«Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста»
консультация (младшая группа)

Кочкина Мария Викторовна

В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость и многое другое. Особое значение в развитии дошкольников имеют- предметный мир, окружающие ребенка вещи и игрушки.  Именно в предметной деятельности возникает познавательная активность, складываются первые эмоциональные предпочтения как основа воспитания целостного отношения к предметному миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnoe_razvitie.docx19.57 КБ
Файл poznavatelnoe_razvitie_1.pptx962.07 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие познавательной активности

детей младшего дошкольного возраста»

СЛАЙД 1 В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое.

СЛАЙД 2 Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет огромную роль. Являясь ведущей на данном этапе развития, предметная деятельность обуславливает развитие психических процессов, личности ребенка, зарождение новых форм деятельности.

СЛАЙД 3 Важное значение в этот период имеет обязательное активное участие взрослого, одновременная практическая деятельность ребенка вместе с ним, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребенок одновременно получает:

  • Новые, адекватные способы действия с предметами.
  • Участие взрослого в действиях ребенка.
  • Основу для развития  личности.

В рамках предметной деятельности формируется ее новый вид – игра. Она вносит особый вклад в развитие ребенка раннего возраста и является одним из важных средств познания ребенком окружающего предметного мира.

Предметный мир раннего детства – это не только игрушки, но и вся окружающая среда ребенка. Исходное требование к предметной среде – ее развивающий характер.

СЛАЙД 4 По мере познания предметного мира ребенок овладевает умениями различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезное и интересное, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов. Через предметный мир малыш узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами: он и теплый, и холодный, и шершавый, и гладкий, и сладкий, и соленый… Ребенок овладевает способами действий с предметами и данное обстоятельство, в свою очередь, порождает чувство уверенности, спокойствия, желание познать мир.

СЛАЙД 5  Ребенок не сразу познает мир предметов. Этот процесс в раннем возрасте состоит из 2 этапов.

На первом этапе происходит знакомство с предметом. Предмет  попадает в поле зрения малыша, и ребенок, взяв его в руки, «пробуя на язычок», узнает о его свойствах и качествах, конечно, еще не осознанно. Наша задача на этом этапе организовать предметную среду таким образом, чтобы в ней были предметы, разные по форме, цвету, материалу, звучанию.

Второй этап характеризуется усвоением детьми представления о вариативности использования предметов. Ребенок усваивает, что один и тот же предмет можно использовать по-разному: палочкой копают, рисуют, достают предметы.… Это приводит к появлению впоследствии предметов-заместителей, к зарождению в дошкольном возрасте сюжетно-ролевой игры.

СЛАЙД 6 Предметный мир раннего детства – это не только игрушки, но вся окружающая среда ребёнка.  Исходное требование к предметной среде - ее развивающий характер. Она должна объективно, через свое содержание и свойства, создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, обеспечивать безопасность жизни, способствовать укреплению здоровья,  социально-личностному, познавательному, художественно-эстетическому, физическому  развитию, служить целям актуального и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития.

СЛАЙД 7 Предметно-развивающая среда, тщательно подобранный материал обеспечат  создание условий  для развития познавательной  активности. Важно помнить, что ребенок не пребывает в среде, а преодолевает, "перерастает" ее, постоянно меняется, а значит, меняется его восприятие и его окружение.

СЛАЙД 8 Дидактические игры  мы используем как в ходе НОД, так  и  в самостоятельной деятельности детей.

Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности.

Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес малышей к познанию,  развивает сосредоточенность.

В дидактической игре познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому в нее обязательно вносятся элементы занимательности.

СЛАЙД 9 В играх мы целенаправленно воздействуем на детей, придумываем содержание игр, методические приемы их проведения. Систематически усложняя материал  и учитывая требования программы, мы через игры сообщаем доступные возрасту малышей знания, формируя необходимые умения.

Особенность дидактических игр заключается в том, что  усвоение материала происходит незаметно для детей, в практической, интересной деятельности и не требует приложения больших усилий, так как  задействованными оказываются непроизвольное внимание и запоминание.

СЛАЙД 10  Предметный мир, окружающие ребенка вещи и игрушки имеют особое значение в развитии дошкольников. Именно в предметной деятельности возникает познавательная активность, складываются первые эмоциональные предпочтения как основа воспитания целостного отношения к предметному миру.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Сказка» «Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста» Воспитатели: Кочкина Мария Викторовна Рамазанова Заира Мирзабековна

Слайд 2

«Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов». Н. Н. Поддъяк ова

Слайд 3

В ходе сотрудничества со взрослым ребёнок получает: 1. Новые, адекватные способы действия с предметами 2. Участие взрослого в действиях ребёнка 3. Основу для развития личности

Слайд 4

По мере познания предметного мира ребенок овладевает умениями различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезное и интересное, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов .

Слайд 5

Ребенок не сразу познает мир предметов. Этот процесс в раннем возрасте состоит из 2 этапов: - На первом этапе происходит знакомство с предметом. - Второй этап характеризуется усвоением детьми представления о вариативности использования предметов.

Слайд 6

Предметный мир раннего детства – это не только игрушки, но вся окружающая среда ребёнка.

Слайд 7

Предметно-развивающая среда, тщательно подобранный материал обеспечат создание условий для развития познавательной активности.

Слайд 8

Педагогические принципы в ходе дидактической игры 1. Опираться на уже имеющиеся знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия 2. Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям 3. Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия 4. Постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия 5. Конкретно и четко объяснять правила.

Слайд 9

Систематически усложняя материал и учитывая требования программы, мы через игры сообщаем доступные возрасту малышей знания, формируя необходимые умения.

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно – речевое развитие у детей младшего дошкольного возраста.

Мы представляем один из вариантов примерного планирования образовательной деятельности во 2 младшей группе, по позновательно – речевому развитию детей. Для этой группы дана подборка тематики образо...

Сценарий НОД по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста "Посмотри в окошко".

Игровая мотивация: «Путешествие на ковре-самолете».Интеграция образовательных областей: познание, социализация, коммуникация, физическая культура.Приоритетная образовательная область: «Познание».Цель:...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста "В стране дорожных знаков"

Занятие направлено на обобщение знаний детей о правилах дорожного движения, о правилах поведения на улицах города; на закрепление навыка перехода через проезжую часть дороги....

План индивидуального маршрута по образовательной области "Познавательное развитие " с детьми младшего дошкольного возраста

В материале опсисан индивиндуальный образовательный маршрут воспитанников на учебный год.Запланировано 14 мероприятий....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному и физическому развитию для детей младшего дошкольного возраста. Тема: «День Победы» для детей второй младшей группе . Автор: Кочергина Елена Ивановна, воспитатель МКДОУ детский сад

Конспект непосредственно-образовательной деятельности предназначен для детей второй младшей группы. НОД носит характер познавательного и физического развития детей. Занятие основную цель преследует: п...

Конспект интегрированной ООД (речевое развитие, познавательное развитие, художественное – эстетическое развитие, физическое развитие) для детей младшего дошкольного возраста тема: «Осень»

Конспект интегрированной ООД (речевое развитие, познавательное развитие, художественное – эстетическое развитие, физическое развитие) для детей младшего дошкольного возраста тема: «Осень»С использован...