», а сами детские сады официально переименованы в образовательные дошкольные учреждения. В связи с этим, а также в силу того, что дошкольная ступень является неотъемлемой частью системы непрерывного экологического образования, обоснованным применение наряду с термином «экологическое воспитание» термина «экологическое образование дошкольников» как первой ступени данной системы. Этот интегральный термин включает в себя обучение, воспитание и развитие ребенка.
Под экологическим образованием понимается «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры, экологической ответственности за судьбы своей страны и близких людей, планеты и всей Вселенной».
Для отбора содержания экологического образования крайне важно определение его целей и задач. Особенно этот вопрос актуален для экологического образования дошкольников как нового направления педагогики. Дошкольный возраст является первой ступенью системы непрерывного экологического образования, цели и задачи которой должны определяться с учетом концепции общего экологического образования. Согласно этой концепции, под экологическим образованием понимается целостный процесс обучения, воспитания и развития интеллектуальных, чувственно-эмоциональных и волевых черт личности. Эти черты формируются через систему научных и практических знаний и умений, ценностных ориентации, усвоение экологических норм поведения и деятельности в окружающей среде.
Целью экологического образования является становление экологической культуры, которая проявляется в ответственном отношении детей к здоровью и окружающей среде на основе соблюдения моральных и правовых норм, принятых в обществе.
Задачи в области экологического образования дошкольников:
– формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
– развитие познавательного интереса к миру природы;
– формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
– воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
– формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
– формирование первоначальной системы ценностных ориентации (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
– освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
– формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
– формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологические развивающие игры в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям, как к части природы, к вещам и материалам п...
Цели и задачи музыкального развития детей дошкольного возраста
Содержание программных задач Программы "От младенчества до школы" под ред. А.Вераксы в разделе "Музыка"....
Современные подходы к экологическому образованию детей дошкольного возраста. Организация работы в МБДОУ по экологическому воспитанию.
Материал содержит практическое описание форм, методов, приёмов работы по экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста....
Экологическое образование детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с ...
Цель и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста.
Физическое воспитание детей раннего возраста непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми путем исследований, охватывающих многообразные стороны физического воспитания ребенка и о...
Цель и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста.
Цель и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста.Физическое воспитание детей раннего возраста непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми путем исследований, охват...
Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное образованием в рамках ПМ.03
Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное о...