Советы логопеда
консультация (старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovety_logopeda_po_zvukoproiznosheniyu.docx | 105.03 КБ |
Предварительный просмотр:
*ПРАВИЛЬНОЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.*
К 4-5 годам ребенок должен правильно произносить все звуки - это необходимо для его дальнейшего развития, правильного письма и чтения. В этом вам могут помочь несколько советов-этапов:
*1* . Нужно точно выяснить, какие звуки нарушены. Для этого предложите ребенку назвать картинки или повторить за вами слова, в которых есть интересующий вас звук, например [C]: сапоги, маска; [З]: зуб, коза; [Ц]: цыпленок, индеец; [Ш]: шапка, камыши; [Ж]: жук, лыжи; [Щ]: щетка, плащ; [Ч]: чайник, очки, мяч; [Л]: лодка, дятел; [Р]: рыба, корова, шар.
*2.* С каждым звуком нужно работать отдельно. Начинать с самого «легкого» звука, затем браться за другие в порядке возрастания сложности: к, г, х, с, з, ц, ш, ж, щ, ч, й, л, р.
*3.* Работу над каждым звуком начинайте с гимнастики для губ и языка. Делают ее перед зеркалом, чтобы ребенок мог не только почувствовать работу своих органов артикуляции, но и увидеть – это положительно скажется на развитии его фонематического слуха, а значит, на звукопроизношении. Каждое упражнение выполняйте 5-7 раз, но нужно следить, чтобы ребенок не переутомлялся, занимался с желанием.
Упражнения можно найти в любой книге по логопедии.
Вот некоторые из них.
*«Хоботок – улыбка»: губы то вытягиваются хоботком, как у слона, то улыбаются, как лягушка.
*«Качели»: кончик языка то поднимается за верхние зубы, то опускается за нижние. Рот широко открыт.
*«Часики»: кончик языка, как маятник часов, движется от правого уголка губ к левому и назад с разной скоростью.
*«Маляр»: «красить небо» «кончиком» языка (водить только по передней части неба).
*4* . Сначала нужно добиться произношения _одного звука_ , а не целых слов. Лучше всего получить звук путем объяснения ребенку, куда и как нужно поставить язык и какие «сделать» губы. _Например_ : звуки [ш, ж]: язык высунуть, сделать чашечку («чтобы не вылилось молочко»), убираем чашечку за верхние зубы, губы округлены, вытянуты вперед «баранкой»; звук [л]: язык упирается в основания верхних зубов или в зубы, стоит твердо, как «солдат на посту», или прикусываем кончик языка, не пропускает воздух, который идет по бокам языка; звук [р]: язык поднят к альвеолам, мелко дрожит под напором сильной струи воздуха, губы в улыбке, твердые, напряженные.
*5* . Чтобы добиться сильного направленного выдоха, придумайте всяческие игры: мыльные пузыри, пускание пузырей через трубочку для коктейля в воду, просто сильно дуть на воду в глубокой тарелке, вертушки, свистульки, запустить "парашютистов" через широкий язык при этом дуть на ватку, загнать мяч в ворота, ватный комочек между двумя коробочками. Во всех играх одно условие: щечки должны быть худенькие (не раздуваются).
_Р – самый трудный звук._ Часто его произносят по-французски, когда кончик языка внизу, а дрожит его корень или маленький язычок. Исправить это трудно, но можно.
Несколько упражнений для постановки звука:
1) )ударять кончиком языка по альвеолам, произнося «д-д-д...» (как на барабане); губы при этом напряжены, рот открыт. Затем сильно выдохнуть на кончик языка «д-д-д-др-р»;
2) мелкие бумажки класть на кончик языка, быстро заносить за верхние зубы и сдувать сильным выдохом; 3) произносить «ж-ж-ж» и шевелить при этом кончиком языка.
То есть при выполнении всех этих упражнений нужно добиться, чтобы кончик языка был поднят к основаниям верхних зубов и «дрожал». Вот так у вашего ребенка получится новый звук!
*6* . На следующем занятии (а заниматься нужно 15–20 минут ежедневно) закрепляйте звуки в слогах, _например_ : закрытые слоги: ШО, ШУ, ША, ШИ, открытые слоги: УШ, АШ, ИШ или ТРА-ТРО, ДРО-ДРЫ, АТР-АДР, ОТР-ОДР. Когда это станет легко, начинайте повторять слова, называть картинки с этими звуками.
*7.* Теперь самое главное , нужно следить так, чтобы ребенок произносил освоенный звук в своей свободной речи. После этапа закрепления в слогах, звук закрепляется в словах, словосочетаниях, предложениях. Этот этап автоматизации может продлиться долго, даже год. Наберитесь терпения.
*8* . Закрепляя в повседневной речи один звук, одновременно можно приступать к работе над следующим.
*9* . Случается, что ребенок прекрасно произносит схожие звуки, например «ж» и «з», или «с» и «ш», или 《л》и 《в》 , а в своей речи заменяет их. Это называется дифференциация звуков. И этот этап тоже является не менее важным. Могут возникнуть такие же ошибки при письме. Причем не только эти буквы ребенок будет путать, но и другие парные согласные (б – п, д – т, к -г), так как при таком нарушении бывают задеты не только смешиваемые в речи звуки, но и звуко-буквенная система в целом. Чтобы будущих ошибок избежать, нужно рассмотреть с ребенком, в чем разница в положении органов артикуляции при произношении этих звуков, послушать с закрытыми глазами их звучание, сравнить, подумать вместе с ребенком, что слышите в звуке – как шипит змея, песенку комара или жужжание жука.
Далее можно предложить такую игру: вы называете ребенку слоги со смешиваемыми звуками, а он определяет, какой звук в этом слоге. Затем – то же со словами. А затем подберите и научите верно проговаривать чистоговорки типа 《са-ша-са Саша съела сушку》 или: 《Белка на тележке съела все орешки》.
Не забывайте ежедневно читать ребенку книги. Даже малые зернышки развития, попавшие в душу, обязательно прорастут. Маленькими шагами вы вместе достигнете результат. Таков дошкольный возраст – самый восприимчивый.
*Если ваш дошкольник чего-то еще не достиг, помогите ему терпеливо, радостно, без напряжения. Хвалите своего ребёнка за каждый правильный ответ, это его ещё больше будет мотивировать. В этом поможет и восприимчивый возраст вашего ребенка.*
Терпения и удачи!
Учитель-логопед Качурина Е.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы логопеда "7 советов логопеда"
7 советов, как можно помочь ребенку в развитии речи...
Консультация для родителей (советы логопеда) "11 Советов как заниматься с ребенком с 2-3 лет"
Часто родители сталкиваются с тем, что ребёнок не хочет заниматься.Как вызвать у малыша желание заниматься.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16323785","attributes":{"alt":"","class":"...
Как заниматься с ребенком дома по заданию логопеда? Советы логопеда
В статье определена роль родителей в коррекционно-образовательном процессе, описаны виды работы для родителей по выполнению заданий учителя-логопеда. Даны советы родителям по закреплению умений и навы...
Советы логопеда: "Когда родителям нужно обращаться за помощью к логопеду"
Советы логопеда: Когда обращаться к логопеду?Младший возраст Обратите внимание на речь своего малыша! Речью ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослых. Пр...
Советы логопеда. Зачем нужен логопед
В статье рассказывается о направлениях работы учителя-логопеда в процессе коррекции речи....
Советы логопеда "Когда нужно обращаться к логопеду: признаки нарушения речи".
Советы логопеда "Когда нужно обращаться к логопеду: признаки нарушения речи"....
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА: 7 несложных советов, как можно помочь ребенку в развитии речи
1. Стимулируйте любые проявления активности ребенка, радуйтесь каждому произнесенному звуку.2. Используйте различные дидактические игры (составление целого из частей – разрезные картинки, пазлы,...