Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте и общение со взрослым.
статья
В конце первого года ребенок становится на ноги. Это приобретение имеет такое большое значение, что иногда этот период называют ходячее детство. На первых порах прямохождение, ходьба - это особая задача, связанная с сильными переживаниями, для решения которой необходима поддержка, участие и одобрение взрослых. Постепенно ходьба становится уверенной, увеличивается автономность ребенка от взрослых и складывается более свободное и самостоятельное общение с внешним миром. Расширяется круг доступных ребенку предметов, появляется ориентировка в пространстве и определенная самостоятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_b.m.d.docx | 14.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте и общение со взрослым.
В конце первого года ребенок становится на ноги. Это приобретение имеет такое большое значение, что иногда этот период называют ходячее детство. На первых порах прямохождение, ходьба - это особая задача, связанная с сильными переживаниями, для решения которой необходима поддержка, участие и одобрение взрослых. Постепенно ходьба становится уверенной, увеличивается автономность ребенка от взрослых и складывается более свободное и самостоятельное общение с внешним миром. Расширяется круг доступных ребенку предметов, появляется ориентировка в пространстве и определенная самостоятельность.
Основная потребность ребенка раннего возраста - познание окружающего мира через действия с предметами. Самостоятельно ребенок не может открыть способ употребления орудий и других специфически человеческих предметов, способ использования их не является очевидным, не лежит на поверхности. Психологическая робинзонада не способна обеспечить эффективное развитие человека. На основании ситуативно-личностной формы общения строится новая потребность в предметном взаимодействии. Происходит расчленение предметной и социальной среды. Складывающаяся социальная ситуация развития, характерная для раннего детства, может быть обозначена формулой: ребенок - предмет - взрослый. Ребенку все хочется потрогать, повертеть в руках, он постоянно обращается к взрослому с просьбой, с требованием внимания, с предложением поиграть вместе.
Разворачивается совершенно новая форма общения - ситуативно-деловое общение, которое представляет собой практическое, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами и составляет основу взаимодействия ребенка со взрослым вплоть до 3 лет. Контакт становится опосредованным предметом и действием с ним. Средства общения - это привлечение внимания к предмету, обмен игрушками, обучение использованию предметов по назначению, совместные игры.
Взрослый для ребенка раннего возраста - это прежде всего соучастник предметной деятельности и игры. Со стороны взрослого важны внимательность и доброжелательность партнера. Кроме того, он выступает как образец для подражания, как человек, оценивающий знания и умения ребенка и эмоционально поддерживающий его, подкрепляющий успехи и достижения.
Характеристики полноценного общения ребенка раннего возраста со взрослыми:
- инициативность по отношению к старшему, стремление привлечь его внимание к своим действиям;
- предпочтение предметного сотрудничества со взрослым, настойчивое требование от взрослого соучастия в своих делах;
- доверчивость, открытость и эмоциональность отношения к взрослому, проявление к нему своей любви и охотный отклик на ласку;
- чувствительность к отношению взрослого, к его оценке и перестраивание своего поведения в зависимости от поведения взрослого, тонкое различение похвалы и порицания;
- активное использование речи во взаимодействии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОМПЛЕКСНО – ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА. «ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ». (2013-2014 г).
Концептуальные идеи нашли свою основу из теории О.С. Газмана...
Анкета для родителей по изучению социальной ситуации развития ребенка в семье
Анкета для родителей по изучению социальной ситуации развития ребенка в семье...
«Формирование у дошкольников позитивных взаимоотношений– один из факторов социальной ситуации развития ребенка» (из опыта работы)
В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослым сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития дошкольн...
Как способствовать социальному развитию ребенка с раннего возраста
В современном мире социальное развитие ребенка играет огромную роль, общество выставляет большие требования к будущим первоклассникам, студентам и молодым специалистам. поэтому, я считаю немало важным...
Анкета для родителей на тему "Изучения социальной ситуации развития ребенка в семье"
Изучить социальную ситуацию развития ребёнка в семье...
"Социальная ситуация развития ребенка в условиях семьи и ДОУ"
Памятка для родителей...
"Социальная ситуация развития ребенка в условиях семьи и ДОУ"
quot;Социальная ситуация развития ребенка в условиях семьи и ДОУ"...