РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
методическая разработка (старшая группа)

Методическая разработка РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ Подготовила : воспитатель Черняева М.Ю На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного вида детской деятельности в познании окружающего мира — экспериментирования. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Какого ребенка мы называем любознательным?– склонный к приобретению новых знаний, пытливый. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практике нашей работы. Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически и является одним из главных и естественных проявлений детской психики.. В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Цель работы — способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Задачи: 1. Создание условий для формирования основного целостного мировоззрения у детей средствами эксперимента. 2. Обеспечить обогащенное познавательное и речевое развитие детей, формировать базисные основы личности ребенка. 3. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. 4. Развитие у детей умений пользоваться приборами — помощниками при проведении игр-экспериментов. 5.Развитие у детей умственных способностей: - развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение; формирование способов познания путём сенсорного анализа. 6. Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативной, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий. Для результативной и качественной работы в данном направлении мы разработали следующую систему. Во-первых: распределили опытно-экспериментальную деятельность детей по трем направлениям: Живая природа многообразие организмов, их приспособленность к окружающей среде. природы, звук. Во-вторых, разработали критерии необходимые при выборе темы экспериментирования. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.. В-третьих, для качественной и продуктивной работы в данном направлении предметно-развивающая среда, должна обеспечивать возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками. Требования к объектам опытов и экспериментов: 1. Максимальное соответствия избранного объекта целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента. 2. Безопасность объекта для детей. 3. Часто встречающие представления о том, что объекты наблюдения должны соответствовать возрастным особенностям детей, в подавляющем большинстве случаев несостоятельны. Программа экологического (воспитания) образования дошкольников построена по концентрическому принципу. Это значит, что к одному и тому же объекту можно возвращаться много раз. Целесообразным считаю применение следующих премов: работа руками детей, помощь воспитателя детям, совместная работа воспитателя и детей, работа воспитателя по указанию детей. При этом взрослый — не учитель, наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. 1. Случайные эксперименты особой подготовки не требуют. Они проводятся с экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в «Уголке природы» или на участке. Подготовкой к случайным экспериментам является постоянное самообразование по всем разделам биологии, географии, землеведения. Кроме того, от воспитателя требуется постоянная психологическая готовность разглядеть в природе что-то новое и интересное. 2. Плановые наблюдения и эксперименты. Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Предлагая детям поставить опыт, сообщает цель и задачу, которая должна быть решена, дается время на обдумывание и затем привлекаются дети к обсуждению методики и хода эксперимента. В процессе работы поощряем детей, ищущих собственные способы решения задач, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формирование выводов. После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место. 3. Эксперимент как ответ на детские вопросы. Возникают спонтанно. Особенной подготовки не требуют. Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности, оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа. Связь экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя и важная. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента. Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т. д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно. Результаты педагогической диагностики показали, что применение экспериментирования, оказало влияние на повышение уровня развития любознательности. Развитие исследовательских умений и навыков детей; речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы); развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умение сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения); систематизация и расширение представлений детей о неживой природе. В заключение хотелось бы привести слова В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_portaldokument_microsoft_word_3.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА  У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНЯ

                                                                               Подготовила : воспитатель Черняева М.Ю

На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного вида детской деятельности в познании окружающего мира — экспериментирования. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.  Какого ребенка мы называем любознательным?– склонный к приобретению новых знаний, пытливый. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практике  нашей работы. Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически и является одним из главных и естественных проявлений детской психики.. В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Цель работы — способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

 Задачи:

1. Создание условий для формирования основного целостного мировоззрения у детей средствами эксперимента.

2. Обеспечить обогащенное познавательное и речевое развитие детей, формировать базисные основы личности ребенка.

3. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

4. Развитие у детей умений пользоваться приборами — помощниками при проведении игр-экспериментов.

5.Развитие у детей умственных способностей: - развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;  формирование способов познания путём сенсорного анализа.

6. Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативной, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий. Для результативной и качественной работы в данном направлении мы разработали следующую систему.

Во-первых: распределили опытно-экспериментальную деятельность детей по трем направлениям: Живая природа многообразие организмов, их приспособленность к окружающей среде. природы, звук. Во-вторых, разработали критерии необходимые при выборе темы экспериментирования. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.. В-третьих, для качественной и продуктивной работы в данном направлении предметно-развивающая среда, должна обеспечивать возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками. Требования к объектам опытов и экспериментов:

 1. Максимальное соответствия избранного объекта целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента.

2.  Безопасность объекта для детей.

3. Часто встречающие представления о том, что объекты наблюдения должны соответствовать возрастным особенностям детей, в подавляющем большинстве случаев несостоятельны.

Программа экологического (воспитания) образования дошкольников построена по концентрическому принципу. Это значит, что к одному и тому же объекту можно возвращаться много раз. Целесообразным считаю применение следующих премов: работа руками детей, помощь воспитателя детям, совместная работа воспитателя и детей, работа воспитателя по указанию детей. При этом взрослый — не учитель, наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

1. Случайные эксперименты особой подготовки не требуют. Они проводятся с экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в «Уголке природы» или на участке. Подготовкой к случайным экспериментам является постоянное самообразование по всем разделам биологии, географии, землеведения. Кроме того, от воспитателя требуется постоянная психологическая готовность разглядеть в природе что-то новое и интересное.

 2. Плановые наблюдения и эксперименты. Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Предлагая детям поставить опыт, сообщает цель и задачу, которая должна быть решена, дается время на обдумывание и затем привлекаются дети к обсуждению методики и хода эксперимента. В процессе работы поощряем детей, ищущих собственные способы решения задач, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формирование выводов. После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место.

3. Эксперимент как ответ на детские вопросы. Возникают спонтанно. Особенной подготовки не требуют. Детское экспериментирование -  это не изолированный от других вид деятельности, оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа.

Связь экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя и важная. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента. Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т. д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно. Результаты педагогической диагностики показали, что применение экспериментирования,  оказало влияние на повышение уровня развития любознательности.  Развитие исследовательских умений и навыков детей; речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы);  развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умение сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения); систематизация и расширение представлений детей о неживой природе.

В заключение хотелось бы привести слова В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования

В статье раскрывается взаимосвязь детского жкспериментирования и познавательной деятельности дошкольников....

Развитие поисково-познавательной деятельности дошкольников (в процессе экспериментирования с объектами неживой природы)

В 5 - 6 лет ребенок смотрит на мир широко открытыми глазами. Все чаще и смелее он вглядывается в открывающуюся перед ним перспективу познания «большого мира» - тех знаний, которые человечество н...

Процесс развития исследовательской активности старших дошкольников в процессе экспериментирования .

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребёнка,способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.Научный  поиск эффективных средств р...

Развитие связной речи и обогащение словаря дошкольников в процессе экспериментирования

Работа по развитию речи и обогащению словаря дошкольников происходит постоянно. Я преддставля опыт работы по развитию речи в ходе экспериментальной деятельности....

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя Ерышкановой Натальи Владимировны МБДОУ №84 «Серебряное копытце» по теме «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

в индивидуальном плане по самообразованию  воспитателя Ерышкановаой Натальи Владимировны  представлены основные формы работы по теме ,практичекие выходы...

Повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования

Одним из эффективных приёмов и методов в работе по развитию познавательной деятельности дошкольников является детское экспериментирование. Это новый, нетрадиционный подход в образовании дошкольников, ...