Картотека по развитию речи
картотека (средняя группа)
Предварительный просмотр:
«Кто как разговаривает» Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции. Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как животное подаёт голос: Корова мычит Тигр рычит Змея шипит Комар пищит Собака лает Волк воет Утка крякает Свинья хрюкает Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто кукует?» и т.д. | «Кто где живёт?» Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в». Ход: педагог задаёт вопрос, а ребёнок, отвечает. Вариант 1. педагог: Кто живёт в дупле? -Белка. Кто живёт в скворечнике? -Скворцы. Кто живёт в гнезде? -Птицы. Кто живёт в будке? -Собака. Кто живёт в улье? -Пчёлы Кто живёт в норе? -Лиса. Кто живёт в логове? -Волк. Кто живёт в берлоге? -Медведь. Вариант 2. педагог: Где живёт медведь? -в берлоге. Где живёт волк? -в логове. Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге». |
«Подскажи словечко» Цель: развитие мышления, быстроты реакции. Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет. Примеры вопросов: – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка? | «Что делает» Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости. Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. педагог: Собака-стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…) Самолет-летит, едет, перевозит, кружится |
«Горячий – холодный» Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок другое – с противоположным значением. педагог: Горячий-холодный Хороший-плохой Умный-глупый Весёлый-грустный Острый-тупой Гладкий-шероховатый Широкий-узкий Далеко-близко Глубоко-мелко | «Что происходит в природе» Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» педагог: -Дети: Солнце – что делает? -Светит, греет. Ручьи – что делают? -Бегут, журчат. Снег – что делает? -Темнеет, тает. Птицы – что делают? -Прилетают, вьют гнёзда, поют песни. Капель – что делает? -Звенит, капает. Медведь – что делает? - Просыпается, вылезает из берлоги. |
«Кто может совершать эти действия» Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу. педагог: Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога… Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт… Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек… | «Что Из чего» Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные». педагог: -Дети: Рукавички из меха-меховые Таз из меди-медный Ваза из хрусталя-хрустальная Рукавички из шерсти-шерстяные Стул из дерева-деревянный Ложка из железа-железная Тетрадь из бумаги-бумажная Банка из стекла-стеклянная |
«Разложи по полочкам» Цель: ориентировка в пространстве. Ход: персонаж Федора просит ребят помочь ей: кастрюли и сковороды поставить на нижнюю полку, тарелки, ложки, ножи и вилки – на полку повыше, а блюдца и кувшины на самую верхнюю полку… | «Кто кем был» Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний. Ход: педагог называет предмет или животное, а ребёнок отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: Цыплёнок – яйцом, Хлеб – мукой, Лошадь – жеребёнком, Шкаф – доской, Корова – телёнком, Велосипед – железом, Дуб – жёлудем, Рубашка – тканью, Рыба – икринкой, Ботинки – кожей, Яблоня – семечком, Дом – кирпичом, Лягушка – головастиком, Сильный – слабым, Бабочка – гусеницей, Взрослый – ребёнком. |
«Какой» Цель: развитие глагольного словаря, развитие тактильного, зрительного и обонятельного анализаторов. Ход: педагог нарезает овощи, дети их нюхают и пробуют на вкус. Педагог даёт образец: «Помидор сладкий, красный, гладкий… Чеснок острый, белый, маленький… Огурец зеленый, шершавый… Хлеб мягкий, теплый, душистый | «Что звучит» Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности. Ход: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит. |
«Бывает-НЕ бывает «Что бывает осенью» Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам. Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их. | «Чего не стало?» Цель: развитие внимания и наблюдательности. Ход: педагог на столе выкладывает 4 предмета: «Дети, посмотрите внимательно, что лежит на столе. Это лук, огурец, помидор, перец. Посмотрите внимательно и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог убирает один овощ. «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют. |
«Лови да бросай – цвета называй» Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. педагог: -Красный -мак, огонь, флаг Оранжевым бывает-апельсин, морковь, заря Жёлтым бывает-цыплёнок, солнце, репа Зелёным-огурец, трава, лес Голубым -василек, лёд, незабудки Синим- колокольчик, море, небо Фиолетовым -слива, сирень, сумерки | «Чья голова?» Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья». У рыси голова – рысья У рыбы – рыбья У кошки – кошачья У сороки – сорочья У лошади – лошадиная У орла – орлиная У верблюда – верблюжья |
«Четвёртый лишний» Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно. Корова, коза, тигр, свинья. Утка, страус, гусь, голубь. Тарелка, чашка, блюдце, стол. Карандаш, ручка, ножницы, фломастер. Шкаф, чашка, стол, стул. Самолет, вертолет, ракета, телефон. Волк, лиса, корова, заяц. | «Один – много» Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных. Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Пример: Стол – столы, стул – стулья, гора – горы, лист – листья дом – дома, носок – носки глаз – глаза, кусок – куски, день – дни, прыжок – прыжки, сон – сны, гусёнок – гусята, лоб – лбы, тигрёнок – тигрята. |
«Что делают» Цель: активизация глагольного словаря. Ход: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда. «Что делают собаки?» - лают, охраняют, защищают, бегают, лижут, …» | «Животные и их детёныши» Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования. Ход: педагог называет какое-либо животное, а ребёнок называет детёныша этого животного. Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок. Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок. Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок. |
«Что бывает круглым» Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости. Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, отвечает и возвращает мяч. – что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…) – что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…) – что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…) – что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…) – что летает? (голубь, самолет, муха…) – что плавает? (лодка, акула, морж…) | «Обобщающие понятия» Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия. Ход: Вариант 1. педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы. педагог: Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска. Вариант 2. Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова. педагог: Дети: Огурец, помидор-Овощи. |
«Назови ласково» Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие быстроты реакции. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет слово, а ребёнок, возвращая мяч, называет слово ласково. Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка, картина-картинка. Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице, кресло-креслице. | «Сосчитай-ка» Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Ход: педагог бросает мяч и произносит существительное с числительным «один», а ребёнок называет это же существительное в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь». Один стол – пять столов Один слон – пять слонов Один журавль – пять журавлей Один лебедь – пять лебедей Одна гайка – пять гаек Одна шишка – пять шишек Один гусёнок – пять гусят Один цыплёнок – пять цыплят Один заяц – пять зайцев Одна шапка – пять шапок. |
«Угадай, кто позвал?» Цель: различение по тембру максимально сокращённых звукокомплексов. Ход: водящий поворачивается спиной к детям и по звукокомплексу «пи-пи» определяет, кто его позвал. Зовёт водящего тот ребёнок, на которого указывает педагог. | «Что изменилось» Цель: развитие внимания, памяти и наблюдательности. Ход: педагог на столе выкладывает 4 предмета: «Дети, посмотрите внимательно, что лежит на столе. Это лук, огурец, помидор, перец. Посмотрите внимательно и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог меняет местами две карточки. «Что изменилось?» Дети открывают глаза вспоминают и называют. |
«Я куплю себе» Цель: активного словаря, развитие памяти, внимания и наблюдательности. Ход: педагог на столе выкладывает 7 карточек (магазин). Дети идут в магазин и берут одну карточку, произнося слова: «Я куплю себе». Кладут карточку перед собой переворачивают и запоминают, что купили. Потом идут в магазин снова и каждый раз вспоминают и называют все покупки с самого начала. | «Часть и целое» Цель: развитие активного словаря Ход: Вариант1. Педагог называет целое, а дети перечисляют его части. Дом - крыша, дверь, окно, стена… Вариант 2. Водящий называет части, а дети определяют, что это за целое. У него есть руль, колеса, рама – велосипед. |
«Соседи» Цель: развитие памяти, внимания. Ход: педагог называет слово, дети называют соседей. Соседи трех — это два и четыре, соседи вторника — это понедельник и среда, соседи февраля — это январь и март, соседи указательного пальчика — это большой и средний пальчик. | «ОН-ОНА-ОНО» Цель: подбор существительных к местоимению. Ход: педагог предлагает подобрать слова к местоимению «он», «она», «оно» «Он» - ветер, стол, кот, медведь, суп, сыр «Она» - машина, корова, соль, салфетка «Оно» - солнце, мыло, дерево, логово «Они» - штаны, коньки, лыжи… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека по развитию речи, слуха, внимания
Материал взят с Интернета. Удобная картотека для оформления в родительский уголок....
Картотека по развитию речи для младшей группы
картотека игр по развитию речи у детей 3-4 лет....
Картотека по развитию речи
картотека...
Картотека по развитию речи
Картотека дидактических игр и упражнений для детей младшей группыРаздел: "Введение в звуковую действительность" Игра «Угадай, что делать»Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со зв...
Картотека по развитию речи
Картотека дидактических игр «Какое слово заблудилось?». Цель игры – формировать умение подбирать точные по смыслу слова.Взрослый читает стихотворение, а ребенок должен заметить смысловые не...
Картотека по развитию речи
Старший дошкольный возраст...
Картотека по развитию речи (звуковая культура речи)
Картотекадидактических игр по развитию речи (звуковая культура речи)Возрастная группа: подготовительная к школе...