Игры с кенетическим песком
картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Елагина Наталья Евгеньевна

Картотека игр для детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_kineticheskim_peskom.docx25.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование кинетического песка

в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности участников в области использования различных методов работы с разными видами песка в условиях детского сада.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования побуждает педагогов ДОУ к поиску инновационных, интересных методов и технологий в работе с детьми, которые обеспечивают их комфортное пребывание в условиях ДОУ.

В статье 20 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 говорится, что в сферу образования необходимо внедрять современные технологии, актуальные формы образовательной деятельности и новые средства всестороннего развития детей.

Одним из таких средств является кинетический песок и его разновидность -  радужный песок, сравнительно недавно появившийся материал, предназначенный для работы с детьми разного возраста.

Кинетический песок является идеальным материалом, который может воплотить любые образы и замыслы.

Все дети любят играть с песком. Для таких игр имеется специальное оборудование: ведерки, лопатки, формочки. Но уличный песок с точки зрения гигиены небезопасен, поскольку содержит большое количество микробов. Во избежание проблем со здоровьем в процессе игр с песком в 2013 году в Швеции был изобретен кинетический песок, который в настоящее время широко используется во всем мире.

В настоящее время на Российском рынке встречаются четыре вида кинетического песка:

- Кинетический – произведен в Швеции

- Живой песок - в Южной Корее

- Космический и радужный песок и песок для лепки – это Российские производители.

Кинетический песок визуально похож на обычный влажный песок, но на ощупь мягкий и пушистый. Он объединяет в себе свойства песка и пластилина, позволяет детям возводить разнообразные постройки, способствует развитию мелкой моторики, стимулирует желание экспериментировать.

Кинетический песок легко поддается формовке и хорошо сохраняет форму. Важная особенность такого песка — частицы искусственного материала не рассыпаются по комнате и не остаются на одежде.

В состав кинетического песка входит:

 смесь кварцевого песка (98%);

 силиконовая добавка Е900 (2%).

Добавка эта является пищевой, используется при консервировании фруктов.

Песок безопасен для детей, поскольку в нем не живут бактерии, он не вызывает аллергии и не ядовит. Безопасность кинетического песка доказана множеством лабораторных испытаний.

Этот перспективный материал (кинетический песок) в настоящее время используется недостаточно широко. Среди причин, затрудняющих его применение: отсутствие средств на его приобретение (его стоимость достаточно высока).

При подборе материала о кинетическом песке, мы выяснили, что приготовить песок, максимально схожий по свойствам, можно из обычных продуктов.

Если песок правильно хранить (в пластиковом контейнере с крышкой, то он в процессе эксплуатации не теряет своих свойств, никогда не высыхает, и, в тоже время, абсолютно не липнет к рукам. Для восстановления кинетических свойств песка нужно слегка смочить его и размять руками. Перед игрой с песком желательно вымыть и вытереть руки, чтобы он не впитал их запах. Кинетический песок удобно собирать: нужно всего лишь скатать шарик и собрать им все рассыпавшиеся песчинки.

В качестве песочницы можно использовать подносы с невысокими бортиками, доски для лепки размера А4, либо гладкую поверхность письменного стола.

Все, что встречается в окружающем мире можно собрать, в коллекцию и применить в игре с песком

*различные животные

* деревья и другие растения

*аксессуары (бусы, ткани, пуговицы)

*транспортные средства

*естественные природные предметы (камни, ракушки)

Так же можно использовать пластиковые формочки разнообразной величины и тематики, формочки для теста, стеки.

Кинетический песок является инновационным материалом, который отлично подходит для развивающей и творческой деятельности детей в ДОУ.

С его помощью ребенок будет поглощен увлекательной игрой.

Чем полезен кинетический песок для детей:

  1. Игры с песком помогают развивать мелкую моторику рук;
  2. - В процессе игры с кинетическим песком, имеющим своеобразную текстуру, у детей развивается тактильная чувствительность;
  3. - Занятия в песочнице способствуют развитию творческого воображения;
  4. - Манипуляции с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогают раскрепоститься и приучают к концентрации внимания.
  5. - Игра с кинетическим песком даже в одиночку очень полезна и увлекательна, а в компании со сверстниками способствуют развитию элементарных навыков общения.

Песок - идеальная развивающая среда, где можно творить без страха, что-либо испортить или сломать (в отличие от листа бумаги).

Обладая способностью снимать агрессивную энергию, он позволяет совершенно мирно «уживаться» в песочнице большому количеству детей, строить совместные планы и осуществлять их. У детей возникает потребность в общении друг с другом, что, конечно же, благотворно влияет на развитие коммуникативных навыков.

Дети с удовольствием играют с песком. Ведь такие игры очень естественны, это то, чем ребёнок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому можно проводить игры- занятия с песком в качестве дополнительного методического приёма.

Кинетический песок подходит для индивидуальных и групповых занятий всех возрастных групп детского сада.

Многообразие форм работы с песком отвечает всем современным требованиям и решает задачи во всех основных областях развития.

  1. Социально-коммуникативное развитие:

• Способствует развитию игровой деятельности

• Умению взаимодействовать со сверстниками

• Приобщению к правилам безопасного поведения

• Формированию волевых качеств (усидчивости, терпению, умению доводить работу до конца).

• Воспитанию самостоятельности, уверенности к себе.

Одним из главных средств социально-коммуникативного развития детей является сюжетно-ролевая игра. Атрибуты для игры строили из кинетического песка. Вспомогательным материалом может служить посуда для игры в кухню, фигурки животных. С помощью песка с детьми кормили животных; пекли красивый песочный пирог.

2. Познавательное развитие:

• Формирует навыки познавательно исследовательской деятельности.

• Развивает память, внимание, конструктивное и логическое мышление.

• Даёт возможность обобщению и закреплению пройденного материала.

• Способствует формированию целостной картины мира.

В познавательном развитии использовали песок при формировании элементарных математических представлений. Например, детям предлагалось построить башни, различные по высоте, украсить композицию только большими (маленькими) камушками или ракушками, рисовали на песке разные по длине предметы.

  1. Речевое развитие:

• Способствует развитию связной речи

• Умению свободно общаться с взрослыми и с детьми

• Способствует обогащению словаря

Речевое развитие: занятия с кинетическим песком помогают детям развить речь и улучшить языковые навыки. Детям предлагалось построить из песка волшебную страну и рассказать о ее жителях, спрятать или найти клад с сокровищами и рассказать, где он спрятан и многое другое.

  1. Художественно-эстетическое развитие:

• Развивает воображение

• Формирует эстетический вкус

• Развивает художественные способности.

Художественно-эстетическое развитие: с помощью кинетического песка дети рисовали пальцами или небольшими «приспособлениями» (счетными палочками, зубочистками, палочками от мороженого, составляли композиции с помощью трафаретов (формочек для песка, печенья и т. п.).

5. Физическое развитие:

• Способствует сохранению и укреплению здоровья

• Развитие координации

• Развитие мелкой и крупной моторики

Физическое развитие: Упражнения с песком развивают двигательные навыки: тренируют захват, учат пользоваться инструментами (вместо совочка можно для разнообразия брать разные ложки, лопатки и т. д., ровнять поверхность песка, нажимать на перевернутые формочки, чтобы получать отпечатки.

Таким образом, взаимодействие с кинетическим песком приводит к тому, что процесс познания и игры становится приятным, радостным.

Внедрение нового приема работы, игра с кинетическим песком, дал большой воспитательный и образовательный эффект:

Во - первых, существенно усилилось желание ребёнка узнавать, что - то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта».

В-третьих, в играх с кинетическим песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.

В - четвёртых, совершенствуется развитие предметно – игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

В - пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию.

Игры и упражнения с кинетическим и радужным песком

1. Игра «Закапывание ручек» 

2.  Игра «Клад»

 Цель: развитие воображения, внимания. Детям очень нравится играть в «прятки» с кинетическим песком, возиться в нем. Детишек просят отвернуться, прячут в песке маленькие игрушки, после чего прошу малышей найти их в глубинах песка. 

3. Игра «Необыкновенные следы».

Цель: развитие мелкой моторики, воображения.       Ребенок ладошками и кулачками надавливает на песок, кончиками пальцев ударяет по его поверхности, перемещает кисти рук в разных направлениях, делает поверхность волнистой, двигает всеми пальцами одновременно – цель, имитация следов животных, пресмыкающихся, птиц и насекомых.

4. Игра «Чьи следы?»

Цель: развитие внимания. Разравниваем песочек игрушечной скалочкой, чтобы получилась ровная поверхность, в уголке строим небольшую пещеру. Затем по этой поверхности «ходим», игрушечными зверюшками оставляем на песке следы, ведущие в пещеру. Следим — «охотимся» — за животным, пытаясь угадать, кто именно спрятался. Или ездим разными машинками и смотрим, какие следы остаются. Можно усложнить правила игры – малыш отворачивается, взрослый в это время делает отпечаток какой-нибудь игрушкой и просит малыша повернутся. Ребенок изучает след, оставленный на песке и пытается угадать, кому он принадлежит.

5. Рисуем на песке.

 Цели: развитие воображения, внимания и тактильной чувствительности. Хорошо прихлопываем песочек, создавая ровную поверхность, вооружаемся палочкой или другим подходящим материалом и начинаем писать или рисовать. Попутно можно устроить развивающее занятие – учим геометрические фигуры (цифры). В игре малыш быстрее их запомнит.

6. Игра «Найди отличие»

Цель: развитие воображения, внимания тактильной чувствительности. Ребенок рисует на поверхности песка любую несложную картинку, затем показывает её взрослому, а сам в это время отворачивается. Взрослый дорисовывает некоторые детали и показывает полученное изображение ребенку. Малыш должен заметить, что изменилось в картинке. Взрослый и ребенок могут в процессе игры меняться ролями.

7. Игра «Счет»

 Цель: развитие логического мышления. Во время игр с кинетическим песком, можно еще осваивать счет. Лепим из песка пирожки, зовем гостей – считаем, сколько пришло зверюшек в гости и сколько у нас пирожных. Думаем – хватит ли на всех или нужно приготовить еще?

8. Игра «Больше – меньше. Выше – ниже» 

Цель: развитие логического мышления. Строим башни из песка (можно также строить куличики, формировать шарики разных размеров) и раскладываем их по величине.

9. Игра «Длина»

Цель: развитие логического мышления.  Мы лепим несколько гусеничек из песка и определяем, какая длиннее, какая короче. И расставляем их по мере возрастания.

10. Игра «Геометрические фигуры» (радужный песок)

 Цель : изучение геометрических фигур. Лепим геометрические фигуру по образцу и называем ее. Можно использовать штампы геометрических фигур. Далее обыгрываем их в строительстве, составляем из них машину и т. Д

11. Игра «Кухня» (радужный песок)

 Цели: развитие моторики, логического мышления, речи и коммуникативных навыков.

Кинетический песок – идеально подходит для ролевых игр в повара. Можно готовить различные угощения для игрушек, раздавать по тарелочкам

 12. Куличики и формочки (радужный песок)

 У нас имеется много наборов песочных формочек для игр с песочком. Из кинетического песка куличики лепятся не так, как с «уличным» песком. Если уличный песочек нужно набрать в формочку – утрамбовать и быстро перевернуть. То здесь все намного проще – набранный песочек не нужно утрамбовывать, достаточно лишь аккуратненько срезать излишки с помощью ножичка и перевернуть формочку.

13.Учимся пользоваться ножом. 

Сделайте с ребенком колбаску или слепите тортик. Предложите малышу стеком или игрушечным пластиковым ножом порезать блюдо на кусочки. нарезать тортики, созданные за пару минут из кинетического песка, кормить гостей. Когда гости наелись – убираем посудку и снова начинаем готовить.

10. Игра «Забавные рожицы» (радужный песок)

Цели: развитие воображения, снятие эмоционального напряжения

 Разнообразить игру помогут подручные материалы, такие как пробки от бутылок, пуговицы, зубочистки, с помощью которых можно создавать различные образы.

11.Игра «Строительство сооружений» (радужный песок)

 Цель: развитие воображения. При помощи форм и инструментов из набора ребенок возводит архитектурные постройки из песка или пробует себя в качестве скульптора.

12.Игра «Сенсорная коробка» (радужный песок)

Цель : развитие мышления и воображения. С помощью кинетического песка можно оборудовать множество интересных сенсорных коробок – например, посадить огород, построить ферму и заселить ее животными, все зависит лишь от вашей фантазии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игры с водой, песком, камнями, бросовым материалом».

Лето -  самое благодатное время года. Разумеется, для ребенка это счастливое время активности и движения! Игра неразрывно связана с обучением. Чему можно учить детей на прогулке? Например, матема...

Консультация для родителей "Экологическое воспитание или, как организовать игры детей с песком".

Консультация для родителей, которая поможет с пользой провести время у водоема летом, играя с песком, изучая его свойства....

Игры-упражнения с песком и водой

Игры с песком и водой открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, малыши по...

Игры с кинетическим песком для детей

Игры с кинетическим песком для детей...

Конспект игры — занятия с песком с детьми раннего возраста «Картинки на песке»

Задачи:1. Учить детей рисовать на песке, используя пальчик или палочку.2. Развивать мелкую моторику.3. Воспитывать активность, самостоятельность.Методы и приемы: художественное слово, показ воспи...

Фотоотчет "Игры с кенетическим песком"

Что больше всего любят дети? правильно играть. Но не всегда получается сходить погулять на улицу сейчас. на улице весна, сыро и мы с малышами проводим иногда время прогулки в группе. и как то раз я ре...

Рабочая программа кружка «Чудеса на песке» игры-эксперименты с песком Программа рассчитана для детей раннего возраста (2-3 года)

Рабочая программа кружка«Чудеса на песке»игры-эксперименты с пескомПрограмма рассчитана для детей раннего возраста(2-3 года)...