«Современные подходы к социально – коммуникативному развитию дошкольников» (из опыта работы)
проект (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7 «Солнышко» г. Куса»
«Формирование коммуникативных навыков у воспитанников через проектную деятельность»
сообщение на базовой площадке
«Современные подходы к социально – коммуникативному развитию дошкольников» (из опыта работы)
Воспитатель: Гридина Н.Б.
2021 г.
Формирование коммуникативных навыков у воспитанников через проектную деятельность
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. Это обусловлено как экономико-демографической ситуацией (современные семьи, как правило, имеют одного или двух детей), развитием технологий (дети и взрослые больше времени проводят за компьютером, телевизором и телефоном; дети реже общаются со сверстниками и взрослыми), так и с современным подходом к воспитанию (если раньше человек рассматривался как часть коллектива, то в настоящее время ребенок рассматривается как индивидуальность). Такие дети, приходя в детский сад, не умеют играть дружно, не умеют соблюдать правила общения и игр. Задача педагога так построить воспитательно-образовательную деятельность, чтобы, с одной стороны, ребенок развивался как свободная личность, а с другой – у него развивался навык коммуникативного общения.
Одним из способов решения данной проблемы является использование метода проектов. Этот метод обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности детей; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта, реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. В ходе проектной деятельности у детей не только формируется познавательная компетентность, но и умение взаимодействовать друг с другом, с родителями и воспитателями.
Основной целью проектного метода является развитие свободной, творческой личности ребенка, определяющееся в свете задач развития исследовательской деятельности. Одной из особенностей проектной деятельности является то, что любой ребенок не может найти для себя однозначные ответы на вопросы в окружающем его мире, сформировать проблему и определить цель. Для того, чтобы помочь ребенку решить эти противоречия, в воспитательно – образовательном процессе, проектная деятельность должна включать участие в ней родителей и других членов семьи. Для каждого возраста ребенка, задачи проектно-исследовательской деятельности специфичны. Другими словами, чем младше ребенок, тем проще сам проект.
Если в младшем дошкольном возрасте, ведущая роль на пути разрешения проблемных игровых ситуаций отводится педагогу, то в старшем дошкольном возрасте стоят более сложные методы решения задач.
Использование проектно – исследовательской деятельности помогает решить следующие задачи социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Как показывает практика, дети с большим удовольствием откликаются на все необычайно новое, и мы, конечно, открываем им огромный, интересный "мир проектов". Ведь проект - "игра всерьез" и результаты очень весомы для детей и взрослых.
В настоящее время я работаю с детьми второй младшей группы и совместно с родителями были реализованы следующие проекты, направленные на развитие социально – коммуникативных навыков.
Проект «Домашние животные».
Прививать любовь к живой природе нужно начинать с малых лет, учить детей доброте, ответственности. Для того чтобы дети больше знали об особенностях и многообразии животного мира в группе был оформлен стенд с фотографиями «Мой домашний питомец» на котором размещались фотографии детей со своим домашним животным. Дети рассказывали, как ухаживают за ними дома, какой характер у питомца и как они вместе проводят время. Активное участие в работе принимали родители – помогли подготовить атрибуты к играм – драматизациям, подвижным играм. Надеюсь, в будущем мои воспитанники будут эмоционально отзывчивыми, коммуникативными и творческими детьми.
Проект «Моя семья».
Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не забывая о том, что чувство патриотизма у каждого формируется индивидуально. Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребёнка – семье. Для этого был реализован проект «Мой дом – моя семья». Каждый воспитанник рассказал о своей семье по фотографиям из семейного альбома, была организована выставка макетов «Моё генеалогическое древо», мамы помогли оформить стенгазету «Мамины вкусняшки» и т.д. Благодаря проекту у
у детей младшего возраста формируется элементарное представление о семье, о родственных связях, уважительное отношение к родителям. Развивается эмоциональная отзывчивость к членам своей семьи.
Таким образом, использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для социально-коммуникативного развития дошкольников в рамках дополнительного образования (презентация опыта работы)
Презентация из опыта кружковой работы...
Программа семинара "Современные подходы к социально-коммуникативному развитию дошкольников"
Материал подготовлен для проведения семинара с воспитателями ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО и новых методов работы с детьми-дошкольниками и педагогами ДОО (например, "коучинг-сессия", "квик-настрой...
Сообщение из опыта работы«Современные подходы к организации математического развития дошкольников»
Практика работы дошкольных образовательных учреждений, современное состояние науки и техники, культуры предъявляет высокие требования к человеку, его образованию. Обучению дошкольников началу математи...
Презентация на тему : "Социально - коммуникативное развитие дошкольников" ( из опыта работы)
Социально – коммуникативное развитие – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально – культурного опыта необходимого для его включения в систему обществе...
Социально - коммуникативное развитие дошкольников через изодеятельность. Из опыта работы.Опыт работы с детьми
Опыт работы с детьми показывает, что занятие художественно - творческой деятельностью создают основу для полноценного, содержательного общения между детьми и взрослыми, помогает детям усвоить и закреп...
Гендерный подход в социально-коммуникативном развитии дошкольников на основе ФГОС ДО
В данной работе раскрываются форме, методы используемые для формирования социально-коммуникативного развития дошкольников в свете новых требований....
Мастер -класс для родителей «Современные образовательные технологии для физического развития дошкольников» ( из опыта работы)
Мастер -класс для родителей «Современные образовательные технологии для физического развития дошкольников»...