Конференция "Ключевые составляющие аутизма у дошкольников"
консультация

Золотухина Елена Александровна

Аутизм (от греческого – сам) называют состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира. Аутизм может быть как вторичным симптомом шизофрении, так и самостоятельной нозологической единицей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiya.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

                    Ключевые составляющие аутизма у дошкольников.

В последнее время стало больше уделяться внимания проблеме изучения и коррекции различных психических расстройств у дошкольников. Одной из серьезных проблем в системе современного образования является ранний детский аутизм. Аутизм (от греческого – сам) называют состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира. Аутизм может быть как вторичным симптомом шизофрении, так и самостоятельной нозологической единицей. В последнем случае он возникает в первые годы жизни и называется ранним детским аутизмом (РДА).

Ранний детский аутизм входит в структуру шизофренического дефекта психики и занимает особое место, т.к. отличается от всех аномалий развития наибольшей сложностью и дисгармоничностью, как клинической картины, так и психологической структуры нарушений. Известно, что происхождение аутизма может быть различным :легкой степени, он может встречаться при конституционных особенностях психики (акцентуация характера, психопатия), а также в условиях хронической психической травмы (аутистическое развитие личности), еще может выступать как грубая аномалия психического развития ( ранний детский аутизм).

 Установлено, что детский аутизм встречается примерно в 3-6 случаях на 10 тысяч детей, причем он чаще бывает у мальчиков, чем у девочек. Существует множество научных изданий, в которых исследуются личностные особенности, в том числе и коммуникативные, однако, останется нераскрытым вопрос создания методики, которая могла бы изучать коммуникативные способности быстро и максимально надежно. Выделены ряд особенностей у аутистов : трудности со зрительным контактом; стереотипные слова и движения; сопротивление изменениям.

Каннер и Аспергер выделили три основных признака, по которым описанное ими нарушение отличается от шизофрении: положительная динамика отсутствие галлюцинаций, а также то, что эти дети были больны с первых лет жизни. К тому же они считали, что сходные черты были и у многих родителей таких детей – избегание социальной жизни или неприспособленность к ней, навязчивое стремление к привычному ходу вещей, а также наличие необычных интересов, исключающих все другое.

В качестве ключевых составляющих аутизма выделяют два признака: крайнее отчуждение; навязчивое стремление к сохранению однообразности обстановки. Наличие большого резерва здоровых, незатронутых задатков, неравномерное ( с точки зрения глубины) распространение дефективности на разные стороны психической  деятельности открывают большие возможности для социальной адаптации и реабилитации и дальнейшего развития при определенных благоприятных условиях,  при активном использовании возможностей социальной защиты и образования при поддержке взрослых.

Л.С, Выготский сформулировал понятие первичных и вторичных дефектов как основы для построения системы коррекционно- воспитательной  работы с ребенком в игровой, учебной и других видах деятельности (первичные – связаны с материальной основой умственной отсталости, вторичные – продукт особого положения, которое занимает умственно отсталый ребенок в социальной среде вследствие патологического развития) Такое понимание сущности и методов коррекционной работы очень близко к современному пониманию социальной реабилитации.

Психопатологические особенности детей с РДА при шизофрении связанны не с отсутствием потребности в контактах, а с болезненными переживаниями ребенка, которые проявляются в патологических фантазиях, в рудиментарных бредовых образованиях. В связи с этим поведение детей процессуальным синдромом отличается выраженной причудливостью, вычурностью, диссоциированностью. Важнейшей особенностью РДА Каннера является особый асинхронный тип задержки развития. Это проявлялось в нарушении иерархии психического, речевого, моторного, эмоционального созревания ребенка с РДА. Автор отмечает вариантность аутистических синдромов от легких до тяжелых, что наблюдалось как при синдроме Каннера, так и при аутизме процессуального шизофренического происхождения.  Ассинхрония в развитии является важным отличительным признаком каннеровского синдрома, в отличие от других видов нарушенного развития с симптомами аутизма иного происхождения.

У детей с РДА при общении отсутствует выразительная мимика, улыбка, радостный смех; отмечаются нарушение сна и с трудом формируются навыки опрятности. Недостаточная реакция на мать может сменяться полной зависимостью от нее. Поведение аутичного ребенка противоречиво: с одной стороны, у него присутствуют неадекватные страхи ( боязнь определенных предметов),  а с другой стороны практически полное отсутствие чувства реальной опасности ( он может выбегать на проезжую часть, уходить далеко от дома...)

Социальному воздействию аутичного ребенка с окружающими мешает негативизм- стремление постоянно противодействовать просьбам и желаниям окружающих его людей. Часто родители, не понимая истинное  состояние ребенка, расценивают описанное выше поведение, как упрямство и силой пытаются заставить ребенка подчиниться их воле. Такое поведение не приводит к положительным результатам, а может только ухудшить состояние малыша.

                                                     Литература

1. Агафонова Е.Л. Педагогическое обследование детей младшего школьного возраста с синдромом детского аутизма ( характеристика по результатам диагностического и динамического обследования)/ Е.Л. Агафонова, О.О. Григорян// Коррекционная педагогика. – 2006.-№1- С.12-30

2.  Баенская Е.Р. О коррекционной помощи аутичному ребенку раннего возраста, Е. Р. Баенская // Дефектология.- 1999.- №1. – С. 47-54.

3  Иванов Е.С. Психолого-медико–педагогическая коррекция детей с расстройствами аутического спектра \Е.С. Иванов, Л.Н.Демьянчук, Р.В. Демьянчук// Управление школой : прилож: к газете «Первое сентября». -2003.- Апр.(№15).- С. 7-10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей«Сон как важная составляющая режима дня дошкольника».

«Сон как важная составляющая режима дня дошкольника»....

«Школа мяча» как одна составляющая занимательной деятельности дошкольников в физическом воспитании

Программа "Школа мяча" разработана по программе "Детство" для детей 5-7 летОсновная цель кружка «Школа мяча»: совершенствовать физкультурно – оздоровительную работу с детьми из группы риска по заболев...

Консультация для родителей «Сон как важная составляющая режима дня дошкольника"

Консультация для родителей«Сон как важная составляющая режима дня дошкольника"...

Главные составляющие школьной готовности дошкольника

Критерии готовности к школьному обучению.Кризис 7 лет.Как справиться с кризисом 7 лет?...

Педсовет- "Двыгательная активность дошкольников, как важная составляющая музыкальной деятельности дошкольника"

Сообщение на педагогическом совете "Двыгательная активность дошкольников, как важная составляющая музыкальной деятельности дошкольника"...

Конференция "Ключевые составляющие аутизма у дошкольников"

Аутизм (от греческого – сам) называют состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира. Аутизм может быть как вторичным симп...