Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет
консультация (средняя группа)

Развитие речи - одна из ведущих задач, которую решают педагоги и родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fonematicheskogo_sluha_u_detey_4-5_let.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №28» комбинированного вида

                                    г.Троицк

Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет

                                                       Выполнила :Тергалова Н.И.

                                   2021 год.

Дошкольное детство-время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных  способностей.

Благодаря  особому процессу познания, который осуществляется эмоционально – практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем  окружающего мира.

Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его  детство.

Развитие речи детей –одна из ведущих , которую решают педагоги и родители.

Развитие  речи  осуществляется при разных видах деятельности. Педагогический процесс предполагает введение широкого круга познавательных задач в области языковой действительности(именно об этом писали в свое время Д.Б.Эльконин, О.М.Дьяченко, О.С.Ушакова, Ф.А.Сохин и др.).

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и средней школе.

Возраст 4-5 лет характеризуется началом анализа звуковой стороны устной речи. Звуковая и знаковая действительность сопряжены с овладением детьми определенными грамматическими правилами, особенностями русского языка, некоторыми элементами орфографии и др.

Коммуникативная деятельность детей дошкольного возраста является обязательным элементом комплексного подхода к развитию речи,  когда одновременно решаются разные взаимосвязанные речевые  задачи: фонетические, лексические, грамматические – и на их основе –развитие связной речи.

Системный подход позволяет рассматривать  пути освоения ребенком культуры целостно, в единстве сознания, деятельности, во взаимосвязи всех компонентов образовательного процесса.

Концепция Л.А.Венгера о развитии способностей содержит утверждение, что главное в обучении грамоте – это развитие способностей, а не только формирование  знаний , навыков и умений. Способностей, позволяющих ребенку самостоятельно анализировать , моделировать , находить решения в новых ситуациях , осознанно относиться к собственной деятельности.

На основе психолого – педагогических исследований(Д.Б.Эльконин, Л.Е.Журова, Н.С.Варенцова, Г.А.Тумакова и др.)  можно сформулировать  и структурировать задачи: у детей можно сформировать  первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово , предложение и как они строятся.

Детей можно знакомить со звучащим словом, его протяженностью, овладением способа интонационного выделения звука в слове, называть слова с заданным звуком; знакомить со слогом, со слоговой структурой слова, учить делить слова на слоги; усваивать смыслоразличительную функцию , выделять гласные и согласные звуки.

Следовательно , осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит детей к порогу овладения грамотой и, главное, - закладывает основы нового  отношения к языку, сознательного оперирования им,  что является важной предпосылкой успешности школьного обучения.

Уровень развития речевых навыков и умений детей в области грамоты  характеризуются следующими показателями:

- сформированность у ребенка представлений о речевых и неречевых формах общения, умение ориентироваться в содержании общения, выполнять поручения;

-наличие у ребенка представления о звуковой основе речи как реальной действительности; о слове, слоге, звуке, ударении(без определения); о качественной характеристике звуков (гласные, согласные, твердые и мягкие согласные), о выразительных средствах речи;

-проявление ребенком заинтересованного отношения к звуковой основе речи , активное  участие в игре , выполнении упражнений по звуковой культуре речи;

-владение ребенком планирующей и регулирующей функцией речи: наличие у него представления о модели и процессе моделирования; способность комментировать свои действия , анализировать проделанную работу.

По авторской педагогической технологии по обучению дошкольников элементам грамоты  Е.В.Колесниковой новизна заключается в следующем:

1.Наличие для ее реализации комплекта методических пособий для взрослого и рабочих тетрадей для ребенка на каждом возрастном этапе.

2.Возможность гибкого использования данного комплекта: педагогами и родителями –дома.

3.Создание условий для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности детей.

В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Они начинают подбирать слова с противоположным значением (антонимы) и близкими (синонимы), употребляют обобщающие слова.

К 5 годам количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 2000-2500.

Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок.

С учетом психических  и физических особенностей и строится работа в средней группе по ознакомлению с элементами грамоты и развитию фонематического слуха, с тем чтобы недостатки устранить, если они имеются, и подготовить ребенка к следующему этапу обучения –развитию  звуко - буквенного анализа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...

Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.

Развитие фонематического    слуха у детей 5-6 летФонематический слух –  основа правильной речи   МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...

методические рекомендации по применени. дидактических игр по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи

Предлагемые игры и игровые упражнения  построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий в соответствии с этапами развития фонематического слуха.Данным материалом могут воспольз...

«Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»

В данной статье рассматриваются направления коррекционной работы, а также описана система игр и игровых приёмов по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР....

Практико-ориентированный логопедический проект по развитию фонематического слуха у детей 6-7 лет Тема: «Фонематическая мозаика»

В логопедическом проекте представлены материалы по организации совместной деятельности логопеда с детьми, воспитателями и родителями по  развитию фонематического слуха у детей 6-7 лет....