Авторская программа "Мой родной город - Дятьково"
методическая разработка (старшая группа)
Программа по знакомству старших дошкольников с родным городом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_moy_rodnoy_gorod_szhatyy.docx | 963.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко» Дятьковского района Брянской области
«Мой родной город – Дятьково»
Программа по знакомству старших дошкольников
с родным городом
2020
Дятьково
Пояснительная записка
Вопросы нравственно-патриотического воспитания стоят очень остро. Определены цели нравственно-патриотического воспитания, задачи, разработаны программы и содержание для каждого возрастного этапа, выделены методы и приемы.
Но, средства массовой информации пестрят материалами из опыта работы по решению задач нравственно-патриотического воспитания. Значит, педагоги-практики ищут свои пути и ниточки решения поставленных задач.
Наш педагогический коллектив, рассматривая данный вопрос, обратился к истории родного города, музейной педагогике, национальной культуре, к одной из неотъемлемых ее частей: декоративно-прикладному искусству, в частности - к промыслу родного города - Дятьковский хрусталь, включив всю систему работы в воспитательно - образовательный процесс.
Цель: воспитание нравственных чувств в процессе знакомства с родным городом.
Создание мини-музея «Русская изба», уголка народных промыслов, «полочек красоты», организации студии «Маленькие художники хрусталя», работа по проектам «Жалобная книга родного города», «Нам есть у кого учиться Родиной гордиться» преследовали следующие задачи:
- знакомить дошкольников с родным городом (историческое прошлое, героические этапы, трудовые подвиги, промыслы, природа малой Родины);
- воспитывать желание любоваться красотой, гордиться людьми, создающими ее, беречь окружающую красоту;
- формировать желание самим создавать красивое (учить видеть красивое, понимать, что созданная красота - отражение красоты родной природы).
Формы работы:
- непосредственно-образовательная деятельность в рамках комплексно-тематического планирования реализации содержания образовательной программы,
- ситуативные беседы,
- проблемные ситуации,
- экскурсии,
- дидактические игры,
- конкурсы творческих работ,
- праздники и развлечения,
- студийная работа,
- участие в выставках,
- работа в индивидуальной форме,
- проектная деятельность.
В процессе этих форм реализуется объемное содержание работы по трем направлениям:
1. «Мой родной город – Дятьково»
Дети узнают историю появления города, причины названия улиц, озер; знакомятся с историческими этапами развития; узнают о героическом подвиге города в годы Великой Отечественной войны, о людях, защищавших родной город, прославивших его трудовыми подвигами.
2. «Природа города Дятьково»
Дошкольники знакомятся с природой родного города, узнают о его экологических проблемах, принимают посильное участие в их решении.
3. «Промысел родного города - Дятьковский хрусталь»
У детей поддерживается интерес к хрустальному промыслу, они узнают способы создания узора за счет соединения уголков клетки и середины ее сторон, воспитывается желание "проектировать" посуду: вазы, кувшины и другие предметы, украшающие дома.
В реализации данного содержания нам помогают:
- родители - поддерживают интерес, вносят свои идея, включаются в проектную деятельность, содействуют преобразованию предметно-развивающей среды,
- Музей Хрусталя - знакомит детей с разнообразием хрустальных изделий, с их красотой, историей создания, дает возможность встречи с мастерами-художниками. Именно они в доступной и интересной форме помогают ребенку понять источник такой красоты, будят желание создавать что-то похожее, советами помогают это сделать,
- школа - поддерживает педагогов в проведении выставок, тематических бесед, экскурсий,
- библиотека - дает справочный материал для педагогов.
Подготовка педагогического коллектива
к реализации содержания программы
- Консультации, педагогические часы, методические уроки по изучению методических пособий Ботякова О.А. «Российский этнографический музей - детям», Тихонова М.В., Смирнова Н.С. «Красная изба», Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством»
- Разработка перспективного планирования работы студии «Хрустальные узоры»
- Работа творческой группы по определению тем групповых проектов
- Заключение договоров взаимодействия с социумом
- Посещение педагогами краеведческого музея и музея Хрусталя
- Пополнение мини-музея «Русская изба» и «уголка» народных промыслов
- Работа творческой группы над содержанием непосредственно-образовательной деятельности
- Разработка плана работы с родителями в рамках групповых проектов
Реализация содержания программы на основе предполагаемого перспективного планирования систематизирует работу педагогического коллектива по решению задач нравственно-патриотического воспитания, дает педагогам практический материал, формирует у детей потребность в проявлении отдельных нравственных чувств в процессе общения с окружающим миром.
Реализация содержания программы учитывает интеграцию образовательных областей, опираясь на следующие направления: приобщение к русскому народному быту, знакомство с декоративно-прикладным творчеством, народной игрушкой, фольклором, природой родного края.
Дата | Форма работы | Содержание работы |
Сентябрь 1 неделя 2неделя 3 неделя 4 неделя Октябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Ноябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Декабрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Январь 2 неделя 3 неделя 4 неделя Февраль 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Март 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Апрель 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Май 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Июнь Июль Август | НОД «Моя семья» Беседа «Моя улица» Рассматривание альбома «Историческое прошлое родного города» Экскурсия в сквер к Стелле Партизанской Славы НОД «Путешествие по родному городу» Встреча с художниками хрустального завода Развлечение – игра «Умники и умницы» Экскурсия в сквер «Мальцовых» НОД - КВН «Мой родной город» Дидактическая игра «Составь узор» Выставка детских рисунков «Мой любимый детский сад» Экскурсия в краеведческий музей НОД «Городские здания» Дидактическая игра «Кто больше улиц назовет» Встреча с дятьковским поэтом В. Михалевым. Знакомство с его произведениями о родном городе Экскурсия на площадь города НОД «Жалобная книга родного города». Работа в рамках проектной деятельности Дидактическая игра «Родные улицы» Беседа «Россия – наша Родина» Экскурсия в музей Хрусталя Работа в тетради «Хрустальные узоры» Развлечение «Наша Армия» НОД «Что такое героизм» Беседа «Я очень люблю маму милую свою» Дидактическая игра «Расскажи о достопримечательностях родного города» Организация выставки работ детей «Волшебство хрусталя» Работа в рамках проекта «Водичка, водичка» Игра «Что? Где? Когда?» о родном городе Беседа «День космонавтики». Ю.А. Гагарин в городе Дятьково НОД «Художники хрустального завода» Экскурсия к памятнику «Неопалимая Купина» НОД «9 мая – день Победы» Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны Беседа «Называли его Партизанском» Экскурсия к памятнику В.С.Рябка Работа в рамках проектной деятельности «Край ты мой любимый, край ты мой родной» Работа в рамках проекта «Экопочта» Работа в рамках проекта «Хрустальный город» | Формировать представление о мире семьи; актуализировать опыт детей семейных взаимоотношений; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания. Формировать у детей интерес к своей малой Родине, улицам, жилым домам, закрепить знание домашнего адреса, помочь детям запомнить происхождение названий улиц родного города. Дать детям представления о разных версиях происхождения города Дятьково; заинтересовать архитектурой старинных зданий. Приобщать детей к мероприятиям города, воспитывать гордость и уважение к людям в чью память воздвигнут памятник – Стелла. Выявить уровень знаний о растительном и животном мире своей «малой» Родины, воспитывать бережное отношение и любовь к природе. Заинтересовать детей производством хрустальных изделий, дать первые представления о создании узора. Формировать интерес к прошлому и настоящему родного города. Учить детей узнавать и называть достопримечательности родного города, дать детям знания об основоположниках родного города. Выявить уровень знаний о родном городе, его достопримечательностях, памятных местах. Учить составлять узор хрустального изделия, пользуясь пазлами. Учить детей отражать в рисунке свои впечатления, воспитывать любовь и уважение к людям. Развивать интерес детей к истории родного города, людям, прославившим родной город. Формировать интерес детей к своей «малой» Родине, улицам, познакомить детей с разными видами зданий; дать представление о старинных зданиях – архитектуре прошлого. Закрепить знания детей о названии улиц, воспитывать любовь и уважение к родному городу. Воспитывать чувство уважения к людям, прославившим родной город. Полюбоваться красотой праздничного города, доставить детям радость. Развивать у детей эмоциональное отношение к природе родного края, устойчивый интерес к природе ближайшего окружения; закрепить знания о том, как следует вести себя в природе, помочь понять необходимость личного вклада в охрану природы. Закрепить знания детей о названии улиц, об истории их происхождения. Формировать у детей представления о стране, в которой мы живем; формировать представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей Родине. Продолжать знакомить детей с историей создания хрустальных изделий, учить видеть красоту хрустальных узоров, воспитывать уважение к людям, их создающих. Развивать мелкую моторику руки, создавать узор, используя клетки, учить видеть красоту окружающей природу. Прививать любовь и уважение к защитникам нашей Родины. Формировать представление о героизме, воспитывать у детей эмоционально положительное, действенное отношение к войнам. Воспитывать любовь и уважение к самому дорогому человеку. Закреплять знания детей о памятных местах родного города. Учить детей творческому созданию хрустальных узоров, соединяя углы и середины сторон квадратов, воспитывать умение видеть красоту переплетающихся линий. Расширять знания детей о значении воды в жизни всего живого, о состоянии водных источников в городе Дятьково, воспитывать желание быть причастными к происходящим событиям, воспитывать бережное отношение к воде. Формировать интерес к прошлому и настоящему родного города, закреплять и систематизировать полученные ранее знания о родном крае, развивать стремление любить и беречь природу родного края. Дать детям знания о космонавтах, воспитывать чувство гордости и уважения к ним, познакомить с историей пребывания Ю.А. Гагарина в родном городе. Продолжать знакомить детей с хрустальным заводом, с его изделиями, с работой художников, развивать навыки рисования простым карандашом на бумаге в клетку. Рассказать детям о том, что памятник установлен в честь памяти погибших воинов. Формировать у детей представление о празднике Победы, воспитывать чувство гордости и уважения к участникам Великой Отечественной войны, героям – землякам, защищавшим родной город. Воспитывать чувство гордости и уважения к людям, защищавшим родной город. Дать детям знания о боевом героическом прошлом родного города. Воспитывать желание отдать дань памяти и уважения героям – дятьковцам, защищавшим родной город. Формировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение к людям, прославившим и прославляющих родной город. Организовать практическую деятельность детей по жалобам природных объектов города Дятьково. Дать детям представление о будущем родного города, раскрыть понятие «туристический кластер «Хрустальный город»». Оформить альбом «Хрустальные странички». |
Литература
- Алешина Н.В. «Знакомим дошкольников с родным городом» - М., ТЦ «Сфера», 1999 г.
- Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольника» - М., «ЦГЛ», 2005 г.
- Баранникова О.Н. «Уроки гражданства и патриотизма в детском саду» Практическое пособие – М., АРКТИ, 2007 г.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников» - М., издательство «Скрипторий», 2003 г.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - С - П., 1999 г.
- Подрезова Т.И. «Планирование и конспекты занятий по развитию речи в ДОУ. Патриотическое воспитание» - М., Айрис – пресс, 2008 г.
Практическое пособие
по развитию продуктивно-мыслительной деятельности дошкольников
«Хрустальные узоры»
МАДОУ ДСКВ «Солнышко»
г. Дятьково
Памятка к использованию
Пособие предназначено для педагогов детских садов и дополнительного образования. Материалы данного пособия помогут эффективно и в системе подготовить ребенка к урокам математики, письма и изобразительной деятельности.
Игровые задания дают ребенку возможность научиться легко ориентироваться на листу бумаги в клетку, уверенно работать с карандашом, логически продумывать свои действия.
Чувство удовлетворенности результатом работы развивает интерес дошкольника к родному промыслу, в целом к производству хрустальных изделий, поддерживает желание любоваться их красотой, гордиться людьми, создающими такую красоту.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАЧ
Наши помощники
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская презентация по ознакомлению дошкольников с родным городом "Мой родной Кореновск"
Презентация может быть использована как при проведении образовательных ситуаций по ознакомлению с достопримечательностями родного города, так и при организации викторин, досугов по патриот...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с использованием авторской дидактической игры «Матур машина» в средней группе "Путешествие по родному городу"
Цель:обучение детей правилам дорожного движения с применением УМК «Татарча сөйләшәбез».Задачи: -формирование активного словаря татарских слов по теме «Гаилә»: «Әби», «Бабай», «Әни», «Әти», “Мала...
Авторский проект "Мой родной город".
История развития города - от создания до настоящего: труд людей; быт людей (жилище, одежда, предметы быта, развлечения людей. - Знаменитые земляки.I.Подготовительный этап:Экскурсии по город...
Авторские стихи о городе Подольске (в помощь воспитателям, работающим над темой: «ознакомление детей с родным городом»)
Цель: Воспитание любви к родному городу, закрепление знаний о его достопримечательностях, исторических событиях в стихотворной форме....
Выступление на районном мастер классе "Настольные игры :домино "Родной мой город Клин" и пазлы "Любимые места города" на тему "Игровые технологии при ознакомлении с родным городом"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 38 «ИВУШКА» Выступление на районном мастер классе, «Настольные игры: домино «Родно...
«Система работы по формированию нравственно-патриотических чувств к родному городу у детей старшего дошкольного возраста через использование авторских интерактивных игр»
laquo;Система работы по формированию нравственно-патриотических чувств к родному городу у детей старшего дошкольного возраста через использование авторских интерактивных игр»...
Авторская дидактическая игра на сортировку логического мышления по родному городу Благовещенск с применением ИКТ
Авторская дидактическая игра на сортировку логического мышления по родному городу Благовещенск...