Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада
Педагоги и родители совместными усилиями способствуют всестороннему развитию личности ребенка, в котором трудовое воспитание занимает достаточно важное место. Огромное значение в основном формирование у ребенка является развитие социально-бытовых навыков, осуществляющихся в рамках трудового воспитания. Формирование этих навыков способствует процессу социализации ребенка. При условии регулярной трудовой деятельности дети овладевают необходимыми навыками для повседневных дел. Совершенствование этих навыков ребенка проявляется прежде всего в развивающейся самостоятельности, умении преодолевать трудности, развиваются воля в достижении поставленных целей. Именно поэтому организация в рамках дошкольного учреждения формирования социально-бытовых навыков является важнейшей частью процесса воспитания.
Все мы знаем, что дошкольный период – это один из самых продуктивных в плане познания окружающей действительности период в жизни человека. И это касается не только физиологии, прежде всего это период психологического и социального роста. Становление ребенка как личности происходить под воздействием окружающего мира. Первостепенное же влияние оказывают семья и детский сад, а когда обе эти «сферы» двигаются в одном направлении, достигается наилучший результат. Педагоги и родители совместными усилиями способствуют всестороннему развитию личности ребенка, в котором трудовое воспитание занимает достаточно важное место. Кроме того младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка.,усиливается его целенаправленность: более разнообразными и координированными становятся движения.
С 3-4 лет происходит существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка,в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.
Наиболее важное достижение этого возраста состоит том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начитают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело и берется за другое.
У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие с первыми, которые являются для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ними малыши получает интересующую информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение.
В этом проявляется интерес ребенка к миру взрослых. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.
Начиная с 3-4 лет необходимо вводить трудовую деятельность, так как труд – важнейшее средство воспитания. Весь процесс воспитания дошкольников может и должен быть организован так, чтобы дети научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Формирование социально-бытовых навыков - процесс приобщения воспитанников к различным педагогически организованным видам общественно полезной работы с целью передачи им определенного опыта, развития у низ трудолюбия. И пусть на данном этапе это будет всего лишь полив цветов или же уборка игрушек, наведение порядка в группе, так или иначе это все будет первым шагами для осознания ребенком понимания того, что есть «ТРУД». Необходимо, используя все возможности воспитанников, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных условиях несложные трудовые операции и ориентироваться в окружающем мире. Необходимо так организовать труд воспитанников, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность, обеспечил всестороннее развитие воспитанников, помог им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки. Чтобы добиться значимых результатов должна проводиться систематическая работа. Воспитание любви к труду, формирование трудовых умений и навыков требует постоянной работы с воспитанниками, а не участие в ней от случая к случаю. Работа должна быть систематической и доступной. Непосильный труд порождает неуверенность воспитанника в собственных силах, нежелание выполнять ее.
В таком раннем возрасте даже элементарные навыки самообслуживания можно отнести к трудовой деятельности.
Основные направления в формировании навыков самообслуживания:
Формирование навыков одевания.
Формирование навыков одевания – это первый доступный ребенку вид трудовой деятельности. Как и любой навык самообслуживания, умение самостоятельно одеваться помогает ребенку чувствовать себя уверенно и независимо.
Чаще всего дети не знают или нарушают последовательность при одевании. В этом случае воспитатель должен их направлять и помогать выполнять действия в правильной последовательности. Необходимо многократно показывать воспитаннику одни и те же действия, систематически проводить эту работу. Обучая ребенка одеванию, нельзя спешить и, конечно, не следует напрасно торопить ребенка, одежда должна быть просторной, ее легче снимать и надевать. Формируя тот или иной навык, необходимо помочь ребенку проделать целиком совместно с ним всю процедуру, проговаривая каждый этап. Необходимо научить, не только надевать и снимать одежду, но и складывать ее в определенное место. Тем самым мы воспитываем у него привычку к аккуратности и сформируем положительные навыки в поведении. Параллельно с этим необходимо включать в работу дидактические игры-упражнения на развитие мелкой моторики для упражнения в застегивании, шнуровании, завязывании. Также используются предметно-схематические модели последовательности одевания на прогулку.
Формирование навыков культуры еды.
Необходимо формировать навыки аккуратности еды у воспитанников. Приучать детей садиться за стол, правильно пользоваться столовыми приборами, пишу брать понемножку, бесшумно, не набивать едой полный рот, по мере необходимости использовать салфетку. Не разговаривать за столом во время приема пищи.
Формирование навыков аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования.
Учим воспитанников замечать непорядки в одежде (расстегнулась пуговица, завернулся воротничок, вылезла рубашка из брюк и т. д) и самостоятельно из устранять или обращаться за помощью к воспитателям.
Формирование культурно-гигиенических навыков.
Гигиенические процедуры следует многократно повторять в строго определенное время: утром, до еды, после еды, после занятий, вечером и т. д, чтобы действия вошли в привычку. Необходимо объяснять детям, что ходить в туалет необходимо в определенное время, а не в самую последнюю минуту своего желания. Учим пользоваться туалетной бумагой, спускать в унитазе воду, мыть после туалета руки. Все это представляет собой сложную цепочку действий.
Формирование навыков поддержания порядка в группе.
В условиях группы большое значение имеет создание уюта. Воспитанники осваивают приемы ухода за своим «жилищем», создание и сохранения порядка в доме. Поэтому учим раскладывать аккуратно вещи в шкафчиках, убирать игрушки в игровой. Учим по мере возможности застилать за собой постель, ставить на место обувь.
Подводя итог, хочется отметить, что именно систематичность в данном процессе является основой успеха. Если регулярно соблюдать установленные правила (убираем игрушки после игры, моем руки перед едой, раздеваемся сами, складываем одежду и т. д, то результат обязательно не заставит себя ждать!