Интеллектуальное развитие ребенка 4-5 лет
статья (средняя группа)
Параллельно с психологическим развитием, активно идёт интеллектуальное развитие детей, об этом нужно позаботиться особенно тщательно в раннем дошкольном возрасте. От этого и будет зависеть, насколько успешен будет ребёнок в дальнейшем, когда пойдет в школу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Интеллектуальное развитие ребенка 4-5 лет
Параллельно с психологическим развитием, активно идёт интеллектуальное развитие детей, об этом нужно позаботиться особенно тщательно в раннем дошкольном возрасте. От этого и будет зависеть, насколько успешен будет ребёнок в дальнейшем, когда пойдет в школу.
Формирование интеллекта у ребенка, требует поддержки со стороны и родителей. Для этого нужно обеспечить ребенку развивающие игры и полноценные познавательные беседы. Если ребенку это не обеспечить, то важный момент может быть упущен навсегда. У ребенка может возникнуть задержка психического развития, и поэтому впоследствии появиться нежелание учиться в школе.
Выделяют два фактора определяющих ум и интеллект ребенка.. Первый из них — это наследственность. А второй — окружение, в котором растет и развивается малыш. И если наследственные факторы — это неуправляемый и непредсказуемый процесс, то создание развивающей среды под силу любой заботливой семье. Важно понимать, что ребенку можно навредить как отсутствием родительского воспитания, так и круглосуточной интеллектуальной нагрузкой до психического срыва. Поэтому нужно разобраться, в чем есть тонкости умственного и интеллектуального развития и как правильно на них влиять.
В период дошкольного возраста ребенок активно развивается, познает мир и изучает себя в нем. Ребенок 4-5 лет, это вполне самостоятельная личность, с которым интересно взрослому и детям. Дети этого возраста совершенствуют уже полученные ранее умение и навыки. Развитие интеллекта – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знания, приемов и способов умственной деятельности.
Иногда вопросы интеллектуального воспитания детей сводятся к тому, чтобы предоставить ребенку дошкольного возраста максимально большое количество информации и знаний об окружающем его мире. Этот подход является достаточно упрощенным и неправильным. Чтобы вложить в голову дошкольника большое количество знаний не достаточно того, чтобы умственно его развить. Более важным моментом в процессе воспитания является выработка общих способов познавательной деятельности (это умение сравнивать, оценивать, анализировать, обобщать), а также добиваться того, чтобы ребенок сам стремился получать новые знания.
Детский сад — самое первое и ответственное звено системы образования детей. Обучение в детском саду — это целенаправленный, планомерный и систематический процесс развития ребенка дошкольного возраста. Здесь дошколята получают обучение, формирует развитию их любознательности, наблюдательности, пытливости, критичности и сообразительности.
В дошкольном возрасте дети интенсивно развиваются и начинают выступать в качестве способов умственной деятельности. В основе всех мыслительных операций лежат анализ и синтез. Ребенок 4-5 лет сравнивает объекты по более многочисленным признакам, чем ребенок в раннем детстве, он замечает незначительное сходство между внешними признаками предметов и выражает различия в слове.
Особенности развития интеллекта в возрасте 4-5 лет:
- ребенок решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится вне ситуативным;
- освоение речи приводит к развитию рассуждений, как способа
решения мыслительных задач;
- появляется соотношение умственной и практической деятельности (когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения);
- ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных;
- возникают попытки объяснить явления и процессы;
- экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения (применить имеющиеся знания, пробовать свои силы);
Для детей 4-5 лет важно создавать условия, в которых они будут получать эти яркие впечатления, которые останутся в памяти на всю жизнь. Эмоциональное отношение к сверстнику зависит от интеллектуального развития дошкольника. Эмоциональное общение детей происходит в сюжетно-ролевой игре, которая носит явно моделирующий характер. В процессе игры дети не просто «символизируют» или обозначают предметы и ситуации, но и создают их наглядные модели. Так же они устанавливают между отдельными заместителями те же отношения, которые они воспринимают у замещаемых объектов.
Чтобы словарный запас детей постоянно пополнялся, чаще надо детям читать книги, играть с ними и больше разговаривать. Так как, в этом возрасте дети говорят предложениями от 4 до 8 слов. Они задают вопросы взрослым и друг другу, учатся слушать и не перебивать собеседника. Заметно. что девочки в 4-5 лет, разговаривают лучше мальчиков, у них больше развит артикуляционный аппарат, шире словарный запас и меньше дефектов речи.
Рассуждение детей 4-5 лет, начинается с постановки вопроса. ребенок ставит вопросы тогда, когда хочет утвердиться в правильности своего вывода. Он обращается к взрослому, чтобы тот признал его компетентность, с возрастом такая категория вопросов увеличивается, становясь основной. Ребенок, в основном. рассуждает вслух, сопоставляя и обобщая, перебирая возможные варианты, аргументирует, обосновывая выводы. Он использует аналогии, пытаясь объяснить неизвестное с помощью известного. Поэтому. эти объяснения основываются на чувственном восприятии, житейских ситуациях, прочитанных книгах.
Регулярно посещая детский сад дошкольники получают не только умственное воспитание, но и физическое, нравственное, трудовое, эстетическое и культурное воспитание. Дети обучаются культурно-гигиеническим навыкам, у них формируются первичные моральные качества, начинают развиваться индивидуальные умения и навыки. Учебная деятельность обучения в детском саду является важной предпосылкой для успешного дальнейшего обучения в школе.
Память дошкольников тесно связана с эмоциями: дети лучше запоминают то, что больше всего произвело на них впечатление. В возрасте 4-5 лет внимание становиться избирательным и целенаправленным, дети не могут подолгу концентрироваться на одной деятельности, поэтому умственный труд всегда должен чередоваться с физической активностью.
Задания и упражнения для развития интеллекта дошкольника:
Загадки на логику и смекалку:
- Отгадывание загадок развивает логическое мышление, концентрацию внимания и память. Основная польза ребусов, шарад и прочих загадок – это эффективный тренинг для мозга. Такие упражнения на развитие интеллектуальных способностей станут чем-то наподобие разминки перед занятиями спортом (только качаться будут не мышцы, а мозг).
Логические задачи (4-5 лет):
- Задачи – это занятия на выработку навыка глубоко и разносторонне анализировать ситуацию, на развитие гибкости мышления и сообразительности. Задачи на логику хорошо тренируют способность удерживать в уме сразу несколько условий и формируют навык выработки собственного подхода к поиску правильного или лучшего ответа.
Самоконтроль дошкольников в возрасте 4-5 лет, также является очень важным моментом для развития внимательности в процессе непосредственно образовательной деятельности. Воспитатель проводит сравнительный анализ результатов работы, при этом дети обычно редко ошибаются в оценке своей работы, часто замечают даже совсем незначительные расхождения. Самоконтроль побуждает к появлению сосредоточенности, самостоятельности, дисциплинированности.
Дети 4-5 лет должны быть физически развиты, в этом возрасте достаточно хорошо развита координация движения, равновесие, так же они должны уметь уверенно прыгать с места и с разбега; быстро бегать; стоять на одной ноге; преодолевать препятствия; ходить и стоять на цыпочках; кувыркаться вперед; ездить на велосипеде; танцевать.
Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет во многом зависит от их окружения, в этом возрасте дети любят собирать конструктор (разных размеров и материалов), собирать пазлы, играть в дидактические игры, с помощью которых развивается память, внимание, мышление малыша.
Дети в дошкольном возрасте очень быстрыми темпами накапливают знания, навыки и опыт, формируют свою речь, владеют способами умственной деятельности, совершенствуются во всех аспектах своего умственного развития: считают до 10; знают цифры и буквы; геометрические фигуры; сравнивают предметы; выполняют задания по образцу; знают времена года (различают по признакам); называют домашних и диких животных, насекомых, деревья, овощи, фрукты.
Повседневные навыки детей 4-5 лет:
- Застёгивает пуговки и молнии, развязывает шнурки, держат правильно столовые приборы.
- Нанизывает бусины и крупные пуговицы на нитку.
- Точно проводит линии, при этом, не отрывая от бумаги карандаш, благодаря развитию сенсорных особенностей.
- Заштриховывает фигуры прямыми, ровными линиями, при этом, не выходя за её контуры.
- Обводит и раскрашивает картинки, не выезжая за края.
- Различает правую и левую руку.
Подводя итоги, хочется подчеркнуть, что интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, является основополагающим звеном на этапе обучения ребенка, поэтому подход к этому развитию должен быть продуманным, систематизированным, контролируемым.
Еще вчера, ребенок был скромный и стеснительный, а в возрасте 4-5 лет становится сильным, умным, хитрым, способным на все, по крайней мере дети так думают о себе. Дети в этом возрасте приписывают себе достижения и качества, которыми чаще всего не обладают! Родителям важно, не высмеивать малыша, «выводя его на чистую воду», а проявить терпение и понимание, направляя энергию дошкольника в нужное русло.
Список литературы
- Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. – М., 2004.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Издательский центр «Академия» - 2000.
- Первые шаги и интеллектуальные развивающие задания для детей 4-5 лет/Авт.-сост.А.В.Белошистая.-М.; АРКТИ, 2009.-48с.:ил.
- Дьяченко О «Игры и упражнения по развития умственной способности у детей»
- WWW.razvitierebenka/com
- rebenkoved.ru
- Vashrebenok.org
- rebenokrazvit.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики рук является средством интеллектуального развития ребенка.
Развитие мелкой моторики рук является средством интеллектуального развития ребенка. Польза развития мелкой моторики....
Семинар для родителей «Развитие речи – основной фактор интеллектуального развития ребенка»
Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.Г.ГегельДостоинство речи – быть ясной и не быть низкой....
#СИДИМДОМА Комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия для интеллектуального развития ребенка.
Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь. Формируется она в период младенчества, во время ползания благодаря постоянным скрестным движениям рук и ног. Если же перио...
Консультация для родителей «Развитие межполушарного взаимодействия – основа интеллектуального развития ребенка»
Консультация для родителей «Развитие межполушарного взаимодействия – основа интеллектуального развития ребенка»...
Комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия для интеллектуального развития ребенка.
Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь. Формируется она в период младенчества, во время ползания благодаря постоянным скрестным движениям рук и ног. Если же...
#Сидим дома «Комплекс упражнений для развития межполушарных взаимодействий для интеллектуального развития ребенка»
Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения Левого Полушария и Правого Полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, ...