Методическая разработка. Подборка игр по сенсорному воспитанию для детей 4-5 лет.
методическая разработка (средняя группа)

сгибнева ольга васильевна

Подборка игр по сенсорному воспитанию для детей 4-5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podborka_igr_po_sensornomu_vospitaniyu_dlya_detey_4.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

           Подборка игр по сенсорному воспитанию для детей 4-5 лет.

Значение сенсорного развития дошкольника трудно переоценить. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф.Фребель, М. Монтессори), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (А.В.Запорожец, А.П.Усова, Н.П.Сакулина) считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах и способах их использования. В моей работе речь пойдёт о воспитании сенсорной культуры детей в области восприятия формы, величины и цвета. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают 7 цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, в качестве эталонов величины - метрическая система мер.

В средней группе игры и упражнения, помогающие детям узнать о различных свойствах предметов, усложняются в нескольких направлениях. Дошкольников необходимо продолжать знакомить с цветами спектра и их оттенками по светлоте, формировать умение использовать полученные знания при определении цвета предмета. На пятом году жизни дети усваивают названия цветов с указанием светлоты, знакомятся с расположением цветовых тонов в спектре и их взаимосвязью, узнают о возможности получения некоторых цветов путём смешения других, выделяют голубой цвет. Вводятся новые виды заданий, при выполнении которых дети овладевают некоторыми техническими приёмами, учатся смешивать краски на палитре.

Знакомство с формой в этом возрасте предполагает введение дополнительно к 5 уже известным фигурам двух новых фигур, усвоение представлений о разновидностях треугольников и овалов. Необходимо учить детей анализировать сложные формы, раскладывать их на элементы.

В средней группе, знакомя дошкольников с величиной, необходимо предлагать задания на выделение высоты, ширины, длинны предметов и других параметров величины.

Предлагаю картотеку игр по сенсорному воспитанию дошкольников 4 - 5 лет.

Картотека игр по сенсорному воспитанию детей 4 - 5 лет.

цвет

«Разноцветные цветы»

Формировать умение подбирать предметы по слову, обозначающему цвет.

18 цветных обручей (по 3 обруча на каждый цвет спектра и 3 белых обруча)

Проводится в зале. Дети образуют круг. На пол воспитатель кладёт белый обруч - сердцевину цветка. Потом прикладывает один за другим цветные обручи. Получается «разноцветный цветок». Потом детям предлагается выложить свои цветы. Воспитатель называет цвет, дети выкладывают цветные обручи, «лепестки»

цвет

«Цветной волчок»

Формировать умения детей получать различные светлотные оттенки цвета за счёт увеличения или уменьшения белого сектора в круге. Основное внимание уделить обозначениям «самый тёмный», «самый светлый».

Волчок с белым полем, кружки из бумаги нескольких цветов с вырезанными разными секторами.

Необходимо вращать волчок. При наложении разных цветных кружков с разными секторами белого цвета, при уменьшении или увеличении белого сектора в результате быстрого вращения волчка появляются разные оттенки цвета. Дети называют их.

цвет

«Окраска воды»

Закреплять у детей представление о разных оттенках цвета по светлоте, обозначать их словами «светлее», «темнее», «светлый», «тёмный».

Баночки с водой, гуашь, кисточки, салфетки.

Дети под руководством воспитателя набирают на кисть разное количество краски. Вода приобретает разные оттенки цвета. Проводится обсуждение с называнием полученного цвета.

цвет

«Орнамент»

Учить детей получать новые оттенки цветовых тонов по светлоте, упражнять детей в рисовании красками.

Образцы орнаментов, листы бумаги, кисти, палитра, салфетки, баночки с водой.

Знакомство детей с палитрой, рассказ о профессии художника, проблемная ситуация «как сделать светлый оттенок», самостоятельное получение цвета, выполнение орнамента, обсуждение полученных результатов.

цвет

«Три воздушных шарика!»

Закреплять умение получать смешением красок разные светлотные оттенки, знакомить детей со светлотным рядом, закреплять знания о форме, цвете и величине предметов.

Рисунки трёх воздушных шариков зелёного цвета разной светлоты, листы бумаги, кисти, палитра, салфетки, баночки с водой.

Закрепление умения получать разные оттенки цвета, работа с палитрой и цветом, самостоятельное получение цвета, выполнение рисунков, обсуждение полученных результатов.

цвет

«Назови цвет»

Формировать умение называть цвет и оттенок (по светлоте)

Предметы разных цветов и оттенков, оттенки должны различаться по светлоте.

Водящий выбирает предмет, а дети называют цвет и оттенок предмета. Если возникает затруднение в назывании оттенка, воспитатель задаёт наводящий вопрос: «Какой это оттенок - «тёмный» или «светлый»?»

цвет

«Радуга»

Знакомить детей с системой цветов, с последовательностью их расположения в спектре, включая новый для них голубой цвет.

Картина «Радуга», лист с незавершённой аппликацией радуги, полосочки семи цветов.

Чтение стихотворения «Цвета радуги», добавление определённых цветов (полосок) в радугу.

цвет

«Волшебный волчок»

Показать изменение цветов, переход одного цвета в другой, обратить внимание на взаимосвязь между цветами спектра.

Волчок с белым полем, кружки из бумаги с разными цветными секторами.

Необходимо вращать волчок. При наложении разных цветных кружков с разными цветными секторами, в результате быстрого вращения волчка появляются новые цвета. Дети называют их. Воспитатель задаёт вопрос : «Из каких двух цветов получается новый цвет?»

цвет

«Цветные льдинки!»

Закреплять представления детей о взаимосвязи цветов, об агрегатных состояниях воды.

Баночки с водой, гуашь, кисточки, салфетки.

Дети под руководством воспитателя набирают на кисть разное количество краски. Вода приобретает разные оттенки цвета. Проводится обсуждение с называнием полученного цвета, потом цветная вода разливается по формочкам и замораживается.

цвет

«Цветик-семицветик»

Закреплять знания детей о взаимосвязи цветов спектра, закреплять получение оранжевого, зелёного и фиолетового цветов.

Демонстрационная картинка с изображением цветка, контурные рисунки цветика-семицветика, гуашь, палитры, кисти, салфетки.

Сначала дети закрашивают красный, жёлтый, синий и голубой лепестки, а для остальных лепестков смешивают краски. Воспитатель задаёт вопрос : «Из каких двух цветов получается новый цвет?»

цвет

«Собери букет»

Закрепление знаний о цвете.

Контурные картинки на магнитах: вазы, листья, тюльпаны двух цветов, фиолетовые цветы.

Дети собирают букет на магнитной доске, а затем называют цвета.

цвет

«Составь пары»

Формировать умение подбирать картинки с предметами, ориентируясь на два и три использованных цвета одновременно.

Карточки с несколькими цветами, картинки с предметами определённых цветов.

Дети определяют цвета в предмете и составляют пары картинок.

форма

«Фигуры из палочек»

Закреплять знания детей о прямолинейных геометрических фигурах, учить воспроизводить геометрические фигуры.

Палочки разных цветов (можно использовать счётные палочки), карточки со схематичным изображением фигур.

1 вариант: дети по образцу - схеме выкладывают из палочек простые фигуры.

2 вариант: дети по образцу - схеме выкладывают из палочек предметы, которые состоят из разных геометрических фигур.

3 вариант: дети подбирают образец-схему к выложенной фигуре.

форма

«Чудесный мешочек»

Формировать умения детей выбирать фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу.

Два набора объёмных и плоскостных фигур. Один набор - в мешочке, другой - на столе.

1 вариант: По указанию педагога ребёнок находит в мешочке такую же фигуру, какая лежит на столе, называет её.

2 вариант: Сначала дети определяют геометрическую фигуру на ощупь, а затем находят такую же на столе.

форма

«Отпечатки»

Формировать умение называть объёмные геометрические фигуры и подбирать к ним их паспорта, «отпечатки»

Набор объёмных геометрических тел, схемы - карты с «отпечатками» фигур.

Дети называют фигуру, подбирают к ней «отпечаток» Например, цилиндр - прямоугольник и 2 круга; конус - треугольник и круг и т.д.

форма

«Подбери по форме»

Формировать умение подбирать предметы к геометрическим образцам, закреплять знание названий геометрических фигур.

Геометрические фигуры, предметы интерьера, игрушки.

Получив фигуры, дети расходятся по групповой комнате и ищут предметы и вещи такой же формы. Затем проводится обсуждение выбора.

форма

цвет

«Доска сюрпризов»

Формировать умение воссоздавать контур геометрических фигур.

Доска с мебельными гвоздиками, канцелярские резинки разных цветов.

Дети воссоздают контур геометрических фигур с опорой на словесную инструкцию (форма и цвет).

форма

«Фигуры спрятались»

Формировать умение подбирать картинки к геометрическим образцам, закреплять знание названий геометрических фигур.

Геометрические фигуры, картинки с предметами.

Получив фигуры, дети отбирают картинки с предметами такой же формы. Затем проводится обсуждение выбора.

форма

«Треугольники»

Знакомить детей с разновидностями треугольников, формировать умение различать их независимо от расположения.

Три одноцветных треугольника (равносторонний, остроугольный и тупоугольный). Карточки с контурным изображением таких же треугольников большего и меньшего размера.

Знакомство с треугольниками. Затем дети берут листы с контурными изображениями треугольников и выкладывают свои треугольники так, чтобы они совпали с контуром, затем на них выкладывают треугольники большего размера.

форма

«Мастерская форм»

Закрепить полученные знания и умения воспроизводить разновидности геометрических фигур.

В зависимости от задач можно использовать шнуры, шерстяные нити, проволоку, горох, фасоль, счётные палочки.

Дети выкладывают контур фигур по схеме, по названному слову, по желанию.

форма

«Составные картинки»

Формировать умения детей расчленять изображение предмета на составные части и воссоздавать сложную форму из частей.

Образцы рисунков, составленных из геометрических фигур и копирующий набор геометрических фигур.

Анализ изображений, называние геометрических фигур, самостоятельное выкладывание изображения по образцу.

форма

«Заяц»

Формировать умения детей расчленять изображение предмета на составные части и воссоздавать сложную форму из частей.

Образцы рисунков, составленных из геометрических фигур и копирующий набор геометрических фигур.

Анализ изображений, называние геометрических фигур, самостоятельное выкладывание изображения по образцу.

форма

«Лиса»

форма

«Лягушка»

форма

«Птичка»

форма

«Собака»

форма

«Кошка»

форма

«Машина»

форма

«Ёлочка»

форма

цвет

«Весёлая логика»

Формировать умения детей мысленно расчленять изображение предмета на составные части и выбирать нужный пазл.

Карточки - пазлы из двух элементов 18 штук

Количество карточек следует увеличивать постепенно.

форма

цвет

величина

«Вообразилия»

Закрепление знаний о геометрических формах, цветах и величине.

Набор геометрических фигур разного цвета и величины

Плоскостное моделирование по словесной инструкции, по замыслу.

форма

цвет

«Ковёр-самолёт»

Закрепление знаний о цвете и геометрических фигурах.

Ковёр 1,5 м*1,5 м, с прорезями в форме геометрических фигур разного цвета (окантовка прорези), заплатки - геометрические фигуры определённого цвета

Дети заполняют прорези в соответствии с формой и цветом.

форма

цвет

«Починим коврик»

Формировать умение детей анализировать зрительный образ, подбирать необходимые формы нужного размера и цвета.

Игра состоит из 8 ковриков с вырезанными в них отверстиями различной геометрической формы и 16 заплаток (геометрические формы разной величины и цвета).

Перед ребёнком раскладываются коврики и заплатки к ним. Педагог просит подобрать к каждому коврику подходящую заплатку так, чтобы её не было видно. Сначала ребёнок должен мысленно сопоставить коврик с подходящей заплаткой, а потом попробовать приложить заплатку к коврику.

величина

«Разложи конфеты»

Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определённой величины.

Игра состоит из конфеток-образцов трёх величин, трёх тарелок – большая, поменьше, маленькая, (по 7конфеток каждой величины).

Перед ребёнком разложены конфеты (леденцы - круги). Воспитатель предлагает положить маленькие леденцы на маленькую тарелку, средние – на среднюю, большие – на большую. Если все конфетки собраны правильно, разложены на тарелки, но дети продолжают проявлять интерес к игре, конфетки перемешиваются и игра продолжается снова.

величина

«Сбор яблок»

Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определённой величины.

Игра состоит из яблок-образцов трёх величин, трёх корзин – большая, поменьше, маленькая, дерево с подвешенными картонными яблоками тех же величин, что и образцы (по 7 яблок каждой величины).

Перед ребёнком дерево с яблоками. Воспитатель предлагает собрать маленькие яблоки в маленькую корзинку, средние – в среднюю, большие – в большую. Если все яблоки собраны правильно, разложены по корзинкам, но дети продолжают проявлять интерес к игре, яблоки снова развешиваются и игра продолжается снова.

величина

«Построим лесенку»

Закреплять умение детей строить ряд из убывающих по величине объёмных тел; формировать умение анализировать нерасчленённый образец.

Нерасчленённый образец лесенки, 5 параллелепипедов с разной площадью сечения.

Дети рассматривают образец, затем по словесной инструкции воспитателя строят лесенку.

величина

«У кого какая вещь?»

Формировать умение различать параметры величины предметов.

Подобранные вещи различных параметров величины (ёлочки высокие и низкие, ленты широкие и узкие, шнуры - толстые и тонкие, линейки - длинные и короткие)

Дети рассматривают предметы, разбирают их. Сначала воспитатель зовёт детей с ёлочками. Спрашивает: «Все ли ёлочки одинаковые? Чем отличаются?» Дети озвучивают параметры величины: одни - высокие, другие - низкие. Аналогично проводится работа с другими группами предметов, задаёт вопросы все ли эти вещи в этой группе одинаковые?

величина

«Что изменилось?»

Закреплять знание параметров величины.

Подобранные вещи различных параметров величины (2 книги - толстая и тонкая, 2 карандаша - короткий и длинный, 2 пирамидки - высокая и низкая, 2 планки - широкая и узкая)

Воспитатель показывает предметы группами и спрашивает, чем они отличаются. Затем водящий отворачивается, а воспитатель убирает один из предметов, водящий должен догадаться, какого предмета из пары не хватает.

величина

«Матрёшки»

«Цветные вкладки»

Закреплять умение устанавливать отношения между пятью объектами по величине; формировать умение выделять высоту как особое измерение величины.

Деревянные матрёшки.

Педагог разбирает матрёшку, предлагает сравнить части матрёшек по общей величине, дети выставляют матрёшек в ряд и называют величину каждой из них, затем собирают их в одну игрушку.

Потом дети делают это самостоятельно, для закрепления можно использовать цветные вкладки.

величина

«Чудесная полочка»

Формировать умение определять на глаз одинаковые по величине предметы на глаз.

«Полочка» - наборное полотно из трёх опорных линий, набор одинаковых «ваз» (по 8 ваз каждого цвета) Высота красных ваз - 6 см, средних - 5 см, низких - 4 см.

24 одноцветных «вазы» разной высоты.

1 вариант. Детям предлагается на верхнюю полочку поставить самые высокие вазы, на нижнюю - самые низкие, на среднюю - средние. Обращается внимание на цвет.

2 вариант. То же самое, но отсутствует опора на цвет

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка пособия для развития сенсорных способностей у детей

«Ёжик на лесной полянке» «Ёжик на лесной полянке» - это пособие, предназначенное для развития детей. Данное пособие помогает детям познакомиться с окружающим миром через тактильные и слуховые ощущения...

Методическая разработка "Дидактические игры, направленные на воспитание у детей представлений о здоровом образе жизни" (в помощь воспитателю)

Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.«Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка».В тоже вре...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Индивидуальные программы обучения и воспитания для детей с отклонениями в развитии"

В программе определяются конкретные задачи по формированию определенных умений и навыков у ребенка на ближайшее время по основным линиям развития. Кроме того, в индивидуальной программе указываются ко...

Методическая разработка по теме: " Развитие сенсорных способностей у детей первой младшей группы через дидактические игры"

Методическая разработка по теме: "Развитие сенсорных способностей у детей первой младшей группы через дидактические игры"....

Методическая разработка дидактические игры по экологическому воспитанию для детей старшей группы.

Этот материал поможет воспитателям старшей группы детского сада в работе с детьми....

Методическая разработка. Подборка дидактических игр на тему "Приобщаем детей к природе через игру".

Все мы – дети природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.  ...

Методическая разработка Педагогический проект по математическому воспитанию для детей дошкольного возраста (5-6 лет) «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования и робототехники»

Конструктор LEGO и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследов...