Статья. Помощь учителя - логопеда семье, воспитывающего ребёнка с ОВЗ.
статья (старшая группа)
Распространение опыта работы с детьми ОВЗ в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soprovozhdenie_s_ovz.statya.docx | 740.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой.
Статья:
«Помощь учителя – логопеда семье, воспитывающего ребёнка с ОВЗ».
Составитель: учитель – логопед
КРАМАРЕНКО ЕЛЕНА ГРИГОРЬЕВНА.
г. Стрежевой 2017 г.
Ожидание и рождение ребенка в семье - большое счастье для родителей, бабушек и дедушек, для всех близких, кто будет его любить и воспитывать в дальнейшем. Но когда у ребенка выявляются нарушения в развитии - это всегда стресс для семьи. Нужно принять, понять, что у вас не такой ребенок как у всех. Ребенок с особыми возможностями в развитии ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка как не у всех, становится непосильной для семьи, родители оказываются в психологическом и жизненном вакууме: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние, не знают, что делать. Таким семьям необходимо оказать помощь в сопровождении и воспитании ребенка с ОВЗ. К работе с семьей, имеющей больного ребенка, следует подходить с гуманистических позиций: подсказывать и ориентировать родителей на опережающую подготовку ребенка к жизни, совместными усилиями вырабатывать у него умение адаптироваться к жизни в будущем, формировать позитивные перспективы его развития.
Оказание помощи детям и родителям, воспитывающего ребенка с отклонениями в развитии, в отечественной науке является не новой проблемой. Еще в ХIХ веке психологи (В.М.Бехтерев, С.С.Корсаков, И.В. Маляревский и др.) использовали благотворное влияние родителей на состояние больного ребенка. Но, к сожалению, к середине ХХ столетия эти гуманистические подходы были в значительной степени утеряны. С ускорением жизни в современном мире ситуация коренным образом изменилась в 90-е годы ХХ столетия. Современные гуманистические подходы к воспитанию и адаптации в социум детей с проблемами в развитии предполагают активное участие семьи в процессе развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим обеспечение и реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важных задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития РФ. В настоящее время становится актуальным поиск новых путей и форм помощи таким родителям. Своевременное сопровождение и оказание необходимой помощи в дошкольный период позволяет обеспечить коррекцию недостатков ребенка, улучшить его развитие, обеспечить его социальную адаптацию. Педагогическая и психологическая помощь детям с проблемами в развитии является одним из важных звеньев в системе их реабилитации. Первая тревога возникает при первом посещении ДОУ. Как поведёт себя ребёнок в новой для него ситуации, как примут его другие дети в группе, как будут реагировать родители других детей на поведение нового ребёнка в группе.
В нашем детском саду №7 «Рябинушка» тоже есть такие дети их - 7. Дети посещают разные группы по возрасту и имеют различные нарушения. В основном это дети, имеющие сложные нарушения в развитии - задержка психоречевого и моторного развития, а также дети с лёгкой формой аутизма. Дети прошли обследование городской ТПМПК и врачом - психоневрологом. Так как в нашем городе нет врача эндокринолога в детской поликлинике, всё медикаментозное лечение, массаж, курс ЛФК, правильное питание назначает он.
Когда родители слышат к кому они направляются с ребёнком, у них это вызывает ужас. Им кажется, что от выписанных врачом препаратов у детей особых изменений не произойдёт, а прописанные препараты могут навредить здоровью их ребенку.
И вот здесь выходит на первое место сопровождение семьи, имеющего ребенка с ОВЗ всеми службами и специалистами ДОУ. Основной технологией при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является сопровождение семьи имеющего ребенка с ОВЗ, развитие личности ребенка с использованием игровых методов для проведения коррекции речи, коррекции развития общей и мелкой моторики, навыков владения поведением в различных жизненных ситуациях.
Цель сопровождения:
Получение родителями квалифицированной помощи учителя - логопеда, педагога - психолога, инструктора по ФИЗО, музыкального руководителя, воспитателей, медицинскими работниками, направленной на индивидуальное развитие для успешной адаптации, реабилитации ребенка в социуме;
социально-психологическое содействие семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи сопровождения:
- Изучить личность ребенка и его родителей, систему их взаимоотношений;
- Анализ мотивационной сферы ребенка и членов его семьи;
- Формировать у детей с ОВЗ навыки общения со сверстниками в процессе совместной деятельности;
- Развивать и совершенствовать коммуникативные функции, эмоционально-волевую регуляцию поведения в группе, на прогулке, дома;
- Формировать и стимулировать познавательные, сенсорные, интеллектуальные процессы у детей с ОВЗ;
- Формировать адекватные родительские установки на заболевание и социально - психологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в коррекционный процесс;
- Развивать коммуникативные навыки в процессе совместной деятельности детей и взрослых, актуальных форм сотрудничества и взаимодействия с семьей.
Под сопровождением семьи подразумевается система профессиональной деятельности всех специалистов ДОУ, куда включены взаимосвязанные компоненты, направленные на создание специальных условий для активизации и коррекции развития ребенка с ОВЗ:
- Создание условий для эффективного речевого, психического и общего развития в группе;
- Систематическая помощь учителя - логопеда в речевом, сенсорном развитии;
- Систематическая психологическая помощь педагогом - психологом, детям с нарушениями в развитии, в виде психологической поддержки;
- Систематическая психологическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений;
- Организация жизнедеятельности ребенка в группе с учетом его познавательных, психических и физических возможностей.
Основные этапы сопровождения семьи специалистами ДОУ:
1 этап:
- Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи учителем - логопедом, педагогом - психологом;
- Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;
- Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика познавательных, речевых и психических отклонений в развитии ребенка;
2 этап:
- Реализация индивидуальных программ; у каждого ребёнка, сопровождаемого в ДОУ, есть своя АОП;
- Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсуждения, совместные занятия, совместные развлечения);
- Просвещение и консультирование воспитателей, работающих с ребенком, имеющего статус ОВЗ; проводятся заседания консультативной группы
- Психологические занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы;
- Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми («День семьи», «Новый год», «8 марта», «День матери», «Осенины» и т. д.);
- Разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом речевых, волевых и психофизических особенностей.
3 этап:
Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.
Принципы работы.
Работа всех специалистов с «особыми» детьми и их родителями построена на принципах:
Личностно - ориентированного подхода к детям и их родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, его семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий для проживания и развития.
Гуманно-личностного – всестороннее уважение и любовь к ребенку, каждого члена семьи, их вера в удачу, формирование позитивной каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы ребенок слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).
Принцип комплексности – помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога - психолога с учителем - логопедом, воспитателем, инструктором по ФИЗО и музыкальным руководителем, родителями.
Принцип деятельностного подхода – педагогическая, коррекционная и психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка - игре, кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.
В своей работе с детьми с ограниченными возможностями мы стремимся использовать технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и дома.
Методы и формы работы с детьми ОВЗ учителя - логопеда:
Для более эффективной коррекционной работы и наиболее качественного усвоения изучаемого материала используются
методы:
- словесные методы в коррекционной работе с детьми происходят на каждом занятии, задаваемые вопросы при обучении хорошо продуманы и четко сформулированы, доступны детям, объяснение часто требует повтора. Рассказ при этом должен быть лаконичным, четким, эмоциональным и выразительным.
- наглядные методы применяются в коррекционной работе как целенаправленное восприятие объекта или явления. При их применении, учитывается то, что у детей замедленный темп восприятия, сужен объем восприятия, нарушены точности и концентрации восприятия, внимания, на занятии предъявляется только тот предмет, который рассматривается и изучается на данном этапе. В коррекционной работе применяется принцип полисенсорной основы обучения, то есть с опорой на все органы чувств (посмотреть, потрогать, понюхать, попробовать на вкус…).
- дидактическая игра и словесные упражнения. Использование упражнений обусловлено слабой мыслительной активностью детей, ослабленной памятью, трудностями восприятия. Поэтому, с помощью упражнений, многократного выполнения умственного и практического действия достигается овладение определенными знаниями. Всё это происходит в игре. Именно в этом возрасте ребенок усваивает знания через игру, дидактическая игра содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения.
Для воспитателей ДОУ проводятся заседания творческой лаборатории:
«Инновационные методы работы с детьми с ОВЗ».
На заседаниях рассматриваются условия воспитания детей в группе, о применении оздоровительных методик на занятиях, о создании индивидуального пространства для развития, обучения и игр в группе для детей с ОВЗ. На заседаниях выступают и делятся своими наработками в своей работе специалисты ДОУ.
Для родителей проводятся заседания детско - родительского клуба. Родители с большим желанием посещают эти заседания. На них рассматриваются вопросы об умственном развитии, о физических возможностях их детей, о творческом потенциале и социализации в обществе. Проводятся совместные образовательные развлечения. Моменты соревнования совместного развлечения
«Мы вместе можем все».
Методы и формы работы с детьми ОВЗ педагога - психолога:
- Игротерапия – занятия организованы и проводятся не заметно для ребенка, посредством включения педагога - психолога в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Сюжетно - ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр - драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы ребенка.
- Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, наблюдение за животными, использование сухого бассейна.
- Песочная терапия – занятия проводятся с применением центра песка и воды.
- Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры: «Веселый – грустный», «Какое настроение» и другие.
- Арт - терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. Рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Каракули, представляют собой исходную стадию детского рисунка и показывают как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально личностные особенности.
Формы и методы работы с родителями всех специалистов:
- Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей ребенка с ОВЗ. Главное, чтобы родители поверили в возможности своих детей и были помощниками для нас.
- Информирование родителей с новыми играми, через которые дети обучаются к совместному выполнению задания.
- Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой всех специалистов ДОУ.
- Посещение занятий для получения информации как работать с ребёнком дома.
- Семинары-практикумы – родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
- Выступление на родительских собраниях в форме вопросов и ответов.
- Проведение совместных праздников, где родители могут увидеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в совместном мероприятии.
Задача ДОУ помочь родителям не стесняться своего ребенка, воспринимать его таким, какой он есть, совместно помочь ребенку быть уверенным в себе, развивать его речевую, познавательную, игровую деятельность и эмоционально-волевую сферу, готовить его к обучению в школе. Специалисты ДОУ понимают, как трудно быть родителем «особого» ребёнка и что не все могут переступить через этот «барьер». Ребёнку нужно помогать - это должен понять каждый родитель ребенка. Мы все стараемся помочь родителям справиться с этой проблемой:
- публикуем статьи в детсадовской газете «Новости Рябинушки», сообщаем об успехах детей с ОВЗ в группах; об участии их в различных конкурсах.
- сотрудничаем с социумом (ТПМПК города, детской поликлиникой, реабилитационным центром);
- участвуем в городских семинарах-практикумах для учителей - логопедов, педагогов - психологов;
- делимся опытом перед коллегами ДОУ;
Библиография:
1. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М.: ТЦ Сфера, 2009.
2. Калинина Р.Р., «Психолого - педагогическая диагностика в детском саду» - С-Петербург, «Речь»,2004.
3. Мамайчук И.И., «Психологическая помощь детям с проблемами в развитии»- С-Петербург, «Речь»,2008.
4. Мамайчук И.И., «Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития» - С-Петербург, «Речь»,2008.
4 Мамайчук И.И., «Помощь психолога детям с аутизмом» - С-Петербург, «Речь», 2008, 286 с.
5. Практикум по игровой психотерапии. - С-Петербург, «Питер», 2003.
6. Стишенок И.В. «Сказка в тренинге» - С-Петербург, «Речь», 2006.
7. Ткачева В.В., «Семья ребенка с отклонениями в развитии»- Москва, Книголюб, 2007.
8. Фоминых Е. Н. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями воспитанников. Логопед. 2009. №7.
9. Чернецкая Л.В., «Психологические игры и тренинги в детском саду» -Ростов –на –Дону, «Феникс», 2006.
10. Чистякова М.И., «Психогимнастика» - Москва, «Просвещение», 2002.
11. Щедрова Е.А., Взаимодействие логопеда и семьи по развитию речи.// Дошкольное воспитание 2000. №6.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой.
Статья:
«Помощь учителя – логопеда семье, воспитывающего ребёнка с ОВЗ».
Составитель: учитель – логопед
КРАМАРЕНКО ЕЛЕНА ГРИГОРЬЕВНА.
г. Стрежевой 2017 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для учителей-логопедов, заинтересованных воспитателей и заботливых родителей на тему : "Секреты успешной автоматизации звуков у ребёнка ".
Предлагаю вашему вниманию небольшую статью из личного опыта работы по теме как быстро и эффективно автоматизировать звуки у ребёнка дошкольника....
Презентация к выступлению на научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации" Тема "Система помощи семье. воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии"
Выступление на городском научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьмм раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации"и презентация к нему. Тема выст...
Статья "Взаимодействие учителя-логопеда с семьей ребенка с ОВЗ".
Статья из опыта работы....
Статья «Взаимодействие учителя-логопеда с семьей. Консультирование родителей посредством информационных стендов»
laquo;Взаимодействие учителя-логопеда с семьей»...
Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)
Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...
Служба ранней помощи семье, воспитывающей ребёнка, в детском саду.
Как помочь ребёнку заговорить. В помощь родителям некоторые развивающие приёмы. ...
Методы и приёмы оказания педагогической помощи семье, воспитывающей ребёнка - дошкольника.
Проблема псилого - педагогической поддержки семьи в воспитании дошкольника является актуальной, так как в современном мире претерпевает существенные изменения, выдвигающие ряд психолого - педаго...