Картотека
презентация

Надежда Андреевна Костенко

Игры и упражнения с элементами

Арттерапии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.pptx161.97 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №65» Игры и упражнения с элементами Арттерапии Воспитатель МБДОУ №65, Костенко Н.А. ИЗОТЕРАПИЯ. Необходимые материалы: Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель; для создания коллажей и объёмных композиций используются журналы, газеты, открытки фотографии, обои, бумажные салфетки, цветная фольга, коробки от конфет, открытки, тесьма, верёвочки, текстиль; природные материалы - кора, листья и семена растений, цветы, ветки, мох, камешки; для лепки - глина, пластилин, дерево, специальное тесто; бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон, оргстекло; кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч;, фигурный и простой дырокол .

Слайд 2

«Монотипия» Цели: спонтанное самовыражение, актуализация чувств и снятие психоэмоционального напряжения, осознание ребенком своих границ, развитие вариативности мышления, восприятия, креативности. Необходимые материалы: стеклышки или оргстекло размером 15 х 20.см (Перед использованием стекла его края необходимо хорошо обработать в целях безопасности), гуашь (лучше свежая, жидкая), кисточка, бумага, ветошь для вытирания рук. Ход работы: Детям предлагается нарисовать что-либо на стекле гуашью, за- тем отпечатать рисунок на бумагу. Следует обратить внимание детей на то, что видно через стекло в процессе отпечатывания рисунка на бумагу, как смешиваются цвета, какие новые цвета получаются, как меняется рисунок. Далее психолог предлагает детям дорисовать монотипию красками, фломастерами или карандашами до какого-либо образа, сделать рамку для получившейся картины, придумать название картины и небольшую историю о ней. Результаты монотипии, при ее проведении в группе, обсуждаются. Хотя это не обязательно и зависит от уровня развития рефлексии у детей. Иногда психолог ограничивается комментариями. Существуют и другие варианты применения этой методики: уменьшить материал с целью сплочения группы и наблюдения группового взаимодействия, создавать на ватмане групповую монотипию и затем совместно дорисовывать ее до какого-либо образа. В целях развития восприятия цвета детям сначала предлагается для монотипии один цвет. Затем к нему добавляются по очереди другие цвета и анализируется их сочетание, постепенно переходя к освоению всей палитры.

Слайд 3

«Волшебные краски» Цели: сенсорно-перцептивное развитие, снятие эмоционального напряжения, групповое сплочение, развитие креативности. Необходимые материалы: гуашь жидкая, пластмассовые стаканы из-под йогурта или сметаны (500 мл.), количество которых должно быть равно количеству детей или цветов изготавливаемой краски, растительное масло, мука, клей ПВА, крупная соль, картон прессованный или картон для труда, клеенка, газеты, ветошь для вытирания рук. Так же может понадобиться магнитофон и приятная релаксирующая музыка. Методика может проводиться как в индивидуальном и групповом режиме, так и при работе с воспитателями или семьей. Ход работы: « Волшебная краска » изготавливается самими детьми. Рецепт краски на одного ребенка: 150 гр. муки, щепотка соли, столовая ложка растительного масла, столовая ложка клея ПВА, воды добавляется столько, чтобы краска по консистенции была как густая сметана. Можно расстелить на полу клеенку, покрыть ее газетами. В центре ставится все необходимое для изготовления краски. Дети рассаживаются вокруг этих материалов. Хорошо, если дети будут одеты так, чтобы они не боялись испачкаться. Первый этап: ребята в стаканчики насыпают необходимое количество муки, размешивая которую постепенно добавляют соль, масло, воду, клей. Очень важно, чтобы весь процесс проходил только с использованием рук. При добавлении нового компонента в основу краски меняются сенсорные ощущения детей. В процессе смешивания компонентов нужно попросить ребят прокомментировать свои ощущения, чувства. Когда основа под краску готова, детям предлагается выбрать цвет, который бы они хотели взять из коробки с гуашью, и добавить краску в основу. Если нужен яркий тон краски, то гуаши добавляется много, если бледный – то немного. Таким же образом можно будет отрегулировать желание нескольких детей создавать один цвет. Он будет один, но разной интенсивности. Конечно хорошо, если цвета не будут повторяться. Готовая краска выставляется в центр. Детям раздается картон и под приятную музыку предлагается пальчиками, используя полученную краску, нарисовать что-нибудь. Это может быть и заданная тема.

Слайд 4

«Пластилиновая композиция, рисование пластилином» Цели: развитие сенсорно-перцептивной сферы, развитие воображения, оригинальности мышления, творческое самовыражение. Необходимые материалы: картон для труда, пластилин, различные виды макаронных изделий по 100 гр., различные виды круп по 100 гр., другие мелкие предметы: бусинки, пуговицы, кнопки и др. Ход работы: детям раздают по листочку картона и пластилин. Ребенок может взять кусок пластилина понравившегося цвета и размять его в руках так, чтоб он стал мягкий. Затем пластилин наносится пальцами на картон, как бы намазывается, так, слоем в 3 миллиметра. При этом можно использовать и другие цвета, он не обязательно должен быть однотонным. После этого ребятам предлагается набор крупы, макарон и мелких предметов. Вдавливая их в пластилиновую основу, дети тем самым создают композицию на свободную или заданную тему. Затем можно придумать название поделки, сказочную историю к ней, сделать выставку.

Слайд 5

«Рисование фигуры» Цели: осознание границ своего тела, развитие самоинтереса , формирование половой идентичности, повышение самооценки, формирование доверия, снятие эмоционального напряжения, развитие фантазии и воображения. Техника проводится в индивидуальном и групповом режиме. Необходимые материалы: простой карандаш, стирка, краски, кисти (разного формата), баночки для воды, карандаши, фломастеры, цветная бумага, журналы, ножницы, клей, ватман или обои. Ход работы: ребенку предлагается постелить ватман или кусок обоев на пол и затем лечь на него так, чтобы психолог или другой ребенок мог обвести его силуэт карандашом. Затем каждый ребенок, используя любые материалы, заполняет фигуру содержанием. Это может быть: какой-то наряд, костюм; автопортрет, дополненный вырезками из журнала (из чего же сделаны эти мальчишки, девчонки). Можно украшать фигуру, дополнять ее какими-либо образами. Далее следует сделать выставку фигур, прикрепив их скотчем к стене и провести презентацию с последующим обсуждением. Данная методика вводится в комплекс мер при работе с детьми, имеющими нарушения половой идентичности. Участники группы разделяются на пары и по очереди, расположившись на устланном бумагой полу, обводят контуры головы, тела, рук и ног друг друга . Такой способ рисования обычно сопровождается яр ­ кой эмоциональной экспрессией, двигательной активно ­ стью и, в итоге, превращается в увлекательную, веселую, шумную игру. С одной стороны, это способствует снятию мышеч ­ ных зажимов, побуждает к спонтанности, приводит к ослаблению сознательного контроля. Итак, после того как силуэт человека нарисован, не ­ обходимо заполнить его в соответствии с целями занятия: разместить в нем различные чувства и раскра ­ сить их в соответствующие цвета; приклеивать вырезки из журналов на разные темы – мои интересы, мир вокруг нас, мои желания, занятия и др.

Слайд 6

« Акватушь » Цели: развитие творческого воображения, сенсорно-перцептивной сферы познавательного интереса. Необходимые материалы: Плотный лист, гуашь, черная тушь, широкая кисть, баночка с водой, широкая мисочка с водой, тряпочка. Ход работы: Техника проста, необычна и близка детским играм с водой. На листе гуашью разных цветов крупно рисуем любой предмет, например, гриб, дерево, цветок, птицу или животное, дом, человека - что угодно. Главное, чтобы рисунок был крупный. Когда гуашь подсохнет, покроем весь лист черной тушью (последняя сохнет быстро, если ее слой не слишком толст). Промоем высохший рисунок под струей воды. При этом тушь, нанесенная поверх красок, смоется почти полностью, а та часть листа, которая покрыта только тушью, останется черной. Весь процесс, каждый его этап удерживает интерес создателей. При помощи акватуши дети с дефицитом внимания приобретают возможность получить радость от поэтапной деятельности с отодвинутым результатом, а испытывающие негативизм получают побудительный мотив для включения в творческую деятельность.

Слайд 7

ТАНЦЕ – ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ . Релаксация «Разговор с лесом» Цели: Упражнение развивает творческую фантазию, умение расслабляться, урегулирование эмоционального напряжения. Необходимые материалы: музыкальное сопровождение. Ход работы: Педагог сообщает детям о том, что их ожидает необычное путешествие. Вначале им предлагается мысленно перенестись в лес. Дети закрывают глаза, кладут мягкие, расслабленные руки на колени. Педагог называет то, что находится вокруг них в лесу: деревья, кустарники, травы, цветы, птицы, поляна и др. Перечисляет, всевозможный живой и неживой мир леса. Педагог предлагает детям «пообщаться» с лесом: мысленно потрогать листочки, траву, понюхать цветы, воздух, подставить лицо Свежему ветерку и пр. Можно попросить детей прислушаться к лесным звукам. Дети молча (1-2 мин.) слушают. Затем педагог предлагает им поделиться своими. «Волны», «Бабочка и ветерок», «Волшебный сад», «Танец с платками» и др .

Слайд 8

«Танец отдельных частей тела» Цели: разогрев участников, разминка, развитие внимания и координации, снятие мышечных зажимов, создание положительной атмосфера в группе. Необходимые материалы: Музыкальные записи разных стилей с четким ритмическим рисунком. Ход работы: Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен (например, «танец головы», «танец плеч», «танец кистей рук», «танец живота» и т.д.). Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела. «Пузырьки», «Магнит», «Капли дождя», « Автомойка », «Каракатица», «Забавные танцы», «Танец пяти движений» и др.

Слайд 9

«Паровозик» Цели: формирования навыков доверия к окружающим, сплочение детского коллектива, развитие навыков сотрудничества . Необходимые материалы: Музыкальные записи разных стилей. Ход работы: дети разбегаются по разным углам комнаты – это их «станция». Ведущий - «паровозик». Он обходит всех под звучание песни и «прицепляет вагончики к поезду». В качестве сигнала для сцепки может служить поклон головы, протягивание руки, обращение к ребенку ласковым именем). «Общая картина», Скульптура», «Горы и долины», «Земля и луна» и др.

Слайд 10

Музыка и песни Колокольный звон, хорошо успокаивает, снимает тревогу. Записи природных звуков (шум прибоя, журча ­ ние ручейка, шелест листвы, шум дождя, стрекотание сверчков) в сочетании с классической, гитарной, мелодичной инструментальной музыкой. Классическая музыка действует расслабляюще , снимает утомление, успокаивает, улучшает настроение и сон, повышает способность к интеллектуальной деятельности и даже укрепляет иммунную защиту организма. (Моцарт, Бетховен, Бах, Шуберт, Шуман, Чайковский.) Упражнение « Играйте сами! » « Целительное пение » . Для снятия психического напряжения - « Сладкие грезы » П.И. Чайковского, « Грустный вальс » Я. Сибелиуса, « Фантазия экспромт » Ф.Шопена, « Аве Мария » Ф.Шуберта, « Лунная Соната » Л. Бетховена. При переутомлении и нервном истощении - Утро Э. Грига, « Полонез » М. Огинского При меланхолическом настроении – « К радости » Л. Бетховена, « Аве Мария » Ф.Шуберта. При выраженной раздражительности гневливости – « Хор пилигримов » Р.Вагнера, « Сентиментальный вальс » П.И. Чайковского. При снижении сосредоточенности, внимания - Времена года П.И. Чайковского, « Лунный свет » К.Дебюсси, « Грезы » Р. Шумана.

Слайд 11

ПЕСОК Необходимое оборудование: 1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пласти­ковый таз, дно и борта которого должны быть голубого или синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Высота бортов — не менее 10 см. Размеры большой песочницы для подгрупповых занятий — 90 х 70 см, песок в ней можно разделить на две части: сухой и мокрый. Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. Же­лательно, чтобы у песочниц были съемные крышки. 2. Песок. Песок должен быть желтого или светло-коричне­вого цвета, сертифицированным (такой песок привозят в детские сады в песочницы), песчинки должны быть среднего размера. Пе­ском заполняется 1\3 ящика. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен (его нужно прокалить в ду­ховке или прокварцевать ). Кварцевать песок необходимо не реже одного раза в неделю с обязательным указанием последней даты кварцевания на бирке на внешней стенке песочницы. Мокрый пе­сок по окончании занятия должен быть подсушен естественным образом (то есть, необходим доступ теплого естественного возду­ха), поверхность сухого песка выровнена и сбрызнута водой. 3. Набор игрового материала (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями). Лопатки, широкие кисточки, сита, воронки. Разнообразные пластиковые формочки: разной величины геометрические формочки; формочки, изображающие жи­вотных, транспорт, людей; формочки для теста. Миниатюрные игрушки (высота 5-10 см), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и рас­тения; транспорт и т. д. (игрушки из «киндеров» для занятий в первых-вторых младших группах использовать нельзя, по­скольку это может быть опасным для малышей (они могут заглатывать мелкие предметы). Набор игрушечной маленькой посуды и игрушечные кроват­ки (для игр «Песочный детский сад» и «Семья»). 4. Бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля. Ламинированные или обернутые прозрачной клейкой лен­той картинки, на которых изображены реальные и сказоч­ные предметы; герои сказок и мультфильмов и т. д. (картин­ки должны быть цветными, черно-белыми, силуэтными).

Слайд 12

Упражнение «Необыкновенные следы» Цели: Развитие тактильной чувствительности, воображения. Ход работы: 1. «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями сильно надавливает на песок. «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, перемещая руки в разных направлениях. «Ползут змейки» — ребенок расслабленными или на­пряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). «Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жуч­ки здороваются»). « Кроказябла » — дети создают на песке самые разнообраз­ные следы, придумывают название для фантастического живот­ного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны). «Песочный дождик», «Узоры на песке», Игра-упражнение «Маленькие волшебники — мы создаем мир», «Секретные задания кротов», «Песочный круг» и др .

Слайд 13

Цветотерапия «Разноцветный мир» Цель: развитие чувства пространства, цветовосприятие , создание положительного эмоционального фона. Ход работы: Знаете ли вы, какого цвета небо? Пройдите по комнате, найдите что – нибудь такого же цвета и дотроньтесь до него рукой. Игра проводится аналогично с любым цветом. А можете ли вы одной рукой показать что– нибудь красное, а другой – желтое? «Волшебный ковер» , «Цветик - семицветик » и др. (книга Н. М. Погосовой «Цветовой тренинг»)

Слайд 14

Сказкотерапия. Дидактические сказки Цели: создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, бук­вы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, скла­дывается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидакти­ческие сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные за­дания. Ход работы или алгоритм дидактической сказки-задания: Создание образа сказочной страны, в которой живет одушевляемый символ. Рассказ о нраве, привычках, образе жизни в этой стране. Разрушение благополучия. В качестве разруши­теля могут выступать злые сказочные персона­жи (дракон, Кощей), стихийные бедствия (ура­ган, ливень), тяжелое эмоциональное состояние (скучно, тоскливо, отсутствие друзей). Восстановление страны: чтобы восстановить страну, нужно выполнить определенное задание (упаковка ученого задания). В качестве примера приведем сказку Л. И. Храмцовской , кото­рая комбинирует знания из области математики и счета и направ­лена на комплексное закрепление пройденного детьми материала. «Погружение в различные стихии», «Клубочек», «Сочиняем сказку», «Сказка наоборот» и др.

Слайд 15

Фототерапия. Фотоколлаж Использование техники коллажа нередко помогает детям преодолеть робость, связанную с отсутствием "художественного таланта" и умений. Кроме того, использование уже готовых предметов и изображений для создания из них новой композиции даёт детям чувство защищённости, поскольку они не так отождествляют свои переживания с этими предметами и изображениями, как, например, при рисовании. Ребенок убеждается, что из бросового материала (веточки, листья, клочки бумаги, песок, глина, камни) можно создавать красивые изделия. «Дом, сад, магазин», «Карта района или города» , «Праздники», «Времена года», «Мир моих интересов, увлечений» « Фотопослание », «Прошлое, настоящее, будущее». Просмотр фотографий, слайдов .

Слайд 16

Групповая арт-терапия с маленькими детьми и их родителями. Использование разнообразных изобразительных средств (пластилина, гуаши, акварели, карандашей, бумаги) возможно не только в работе с детьми, не только в детско – родительских группах. Так, интересна модель групповой диадической детско – родительской арт – терапии, предложенная канадским арт – терапевтом Л. Пролксом ( Пролкс Л. 2006). Данная модель рассчитана на совместную работу родителей и детей, начиная с полуторагодовалого возраста. Л. Пролкс показывает возможность проведения арт – терапевтических занятий с детьми, находящимися на том этапе психического развития, когда их изобразительные навыки еще слабо развиты. В то же время, Л. Пролкс считает, что творческое взаимодействие ребенка и родителей может быть реализовано в самых разных формах, обеспечивая укрепление и коррекцию детско – родительских отношений. Программа детско – родительской диадической арт – терапии включает серию групповых занятий с участием не более десяти человек. При этом формируется пять диад «родитель – ребенок». Каждое занятие рассчитано на полтора часа и имеет характерную структуру, включающую: Приветствие и арт – терапевтические занятия за столом; Свободную игру детей с одновременным обсуждением процесса и результатов арт – терапевтического занятия с родителями; Пение, чтение книг, двигательные упражнения; Чаепитие, завершение занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...