Авторская программа "Мой родной город - Дятьково"
методическая разработка (старшая группа)

Бабаева Мария Александровна

Программа по знакомству старших дошкольников с родным городом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_moy_rodnoy_gorod_szhatyy.docx963.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад «Солнышко» Дятьковского района Брянской области

«Мой родной город – Дятьково»

Программа по знакомству старших дошкольников

с родным городом

2020

Дятьково

Пояснительная записка

Вопросы нравственно-патриотического воспитания стоят очень остро. Определены цели нравственно-патриотического воспитания, задачи, разработаны программы и содержание для каждого возрастного этапа, выделены методы и приемы.

Но, средства массовой информации пестрят материалами из опыта работы по решению задач нравственно-патриотического воспитания. Значит, педагоги-практики ищут свои пути и ниточки решения поставленных задач.

Наш педагогический коллектив, рассматривая данный вопрос, обратился к истории родного города, музейной педагогике, национальной культуре, к одной из неотъемлемых ее частей: декоративно-прикладному искусству, в частности - к промыслу родного города - Дятьковский хрусталь, включив всю систему работы в воспитательно - образовательный процесс.

Цель: воспитание нравственных чувств  в  процессе знакомства с родным городом.

Создание мини-музея «Русская изба», уголка народных промыслов, «полочек красоты», организации студии «Маленькие художники хрусталя», работа по проектам «Жалобная книга родного города», «Нам есть у кого учиться Родиной гордиться» преследовали следующие задачи:

- знакомить дошкольников с родным городом (историческое прошлое, героические этапы, трудовые подвиги, промыслы, природа малой Родины);

- воспитывать желание любоваться красотой, гордиться людьми, создающими ее, беречь окружающую красоту;

- формировать желание самим создавать красивое (учить видеть красивое, понимать, что созданная красота - отражение красоты родной природы).

Формы работы:

- непосредственно-образовательная деятельность в рамках комплексно-тематического планирования реализации содержания образовательной программы,

- ситуативные беседы,

- проблемные ситуации,

- экскурсии,

- дидактические игры,

- конкурсы творческих работ,

- праздники и развлечения,

- студийная работа,

- участие в выставках,

- работа в индивидуальной форме,

- проектная деятельность.

В процессе этих форм реализуется объемное содержание работы по трем направлениям:

1. «Мой родной город – Дятьково»

Дети узнают историю появления города, причины названия улиц, озер;  знакомятся с историческими этапами развития; узнают о героическом подвиге города в годы Великой Отечественной войны, о людях, защищавших родной город, прославивших его трудовыми подвигами.

2.  «Природа города Дятьково»

Дошкольники знакомятся с природой родного города, узнают о его экологических проблемах, принимают посильное участие в их решении.

3. «Промысел родного города - Дятьковский хрусталь»

У детей поддерживается интерес к хрустальному промыслу, они узнают способы создания  узора за счет соединения уголков клетки и середины ее сторон, воспитывается желание "проектировать" посуду: вазы, кувшины и другие предметы, украшающие дома.

В реализации данного содержания нам помогают:

  • родители - поддерживают интерес, вносят свои идея, включаются в проектную деятельность, содействуют преобразованию предметно-развивающей среды,

  • Музей Хрусталя - знакомит детей с разнообразием хрустальных изделий, с их красотой, историей создания, дает возможность встречи с мастерами-художниками. Именно они в доступной и интересной форме помогают ребенку понять источник такой красоты, будят желание создавать что-то похожее, советами помогают это сделать,

  • школа - поддерживает педагогов в проведении выставок, тематических бесед, экскурсий,

  • библиотека - дает справочный материал для педагогов.

Подготовка педагогического коллектива

к реализации содержания программы

  1. Консультации, педагогические часы, методические уроки по изучению методических пособий Ботякова О.А. «Российский этнографический музей - детям», Тихонова М.В., Смирнова Н.С. «Красная изба», Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством»
  2. Разработка перспективного планирования работы студии «Хрустальные узоры»
  3. Работа творческой группы по определению тем групповых проектов
  4. Заключение договоров взаимодействия с социумом
  5. Посещение педагогами краеведческого музея и музея Хрусталя
  6. Пополнение мини-музея «Русская изба» и «уголка» народных промыслов
  7. Работа творческой группы над содержанием непосредственно-образовательной деятельности
  8. Разработка плана работы с родителями в рамках групповых проектов

Реализация содержания программы на основе предполагаемого перспективного планирования систематизирует работу педагогического коллектива по решению задач нравственно-патриотического воспитания, дает педагогам практический материал, формирует у детей потребность в проявлении отдельных нравственных чувств  в процессе общения с окружающим миром.

Реализация содержания программы учитывает интеграцию образовательных областей, опираясь на следующие направления: приобщение к русскому народному быту, знакомство с декоративно-прикладным творчеством, народной игрушкой, фольклором, природой родного края.

Дата

Форма работы

Содержание работы

Сентябрь

1 неделя

2неделя

3 неделя

4 неделя

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Январь

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Апрель

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Май

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Июнь

Июль

Август

НОД «Моя семья»

Беседа «Моя улица»

Рассматривание альбома «Историческое прошлое родного города»

Экскурсия в сквер к Стелле Партизанской Славы

НОД «Путешествие по родному городу»

Встреча с художниками хрустального завода

Развлечение – игра «Умники и умницы»

Экскурсия в сквер «Мальцовых»

НОД - КВН «Мой родной город»

Дидактическая игра «Составь узор»

Выставка детских рисунков «Мой любимый детский сад»

Экскурсия в краеведческий музей

НОД «Городские здания»

Дидактическая игра «Кто больше улиц назовет»

Встреча с дятьковским поэтом В. Михалевым. Знакомство с его  произведениями о родном городе

Экскурсия на площадь города

НОД «Жалобная книга родного города». Работа в рамках проектной деятельности

Дидактическая игра «Родные улицы»

Беседа «Россия – наша Родина»

Экскурсия в  музей Хрусталя

Работа в тетради «Хрустальные узоры»

Развлечение «Наша Армия»

НОД  «Что такое героизм»

Беседа «Я очень люблю маму милую свою»

Дидактическая игра «Расскажи о достопримечательностях родного города»

Организация выставки работ детей «Волшебство хрусталя»

Работа в рамках проекта «Водичка, водичка»

Игра «Что? Где? Когда?» о родном городе

Беседа «День космонавтики».          Ю.А. Гагарин в городе Дятьково

НОД «Художники хрустального завода»

Экскурсия к памятнику «Неопалимая Купина»

НОД «9 мая – день Победы»

Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны

Беседа «Называли его Партизанском»

Экскурсия к памятнику В.С.Рябка

Работа в рамках проектной деятельности «Край ты мой любимый, край ты мой родной»

Работа в рамках проекта «Экопочта»

Работа в рамках проекта «Хрустальный город»

Формировать представление о мире семьи; актуализировать опыт детей семейных взаимоотношений; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания.

Формировать у детей интерес к своей малой Родине, улицам, жилым домам, закрепить знание домашнего адреса, помочь детям запомнить происхождение названий улиц родного города.

Дать детям представления о разных версиях происхождения города Дятьково;  заинтересовать архитектурой старинных зданий.

Приобщать детей к мероприятиям города, воспитывать гордость и уважение к людям в чью память воздвигнут памятник – Стелла.

Выявить уровень знаний о растительном и животном мире своей «малой» Родины, воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Заинтересовать детей производством хрустальных изделий, дать первые представления о создании узора.

Формировать интерес к прошлому и настоящему родного города.

Учить детей узнавать и называть достопримечательности родного города, дать детям знания об основоположниках родного города.

Выявить уровень знаний о родном городе, его достопримечательностях, памятных местах.

Учить составлять узор хрустального изделия, пользуясь пазлами.

 Учить детей отражать в рисунке свои впечатления, воспитывать любовь и уважение к людям.

Развивать интерес детей к истории родного города, людям, прославившим родной город.

Формировать интерес детей к своей «малой» Родине, улицам, познакомить детей с разными видами зданий; дать представление о старинных зданиях – архитектуре прошлого.

Закрепить знания детей о названии  улиц, воспитывать любовь и уважение  к родному городу.

Воспитывать чувство уважения к людям, прославившим родной город.

Полюбоваться красотой праздничного города, доставить детям радость.

Развивать у детей эмоциональное отношение к природе родного края, устойчивый интерес к природе ближайшего окружения; закрепить знания о том, как следует вести себя в природе, помочь понять необходимость личного вклада в охрану природы.

Закрепить знания детей о названии улиц, об истории их происхождения.

Формировать у детей представления о стране, в которой мы живем; формировать представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей Родине.

Продолжать знакомить детей с историей создания хрустальных изделий, учить видеть красоту хрустальных узоров, воспитывать уважение к людям, их создающих.

Развивать мелкую моторику руки, создавать узор, используя клетки, учить видеть красоту окружающей природу.

Прививать любовь и уважение к защитникам нашей Родины.

Формировать представление о героизме, воспитывать у детей эмоционально положительное, действенное отношение к войнам.

Воспитывать любовь и уважение к самому дорогому человеку.

Закреплять знания детей о памятных местах родного города.

Учить детей творческому созданию хрустальных узоров, соединяя углы и середины сторон квадратов, воспитывать умение видеть красоту переплетающихся линий.

Расширять знания детей о значении воды в жизни всего живого, о состоянии водных источников в городе Дятьково, воспитывать желание быть причастными к происходящим событиям, воспитывать бережное отношение к воде.

Формировать интерес к прошлому и настоящему родного города, закреплять и систематизировать полученные ранее знания о родном крае, развивать стремление любить и беречь природу родного края.

Дать детям знания о космонавтах, воспитывать чувство гордости и уважения к ним, познакомить с историей пребывания Ю.А. Гагарина в родном городе.

Продолжать знакомить детей с хрустальным заводом, с его изделиями, с работой художников, развивать навыки рисования простым карандашом на бумаге в клетку.

Рассказать детям о том, что памятник установлен в честь памяти  погибших воинов.

Формировать у детей представление о празднике Победы, воспитывать чувство гордости и уважения к участникам Великой Отечественной войны, героям – землякам, защищавшим родной город.

Воспитывать чувство гордости и уважения к людям, защищавшим родной город.

Дать детям знания о боевом героическом прошлом родного города.

Воспитывать желание отдать дань памяти и уважения героям – дятьковцам, защищавшим родной город.

Формировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение к людям, прославившим и прославляющих родной город.

Организовать практическую деятельность детей по жалобам природных объектов города Дятьково.

Дать детям представление о будущем родного города, раскрыть понятие «туристический кластер «Хрустальный город»». Оформить альбом «Хрустальные странички».

Литература

  1. Алешина Н.В. «Знакомим дошкольников с родным городом» - М., ТЦ «Сфера», 1999 г.
  2. Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольника» - М., «ЦГЛ», 2005 г.
  3. Баранникова О.Н. «Уроки гражданства и патриотизма в детском саду» Практическое пособие – М., АРКТИ, 2007 г.
  4. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в России.  Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников» - М., издательство «Скрипторий», 2003 г.
  5. Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - С - П., 1999 г.
  6. Подрезова Т.И. «Планирование и конспекты занятий по развитию речи в ДОУ. Патриотическое воспитание» - М., Айрис – пресс, 2008 г.

Практическое пособие

по развитию продуктивно-мыслительной деятельности дошкольников

«Хрустальные узоры»

МАДОУ ДСКВ «Солнышко»

г. Дятьково

Памятка к использованию

Пособие предназначено  для педагогов детских садов и дополнительного образования. Материалы данного пособия помогут эффективно и в системе подготовить ребенка к урокам математики, письма и изобразительной деятельности.

Игровые задания дают ребенку возможность научиться  легко ориентироваться на листу бумаги в клетку, уверенно работать с карандашом, логически продумывать свои действия.

Чувство удовлетворенности результатом работы развивает интерес дошкольника  к родному промыслу, в целом к производству хрустальных изделий, поддерживает желание любоваться их красотой, гордиться людьми, создающими такую красоту.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАЧ


Наши помощники

E:\Рисунок (2).jpg

E:\Рисунок (3).jpg

E:\Рисунок (4).jpg

E:\Рисунок (5).jpg

E:\Рисунок (6).jpg

E:\Рисунок (7).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская презентация по ознакомлению дошкольников с родным городом "Мой родной Кореновск"

Презентация может быть использована  как при проведении образовательных ситуаций по ознакомлению с достопримечательностями родного города, так и при организации викторин, досугов  по патриот...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с использованием авторской дидактической игры «Матур машина» в средней группе "Путешествие по родному городу"

Цель:обучение детей правилам дорожного движения с применением УМК «Татарча сөйләшәбез».Задачи:  -формирование активного словаря татарских слов по теме «Гаилә»: «Әби», «Бабай», «Әни», «Әти», “Мала...

Авторский проект "Мой родной город".

История развития города - от создания до настоящего: труд людей; быт людей (жилище, одежда, предметы быта, развлечения людей. - Знаменитые земляки.I.Подготовительный этап:Экскурсии по город...

Авторские стихи о городе Подольске (в помощь воспитателям, работающим над темой: «ознакомление детей с родным городом»)

Цель: Воспитание любви к родному городу, закрепление знаний о его достопримечательностях, исторических событиях в стихотворной форме....

Выступление на районном мастер классе "Настольные игры :домино "Родной мой город Клин" и пазлы "Любимые места города" на тему "Игровые технологии при ознакомлении с родным городом"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 38 «ИВУШКА» Выступление на районном мастер классе, «Настольные игры: домино «Родно...

«Система работы по формированию нравственно-патриотических чувств к родному городу у детей старшего дошкольного возраста через использование авторских интерактивных игр»

laquo;Система работы по формированию нравственно-патриотических чувств к родному городу у детей старшего дошкольного возраста через использование авторских интерактивных игр»...

Авторская дидактическая игра на сортировку логического мышления по родному городу Благовещенск с применением ИКТ

Авторская дидактическая игра на сортировку логического мышления по родному городу Благовещенск...