Консультация для педагогов на тему: Патриотическое воспитание дошкольников
консультация (старшая группа)

Ливашова Фатима Михайловна

Воспитание  –  это творческий и целенаправленный процесс взаимодействия педагога и ребёнка по  построению  условий организации усвоения ценностей общества, которые связаны с социально-культурной жизнью и, что даёт основу для развития индивидуальности ребёнка и самоактуализации личности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Задачи:  

1.  Изучить состояние патриотического воспитания детей в психолого-педагогической литературе.

2.  Определить критерии патриотического  воспитания, подобрать  диагностические методики  и провести  диагностику детей дошкольного возраста по патриотическому воспитанию.

3.  Разработать программу по патриотическому воспитанию «Мой край – мой дом» и реализовать ее на практике.  

Воспитание  –  это творческий и целенаправленный процесс взаимодействия педагога и ребёнка по  построению  условий организации усвоения ценностей общества, которые связаны с социально-культурной жизнью и, что даёт основу для развития индивидуальности ребёнка и самоактуализации личности. Автором данного понятия является Л.И. Маленкова. На основании вышесказанного, можно сделать вывод, что воспитание – это прежде всего взаимодействие между ребёнком и педагогом, в результате чего возникает процесс передачи культурно-исторического опыта с целью подготовки к самостоятельной общественной  жизни подрастающее поколение.  Главным образом данный процесс направлен на духовно-нравственные аспекты жизни.

Существуют различные виды воспитания, например: физическое, трудовое, нравственное, эстетическое и  др., но именно  патриотическое воспитание занимает главное место и требует особого внимания. Для того чтобы понять сущность патриотического воспитания, необходимо разобраться, что же такое «патриотизм». Понятие патриотизм очень сложное по своей природе и многогранно. Это и определяет тот факт, что в научной литературе понимание патриотизма весьма неоднозначно и разнообразно.  Сущность понятия «патриотизм»  (от греческого patris  –  родина) включает в себя «любовь к Родине, земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения своего народа» Данную интерпретацию этого понятия придерживаются многие ученые. Они сохраняют центральный контекст  и добавляют свои собственные определения и важные аспекты.  Так,  например,  по мнению Е.Н. Вороновой, патриотизм  –  соединение таких  качеств личности, как  духовно-нравственность,  мировоззрение, гражданство,  которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценностисвоего народа, своей национальной культуры, своей земли.  В.А. Сластенин определяет патриотизм как любовь к своему Отечеству, преданность, готовность служить своей Родине. Близкий к  приведенному  определению  звучит  трактовка  И.Ф. Харламова: «патриотизм»  –  это «такое нравственное качество человека, которое выражается в его любви к родине, преданности ее идеалам, осознании ее величия и славы и переживания своей духовной связи с ней, в  потребности к стремлению в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость». Н.Г. Зеленова в своих исследованиях отметила, что  «для патриотизма характерно чувство гордости за свое Отечество, свой народ, символы государства, его святыни; моральная ответственность каждого человека за судьбу Родины, народа, их современное состояние и будущее». В нашем исследовании нельзя оставить без внимания слова К.Д. Ушинского, патриотизм, по его мнению,  является мощным педагогическим инструментом в воспитании подрастающего поколения. Ушинский К.Д. писал, что человека без любви к отечеству не существует, эта любовь преподносит воспитанию ключ к сердцу человека и даёт мощную опору для борьбы с дурными природными, личными, семейными и родовыми  наклонностями.  Таким образом, из вышесказанного следует, что патриотизм как высокое чувство, незаменимая ценность, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Патриотизм – это любовь к Родине – большой и малой, к родной природе, к своему народу, это  готовность, верно, служить делу их процветания, любить свой дом, готовность защищать его. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.  Основными характеристиками  патриотизма являются: постоянное ощущение связи с Родиной, с жизнью и деятельностью людей, живущих в родной стране, любовь к своему Отечеству, выраженная в конкретных делах.  Кроме того, для патриотизма характерно чувство гордости за свое Отечество, свой народ, символы государства, его святыни; моральная ответственность каждого человека за судьбу Родины, народа, их современное состояние и будущее. Такое понимание патриотизма предъявляет к  патриотическому воспитанию детей особые требования.   Патриотизм начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. По мнению В.А. Сластенину, как и любое нравственное чувство оно включает в себя следующие компоненты:  

1) когнитивный компонент – овладение детьми доступным их возрасту объёмом представлений и понятий о Родине (большой и малой), о жизни народа, истории страны, природе родного края, Вооруженных силах России, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны;

2) эмоциональный компонент  –  переживание личностью положительных эмоциональных чувств и эмоционального отношения к своей стране, краю, родному городу (селу), гордость за трудовые и боевые успехи народа, уважение к историческому прошлому родной страны, восхищение природой родного края, стремления участвовать в общественно полезном труде;

3) поведенческий компонент  –  осознанное поведение в разных видах деятельности, демонстрирующее чувство патриотизма у ребенка (оказание помощи взрослым, проявление заботы о них, готовность выполнить задание взрослого, бережное отношение к природе, вещам, общественному имуществу, умение отразить полученные знания в творческих продуктивных видах деятельности). Наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему.

Таким образом, воспитание патриотизма должно осуществляться комплексно через развитие и обогащение компонентов, представленных выше.

Рассмотрим еще одно определение патриотического воспитания. И так, патриотическое воспитание  –  это взаимодействие воспитателя и ребёнка (воспитанника), которое направлено на развитие патриотических чувств, формирование убеждений, норм патриотического поведения. Автором данного определения является Н.В. Ипполитова. Патриотическое воспитание  дошкольников осуществляется  на основе понимания природы и сущности патриотизма, а также его компонентов. При проведении анализа литературы, выяснилось, что патриотическое воспитание может рассматриваться в нескольких направлениях:

1) Патриотическое воспитание это, прежде всего, явление социальное и оно  напрямую связано с передачей жизненного опыта подрастающему поколению. Это подготовка ребёнка к труду на благо своего Отечества, это развитие и формирование личности, которая способна защищать и любить свою Родину, отстаивать её интересы, ценить культурные ценности, сохранять и приумножать традиции народа. Это также и «стремление к обеспечению безопасности личности, общества и государства, готовности к победе в вооруженной борьбе» ;

2) Патриотическое воспитание – это «один из факторов формирования и развития человека-патриота, гражданина своей Родины, личности с высокими патриотическими убеждениями, чувствами и активными действиями во имя процветания России, защиты ее государственных интересов, психологической готовности и профессиональной способности защищать интересы Родины»;  

3) Патриотическое воспитание  –  это  «комплекс целей, задач, определяемых общечеловеческими, государственно-национальными и личностными ценностями». Само понятие «патриотизм» выступает как  важнейшая ценность, которую надо осмыслить, понять и принять к руководству в жизни и деятельности.  Для формирования этого чувства необходимо использовать все многообразие форм воспитательной работы;

4) патриотическое воспитание – это, прежде всего, процесс влияния и воздействия на психологию личности, коллектива и общества в целом.

Воспитатель детского сада обязан знать психологию детей дошкольного возраста и осуществлять патриотическое воспитание ребёнка, всего детского коллектива, при этом важно учитывать возрастные психолого-педагогические особенности детей.

Статью подготовила воспитатель младшей группы  Ливашова Ф.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Книга в патриотическом воспитании дошкольников"

Патриотическое воспитание - понятие ёмкое. Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, формировать у детей черты характера, которые помогут ем...

Консультация для педагогов на тему «Патриотическое воспитание дошкольников»

В рамках консультации рассмотрены вопросы решения задач нравственно-патриотического воспитания, таких как: — воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, у...

Консультация для педагогов на тему: «Патриотическое воспитание и формирование исторического сознания у дошкольников через активное взаимодействие педагогов и родителей»

Консультация для педагогов.задачи: Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; - Формирование бережного отношения к природе и всему живому...