Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет
консультация (средняя группа)
Развитие речи - одна из ведущих задач, которую решают педагоги и родители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_fonematicheskogo_sluha_u_detey_4-5_let.docx | 18.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №28» комбинированного вида
г.Троицк
Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет
Выполнила :Тергалова Н.И.
2021 год.
Дошкольное детство-время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей.
Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально – практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира.
Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.
Развитие речи детей –одна из ведущих , которую решают педагоги и родители.
Развитие речи осуществляется при разных видах деятельности. Педагогический процесс предполагает введение широкого круга познавательных задач в области языковой действительности(именно об этом писали в свое время Д.Б.Эльконин, О.М.Дьяченко, О.С.Ушакова, Ф.А.Сохин и др.).
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и средней школе.
Возраст 4-5 лет характеризуется началом анализа звуковой стороны устной речи. Звуковая и знаковая действительность сопряжены с овладением детьми определенными грамматическими правилами, особенностями русского языка, некоторыми элементами орфографии и др.
Коммуникативная деятельность детей дошкольного возраста является обязательным элементом комплексного подхода к развитию речи, когда одновременно решаются разные взаимосвязанные речевые задачи: фонетические, лексические, грамматические – и на их основе –развитие связной речи.
Системный подход позволяет рассматривать пути освоения ребенком культуры целостно, в единстве сознания, деятельности, во взаимосвязи всех компонентов образовательного процесса.
Концепция Л.А.Венгера о развитии способностей содержит утверждение, что главное в обучении грамоте – это развитие способностей, а не только формирование знаний , навыков и умений. Способностей, позволяющих ребенку самостоятельно анализировать , моделировать , находить решения в новых ситуациях , осознанно относиться к собственной деятельности.
На основе психолого – педагогических исследований(Д.Б.Эльконин, Л.Е.Журова, Н.С.Варенцова, Г.А.Тумакова и др.) можно сформулировать и структурировать задачи: у детей можно сформировать первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово , предложение и как они строятся.
Детей можно знакомить со звучащим словом, его протяженностью, овладением способа интонационного выделения звука в слове, называть слова с заданным звуком; знакомить со слогом, со слоговой структурой слова, учить делить слова на слоги; усваивать смыслоразличительную функцию , выделять гласные и согласные звуки.
Следовательно , осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит детей к порогу овладения грамотой и, главное, - закладывает основы нового отношения к языку, сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой успешности школьного обучения.
Уровень развития речевых навыков и умений детей в области грамоты характеризуются следующими показателями:
- сформированность у ребенка представлений о речевых и неречевых формах общения, умение ориентироваться в содержании общения, выполнять поручения;
-наличие у ребенка представления о звуковой основе речи как реальной действительности; о слове, слоге, звуке, ударении(без определения); о качественной характеристике звуков (гласные, согласные, твердые и мягкие согласные), о выразительных средствах речи;
-проявление ребенком заинтересованного отношения к звуковой основе речи , активное участие в игре , выполнении упражнений по звуковой культуре речи;
-владение ребенком планирующей и регулирующей функцией речи: наличие у него представления о модели и процессе моделирования; способность комментировать свои действия , анализировать проделанную работу.
По авторской педагогической технологии по обучению дошкольников элементам грамоты Е.В.Колесниковой новизна заключается в следующем:
1.Наличие для ее реализации комплекта методических пособий для взрослого и рабочих тетрадей для ребенка на каждом возрастном этапе.
2.Возможность гибкого использования данного комплекта: педагогами и родителями –дома.
3.Создание условий для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности детей.
В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Они начинают подбирать слова с противоположным значением (антонимы) и близкими (синонимы), употребляют обобщающие слова.
К 5 годам количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 2000-2500.
Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок.
С учетом психических и физических особенностей и строится работа в средней группе по ознакомлению с элементами грамоты и развитию фонематического слуха, с тем чтобы недостатки устранить, если они имеются, и подготовить ребенка к следующему этапу обучения –развитию звуко - буквенного анализа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...
Развитие фонематического слуха у детей с диагнозом: ТНР. (Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду.)
Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду....
Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 летФонематический слух – основа правильной речи МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...
методические рекомендации по применени. дидактических игр по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи
Предлагемые игры и игровые упражнения построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий в соответствии с этапами развития фонематического слуха.Данным материалом могут воспольз...
«Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»
В данной статье рассматриваются направления коррекционной работы, а также описана система игр и игровых приёмов по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР....
Практико-ориентированный логопедический проект по развитию фонематического слуха у детей 6-7 лет Тема: «Фонематическая мозаика»
В логопедическом проекте представлены материалы по организации совместной деятельности логопеда с детьми, воспитателями и родителями по развитию фонематического слуха у детей 6-7 лет....