Технология экологического воспитания детей .
методическая разработка
Пояснительная записка.
Актуальность и значение выбранного направления.
Технология взята на основе парциальной программы работы по формированию экологической культуры
у детей дошкольного возраста «Добро пожаловать в экологию!».
По словам автора стержнем программы является самостоятельная, исследовательская, познавательная,
игровая, творческая, продуктивная деятельность детей. В процессе этой деятельности ребенок познает себя
и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты. Технология включает в себя использование
метода проекта. Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей.
Расширяются знания детей об окружающем мире, формируются предпосылки поисковой деятельности,
развивается умение выявить проблему, самостоятельно найти нужное решение. Приобретаются необходимые
социальные и коммуникативные навыки. Дети становятся внимательнее друг к другу, учатся слушать мнения
других людей. Знакомое поворачивается для детей новыми, может быть, необычными сторонами, пополняется
новыми фактами, яркими характеристиками. Возросший познавательный интерес к миру.
Принципы и методы технологии экологического воспитания:
- соответствует определенным учебно-воспитательным
задачам, программным требованиям;
- базируется на определенном дидактическом материале и
методике его применения;
- соответствует изучаемому материалу и строится с учетом
подготовленности воспитанников и их психологических, возрастных и
индивидуальных особенностей;
- строится на интересе детей;
Цель - Формирование целостных представлений дошкольников о системе взаимосвязей
живой и неживой природы, воспитании ответственного, бережного отношения к Природе.
Задачи:
-
Закреплять представления о предметах и явлениях окружающего среды, растительном и животном мире.
-
Показать единство живой и неживой природы.
-
Развивать умение детей наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений окружающего мира.
-
Приобщать ребёнка к миру природы.
Поэтапное применение технологии:
-
1 этап – Начальный;
-
2 этап – Основной;
-
3 этап – Заключительный;
Список использованной литературы.
Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников //
Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С.10-12. Классификация игр,
тематика игр, методические рекомендации, распределение игр по дидактической задаче.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_ekologicheskogo_vospitaniya.docx | 35.83 КБ |
tehnologiya_po_ekologii.pptx | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 17 «Аистенок»
Технология экологического воспитания детей
Воспитатель первой кв.категории
Матвеева Марина Викторовна
г.о.Химки
Пояснительная записка
Актуальность и значение выбранного направления.
Технология взята на основе парциальной программы работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста «Добро пожаловать в экологию!». По словам автора стержнем программы является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей. В процессе этой деятельности ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты. Технология включает в себя использование метода проекта. Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей. Расширяются знания детей об окружающем мире, формируются предпосылки поисковой деятельности, развивается умение выявить проблему, самостоятельно найти нужное решение. Приобретаются необходимые социальные и коммуникативные навыки. Дети становятся внимательнее друг к другу, учатся слушать мнения других людей. Знакомое поворачивается для детей новыми, может быть, необычными сторонами, пополняется новыми фактами, яркими характеристиками. Возросший познавательный интерес к миру.
Принципы и методы технологии экологического воспитания:
- соответствует определенным учебно-воспитательным
задачам, программным требованиям;
- базируется на определенном дидактическом материале и
методике его применения;
- соответствует изучаемому материалу и строится с учетом
подготовленности воспитанников и их психологических, возрастных и
индивидуальных особенностей;
- строится на интересе детей;
Цель - Формирование целостных представлений дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы, воспитании ответственного, бережного отношения к Природе.
Задачи:
- Закреплять представления о предметах и явлениях окружающего среды, растительном и животном мире.
- Показать единство живой и неживой природы.
- Развивать умение детей наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений окружающего мира.
- Приобщать ребёнка к миру природы.
Поэтапное применение технологии:
- 1 этап – Начальный;
- 2 этап – Основной;
- 3 этап – Заключительный;
1 этап.
Характеризуется появлением у ребенка интереса к живой природе, взаимосвязях окружающей среды. Педагог активно включается в процесс самостоятельного наблюдения детьми экологических явлений на прогулках, в свободное время (наблюдения из окна). На данном этапе стимулом для дальнейшего изучения природы детьми является частое использование экспериментирования. Педагог планирует занятия по ознакомлению с окружающим миром , применяя короткие ролики на проекторе, включая звуковые эффекты, показывает детям вживую причинно-следственную связь явлений природы.
Целью начального этапа является обогатить знания, представления об окружающей среде, развивать умение наблюдать, сравнивать. Применяются приемы, которые вызывают интерес: опыты-эксперименты, наблюдения, просмотр коротких видеосюжетов, беседы, загадки. Педагог заинтересовывает детей, создает радостное ожидание нового.
2 этап.
Для систематизации знаний и наблюдений детей педагог включает в обязательную работу ведение ежедневно календаря природы и наблюдения за погодными явлениями. Отводится ежедневно время для ухода за комнатными растениями. Зимой педагог не забывает обращать внимание детей на активность в подкормке зимующих птиц. В течение года устраивается цикл наблюдений за аквариумными рыбами, домашним животным. Также неизменными остаются такие формы работы как: рассказывание и обыгрывание народных сказок, проведение экологических занятий, проведение экологических досугов. Весной педагог организует “огород на окне”, и соответственно приучает детей к внимательному и бережному уходу за культурами, наблюдениями по ходу роста растения. Затем, в совместной деятельности, воспитатель с детьми и родителями организуют высадку растений в открытый грунт, а в течение лета – уход за ними. Чтение литературных рассказов служит на этом этапе также незаменимой формой. Дети учатся чувствовать природу, ее многообразную красоту, представлять. Тем самым мы создаем у них словарный запас для сотавления собственных рассказов. Важно установление партнерских отношений с родителями воспитанников. Эффективным способом поддержания активности детей являются целевые прогулки детей с родителями на выходных (в лес, к водоему, на выставку, в музей и т.д.)
3 этап.
Отношение к природе, к благоприятной окружающей среде к заключительному этапу работы по технологии в достаточной мере сформировано. Формы работы с детьми продолжают иметь место, но усложняются. Воспитатель дает больше самостоятельности детям в наблюдениях, проведении экспериментов, устанавливая выводы, причинно-следственную связь. Имеет место анализ детей об экологической обстановке в мире, их мнение и желание помочь. Любопытно здесь проводить беседы, проекты о сборе мусора или поддержании чистоты в природе. Уделяется внимание значению человека в экологической цепочке. Проводится цикл занятий связанных с сельскохозяйственным трудом человека (о хлебе, выращивании овощей-фруктов, разведении домашних животных и т.д.). Работа с родителями продолжается в создании исследовательских проектов в домашних условиях.
Вывод
Появившиеся важные качества познавательной деятельности: целенаправленность, известная планомерность, сформированность интеллектуальных операций и их результативность, стремление проникнуть в суть окружающих явлений позволили включить в содержание знаний представление о человеке как ограниченной части природы, о его взаимосвязях со средой обитания. У детей на высоком уровне мы увидели сформированность обобщений и установления новых по содержанию и более сложных по структуре связей, необходимых для построения знаний в систему. Самостоятельной стала трудовая деятельность, ей придается экологическая направленность. Дети научились анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объекты природы; у них формируются элементы экологического миропонимания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Октябрь. Рассматривание энциклопедий, книг с рисунками о природе, иллюстраций.
Ноябрь Ручной труд: «Подарим книжке вторую жизнь – спасем одно дерево»
Декабрь Опыт «Плавает – тонет »
Февраль - март Беседы с детьми «Кому нужны деревья в лесу », «Деревья наши друзья», «Лес в жизни человека».
Апрель- май Наблюдения за кормушкой, организация подкормки пернатых.
2019-2020гг . Сентябрь Организация уголка природы.
Октябрь - Ноябрь Участие детей в международном конкурсе « Час экологии и энергосбережения»
Декабрь Просмотр иллюстраций « Виды птицы». Чтение энциклопедии про птиц.
Февраль - Март Высаживаем зелень ,в мини огород.
Сентябрь Подготовка и установка с воспитанниками кормушек, скворечников для птиц, организация подкормки пернатых 2020-2021гг.
Октябрь Участие детей в проектной деятельности, высаживаем тюльпаны под зиму.
Ноябрь Пополняем кормушку кормом.
Декабрь - Февраль Социально-значимый проект « Покормите птиц зимой» .
Март -Апрель Выращивание рассады в импровизированных «Огородах на подоконнике ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игровые технологии в экологическом воспитании детей"
Представляю вашему вниманию презентацию по игровым технологиям в образовательном процессе....
Анкета для родителей "Экологическое воспитание детей"(В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Вопросы для родителей с целью выявления их мнения по поводу экологического воспитания...
Выступление на окружной летней методической неделе «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в образовательном пространстве ДОУ» на тему «Применение проектной технологии в экологическом воспитании детей».
Применение проектной технологии в экологическом воспитании детей....
«Технологии экологического воспитания детей в ДОО»
В последнее время приоритетной задачей воспитания и обучения детей дошкольного возраста становится развитие их личностных качеств, умение адаптироваться в социуме. Усилия педагогов направлены на то, ч...
Технология экологического воспитания детей в ДОУ (О.В.Дыбина, О.А.Соломенникова, С.Н.Николаева )
Пояснительная записка «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источник детс...
Консультация для воспитателей "Современные технологии экологического воспитания детей дошкольного возраста"
В статье описываются основные принципы экологического образования детей дошкольного возраста....
Технология экологического воспитания детей
Все хорошее в людях -из детства!Как истоки добра пробудить?Прикоснуться к природе всем сердцем:Удивиться, узнать, полюбить!Мы хотим, чтоб земля расцветала,И росли, как цветы малыши,Чтоб для них эколог...