Работа с родтелями
консультация
Материал по работе с родителями в дошкольному учреждении
Скачать:
Предварительный просмотр:
Анкета для родителей
«Какой тип темперамента у вашего ребёнка?»
1. Какие черты характера преобладают у вашего ребёнка?
а) Жизнелюбие, оптимизм, склонность к риску, компромисность, гибкость,
деловитость, общительность, собранность.
б) Спокойствие, медлительность, неторопливость, обстоятельность, солидность, малоэмоциональность, сдержанность, несклонность к риску, миролюбие.
в) Энергичность, неутомимость, бесстрашие, рискованность, настойчивость, склонность к упрямству, шаловливость, задиристость, нетерпеливость, конфликтность, горячность.
г) Робость, застенчивость, нерешительность, мнительность, тревожность, боязливость, подозрительность, обидчивость, ранимость, сентиментальность, чувствительность, впечатлитлительность, отвлекаемость.
2. Какие эмоции ваш ребёнок переживает особенно сильно?
а) В основном положительные эмоции.
б) Нет бурных реакций на окружающее; тяготеет к положительным эмоциям.
в) В основном - гнев, страх; эмоции проявляет бурно.
г) Основная - страх.
3. Какой уровень тревожности у вашего ребёнка?
а) Средний.
б) Низкий.
в) Средний, низкий.
г) Высокий.
4. Как переносит ваш ребёнок наказание?
а) Спокойно.
б) Без эмоций.
в) Словесные – спокойно, остальные – с бурными реакциями протеста.
5. Как ведёт себя ваш ребёнок в непредвиденной ситуации?
а) Любопытен.
б) Малоэмоционален.
в) Пытается сопротивляться.
г) Пытается избежать этого события.
6. Какие игры ваш ребёнок предпочитает?
а) Любые, но чтобы « жизнь била ключом».
б) Спокойные, тихие, уединённые.
в) Шумные, азартные, с шалостями и баловством.
г) Тихие, уединённые – в среде незнакомых людей, шумные, только с кем то из близких.
7. Общителен ли ваш ребёнок?
а) Чувствует себя везде, как дома; любит общество детей и взрослых.
б) Предпочитает одиночество.
в) Всегда нужны сподвижники и зрители.
г) Предпочитает одиночество, общителен лишь с близкими людьми.
8. Как оценивают вашего ребёнка его сверстники? Он лидер или нет?
а) Душа компании (по выбору детей).
б) Неавторитетен среди сверстников, изгой в их обществе, точно не лидер.
в) Сверстники относятся к нему по-разному, сам предлагает себя на роль лидера.
г) Авторитетен только среди очень малочисленных друзей, не лидер.
9. Как часто у вашего ребёнка меняются друзья?
а) В зависимости от ситуации.
б) Практически ни когда.
в) Всё время, постоянно.
г) Очень редко.
10. Как ваш ребёнок усваивает новое?
а) Легко и просто.
б) Обстоятельно, но медленно.
в) Всё схватывает на лету, но также быстро забывает.
г) В зависимости от благоприятных / неблагоприятных обстоятельств.
11. Как быстро ваш ребёнок запоминает сказку или стихотворение? Как долго их помнит? Улавливает целое или только детали?
а) Легко и быстро схватывает целое и помнит долго.
б) Медленно, но схватывает целое, почти не забывает.
в) Очень быстро схватывает детали, забывает через короткий срок.
г) По – разному, вникает во все мелочи.
12. Какова степень утомляемости вашего ребёнка?
а) Средняя (устаёт соответственно деятельности).
б) Низкая (практически не устаёт).
в) Средняя, иногда высокая (устаёт в зависимости от выплеска эмоций).
г) Высокая (устаёт от малейшей деятельности).
13. Легко ли ваш ребёнок усваивает возрастные навыки?
а) Легко и без труда, уже в 3 года полностью сам себя обслуживает.
б) С трудом (возрастные навыки формируются очень медленно, но надолго).
в) Соответственно возрасту (предпочитает делать только то, что интересно).
г) Быстро, но неустойчиво.
14. Какие движения преобладают у вашего ребёнка?
а) Движения уверенные, точные ритмичные.
б) Движения неторопливые, «солидные», например, на стул садиться основательно.
в) Движения прерывистые, резкие, как будто кто-то гонится за ним (не может усидеть на месте).
г) Движения неуверенные, неточные, суетливые, например, садится на стул только на краешек.
15. Какая речь у вашего ребёнка?
а) Речь выразительная, быстрая, живая, с мимикой и жестами, предпочитает положительно окрашенные слова.
б) Речь медленная, невыразительная, без жестов, мимики и выплеска эмоций. Слова обычно разделяют паузы; предложения чаще всего нейтральны.
в) Речь быстрая, отрывистая, эмоциональная. Кричит, как в рупор. Не говорит, а тараторит, глотая слоги и слова .
г) Речь часто интонационно выразительна, но очень тихая и не уверенная. Не любит пользоваться крайними оценками, предпочитая выражения: «так себе», «по-разному».
16. Как спит и засыпает ваш ребёнок?
а) Обычно засыпает быстро, спит хорошо и просыпается с улыбкой.
б) Засыпает сразу и спит спокойно, но после сна довольно долго ходит вялый, сонный, как будто не доспал .
в) Засыпает долго и с трудом. Спит беспокойно под впечатление событий дня. Просыпается с разным настроением: от самого хорошего до самого плохого, в зависимости какие ждут его дела.
г) Обычно долго укладывается спать, но быстро засыпает и просыпается с улыбкой.
17. Как ваш ребёнок привыкал впервые к условиям детского сада?
а) Адоптировался легко и быстро.
б) Боялся нового, не хотел перемен, адаптировался очень долго.
в) Очень легко приспособился к новой обстановке детского сада и с трудом к его требованиям.
г) Пока не мог адоптироваться. Адоптировался с трудом.
Итоги анкетирования :
Если большинство ответов:
а) Ваш ребёнок – сангвиник,
б) Ваш ребёнок – флегматик,
в) Ваш ребёнок – холерик,
г) Ваш ребёнок – меланхолик.
Рекомендации по воспитанию детей с разными типами темперамента:
САНГВИНИК:
-стремитесь выработать у ребёнка устойчивые интересы;
- учите терпению, упорству, тому, что надо доводить любое дело до конца;
- как можно больше поощряйте за нравственные поступки;
- искореняйте небрежность при выполнении разных занятий;
- учитывайте, что жизнерадостность, общительность и оптимизм могут иметь оборотную сторону и стать источником легкомыслия и непостоянства.
ФЛЕГМАТИК:
- попытайтесь выработать у ребёнка самостоятельность и инициативность;
- учите, как правильно переключать внимание при выполнении различных поручений и распределять рационально время;
- не ругайте ребёнка за медлительность, применяйте игровую деятельность, где требуется быстрота реакции, например, игры наперегонки, но всё это делайте в разумных пределах, поощряйте ребёнка за правильное выполнение правил игры;
- учите полнее выражать эмоции и чувства;
- постарайтесь, привить навыки общения, и развивайте коммуникабельность;
- пробудите у ребёнка сообразительность и воображение;
- следите за тем что – бы ребёнок меньше был инертным, вялым, чаще «тормошите» его , иначе вялость может переродиться в леность.
ХОЛЕРИК:
- замедляйте темп действий вашего ребёнка разными «препятствиями»;
- направляйте энергию вашего ребёнка на какие – нибудь нужные дела;
- учите ребёнка обдумывать свои решения, оценивать резервы своих сил;
- воспитывайте настойчивость и сдержанность, собственным примером;
- гасите любую агрессивность;
- подберите своему ребёнку (с помощью педагога) игры спокойные, укрепляющие процессы торможения, предполагающие максимум внимания и минимум эмоций;
- учите вежливости с помощью требований, а не уговоров.
МЕЛАНХОЛИК:
- не требуйте от ребёнка того, что он не может выполнить, приказы с вашей стороны замедляют его действия;
- старайтесь поддерживать, одобрять, быть с ребёнком мягким и ласковым;
- нацеливайте лишь на посильные задания и помогите их выполнить полностью и вовремя;
- учите преодолевать робость и застенчивость, искореняйте в нём неуверенность в себе;
- воспитывайте инициативность, общительность, доверчивость и смелость;
- помогите избавить от постоянного чувства страха;
- старайтесь вызывать больше положительных эмоций, гася отрицательные.
ЖЕЛАЮ УСПЕХА!!!!!
Предварительный просмотр:
Анкеты для родителей
Уважаемые коллеги, хочу предоставить Вашему вниманию три анкеты для родителей. Их цель: выяснить уровень педагогической культуры родителей, общения в семье. Анализ ответов на данные вопросы поможет найти педагогу правильный индивидуальный подход, т. е. облегчит ребенку и родителям пройти период адаптации.
I
1. Какое общение (эмоциональное или предметное) предпочитает малыш?
2. Как ведет себя ребенок при расставании с близкими, и встрече после разлуки?
3. Каков уровень развития самостоятельной игровой деятельности (простые манипуляции, игровые действия?
4. Нужна ли ребенку ваша помощь в игре? Каким образом он выражает потребность в сотрудничестве?
5. Как ведет себя ребенок в ситуации практического взаимодействия, как выполняет поручения или просьбы: убрать на место игрушки, одежду, приносить что-либо, помочь в каком-либо деле?
6. Как малыш реагирует на появление в привычной для него обстановке незнакомого взрослого, подходит ли к нему, если тот подзывает ребенка? Есть в его поведении элементы конфликтности?
7. Каким образом ребенок налаживает контакт с разными взрослыми?
8. Как ребенок относится к сверстникам? Выражает ли он радость, внимание к ним, активен ли в игре, как реагирует на инициативу других?
II
1. Каким вы хотите видеть своего ребенка?
2. Каков характер у вашего ребенка (добрый, вспыльчивый, непослушный, дерзкий и др.) . Что нравится вам в вашем ребенке, что тревожит?
3. Как относится ребенок к вам, к своим близким, другим детям?
4. Интересуется ли он вашей работой, как вы о ней рассказываете?
5. Как вы воспитываете в ребенке доброжелательное отношение к людям? Как вы воспитываете бережное отношение к вещам?
6. Имеет ли ваш ребенок свой уголок, умеет ли он приводить в порядок свои вещи, игрушки?
7. Какое любимое занятие вашего ребенка?
8. Имеет ли ваш ребенок трудовые поручения дома, что и как он выполняет?
9. Как относится ваш ребенок к природе, животным?
10. Согласованны ли в семье требования взрослых к ребенку?
11. Какие меры поощрения или наказания вы используете?
12. Какие трудности в воспитании ребенка вы испытываете?
13. Любит ли ваш ребенок чтение, какие темы его больше всего интересуют?
III
1. На основе каких знаний вы воспитываете своего ребенка:
* слушаете передачи по радио или телевидению;
* посещаете лекции для родителей;
* на основе рекомендаций педагогов;
* используете жизненный опыт;
* читаете педагогическую литературу.
2. Какие методы в воспитании детей считаете наиболее эффективными: (поощрение, наказание, требование, убеждение, приучение и др.)
3. Какие виды
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 5 " с. Кневичи Артемовского городского округа
Конспект занятия с родителями:
«Детские провокации, или как установить запреты»
Подготовила воспитатель:
Безрукова Ирина Львовна
Структура занятия:
Занятие состоит из нескольких частей: «организационный момент», «разминка», «основная часть», «завершение работы». Цель «организационного момента» и «разминки» – сплочение группы и настрой на дальнейшую работу. В «основной части» ведущий продвигает группу к достижению цели, обозначенной темой занятия. В заключительной части участники группы делятся своими впечатлениями, прощаются.
Ход занятия:
1. Организационный момент. (Родители располагаются по кругу)
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшнее занятие, посвященное детским провокациям и способам установления запретов. На нашей сегодняшней встрече мы вместе попытаемся разобраться в психологических границах личности, выясним, провоцируют ли вас ваши дети, и установим правильно запреты.
Ведущий: Предлагаю вам создать правила работы нашей группы. (Вывешиваются правила занятия).
2. Разминка.
• Упражнение «Меня зовут… »
Ведущий: Для того чтобы мы сейчас познакомились, каждый участник по часовой стрелке будет называть свое имя и расскажет о своих ожиданиях и опасениях в предстоящей работе.
• Упражнение «Никто не знает, что я. »
Ведущий: По моему сигналу вы начинаете перебрасывать друг другу мяч (свободный выбор, при этом бросающий мяч заканчивает фразу: «Никто не знает, что я. (умею, люблю, знаю и т. п.) ». (Ведущий внимательно следит, чтобы все приняли участие в игре) .
3. Основная часть.
• Упражнение «Провоцируют ли вас дети? Как вы реагируете? »
Ведущий: Наше обсуждение будет по кругу. Каждый из вас ответит на вопросы, в ходе чего мы с вами выясним, необходимо ли устанавливать запреты.
(После упражнения проводится обсуждение, в процессе которого родители приходят к выводу, что запреты устанавливать необходимо). Но прежде чем начать что–либо устанавливать, я хотела бы задать вам ещё один вопрос и перейти к следующему нашему упражнению.
• Упражнение «Что у вас в семье можно ребёнку, а чего нельзя? ».
Ведущий: Предлагаю ответить на вопрос (выполняется в форме мозгового штурма). Все ваши ответы я буду записывать на бумаге. (После упражнения проводится обсуждение, выясняется чего больше «можно» или «нельзя») .
Мы с вами выяснили, что в каждой семье есть свои запреты и их необходимо установить минимальное количество и договориться о единых требованиях со всеми членами семьи. Для того чтобы это сделать это правильно, нам необходимо выполнить упражнение «Установи запрет правильно».
• Упражнение «Установи запрет правильно».
Ведущий: Сейчас я каждому раздам карточки с образцами поведения. Ваша задача грамотно установить запрет. Например: «книжки рвать нельзя, старые газеты можно».
А для того чтобы вам было легче работать, я предлагаю вам правила запретов «Родительские запреты: как правильно сказать ребёнку “нельзя”, которые помогут вам правильно установить запрет. (Вывешиваются правила. Упражнение проводится по кругу. Если у отвечающего возникают трудности в ответе, то остальные вместе с ведущим помогают ему в выработке правильного поведения) .
Мы сегодня всё занятие говорим о детских провокациях, я хочу, чтобы вы сейчас подумали о них, о детях. Поэтому предлагаю вам перейти к следующей работе.
• Творческая работа «Портрет моего ребенка» (проводиться под музыку) .
Ведущий: Предлагаю вам устроиться так, чтобы было удобно, закрыть глаза и мысленно представить своего ребенка. Обратить внимание на его внешность (глаза, нос, волосы, губы и т. д.) и выражение лица. А когда откроете глаза, нарисуйте портрет своего ребенка. Из ваших портретов детей мы можем устроить выставку «Наши любимые дети» (по желанию родителей) .
4. Завершение работы.
Вопросы к участникам занятия (с целью проявления рефлексии) :
Что Вы узнали нового?
Чему научились?
Ведущий. Я рада, что занятие вам помогло. Хочу поблагодарить всех за участие! Спасибо за проделанную работу!
По окончании занятия в качестве информационного материала родителям можно предложить памятки «Как правильно запретить ребёнку? » и «Границы или рамки поведения в семье».
Использованная и рекомендуемая литература:
Гладкова Ю. А., Баринова Н. М. Детско – родительский клуб. // Справочник старшего воспитателя, 2009, январь.
Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М. : ЧеРо, 1998.
Кузьмина Т. Л. Семейное воспитание: запреты и наказания. М. : МГППУ – 2009.
Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб. : Речь, 2002
Семейное воспитание: родительские запреты и требования. Методич. пособие. – М. : МОСУ, 2006.
Скиннер Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть. — М. : Класс, 1995.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения. М. : Генезис, 1998.
Методические приемы:
Упражнение «Меня зовут… ».
Упражнение «Никто не знает, что я. »
Упражнение «Провоцируют ли вас дети? Как вы реагируете? »
Упражнение «Что у вас в семье можно ребёнку, а чего нельзя? ».
Упражнение «Установи запрет правильно».
Творческая работа «Портрет моего ребенка».
Вопросы к участникам занятия (цель-проявление рефлексии) .
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 5 " с. Кневичи Артемовского городского округа
Мастер-класс с родителями:
«Забота о жизни и здоровье детей в преддверии летних каникул»
Подготовила воспитатель :
Черепанова Наталья Федоровна
Задача: Познакомить родителей с правилами дорожного движения
Цель:
1. Выявить знания родителей о правилах дорожного движения
2. В повседневной жизни, в играх подсказывать и уточнять правила поведения на дороге.
3. Донести до родителей, что забота о жизни и здоровье детей, их прямая обязанность.
Словарная работа: ввести в активный словарь детей «Пешеходный переход», «Регулируемый перекресток», «Пешеход».
Ход работы:
Уважаемые родители! Очень часто родители, держа за руку своего ребёнка, спешат, бегут через дорогу, нарушая правила дорожного движения. Они не потрудились объяснить ребёнку, как правильно вести себя на улице, мало того, они своим примером показывают, что делают не правильно, забыв об ответственности за каждый свой неверный шаг.
По данным статистики, в каждом десятом ДТП страдают дети. Причинами дорожных трагедий по-прежнему остаются переход перед близко идущим транспортом и в неустановленном месте, шалости рядом с дорогой.
Хочется ещё раз напомнить родителям некоторые прописные истины:
1. Не оставляйте детей без присмотра, не рискуйте, посылая маленьких помощников в продуктовый магазин в тёмное время суток: вечером ребёнок незаметен на проезжей части.
2. Следите, чтобы одежда детей не сливалась с проезжей частью, отдавайте предпочтение ярким цветам.
3. Объясните ребёнку, чтобы не спешил переходить проезжую часть, не убедившись в собственной безопасности: приобретённый навык может сохранить жизнь вашему малышу.
4. Следите, чтобы на прогулку дети уходили подальше от проезжей части.
5. Учите детей, двигаясь по тротуарам, пешеходным переходам, держаться правой стороны.
6. Пересекая дорогу, ребёнок так же должен быть предельно внимателен, чётко следовать сигналам светофора. Когда загорится зелёный сигнал, прежде чем идти, ребёнок должен убедиться, что все автомобили стоят. Научите ребёнка не выходить на проезжую часть, когда зелёный сигнал уже мигает.
7. Если вблизи нет пешеходного перехода, проезжую часть нужно переходить только под прямым углом, и там, где дорога просматривается в обе стороны.
Будьте внимательны, осторожны на улице, запомните сами и научите детей следовать этим нехитрым правилам!
Впереди у вас и у ваших детей летние каникулы. Хочется, чтоб ваш отдых прошёл благополучно. В нашем детском саду мы очень много говорим о правилах поведения на дорогах. Не так давно, к нам приходил представитель ГИБДД и провёл беседу о соблюдении ПДД.
В процессе которой дети отгадывали загадки о ПДД и нарисоваи рисунки на тему «Безопасность глазами детей»
Хотелось бы с вами закрепить правила дорожного движения в виде небольшой игры. Для начала выберем жюри (второй воспитатель, кто то из родителей или из руководства детского сада). Родители делятся на две команды.
Задание №1 "Давайте познакомимся".
Командам необходимо придумать название команды и логотип и представить их.
Задание №2 "Азбука пешехода".
Каждой команде задается по пять вопросов с вариантами ответов. Нужно выбрать правильный ответ. Вопросы задаются одной и другой команде поочередно
1. Какие машины могут ехать на красный свет. (Варианты : Папина и мамина, Пожарная, полицейская, скорая, все машины не могут)
2 .На какой свет надо переходить улицу? (красный, зелёный, жёлтый) .
3. Место на дороге, предназначенное для пешеходов. (тропинка, переход, обочина.)
4. 16. Устройство для остановки автомобиля. (газ, тормоз, коробка передач.)
5. Пешеход или водитель, не выполняющий Правила дорожного движения. (клоун, нарушитель, больной)
6. Наказание за нарушение ПДД. (Штраф., кородка конфет, билет на концерт)
7. При поездке в общественном транспорте держитесь за. (за ногу пассажира, поручень, стоп-кран).
8. Кого называют «водителем»? (лицо, управляющее инвалидной коляской без двигателя; лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, лицо, ведущее велосипед) .
9. Что такое тротуар? (лесная дорожка, дорога для движения пешеходов, метро)
10. Что обязательно должны делать люди, сидящие на передних сидениях автомобиля? (одевань маску на глаза, прыгать, пристегиваться ремнями безопасности)
Задание № «Ребусы».
Каждая команда получает по три ребуса. Разгадывает его, за скорость добавляется один балл.
Физминутка «Светофор».
Воспитатель поочередно показывает круги разных цветов "красный - стоят на месте, желтый-хлопают в ладоши, зеленый-топают ногами".
Задание № 4 «Наш новый знак».
В нашем городе много дорожных знаков, нарисовать какого знака не хватает. Каждой команде придумать и нарисовать знак.
Подведение итогов.
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей
Здоровье дошкольника
Здоровье – определяется рациональным двигательным режимом, включающим привычную двигательную активность, организацию физического воспитания и закаливание ребенка.
Дети, имеющие несложные, но стойкие нарушения опорно-двигательного аппарата, такие как нарушение осанки и плоскостопие, нуждаются в создании условий для правильного и своевременно начатого физического воспитания.
Уважаемые родители помните что:
- Двигательная активность – создает энергетическую основу для роста и формирования систем организма и оказывает благоприятное стабилизирующее действие на становление психических функций.
- Дети с большей двигательной активностью оказываются лучше развитыми и психически и физически!
- Более интенсивная двигательная активность способствует лучшему физическому развитию, а лучшее физическое развитие стимулирует двигательную активность и нервно-психическое развитие.
В состоянии пониженной двигательной активности:
- Ухудшаются обменные процессы;
- Нарушается работа всех внутренних органов (в первую очередь сердца);
- Нарушаются психические функции.
Поэтому, если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок вырос здоровым:
- Делайте вместе с ребенком ежедневно гигиеническую гимнастику;
- Закаляйтесь;
- Совершайте совместные активные прогулки;
- Ходите в лес;
- Плавайте;
- Катайтесь на велосипеде;
- Играйте в подвижные игры;
- Катайтесь на коньках и лыжах.
И все это делайте с улыбкой и хорошим настроением!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 5 " с. Кневичи Артемовского городского округа
Годовой план работы с родителями в средней группе
Подготовила воспитатель :
Черепанова Наталья Федоровна
Октябрь
1. Родительское собрание «Развитие творчества у детей».
2. Выставка «Подарки осени» (композиции из овощей, фруктов, семян).
3. Консультация «Особенности развития детей 4-5 лет».
4. Папка-передвижка «Что должен знать ребёнок 4-5 лет».
5. Развлечение «До свидания, осень!».
6. Индивидуальная беседа «Учим ребёнка общаться».
Ноябрь
1. Выставка «Мой северный город» (рисунки, поделки ко Дню города).
2. Встреча родителей с инспектором по охране прав детства ДОУ «Ребёнок тоже имеет права».
3. Информационный стенд «Права ребёнка».
4. Индивидуальная консультация «Как провести выходные с детьми».
5. Изготовление кормушек для птиц «Поможем птичкам» (воспитатель, родители, дети).
6. Папка-передвижка «Игрушка в жизни ребёнка».
Декабрь
1. Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста».
2. Выставка «Украшаем группу к празднику» (совместные поделки детей и родителей).
3. Встреча со старшей медсестрой ДОУ «Правильное питание ребёнка».
4. Информационный стенд «Безопасный Новый год».
5. Утренник «Здравствуй, праздник - Новый год!».
6. Папка-передвижка «История Деда Мороза».
Январь
1. Рекомендации логопеда « Поговори со мной, мама».
2. Папка-передвижка «Математика-это легко».
3. Принести книги для оформления выставки «Книги, которые мы читаем дома».
4. Рекомендации по организации книжного уголка дома.
5. Консультация «Семья и семейные ценности».
6. Анкетирование «Место спорта в вашей семье».
Февраль
1. Круглый стол «В здоровом теле – здоровый дух».
2. Встреча с инструктором по ФИЗО ДОУ «Спорт в жизни ребёнка».
3. Консультация «Спорт и дети».
4. Индивидуальная беседа «Безопасность в быту».
5. Привлечь родителей к помощи в организации и проведении спортивного праздника «Наша армия сильна».
6. Спортивный праздник ко Дню защитников Отечества.
Март
1. Семинар-практикум «Участвуем в конкурсах».
2. Встреча с ответственным по обучению детей ПДД ДОУ «Азбука маленького пешехода».
3. Предложить изготовить машину из бросового материала, для уголка «Дорожного движения».
4. Информационный стенд «Красный, жёлтый, зелёный».
5. Утренник «Праздник бабушек и мам».
6. Консультация «Добрые советы для родителей».
Апрель
1. Родительское собрание «Какими мы стали за год».
2. Выставка «Навстречу весне» (рисунки, поделки).
3. Развлечение «К нам весна шагает!».
4. Папка-передвижка «Телефонный этикет».
5. Консультации «Дети и компьютер».
6. Анкетирование «Современные технологии и ребёнок».
Май
1. Отчётная выставка кружка «Умелые ручки».
2. Рекомендовать посетить парад ко Дню Победы, предоставить фотографии с парада, для оформления стенгазеты «День Победы».
3. Встреча с педагогом дополнительного образования по ИЗО «Рисуем мультики».
4. Беседа «Правильное питание ребёнка в летний период».
5. Консультация «Игры с ребёнком в пути».
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 5 " с. Кневичи Артемовского городского округа
План работы с родителями в старшей группе
Подготовила воспитатель :
Черепанова Наталья Федоровна
Активные формы работы
| Наглядная информация | Индивидуальная работа |
Сентябрь | ||
Совместное развлечение «Новоселье в виде чайной церемонии».
| Оформление стенгазеты «Как я провел лето». Оформление уголка для родителей. | Беседы и рекомендации по запросам родителей. Анкетирование по теме «Как мы укрепляем здоровье в своей семье». |
Октябрь | ||
Родительское собрание «Что должен знать ребенок 5-6 лет». Участие в выставке «Наш город» (конструирование из разных материалов). День открытых дверей. Консультация и показ презентации «Чем опасно плоскостопие». | Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5-6 лет». Распечатка комплексов упражнений по профилактике плоскостопия для использования их в домашних условиях. | Индивидуальные беседы о необходимости проводить вакцинацию против гриппа.
Беседы и рекомендации по запросам родителей |
Ноябрь
| ||
Консультация «Режим дня в детском саду». Участие в изготовлении дополнительного нестандартного оборудования для уголка активности. Развлечение с родителями, посвященное Дню Матери. | Памятки, рекомендации на тему «Профилактика плоскостопия у детей» Выставка рисунков ко дню матери «Мама – солнышко моё».
| Беседы и рекомендации по запросам родителей. «Ваш режим дня дома» - рисунки, аппликации родителей вместе с детьми. |
Декабрь
| ||
Консультация «Грипп. Меры профилактики. Симптомы данного заболевания». Мероприятие «Встреча с интересными людьми» (пригласить маму Кати В. медсестру из детской консультации). Мастер – класс для родителей «Игрушки на ёлку, своими руками». | Информационный стенд «Говорим правильно». | Устные беседы «Чесночницы – одна из мер профилактики вирусных инфекций. Беседы и рекомендации по запросам родителей. |
Январь
| ||
Консультация на тему «Что мы едим». Питание дошкольников. | Папка – передвижка «Игры для профилактики плоскостопия». Оформление стенда с рисунками детей и родителей «Витаминная мозаика». | Беседы и рекомендации по запросам родителей. Беседа «Что вы читаете ребенку дома». Привлекать родителей к постройке снежной горки на участке. |
Февраль
| ||
Родительское собрание «Здоровый образ жизни. Нужные советы». Консультация на тему «В здоровом теле – здоровый дух» (закаливание ребенка). Мероприятие «Встреча с интересными людьми» (пригласить папу Алисы П. следователя). | Памятки для родителей «Правила закаливания». | Тест – анкета «Состояние здоровья вашего ребенка». Беседы и рекомендации по запросам родителей. Привлекать к помощи в уборке снега на участке.
|
Март
| ||
Участие в смотре – конкурсе «Моя семья». Подготовка к утреннику, посвященному дню 8 Марта. | Оформление фотоальбома «Моя семья». Участие в конкурсе «Лучший портфолио дошкольника». | Беседы и рекомендации по запросам родителей. |
Апрель
| ||
Участие в смотре –конкурсе «Осташков – город мой». Консультация на тему «Игра в системе оздоровительной и воспитательной работы с детьми». Мероприятие «Встреча с интересными людьми» (пригласить бабушку Гели Т. экскурсовода). | Информационный стенд «Приобщение дошкольников к истории и культуре своей малой Родины». Памятки «Во что мы играем». | Привлекать к уборке территории детского сада, в оказании посильной помощи в ремонте инвентаря на участке. Беседы и рекомендации по запросам родителей.
|
Май
| ||
Итоговое родительское собрание. Спортивное развлечение с родителями. | Ширма – передвижка «Скоро лето. Игры на природе». | Беседы и рекомендации по запросам родителей. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 5 " с. Кневичи Артемовского городского округа
План-конспект проведения родительского собрания на тему: «Давайте знакомиться!»
Подготовила воспитатель :
Черепанова Наталья Федоровна
Форма родительского собрания - беседа, обсуждение.
Цель:
1. Составить по возможности полную картину индивидуальных особенностей каждого ребенка.
2. Знакомство родителей между собой и с педагогами дошкольного учреждения.
3. Создание эмоционально-положительного настроя на совместную работу, снятие барьеров в общении и переход к открытым, доверительным отношениям.
Мотивация:
Объявление-приглашение.
«Воспитание-такая работа, которая непременно
должна доставлять удовольствие».
А.С.Макаренко
Уважаемые родители!
Мы хотим, чтобы время, которое ваш ребенок проводит в нашем дошкольном учреждении, было для него радостным и счастливым!
Приглашаем вас …/.../... на встречу с воспитателями и друг с другом, где побеседуем о каждом малыше и особенностях раннего возраста.
В программе:
1. Вступительное слово заведующего.
2. Экскурсия по группе с сопроводительной речью педагога.
3. Узнаете много интересного об уникальности ваших детей.
4. Получите ответы на все свои вопросы.
Давайте знакомиться! Очень рады будем видеть вас!
Подготовительный этап:
1. Анкетирование в виде письма о своем ребенке, используя вопросы-подсказки для выявления особенностей каждого ребенка.
2. Анкетирование в виде пожеланий, для получения представлений родителей о планах в смысле сотрудничества с педагогами группы, детского сада.
3. Подготовка объявления-приглашения.
5. Распечатка памяток для родителей на тему: «Понимаем ли мы друг друга?»
6. Разработка плана проведения родительских собраний.
7. Разработка проекта решения родительского собрания.
4. Домашнее задание для родителей: изготовление листочков для дерева с фотографией родителей и ребенка для уголка в группе «я и семья».
Средства и способы: анкетирование, беседы, словесные игры, игрушка-медведь, памятки, корзина, бумага, ручки.
Структура собрания:
1. Вступительное слово заведующего. Она рассказывает:
- о дошкольном учреждении,
- новациях в работе,
- представляет педагогов,
- благодарит родителей за активную помощь в подготовке группы к началу учебного года,
- знакомит с программой встречи.
2. Воспитатель приглашает родителей ознакомиться с группой.
Группа условно разделена на три зоны: зона познавательного развития, спокойных игр, двигательной активности. Объясняет значение каждой зоны. Демонстрирует родителям уголок «Я и моя семья», предлагает разместить листочки с фотографиями ребенка с родителями на дереве.
3. Воспитатель предлагает родителям игру: «Идем в гости».
Родители встают в круг. Каждый участник игры (мама или папа ребенка) поочередно, получая игрушку-мишку, встает в центр круга, называет свое имя (остальные родители прохлопывают его), называет имя своего ребенка и три определения качеств, характеризующих своего малыша. Так продолжается знакомство, пока все родители не примут участие в игре.
Воспитатель благодарит родителей за приятное знакомство, за «приглашение в гости».
4. Сообщение воспитателя на тему: «Особенности раннего возраста».
Цель:
- познакомить родителей с особенностями раннего возраста, адаптационного периода.
- с задачами образовательной работы,
- с индивидуальными особенностями воспитанников,
- научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе.
5. Обсуждение индивидуальности детей в стиле «Вопрос - ответ». Ответы на вопросы родителей, с целью выявления характера взаимодействия родителей с ребёнком.
6. Презентация плана работы с родителями группы.
- родительские собрания,
- консультации,
- проведение дней открытых дверей, с целью ознакомления с деятельностью воспитателя и жизнью детей,
- семинары-практикумы, с целью овладения родителями методами и приёмами развития ребёнка,
- ·заседания «круглого стола»,
- совместные праздники,
- опросы и анкетирования.
7. Воспитатель предлагает родителям игру: «Пожелание».
Воспитатель предлагает написать на бумаге в 2-3 словах свое пожелание воспитателю на предмет выяснения их запросов и ожиданий от сотрудников ДОУ, совместной работы с ними. Предлагает ориентировочные вопросы-подсказки, с которыми родители были ознакомлены заранее. Предлагает озвучить некоторые и положить в корзину.
8. Воспитатель приглашает родителей снова встать в круг, чтобы раздать памятки на тему: «Понимаем ли мы друг друга?» и наградить друг друга за участие аплодисментами.
Проводится игра: «Аплодисменты». Воспитатель говорит: «Сегодня знаменательное событие первое родительское собрание в вашей жизни. Станет ли этот год для вашего ребёнка, а значит и для вас счастливыми, интересными, запоминающимися – это, во многом, зависит от вас, от вашего участия в жизни группы и детского сада, от вашего взаимодействия не только с воспитателями, но и с другими родителями группы. Во время первой нашей встречи хочется, чтобы состоялось знакомство, которое позже, надеюсь, перерастёт в тёплые дружеские отношения».
9. Воспитатель подводит итог родительского собрания: «Мы будем вместе закладывать фундамент доброжелательных отношений в детском и в родительском коллективах, а также в отношениях между родителями и педагогами дошкольного учреждения. Нужно сделать так, чтобы ребенку в детском саду было весело, хорошо, интересно, чтобы он с радостью шел в детский сад, дружил с ребятами и довольный возвращался домой, потому что дома его ждут любящие взрослые».
Вопросы-подсказки для анкетирования в виде письма о своем ребенке.
- Каков ваш ребенок? (уверенный, нерешительный, озорной, послушный).
- Общительный он или нет? Как это проявляется?
- Какое у него любимое занятие?
- Каково обычное состояние ребенка и его настроение?
- Часто ли плачет ваш ребенок?
- Как засыпает? Как спит?
- Быстро ли он устает? Если да, как вы думаете, почему?
- Как он реагирует на неудачи?
- Как он реагирует на замечания, наказания?
- Как у ребенка проявляется самостоятельность (любит все делать самостоятельно, даже если не умеет, не очень стремится к самостоятельности, предпочитает, чтобы все делали другие)?
- Каковы отношения со сверстниками (умеет ли играть рядом, делится ли игрушками)?
- О чем бы вы еще хотели рассказать?
Вопросы-подсказки для игры «Пожелание»
- Каким бы вы хотели видеть к себе отношение педагогов как к родителю?
- Чему воспитатель может научиться у родителей?
- А чему бы вам хотелось бы научиться у воспитателей?
- В какой форме вы могли и хотели бы участвовать в работе учреждения?
- Что понравилось вам, как родителю, участвующему в работе детского сада?
- Что необходимо для эффективной работы?
- Что думаете о качестве работы ДОУ на сегодняшний день?
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 5 " с. Кневичи Артемовского городского округа
Семинар - практикум
«Эффективное общение с родителями воспитанников ДОУ»
Подготовила воспитатель :
Безрукова Ирина Львовна
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Ход:
Психологическая разминка «Очень я собой горжусь!»
Упражнение направлено на овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала.
1."Очень я собой горжусь, я на многое горжусь". Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым, потом правым глазом.
2."Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача". Положив на лоб левую ладонь, затем правую.
3."Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче".
Потирая ладонь о ладонь.
4."Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего". Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо.
5. "На пути у меня нет преграды, все получиться так, как надо". Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками
6."Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу". Руки на поясе, делая наклоны вправо – влево.
7."Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен - и я прекрасна". Руки на поясе наклоны вперед-назад.
8. "Я бодра и энергична, и дела идут отлично". Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге.
9. "Вселенная мне улыбается, и все у меня получается". Сложив руки в замок, делая глубокий вдох.
Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей.
Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.
«Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»
На мгновение включим фантазию и представим себе .... /Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются... А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!» Согласитесь, картина получилась безрадостная ... И хочется сказать, что такое просто невозможно.
У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.
Желание пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.
Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
Примерный кодекс общения:
Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
2. Банк идей.
Предлагаю всем участникам игры пополнить банк идей, ответив на вопрос: Как сделать общение с родителями наиболее продуктивным и приятным?
3. Три «Я».
Воспитатель несёт ответственность за содержание своей речи, за последствия сказанного: речь может помогать продуктивному общению или, напротив, препятствовать ему.
Чтобы речь способствовала положительному воздействию на родителей, нужно, прежде всего, выбрать тональность, соответствующую тактике общения. Согласно утверждениям психологов, в каждом человеке «живут» три «Я».
В межличностном контакте человеку свойственно занимать одну из трёх названных позиций, что определяется особенностями характера. Педагогу, вступающему в контакт с родителями, важно найти правильную позицию. В общении могут использоваться все три позиции с учётом ситуации и того, что позиция «взрослого» является наиболее диалогичной.
Упражнение на изменение ролевой позиции в общении (каждую фразу произнести во всех трёх ролях):
1. «Когда-нибудь вы поймёте, что мои требования к ребёнку были справедливы».
2. «Если вас не затруднит, мне хотелось бы поговорить о вашем ребёнке».
3. «Вам, несомненно, известны успехи вашего сына в рисовании».
Упражнение «Какие фразы целесообразнее использовать для начала беседы с родителями»
- найти в предложенном перечне пять «неудачных» фраз, которые не следует употреблять.
- найти «нежелательные» фразы и смысловые пары к ним.
1. Извините, если я помешала…
2. Я бы хотела…
3. Вероятно, вы об этом ещё не слышали…
4. Вам будет интересно узнать…
5. Я бы хотела ещё раз услышать…
6. Мне представляется интересным то, что…
7. Я пришла к такому выводу, что…
8. Вы хотите…
9. Думается, ваша проблема заключается в том, что…
10. Давайте с вами быстро обсудим…
11. Как вы знаете…
12. Хотя вам это и не известно…
13. Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…
14. Вы, конечно, об этом ещё не знаете…
15. А у меня на этот счёт другое мнение…
16. Конечно, вам уже известно…
17. Вы, наверное, об этом уже слышали…
Упражнение «Желаю Вам...»
Цель упражнения: развитие умения доброжелательного общения с родителями.
Процедура выполнения
Сидя в кругу, сделать комплимент сидящему рядом участнику тренинга как одному из родителей своей группы.
В конце ведущий может отметить, что самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.
Анализ упражнения
1. Что Вы чувствовали, высказывая пожелания?
2. Удалось ли Вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?
3. Какие трудности возникли у Вас при выполнении задания?
Работа над правильностью речи.
1. Прокомментируйте ошибки в выражениях: криминальное преступление, свободная вакансия, прейскурант цен, памятный сувенир, будущие перспективы, смелый риск, первая премьера, моя автобиография, первое боевое крещение, хронометраж времени.
2. Устраните многословие в выражениях: каждая минута времени, отступать назад, в декабре месяце, впервые познакомиться, завещать в наследство, в летний период времени, ошибочное заблуждение.
3. Объясните значения слов-паронимов и придумайте обороты со словами: сравнять и сравнить; надевать и одевать; эффектный и эффективный; экономный и экономичный; невежа и невежда; ванна и ванная; одинарный и ординарный; апробировать и опробовать; представить и предоставить; акционерный и акционерский; планировка и планирование; абонент и абонемент; хозяйничать и хозяйствовать; адресат и адресант; парламентер и парламентарий.
4. Объясните значение слов: импортировать, приоритет, гармонировать, конфиденциально, пролонгация, легитимность, адекватный, консенсус, менталитет, реноме, дивиденд, плебисцит.
4. Проведение беседы с родителями по инициативе воспитателя.
1. Постановка психологической цели.
– Что я хочу от родителей? (Вылить свое раздражение на ребенка? Наказать ребенка руками родителей? Показать родителям их педагогическую несостоятельность?)
При всех указанных вариантах не стоит вызывать родителей, т. к. такие психологические цели свидетельствуют о профессиональной беспомощности педагога и отрицательно повлияют на общение воспитателя и семьи.
Проводить беседу с родителями стоит, если воспитатель хочет лучше узнать ребенка, понять причины его поведения, подобрать индивидуальный подход к нему, поделиться положительными фактами относительно ребенка и т. д., т. е. психологическая цель должна быть стимулом для дальнейшего общения с родителями.
2. Организация начала диалога.
Церемония приветствия.
Приветствуя родителей, необходимо оставить свои дела, встать навстречу, улыбнуться, доброжелательно сказать слова приветствия, представиться (если встречаетесь впервые), обратиться к ним по имени–отчеству.
3. Установление согласия на контакт. Это означает, что воспитатель обязательно обговаривает время диалога, особенно если он видит, что родитель торопится, необходимо уточнить, каким запасом времени тот располагает. Лучше перенести разговор, чем проводить его в спешке, т. к. он все равно не будет усвоен.
4. Создание обстановки диалога заключается в том, что продумывает продумывает, где и как будет проходить диалог. Недопустимо, чтобы воспитатель сидел, а родитель стоял, или чтобы учитель сидел за своим столом, а родитель – на детском стульчике.
Усадив родителя, необходимо поинтересоваться, удобно ли ему, обратить внимание на его и свои жесты и позы.
Жесты и позы должны демонстрировать открытость и доброжелательность (недопустимы скрещенные на груди руки, руки на поясе – «руки в боки», запрокинутая назад голова и т. д.).
Для снятия напряжения родителя и перехода к проблеме следует корректно и конкретно сообщить цель вызова, например: «Мне хотелось получше узнать (имя ребенка), чтобы подобрать к нему подход», «Нам нужно получше с вами познакомиться, чтобы действовать сообща», «Я еще не очень хорошо знаю (имя ребенка), вижу в нем и положительные черты и не очень, мне нужна Ваша помощь, чтобы лучше понять его» и т. д.
Вызывая родителя для беседы, воспитатель не должен забывать, что беседа подразумевает диалог, следовательно, ему нужно продумать не только свое сообщение, но и то, что он хочет услышать от родителя, поэтому ему необходимо сформулировать свои вопросы к родителям дошкольника и дать возможность высказаться им.
Проведение диалога. Начало разговора должно содержать положительную информацию о ребенке, причем это не оценочные суждения: «У Вас хороший мальчик, но… (дальше идет отрицательная информация на 10 минут»), а сообщение о конкретных фактах, характеризующих ребенка с положительной стороны. Такое начало свидетельствует о педагоге как о наблюдательном и доброжелательном, т. е. профессионале.
Факты о поведении, вызывающие беспокойство у педагога, должны подаваться очень корректно, без оценочных суждений, начинающих на «не»: «Он у Вас непослушный, неорганизованный, невоспитанный и т. д.».
Также не следует после положительной информации об ученике продолжать рассказ о негативных фактах через союз «но»: «Ваш сын аккуратный, опрятный, но неорганизованный».
Переходить к нелицеприятным фактам лучше всего в форме обращения за советом: «Я еще не очень хорошо знаю Петю, не могли бы Вы мне помочь разобраться (далее идет описание факта) или «Я не могу понять…», «Меня беспокоит…», «Я хочу понять, что стоит за этим…».
При сообщении негативных фактов рекомендуется делать акцент не на них, а на пути преодоления нежелательных проявлений.
Воспитатель должен постоянно подчеркивать общую цель его и родителей относительно будущего ребенка, поэтому не следует употреблять выражение «Ваш сын», т. е. противопоставлять себя и родителей.
Рекомендуется чаще говорить «мы», «вместе», обращаться по имени–отчеству к родителю как можно чаще.
Самым главным в беседе является высказывание родителя, поскольку именно оно делает разговор беседой, диалогом.
От воспитателя требуется умение слушать. После того как воспитатель закончит свое сообщение вопросом к родителю относительно данной проблемы, он, используя приемы активного слушания, может узнать много важного и необходимого о воспитаннике и его семье. Для этого педагогу нужно всем своим видом показать, что он внимательно слушает родителя.
Свое участие в диалоге можно выразить через отражение чувств по поводу рассказа родителя: «Я рад тому, что у нас единые взгляды на…», «Меня удивило…», «Я огорчена…» и т. д. Выполнение этого условия предотвращает возникновение конфликта при разнице во мнениях и способствует взаимопониманию сторон.
Конкретные советы должны даваться воспитатель только в том случае, если родитель просит у него совета.
Они будут эффективны тогда, когда будут конкретны по содержанию, доступны в выполнении, просты по форме изложения.
Завершение диалога. Воспитателю рекомендуется подвести итог беседы на основе приема рефлексивного слушания-«резюмирования»: «Если теперь подытожить сказанное Вами, то…» и наметить пути дальнейшего сотрудничества, договориться о цели, месте и времени будущей встречи.
Беседа с родителями должна заканчиваться церемонией прощания.
Прощаясь с родителем, воспитателю следует, обращаясь к нему по имени–отчеству, поблагодарить за беседу, высказать свое удовлетворение ею, проводить родителя и сказать слова прощания доброжелательно и с улыбкой.
5. Проведение беседы воспитателем по инициативе родителей.
1. Установление согласия на контакт. (Участники диалога обговаривают время его протекания.)
Представьте ситуацию: Визит мамы стал неожиданным для Вас. У Вас нет времени с ней разговаривать. Как Вы поступите?
Проявив максимум внимания и предупредительности к маме, воспитателю вместо избежания диалога следует сообщить ей, что он не знал о ее приходе и запланировал очень важное дело, которое нельзя отложить, и располагает временем в… минут, если маму это устраивает, то можно поговорить, если нет, то он выслушает ее в любое удобное ей время.
Таким образом, педагог дает понять о своем желании диалога, несмотря на неблагополучные обстоятельства.
1. Выслушайте родителя. Дайте родителю «выпустить пар». Помните, что на самом деле агрессия направлена не на вас, а на образ, сложившийся у родителей. Следует мысленно отделить себя от этого образа и, наблюдая за беседой как бы со стороны, стараться понять, что же кроется за агрессией, что волнует родителя? Важно не отвечать агрессией на агрессию, т. к. иначе ситуация может стать неуправляемой.
Следите за своей позой!
Выражение воспитателем сочувствия, понимания переживаний родителей: «Я вижу, Вы обеспокоены поведением (имя ребенка) «Постараюсь понять Вас…», «Давайте вместе разберемся» – придадут беседе конструктивный характер, что поможет выяснить истинную причину обращения к учителю.
Воспитателю не следует упускать того, что родитель приходит с определенными фактами. Задача учителя состоит в том, чтобы определить степень обоснованности этих фактов.
Доказать несостоятельность этих фактов можно только с помощью убедительных аргументов. Умение воспитателя использовать объективные, хорошо обоснованные аргументы повышает его компетентность в глазах родителей.
Необходимо ответить на все вопросы родителя. Это способствует переводу беседы на деловой уровень общения и выяснению всех остальных «болевых точек» родителя в области воспитания и развития его ребенка.
Закончить беседу следует также по инициативе воспитателя.
6. Итоги практикума.
- Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Давайте же воспитывать достойное поколение. Удачи вам!
Упражнение «Какие фразы целесообразнее использовать для начала беседы с родителями»
- найти в предложенном перечне пять «неудачных» фраз, которые не следует употреблять.
- найти «нежелательные» фразы и смысловые пары к ним.
1. Извините, если я помешала…
2. Я бы хотела…
3. Вероятно, вы об этом ещё не слышали…
4. Вам будет интересно узнать…
5. Я бы хотела ещё раз услышать…
6. Мне представляется интересным то, что…
7. Я пришла к такому выводу, что…
8. Вы хотите…
9. Думается, ваша проблема заключается в том, что…
10. Давайте с вами быстро обсудим…
11. Как вы знаете…
12. Хотя вам это и не известно…
13. Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…
14. Вы, конечно, об этом ещё не знаете…
15. А у меня на этот счёт другое мнение…
16. Конечно, вам уже известно…
17. Вы, наверное, об этом уже слышали…
_______________________________________________________________________
Работа над правильностью речи.
1. Прокомментируйте ошибки в выражениях: криминальное преступление, памятный сувенир, первая премьера, хронометраж времени.
2. Устраните многословие в выражениях: каждая минута времени, впервые познакомиться, ошибочное заблуждение.
3. Объясните значения слов-паронимов и придумайте обороты со словами: сравнять и сравнить; экономный и экономичный; одинарный и ординарный; акционерный и акционерский; хозяйничать и хозяйствовать;
4. Объясните значение слов: импортировать, конфиденциально, адекватный, реноме.
Упражнение «Какие фразы целесообразнее использовать для начала беседы с родителями»
- найти в предложенном перечне пять «неудачных» фраз, которые не следует употреблять.
- найти «нежелательные» фразы и смысловые пары к ним.
1. Извините, если я помешала…
2. Я бы хотела…
3. Вероятно, вы об этом ещё не слышали…
4. Вам будет интересно узнать…
5. Я бы хотела ещё раз услышать…
6. Мне представляется интересным то, что…
7. Я пришла к такому выводу, что…
8. Вы хотите…
9. Думается, ваша проблема заключается в том, что…
10. Давайте с вами быстро обсудим…
11. Как вы знаете…
12. Хотя вам это и не известно…
13. Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…
14. Вы, конечно, об этом ещё не знаете…
15. А у меня на этот счёт другое мнение…
16. Конечно, вам уже известно…
17. Вы, наверное, об этом уже слышали…
_______________________________________________________________________
Работа над правильностью речи.
1. Прокомментируйте ошибки в выражениях: свободная вакансия, прейскурант цен, будущие перспективы, первая премьера, первое боевое крещение.
2. Устраните многословие в выражениях: отступать назад, впервые познакомиться, в летний период времен.
3. Объясните значения слов-паронимов и придумайте обороты со словами: надевать и одевать; экономный и экономичный; ванна и ванная; апробировать и опробовать; акционерный и акционерский; абонент и абонемент; адресат и адресант.
4. Объясните значение слов: приоритет, конфиденциально, легитимность, консенсус, реноме, плебисцит.
Упражнение «Какие фразы целесообразнее использовать для начала беседы с родителями»
- найти в предложенном перечне пять «неудачных» фраз, которые не следует употреблять.
- найти «нежелательные» фразы и смысловые пары к ним.
1. Извините, если я помешала…
2. Я бы хотела…
3. Вероятно, вы об этом ещё не слышали…
4. Вам будет интересно узнать…
5. Я бы хотела ещё раз услышать…
6. Мне представляется интересным то, что…
7. Я пришла к такому выводу, что…
8. Вы хотите…
9. Думается, ваша проблема заключается в том, что…
10. Давайте с вами быстро обсудим…
11. Как вы знаете…
12. Хотя вам это и не известно…
13. Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…
14. Вы, конечно, об этом ещё не знаете…
15. А у меня на этот счёт другое мнение…
16. Конечно, вам уже известно…
17. Вы, наверное, об этом уже слышали…
_______________________________________________________________________
Работа над правильностью речи.
1. Прокомментируйте ошибки в выражениях: прейскурант цен, смелый риск, первое боевое крещение.
2. Устраните многословие в выражениях: в декабре месяце, в летний период времени.
3. Объясните значения слов-паронимов и придумайте обороты со словами: эффектный и эффективный; ванна и ванная; представить и предоставить; акционерный и акционерский; планировка и планирование; адресат и адресант.
4. Объясните значение слов: гармонировать, легитимность, менталитет, плебисцит.
Работа над правильностью речи.
1. Прокомментируйте ошибки в выражениях: криминальное преступление, свободная вакансия, прейскурант цен, памятный сувенир, будущие перспективы, смелый риск, первая премьера, моя автобиография, первое боевое крещение, хронометраж времени.
2. Устраните многословие в выражениях: каждая минута времени, отступать назад, в декабре месяце, впервые познакомиться, завещать в наследство, в летний период времени, ошибочное заблуждение.
3. Объясните значения слов-паронимов и придумайте обороты со словами: сравнять и сравнить; надевать и одевать; эффектный и эффективный; экономный и экономичный; невежа и невежда; ванна и ванная; одинарный и ординарный; апробировать и опробовать; представить и предоставить; акционерный и акционерский; планировка и планирование; абонент и абонемент; хозяйничать и хозяйствовать; адресат и адресант; парламентер и парламентарий.
4. Объясните значение слов: импортировать, приоритет, гармонировать, конфиденциально, пролонгация, легитимность, адекватный, консенсус, менталитет, реноме, дивиденд, плебисцит.
Предварительный просмотр:
50 способов сказать ребенку «Я тебя люблю»
- Молодец!
- Удивительно!
- Прекрасно!
- Незабываемо!
- Талантливо!
- Уже лучше!
- Отлично!
- Несравненно!
- Красота!
- Очень ясно.
- Ух!
- Я сама не смогла бы сделать лучше!
- Здорово!
- Великолепно!
- Грандиозно!
- Остроумно.
- Экстра-класс!
- Ты одаренный.
- Потрясающе!
- Поразительно!
- Неподражаемо!
- Как в сказке.
- Ярко, образно.
- Поздравляю!
- Гораздо лучше, чем я ожидала!
- Именно этого мы давно ждали.
- Это трогает меня до глубины души.
- Сказано здорово – просто и ясно.
- Ты сегодня много сделал.
- Еще лучше, чем прежде.
- Ты на верном пути!
- Ты в этом разобрался.
- Работать с тобой просто радость.
- Это как раз то, что нужно.
- Я тобой горжусь!
- Я просто счастлива!
- Мне очень важна твоя помощь.
- Ты мне необходим!
- Лучше, чем все, кого я знаю.
- Фантастика!
- Для меня важно все, что тебя волнует, тревожит и радует.
- Я сойду с ума, если с тобой что-нибудь случится.
- С каждым днем у тебя получается все лучше!
- Для меня нет никого красивее тебя.
- Научи меня делать так же.
- Тут мне без тебя не обойтись.
- Я знал, что тебе это по силам.
- Ты мне нужен именно такой, какой есть.
- Никто мне не может заменить тебя.
- Я горжусь тем, что тебе это удалось.
Предварительный просмотр:
Карта индивидуального образовательного маршрута воспитателя
по освоению технологии сотрудничества с родителями
Ф. И. О. воспитателя:
Стаж в занимаемой должности:
Квалификационная категория:
Повышение квалификации (сроки, тема/проблема):
Дата заполнения:
Период | Уровень мероприятий | Мероприятия | Педагогический | Субъективные | Формы результатов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Самообразование (персональный уровень) | Повышение квалификации | ||||
Работа в профессиональном сообществе (командный уровень) | |||||
Участие в методической работе (организационный уровень) | |||||
Самообразование (персональный уровень) | |||||
Работа в профессиональном сообществе (командный уровень) | |||||
Участие в методической работе (организационный уровень) | |||||
Самообразование (персональный уровень) | |||||
Работа в профессиональном сообществе (командный уровень) | |||||
Участие в методической работе (организационный уровень) |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Самообразование (персональный уровень) | |||||
Работа в профессиональном сообществе (командный уровень) | |||||
Участие в методической работе (организационный уровень) | |||||
Самообразование (персональный уровень) | |||||
Работа в профессиональном сообществе (командный уровень) | |||||
Участие в методической работе (организационный уровень) | |||||
Самообразование (персональный уровень) | |||||
Работа в профессиональном сообществе (командный уровень) | |||||
Участие в методической работе (организационный уровень) |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 5 " с. Кневичи Артемовского городского округа
Тренинг
«По тропе родительской любви»
Подготовила воспитатель :
Черепанова Наталья Федоровна
Ход тренинга:
Доброго дня и здоровья вам желаю! Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу, ведь детский сад - это одна большая, дружная семья. Психологический тренинг – это тренировка души, разума, тела. Человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 90% того, что сам делает.
Вот в такой доброй и теплой атмосфере, наверное, и следует говорить о самом важном в жизни каждого человека – о родительской любви. Все считают себя любящими родителями, и это вполне естественно. Мы действительно обожаем своих детей, и лучшее подтверждение этому то, что мы чувствуем в душе постоянную любовь. Но детям важно еще одно – как мы проявляем это чувство.
Родительство, наверное, является наиболее глубокой ответственностью, которую только может принять на себя взрослый человек.
Наиболее важно, особой ролью родительской деятельности является любить и воспитывать своих детей, а также формировать в них чувства высокого самоуважения и уверенности в себе.
Для ребенка взрослые являются образцом во всем. Дети хорошо усваивают то, что представлено наглядно, все хочет познавать на собственном опыте. Его особенно привлекают те действия, которые взрослые пытаются скрыть от него. Запоминает малыш не все, а только то, что его поразило. Они всегда стараются подражать взрослым, что порой опасно. Не умея отличать плохое от хорошего, они стремятся делать то, что взрослые запрещают им, но позволяют себе. В связи с этим в присутствии детей нужно воздерживаться от таких действий и поступков, которые не могут послужить для них хорошим примером.
Речь детей лучше развивается в атмосфере любви, спокойствия, когда взрослые внимательно слушают их, общаются с детьми, читают им сказки и обсуждают прочитанное.
Если ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно и ощущение страха, которые могут сохраниться на всю жизнь. В процессе развития коммуникативных навыков ребенка, большое внимание необходимо уделять формированию личностных качеств малыша, его чувствам, эмоциям. Когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими.
Сегодня мы с вами должны понять, что родительская любовь принесет ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть, что она проявляется в отношениях родителей не только к нему, но и друг к другу, и ребенок должен чувствовать любовь.
«Счастье – это когда тебя любят и понимают», а это понимание не приходит само собой, ему нужно учиться.
Итак, давайте пойдем с вами по тропинке родительской любви.
В ходе работы нам предстоит друг с другом общаться, поэтому просьба ко всем участникам: подписать и прикрепить визитки-бэйджики, чтобы все знали, как к вам обращаться.
Знакомство:
А теперь предлагаю познакомиться поближе. Сделаем это с помощью презентации.
Перед вами на столах есть цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры и т. д. Ваша задача - за 5 минут создать рисунок или аппликацию, которые рассказали бы нам о вашей семье. Затем вы называете свое имя, демонстрируете результаты творчества и говорите несколько слов о членах своей семьи.
Правила!
Участники тренинга все делают сами. Чтобы наша встреча была продуктивной, нужно придерживаться определенных правил. Я зачитаю их, а вы обсудите и выберите те, которые подходят нам для эффективного взаимодействия:
• Обращение по имени, и на ты.
• Не давать друг другу оценок, никого не обсуждать.
• Слушать, не перебивать.
• Конфиденциальность.
• Правило участия – я принимаю участие в играх.
• Правило спасательного круга – если мне трудно во время тренинга, я могу взять паузу
• Правило хорошего настроения.
• Общение по принципу «здесь и теперь», говорим от первого лица (Я)
Итак, правила поведения на тренинге мы определили. Возможно, кто-то хочет внести коррективы?
Ожидания
Цель: определение ожиданий участников от работы в группе.
Психолог. Уважаемые родители! Перед вами стикеры, вырезанные в форме отпечатка стопы. Запишите на них свои надежды и ожидания от нашей встречи.
Далее следует озвучить их и прикрепить к плакату «Пейзаж», на котором изображена тропинка, протянувшаяся от дома к холму Родительской Мудрости.
Стикеры надо прикрепить в начале пути, то есть около дома.
Упражнение «Рассуждение»
Кто может сказать, что такое семья? Правильно, вы все молодцы! Семья – прежде всего самые близкие и родные люди.
Семья - это основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
Брак - это исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и к обществу».
Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования. И при воспитании детей, никакой иной институт не может заменить семью, именно ей принадлежит ведущая роль в становлении личности ребёнка.
Именно с семьи начинается и приобщение к культуре, ребёнок осваивает основы материальной и духовной культуры. В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения: мышление и речь, ориентация в мире предметов и отношений, нравственные качества, стремления, идеалы. Дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается.
Семья – это первый коллектив, в котором у маленького ребенка начинают складываться зачатки нравственности. О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и, следовательно, ее потенциальных воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям. Таким образом, семейные традиции - это основное средство трансляции социально-культурных ценностей, норм семьи, установления ее связей с объектами, которые включены в сферу ее жизнедеятельности.
Упражнение «Традиции нашей семьи»
Запишите традиции семьи, в которой вы выросли, и те, которые бы хотели иметь в своей семье.
После выполнения упражнения родители обмениваются мнениями по поводу традиций своих семей.
Известно, что готовых рецептов воспитания не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.
У ребенка представления о мире еще не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача – задача взрослых людей, окружающих ребенка, – помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша. Кто, если не взрослый, защитит ребенка, предостережет от опасностей и в то же время научит разбираться в бесконечных “нельзя“ и “можно“! Чтобы научить этому детей, родителям самим нужно отлично в этом разбираться.
Упражнение «Правила для ребенка»
Цель: установление ограничений для детей.
Психолог. Как мы уже говорили, часто общение с ребенком ограничивается указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определенные ограничения для своих детей. Особенно, если дети маленькие, и их действия могут повредить здоровью и жизни. Давайте попробуем изменить ограничения и запреты на правила поведения.
Ваша задача будет: написать правила для ребенка, не употребляя слова «НЕ». Например:
- Нельзя переходить улицу на красный свет / Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зеленый огонек светофора.
- Не спеши во время еды / Будем есть неторопясь.
- Не кричи так громко / Будем разговаривать тише.
- Не рисуй на стене / Рисуй на бумаге.
Обсуждение:
- Сложно было выполнить задание?
- Есть такие правила, которые назвали участники различных команд?
Психолог. Правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семье и не провоцировать конфликты с детьми, необходимо придерживаться определенных правил.
ВИДЕО (видеоролик, созданный мною специально для показа на тренинге)
рефлексия
Релаксация:
Упражнение «Погружение в детство»
Звучит тихая, легкая музыка.
Ведущий. Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию: оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство – в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам три-четыре года. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице. Посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, а рядом с вами близкий человек. Посмотрите, кто это. Вы берете его за руку и чувствуете ее тепло и надежность. Затем вы отпускаете руку и убегаете весело вперед, но недалеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете глаза и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему, снова берете за руку, идете дальше и вместе с ним смеетесь над тем, что произошло.
А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда будете готовы, вы откроете глаза.
Рефлексия
– Удалось ли окунуться в детство?
– Почувствовали ли вы надежное плечо, сопровождающее вас в детстве?
– Что для вас значит «надежное плечо»?
– Какие чувства у вас были, когда вы потеряли поддержку?
– Что хотелось сделать?
Упражнение «Солнце любви»
Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей.
Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали.
Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.
Рефлексия:
Наша встреча завершается, поэтому давайте определим, сбылись наши ожидания. Если да, необходимо переставить стикеры на холм Родительской мудрости, если же ожидания сбылись частично - ставьте стикеры на тропе между домом и холмом. Каждый говорит по кругу о своих эмоциях, переживаниях… .
Заключение:
Упражнение «Аплодисменты»
Цель: снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения.
Психолог. Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.
До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета для родтелей по гендерному воспитанию.
Проводится в начале работы по гендерному воспитанию и по окончанию проекта....
Консультация для родтелей: "Первый раз в детский сад"
Консультация подготовлена для родетелей, чьи детки еще не посещали детский сад. Это волнительное событие для ребенка и родителей. Но сколько же много вопросов возникает у родителей в связи с этим собы...
Совместное мероприятие с родтелями День матери.
"День матери" ...
Консультация для родителей. Осведомлённость в предметах и явлениях окружающего мира (практическое задание родтелям старших дошкольников)
Уважаемые родители, если у Вас ребёнок, который достиг возраста 6-7 лет, то данная статья должна привлечь ваше внимание. Ниже размещены вопросы (их всего 25), относящиеся ...
Консультация для родтелей: "Множество почему перед школой"
Консультация для родтелей: "Множество почему перед школой"...
Работа с родтелями
Разработки посвященные работе с родителями...
Виды работы с родтелями
Содержание работы с родителями планируется на месяц или неделю. Следует указать, в какие дни и что будет сделано каждым воспитателем группы, и какие общесадовские мероприятия будут проведены. Причем п...