Мастер-класс для педагогов ДОУ.
учебно-методическое пособие
Обучение педагогов социоигровой технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_dlya_pedagogov_dou.docx | 21.93 КБ |
Предварительный просмотр:
«Реализация образовательной области «Художественное творчество» в старшем дошкольном возрасте,
с использованием социоигровой технологии»
Цель мастер-класса: обучение педагогов использованию социоигровой технологии для реализации образовательной области «Художественное творчество».
Задачи:
- познакомить педагогов ДОУ с методами и приёмами, применяемыми в социоигровой технологии;
- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике социоигровой технологии;
- создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности;
- вызвать у педагогов интерес к социоигровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал;
- развивать творческую активность педагогического коллектива.
Ход мастер-класса
Цитаты Льва Семёновича Выготского:
«Творчество - это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создаёт что-либо новое».
Детское художественное творчество - это выражение индивидуальных способностей ребёнка, выражение в художественной форме отношения к окружающему миру и собственной персоне.
В соответствии с ФГТ образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Основные задачи образовательной области «Художественное творчество»:
-развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
-развитие детского творчества;
-приобщение к изобразительному искусству.
Успешному решению задач образовательной области «Художественное творчество» может способствовать использование в построении образовательного процесса социоигровых технологий.
Суть социоигровых технологий можно раскрыть в 6 самых основных правилах и условиях:
Первое правило.
Используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников».
Оптимальным являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Главным в деятельности является связь «ребенок – ребенок», а не «воспитатель – ребенок», т. к. одной из, форм отношений между людьми являются отношения между ровесниками.
Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться. Можно поделиться:
- по цвету волос, глаз, одежды;
- чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой и т. д.
Второе правило: «Смена лидерства».
Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер.
Третье правило.
Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т. д.
Четвертое правило.
Смена темпа и ритма. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.
Пятое правило.
Социоигровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом.
Шестое правило.
Ориентация на принцип полифонии: «За 3 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, а педагогу следует не учить, а уметь слушать и слышать детей, доверять им.
Используя «золотые» правила социоигровой технологии, дети учатся слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию;
• у детей развивается речевое взаимодействие;
• формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
• дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым;
• отсутствует чувство страха за ошибку.
Раскрывая содержание социоигровой технологии, постаралась показать ее актуальность на сегодняшний день в работе с дошкольниками.
Показ применения социоигровой технологии в образовательной области «Художественное творчество» с детьми старшего дошкольного возраста.
Оборудование: цветные кружки, таблица цветов, трафареты тарелочек, гуашь, акварель, кисти №2, 4, салфетки, образцы хохломской росписи, запись музыки пения птиц, рус. нар. музыки, запись песни «Улыбка» (сл. М.Пляцковский, муз.В.Шаинский).
Ход проведения:
1.Звучит песня «Улыбка (сл. М.Пляцковский, муз.В.Шаинский).
Воспитатель проводит упражнение на создание эмоционального настроя, включение дошкольников в общий процесс.
-Сегодня у меня хорошее настроение и я хотела бы его передать вам. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и подарим всем свою улыбку, чтобы весь мир вокруг нас стал светлее и прекраснее!
Сегодня день у нас особый,
Я приглашаю вас друзья
А вы со мной идти готовы? (Ответ ).
В чудесный мир зову вас я!
-Присядем на ковёр поудобнее, закроем глазки и представим, как мы из станичной суеты, от гула машин, множество домов и пешеходов перенеслись в волшебный, тихий уголок.
Мы сошли с электрички и идём по узкой тропинке в лесу с могучими деревьями.
-Вы слышите, как поют птицы? (звучит музыка).
-А теперь открыли глазки.
Посмотрите, что здесь такое? ( рассматривание слайдов изделий хохломской росписи)
-Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, здесь красиво?
Аж захватывает дух!
-Скажите, что вы здесь видите (Ответы ).
-Посуда, дети, не простая!
Она точно-золотая!
С яркими узорчиками, ягодками и листочками.
-Как она называется? (Ответ - Золотая Хохлома!)
-Какие краски используют мастера для хохломской росписи? (Ответы - золотой, жёлтый, красный, чёрный, зелёный).
-А из каких элементов состоит хохломской узор? (Ответы - ягодки, листья, завитки).
Вот мы и увидели красоту хохломских мастеров.
-Как вы думаете, что сегодня мы с вами будем делать? (Ответы - рисовать). - А что именно рисовать? (Ответы - хохлому).
Сегодня вы почувствуете себя настоящими умельцами-мастерами хохломской росписи.
-Но сначала, обратите внимание, у меня для вас есть разноцветные кружки (красный, синий, жёлтый и т. д.)
Подойдите и возьмите любой понравившийся. Предлагаю разделиться на пары, для этого вам нужно объединиться так, чтобы при слиянии двух цветов, у вас получился третий цвет. Давайте посмотрим на таблицу цветов и вспомним, как мы смешиваем краски. (Рассматривается таблица цветов).
-А теперь образуем пары. У нас получились замечательные пары!
Каждая пара, которая у нас получилась должна постараться нарисовать одинаковый узор.
-А кто знает, что нужно для этого сделать, чтобы у вас получился одинаковый узор? (Предположения - нужно договориться).
-Прежде, чем вы начнёте рисовать, каждая пара должна выбрать себе удобное место для работы.
-А теперь подумайте и решите, какие материалы для работы вам необходимы и пусть кто-нибудь из пары подойдёт и возьмёт всё необходимое.
(Обратить внимание на то, что можно свободно перемещаться, брать необходимые материалы, образцы росписи, но не мешать остальным).
В парах обговаривается узор и приступают к работе.
(Во время работы звучит русская народная музыка).
-А теперь, каждая пара покажет нам свою работу. А мы посмотрим, получились ли у них одинаковые узоры. (Каждая пара выходит и показывает свою работу). Посмотрите, сколько красивых изделий у нас получилось, давайте полюбуемся ( рассматривают работы, обсуждают).
-Понравилось ли вам рисовать в парах?
-Получились ли у вас одинаковые узоры? Почему? (Ответы ).
(Делается вывод: потому, что пары смогли договориться между собой).
-Вы сегодня замечательно поработали и мне хотелось бы, чтобы вы сейчас выбрали ту картинку с эмоцией, которая соответствует вашему настроению.
( выбираются карточки с эмоциями).
-Я очень рада, что у вас у всех хорошее настроение.
Спасибо всем за участие.
Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам некоторые приёмы социо-игровой технологии (деление на малые группы, смена мизансцен, смена лидерства и др.) на примере росписи изделия хохломским узором детьми старшего дошкольного возраста.
Данную технологию можно использовать как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом, помочь детям научиться эффективно общаться; помогать друг другу.
Социоигровая технология направлена на развитие коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой, со взрослым.
Плюсы социоигрового стиля:
- Педагог является равноправным партнером;
- Дети самостоятельны и инициативны;
- Дети сами устанавливают правила игры;
- Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;
- Дети договариваются, общаются.
Применение социоигровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.
По завершению мастер-класса воспитатели получают буклеты-памятки с «золотыми» правилами социоигровой технологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла
В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...
МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»
Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...
Мастер-класс для родителей, педагогов. Акварель по сырому листу
Акварель — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, позволяющие создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Доступна и интересна взрослым и детям начина...
Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.
повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....
Мастер-класс "Коммуникативная компетентность педагога"
Цель данного мастер-класса:Выявление уровня общительности педагогов.Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....
Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»
Цель:Содействие сохранению физического, психологического, социального здоровья педагогов, формированию позитивного мышления.Задачи:1. Создание благоприятных условий д...
Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"
Использование рефлексии в работе педагогов...