Семинар для воспитателей «Родительская компетентность -что это…..?»
консультация

Вагапова Анжелика Геннадьевна

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательных учреждений. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного образования является инновационная деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых   инновационных форм взаимодействия с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_seminar.docx33.75 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для воспитателей

«Родительская компетентность -что это…..?»

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательных учреждений. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного образования является инновационная деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых   инновационных форм взаимодействия с родителями.

Инновационные процессы, проходящие в дошкольном учреждении, способствуют повышению педагогической компетентности родителей, могут положительно влиять на качество воспитания и развития дошкольников.

 Родительская компетентность –  это прежде всего грамотность в вопросах образования, развития, воспитания своего ребенка. Родители детей дошкольного возраста должны знать о «кризисах развития в жизни ребенка» - это 1 год, 3 года, 7 лет. Когда в три года ребенок становится капризным, вздорным, упрямым, компетентный родитель не должен теряться и раздражаться, он должен понимать и знать, что это важный этап в жизни ребенка – это первое яркое выражение своего «Я», это попытка отдалиться от родителей, научиться многое делать самому и решать свои проблемы. «Компетентный родитель» понимает, что переживая кризис, ребенок поднимается на новую жизненную ступень. «Компетентный родитель» помогает в этом ребенку, зная закономерности личностного развития. И благодаря грамотности родителя, ребенок выходит из кризиса с набором положительных качеств. Родитель должен знать главное правило- ребенку нужна любовь (но не слепая) и желание родителей понять и принять своего ребенка, помочь ему в социализации.
«Компетентный родитель» обязательно должен знать все возрастные психические особенности своего ребенка, в какой возрастной период предлагать ребенку тот или иной вид деятельности. 
Когда неграмотный родитель в 3- 4 года, желая, скорее всего, удовлетворить свои собственные амбиции, старается обучить ребенку чтению, письму и даже иностранному языку, не учитывая возрастных психических особенностей, он наносит, безусловно, вред психике и здоровью ребенка.
Но самое главное, это обеспечение покоя, доброжелательности, любви и теплоты внутрисемейных отношений, что будет способствовать благоприятному психическому развитию ребенка. Но, к сожалению, институт семьи еще далек от идеального.   Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов воспитания и социализации дошкольников. С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:

  1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
  2. Повышение педагогической культуры родителей.
  3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Основные задачи работы:

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
  • поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципами взаимодействия с родителями являются:

  1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
  • Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
  1. Индивидуальный подход.
  • Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
  1. Сотрудничество, а не наставничество.
  • Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
  1. Готовимся серьезно.
  • Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
  1. Динамичность.
  • Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников.

Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Новая система взаимодействия ДОУ с семьей.

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы и многочисленны.

- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие.

- Это учет индивидуальности ребенка.  Педагог постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности и привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности пед. процесса.

- Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

- Это укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.

- Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

- Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.

Основные принципы при организации работы в рамках новых форм работы с семьей.:

  • Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
  • Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
  • Создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ.

Функции работы ДОУ с семьей.

  • Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно - воспитательного процесса, организуемого в ДОУ.
  • Психолого - педагогическое просвещение родителей.
  • Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
  • Помощь отдельным семьям в воспитании детей.
  • Взаимодействие родителей  с общественными организациями.  

          Для лучшей организации взаимодействия родителей и воспитателей целесообразно распределение сфер ответственности в работе с родителями между воспитателем,  медперсоналом, заведующим и специалистами. Изначально, работая с родителями, я использовала традиционную форму работы:

- родительские собрания 3 раза в год;

- консультации для родителей;

- советы и рекомендации для родителей в родительском уголке;

- индивидуальные и групповые беседы;

Поскольку родители являются  первыми педагогами, а дошкольное учреждение оказывает им помощь в воспитании и развитии ребенка(Закон «Об образовании» ст.18) родители играют главную  роль в сообществе педагог-родитель-ребенок. Установить «обратную связь» с ними, учесть их пожелания и интересы нам помогли анкеты с различными типами вопросов. В сентябре 2012 года был проведен опрос 25 родителей детей, посещающих среднюю группу.Большую  активность проявили мамы детей  (80% ОТ ЧИСЛА ОПРОШЕННЫХ).Анализ полученных сведений показал:

 58%  родителей  перекладывают ответственность за воспитание детей на педагогов ДОУ;

32%  родителей настроены позитивно,демонстрируют готовность сотрудничать, но с оговоркой (дефицит времени);

10% отсутствует четкое представление о системе совместной работы родителей и педагогов.

Пожелания родителей относительно результатов совместной деятельности выглядели следующим образом:

- получить максимально полную информацию о своем ребенке хотели бы 68%

- ПОЛУЧИТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ОБЩЕНИЯ С ПСИХОЛОГОМ -55%

-получить психолого-педагогическую консультацию по решению проблем- 36%

- научиться определять способности детей -21%

-получить возможность общения с родителями других детей – 28%

Анкетирование  родителей свидетельствует о том, что они готовы к сотрудничеству и доверительности. Авторитет воспитателя в вопросах воспитания очень высок. 86% опрошенных родителей считают воспитателя наиболее важным источником информации по воспитанию ребенка, которому они более всего доверяют. Обработка анкет позволила получить сведения о том, что ожидают родители от ДОУ. Очертить круг вопросов, увидеть трудности и проблемы родителей в воспитании и развитии детей.И, кроме того, стало понятно, что формы и методы работы с родителями, применяемые ранее  оказались недостаточно эффективными, не позволяющими родителям занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ.  Главная тенденция – использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия.И здесь удачной находкой оказался метод проектов, цель которого –объединение  усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.

Вид проекта: информационный, практико-ориентированный, открытый.

Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и их родители

Продолжительность: долгосрочный

Направление деятельности:

1.Просветительское (представление информации для повышения  психолого-педагогической, правовой культуры родителей);

2.Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявление творческих способностей, полноценном общении)

Проблема: творческое взаимодействие родителей и педагогов, ориентированное на личностное развитие детей.

Проект реализуется в три этапа:

  1. Подготовительный этап (сентябрь) предусматривает следующие виды деятельности:
  • Опрос диагностики родителей на предмет социального заказа;
  • Обсуждение общих вопросов на родительском собрании;
  • Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий;
  1. Основной этап (октябрь –апрель)

В ходе основного этапа реализации проекта в ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением родителей. Необходимо отметить, что тематика варьируется в зависимости от социального запроса родителей.

3.Заключительный (1 месяц-май)

  • Подготовка к презентации
  • Презентация проекта на общем  родительском собрании.
  • Награждение участников проекта  в разных номинациях.
  • Анкетирование на предмет уточнения уровня удовлетворенности взаимодействия семьи и ДОУ.
  • Подведение итогов работы, определение перспектив.

Новые формы взаимодействия с семьей.

  • Соц. обследование, тесты, опрос на любые темы;

  • Консультации специалистов;

  • Устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице;

  • Информационно-деловое оснащение для родителей.

  • Домашнее задания для родителей(написание сочинений о своем ребенке с целью поближе узнать привычки и интересы ребенка)

  • Семинары и мастер-классы;

  • Семейные спортивные встречи;

  • Почта доверия;(родители имеют возможность написать свои вопросы, ответ на которые им бы хотелось узнать, а так же внести предложение по работе в группе. На основе данных вопросов и предложений мы можем спланировать консультации и беседы для родителей, как индивидуальные, так и групповые.

  • Открытые занятия совместно с родителями;

  • Оформление и защита презентаций, совместных проектов родителей и детей  по итоговым тематическим неделям.

  • Семейные проекты "Наша родословная";

  • Творческие выставки совместного творчества взрослых и детей;(сезонные, тематические)

  • Совместные походы, экскурсии;

  • Создание предметно-развивающей среды;

  • Совместные досуги и праздники ( спонсоры родители ИП Аввакумовы и ИП Колеговы)

  • Оформление участка ДОУ

Наше дошкольное учреждение предлагает родителям дополнительные услуги в виде кружковой деятельности:

  • «Я –Башкортостанец»
  • «Радуга красок»
  • «Экспериментальная деятельность»
  • «Калейдоскоп»
  • «Волшебный мир общения»

Работа с родителями — это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском саду могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей.

Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.

Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из других источников, например от других родителей, детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации.

Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников дает положительные результаты.Всей своей работой мы доказываем родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

В декабре 2014 я была слушателем вебинара  «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования» ,  который проводила ведущий методист Редакции дошкольного образования издательства «Просвещение» Татьяна Ивановна Лобанова и на примере программы «Радуга» я бы хотела вас познакомить с  предложенными рекомендациями.(слайдовая презентация)

 Наши планы  на будущее:

  • Создание сайта воспитателей нашего детского сада, где каждый воспитатель сможет создать свой информационный блог для родителей;
  • Создание семейного родительского клуба «Дружная семейка»
  • Проведения отрытого дня «Легко ли быть воспитателем», где родители смогут реализовать себя в качестве воспитателя (провести занятия, организовать игры и прогулку)

Литература

  1. Проект «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования» (приказ от 17 октября 2013 г. N 1155)
  2. Давыдова О.И., Майер А.А. Компетентный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями.- СПб.: ООО «Издательство «Детств- Пресс», 2013.
  3. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учеб. пособие / А.Н. Ганичева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  4. Зверева О.Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей дошкольников. Монография. – М., НИИ школьных технологий, 2011.
  5. Богомолова, З.А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 2
  6. Я- компетентный родитель: Программа работы с родителями дошкольников/ Под ред. Л.В. Коломийченко.- М.: ТЦ Сфера, 2013.
  7. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей.
  8. Крылова, Н. Каким должно быть общение  детского сада с семьей? // Воспитание дошкольников.
  9. «Управление ДОУ» 2013, №9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование взаимосвязи родительской компетентности и детско-родительских отношений в работе с детьми с нарушениями развития, посещающими Службу ранней помощи (СРП).

Исследование взаимосвязи родительской компетентности и детско-родительских отношений в работе с детьми с нарушениями развития, посещающими Службу ранней помощи (СРП)....

Родительское собрание на тему "Формирование родительской компетентности по вопросам кризиса трех лет с использованием коуч-технологий"

Консультация для родителей об эффективном взаимодействии с детьми в период кризиса трех лет...

Семинар-практикум для воспитателей «Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников ДОУ»

Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

Формирование родительской компетентности как важной составляющей детско-родительских отношений

В статье раскрывается формирование родительской компетентности, как важного фактора в построении общения с ребенком....

Семинар Центра родительской компетентности ВГПУ

С 1 января 2022 года оказываются услуги психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в ...