Проектирование программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста
статья

Мирошникова Анастасия Леонидовна

       Формирование здорового и безопасного образа жизни является актуальной задачей управления в дошкольном образовании. В настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровья детей волнует родителей и педагогов и является актуальной для России. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektirovanie_programmy_2020.docx29.97 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации г.Екатеринбурга

Управление образования Верх-Исетского района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 510

620043 г. Екатеринбург, ул. Чердынская, 6а

Тел: 234-45-31, e-mail: mdou510@eduekb.ru

Сайт: https://510.tvoysadik.ru/contacts

Проектирование программы

формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

детей дошкольного возраста

                                                                                                                   

Воспитатель

                                                                        МБДОУ-детский сад

комбинированного вида №510

                                                                       Мирошникова Н.Л.

       Формирование здорового и безопасного образа жизни является актуальной задачей управления в дошкольном образовании. В настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровья детей волнует родителей и педагогов и является актуальной для России. Аналитические отчеты мониторинговых исследований, характеризующих состояние здоровья детей, демонстрируют тенденции к увеличению у них хронических заболеваний и патологических отклонений, резкому снижению количества абсолютно здоровых детей во всех возрастных группах, не зависимо от пола [1, 2]. Педагогическое сообщество уделяет серьезное внимание данной проблеме, используя большой арсенал средств для улучшения ситуации. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи и принципы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей [3

      Здоровый и безопасный образ жизни детей обеспечивает эффективность воспитания и образования. Поэтому проблема формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей является целенаправленной, систематически спланированной работой всего педагогического коллектива образовательной организации на длительный период

Понимая качество, как степень соответствия в совокупности его характеристик, определенным требованиями межгосударственного стандарта ГОСТ ISO 9000-2011, Н.В. Третьякова отмечает, что качество собственно педагогической деятельности, направленной на по формирование культуры безопасного и здорового образа жизни в дошкольной образовательной организации целесообразно рассматривать в комплексе, который отражает:

- в личностном развитии – достижения воспитанников, которые связаны с формированием готовности их к ориентированной на здоровье и безопасной жизнедеятельности;

 - структуру, полноту и объем реализации дошкольной образовательной организацией кадровых, материально-технических, научно-методических и иных внутренних ресурсов, необходимых для деятельности по реализации безопасного и здорового образа жизни;

- динамику процессов развития педагогической деятельности дошкольной образовательной организации (целевого, нормативного, критериального, организационного, содержательного, мотивационного) по реализации безопасного и здорового образа жизни;

- уровень совершенствования технологий и подходов к повышению качества и результатов деятельности дошкольной образовательной организации по реализации безопасного и здорового образа жизни [8].

На сегодняшний день в практике управления педагогической деятельностью по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни в дошкольной образовательной организации заложена система работы, которая направлена, прежде всего, на изменение отношения ребенка к собственному здоровью, ориентацию ребенка на поведение, которое способствует сохранению его здоровья.

Рассматривая вопросы управления, через «педагогическую деятельность по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни» в дошкольной образовательной организации, необходимо установить соотношение между понятиями «здоровый и безопасный образ жизни», «культура здорового и безопасного образа жизни», «формирование культуры здорового и безопасного образа жизни».

1. Здоровый и безопасный образ жизни как системное явление, которое складывается из следующих компонентов:

- Создание безопасной окружающей среды, которая способствует всестороннему развитию организма и не вредит здоровью.

- Обучение основам здоровья и правильного образа жизни с раннего детства (в семье и образовательных учреждениях).

- Отказ от вредных привычек и формирование негативного отношения к ним.

- Формирование представлений (образов) о вошедших в повседневную практику нормах и правилах безопасного поведения человека, а также методах и средствах их воплощения в жизнь.

- Необходимость регулярной физической активности, интенсивность которой соответствует возрасту и общему состоянию организма.

- Формирование культуры питания, которая подразумевает употребление здоровой пищи в умеренных количествах.

2. Культура здорового и безопасного образа жизни является сложным интегральным качеством личности, составляющей частью общей культуры человека, включающей в себя знания, умения и навыки, нормы поведения и личностные ориентиры, установки, направленные на укрепление, сохранение и психологического и физического здоровья ребенка как ценностной составляющей культуры и способствующей эмоциональному и познавательному его развитию, достижению запланированных результатов освоения соответствующей новому образовательному стандарту дошкольного образования программы обучения и воспитания [9].

3. Процесс формирования культуры безопасного и здорового образа жизни представляет собой деятельность по привитию ребенку необходимых знаний, навыков, умений в области укрепления и сохранения психологического и физического здоровья, правил и норм безопасного поведения, а также воспитанию внутренней потребности в обеспечении здорового образа жизни, личной и общественной безопасности [10].

Процесс формирования культуры здорового и безопасного образа жизни включает в следующие компоненты: когнитивный компонент, эмоционально-мотивационный компонент и поведенческо-деятельностный компонент.

Обеспечение качества педагогической деятельности дошкольных образовательных организаций в направлении формирования культуры безопасного и здорового образа жизни заключается в создании и применении здоровье-сберегающих технологий – технологий, направленных на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования, заключающейся в сохранении, поддержании и обогащения здоровья детей.

Здоровьесберегающие технологии, которые используются сегодня в системе дошкольного образования, реализуют две линии развивающей оздоровительной работы с детьми – это приобщение к физической культуре и спорту, использование разнообразных развивающих форм работы по оздоровлению [11, 12].

Таким образом, в настоящее время детей формирование культуры безопасного и здорового образа жизни на протяжении всей образовательной деятельности, является актуальным. Основу этой деятельности составляет модель управления, включающая: формирование педагогическими средствами здоровье-ориентированной личностной позиции ребенка (мотивация на здоровый образ жизни, формирование валеологических навыков, формирование полезных привычек); физкультурно-оздоровительное сопровождение детей (занятия физической культурой); психолого-педагогическое сопровождение оздоровительных программ (индивидуальных, групповых); мониторинг уровня физического развития и состояния здоровья детей (систематизация и хранение информации о состоянии здоровья воспитанников); медицинское и санитарно-гигиеническое сопровождение (проведение работы по диагностике состояния здоровья детей).

Проектирование программы, направленной на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, а также организация всей работы по ее реализации строится на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности. Комплексное управление процессом здорового и безопасного образа жизни, с использованием данной программы, предполагает: создание здоровьесберегающей среды, формирование осознанного здоровьесберегающего поведения.

Цель программы заключается в сохранении и укреплении здоровья детей, в формировании у детей, родителей и педагогов ответственности за сохранение собственного здоровья и безопасности жизни.

 К задачам программы в дошкольной образовательной организации относятся:

1. Разработка алгоритма деятельности всех участников образовательного процесса, ориентированного на соблюдение безопасного и здорового образа жизни.

2. Обеспечение условий укрепления, сохранения физического и психического здоровья детей с учетом их возрастных особенностей.

3. Разработка и апробация системы педагогических воздействий, которые направлены на формирование у детей понимания здоровья, как самой важной ценности человека.

4. Изучение и внедрение в практику дошкольной образовательной организации современных технологий обучения здоровому образу жизни, обеспечивающих укрепление и сохранение здоровья детей за счет развития здоровьесберегающих навыков и умений.

5. Создание оздоровительного микроклимата, соответствующей предметной среды для реализации двигательной активности детей.

6. Активизация педагогического потенциала семьи по вопросам формирования ценностного отношения к здоровью через использование в работе с родителями по пропаганде безопасного и здорового образа жизни инновационных форм.

7. Организация консультативной помощи родителям по вопросам оздоровления и физического воспитания детей.

В таблице 1 представлены основные направления реализации программы.

Ожидаемые результаты реализации программы:

− Реализация научно-методологических подходов к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства, к организации деятельности по сохранению здоровья детей в дошкольной образовательной организации и в семье.

− Формирование у детей основ валеологического сознания, необходимости заботиться о своем здоровье.

− Обеспечение развития движений и двигательных способностей детей в соответствии с программными требованиями.

− Повышение уровня адаптации к современным условиям жизни.

− Снижение уровня заболеваемости и улучшение показателей здоровья детей.

Таблица 1

Основные направления реализации программы

Направление

Задачи

Работа с детьми

- укреплять здоровье детей и улучшать их двигательную активность с учетом способностей и индивидуальных возможностей;

- формировать осознанное отношение детей к своему здоровью, учить понимать их значение и преимущество отличного самочувствия;

- удовлетворять потребность в двигательной активности детей;

 - стимулировать у детей развитие навыков личной гигиены и контролировать их неукоснительное выполнение;

- формировать у детей необходимость заниматься физической культурой и эмоционально-положительное отношение к различным видам двигательной активности;

 - обогащать у детей представления и умения участвовать в подвижных играх и упражнениях;

- формировать у детей умения сохранять правильную осанку;

 - воспитывать у детей чувство уверенности в себе;

–целенаправленно развивать у детей физические качества

Работа с педагогами

- знакомиться с научными исследованиями в области охраны здоровья детей, экологического образования, здоровьесберегающих технологий, формирования у детей потребности в здоровом образе жизни;

- внедрять в области физического развития детей современные инновации; технологии их обучения и воспитания с учетом функциональных и возрастных особенностей, современные образовательные программы;

–неукоснительно соблюдать гигиенические требования к организации жизнедеятельности детей в условиях детского сада;

- повышать квалификацию педагогов по вопросам охраны и развития здоровья детей;

- разработать и реализовать просветительские программы для родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей -организовывать дифференцированную спортивно-оздоровительную работу в зависимости от психоэмоциональных и физических особенностей детей.

Работа с родителями

-формировать поведенческие навыки здорового образа жизни у членов семьи, мотивацию здоровья - способствовать накоплению знаний у родителей по грамотной организации оздоровительной деятельности в семье и обогащать опыт оздоровительной деятельности;

 -активизировать интерес родителей на самостоятельный поиск способов решения проблем в области здоровья и безопасности и на творчество -оказывать помощь родителям в вопросах укрепления и сохранения здоровья детей;

- изучать, распространять и обобщать положительный опыт семейного воспитания здорового образа жизни;

- создать установку на совместную работу для решения всех психолого-педагогических проблем развития детей;

-осуществлять валеологическое просвещение родителей в направлении создания в семье психологической экологической среды.

− Оптимальные условия для развития индивидуальности каждого ребенка через осознание своих возможностей и способностей.

− Реализация здоровьесберегающей организации образовательного процесса. − Овладение элементарными навыками оздоровления: уход за полостью рта, закаливающие процедуры, самомассаж.

Основу программы составляет нормативно-правовая база, включающая федеральные и региональные законодательные документы, уставные документы дошкольной образовательной организации:

1. Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ [13];

2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 [14];

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» [15];

4. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011г. №323-Ф3[16];

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010г. №2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» [17].

6. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 05.11.2013г. №822-н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях» [18].

 7. Приказ Минздрава России от 30.06.92 №186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях» [19].

Вопрос о формировании культуры здоровья и безопасности одновременно с физическим воспитанием освещается в исследованиях З.И. Нестеровой [20, с. 97–101]. Разработанная, методика позволяет вырабатывать у детей понимание полезности физической культуры для укрепления здоровья, развития организма и воспитывать стремление самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Подобным образом должны рассматриваться и все остальные направления оздоровительной работы в детской образовательной организации. И только в этом случае – в случае интеграционных процессов, возможно формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у детей.

В рамках реализации программы мною были реализованы следующие физкультурно-оздоровительные мероприятия:

1) Система закаливающих мероприятий.

Основными средствами закаливания организма являются вода, свежий воздух, солнечный свет.

К принципам закаливания относятся: постепенность, индивидуальность, регулярность, многофакторность Факторами закаливания являются: воздух, вода, солнце, рецепторные

При работе по закаливанию детей мы придерживаемся следующих правил:

1 правило. Индивидуальный подход к каждому ребёнку.

2 правило. Систематическое проведение процедур во все времена года, без перерывов.

3 правило. Постепенное увеличение силы закаливающего воздействия с учётом самочувствия ребёнка.

4 правило. Проведение закаливания на положительном эмоциональном фоне.

2) Работа с родителями.

Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями, которая заключается в привлечении родительского внимания к здоровому образу жизни в воспитании детей и привитие общечеловеческой культуры. В работе с родителями использую следующие формы работы: проведение родительских собраний, консультаций, семинаров-практикумов; анкетирование; выпуск информационных листов; педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам; дни открытых дверей; экскурсии по детскому саду для родителей вновь прибывших детей; совместные занятия для детей и родителей; показ занятий для родителей; круглые столы с привлечением специалистов; организация совместных дел (уборка территории, постройка горки, чистка от снега участка и др.)

Программа мероприятий может быть рекомендована для использования ее в дошкольных образовательных организациях для работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Список использованной литературы

  1. Айзман, Р.И. Здоровье населения России: медико – социальные и психолого-педагогические аспекты его формирования [Текст] / И. Айзман. – Новосибирск: Новосиб. гос. пед. ун – т, 1996. – 28 с.
  2. Айзман, Р.И. Мониторинг физического и психического здоровья молодежи / Р.И. Айзман, Н.И. Айзман, М.С. Головин, К.М. Жомин, А.В. Лебедев, В.Б. Рубанович [Текст] // Медико-социальная экология личности: состояние и перспективы материалы XII Международной конференции; ответственный редактор В.А. Прокашева. – 2014. – С. 362 – 364.
  3. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки № 1155 от 17.10.2013, зарегистрирован в минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384), вступил в силу с 1 января 2014 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.firo.ru (дата обращения: 2.01.20120).
  4. Барханская, Е.В. Развитие адаптационных ресурсов здоровья как фактор обеспечения стрессоустойчивости учащихся [Текст] / Е.В. Барханская // Известия Самарской государственной сельскохозяйственной академии. – 2015. – № 2. – С. 71 – 75.
  5. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века [Текст] / сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова и др. – М.: Гардарики, 2008. – 164 с.
  6. Куган, Б.А. Управление здоровьесбережением в образовании [Текст] / Б.А. Куган // Человек. Спорт. Медицина. – 2007. – № 26 (98). – С. 102 – 107.
  7. Таманаева, М.Н. Управление процессом формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательной организации [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). – М.: Буки – Веди, 2015. – С. 120 – 123.
  8. Третьякова, Н.В. Качество здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций: теория и технология обеспечения [Текст]: монография / Н.В. Третьякова, В.А. Федоров. – Екатеринбург: Рос. гос. проф. – пед. ун – т, 2014. – 198 с.
  9. Пичугина, Н.О. Дошкольная педагогика [Текст]: конспект лекций / Н.О.Пичугина. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384 с.
  10. Гафнер В. В. Культура безопасности [Текст]: аналитический обзор диссертационных исследований (педагогические науки, 2002 – 2012 гг.); ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун – т» / В.В. Гафнер. – Екатеринбург, 2013. – 200 с. – (Серия «Педагогика безопасности»).
  11. Третьякова, Н.В. Стратегические установки по управлению качеством здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций [Текст] / Н.В. Третьякова, Т.В. Андрюхина, Е.В. Кетриш // Сибирский педагогический журнал. – 2015. – № 3. – С. 159 – 164.
  12. Черкашин, В.П. Особенности проведения занятий по физической культуре в период подготовки к обучению в школе [Текст] / В.П. Черкашин, Н.В. Филогенова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2009. – № 5 (51). – С. 103 – 107.
  13. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ (с изм. от 29.07.2017 г.)) [Электронный ресурс]. – URL: http://gia.edu.ru (дата обращения: 05.01.2020)
  14. СаНПиН 2.4.1.3049 – 13 (с изм. от 04.04.2014) «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»: Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. N 28564 [Электронный ресурс] / Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. – URL: http://files.stroyinf.ru 4293780935.htm (дата обращения 04.01.2020)
  15. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования [Электронный ресурс] / Система ГАРАНТ. – URL: http://base.garant.ru (дата обращения: 05.01.2020)
  16. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323 – ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 01.11.2011) [Электронный ресурс] / Консультант Плюс. – URL: https://giod.consultant.ru (дата обращения: 06.01.2020)
  17. Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 № 2106 Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников [Электронный ресурс] / Система ГАРАНТ. – URL: http://base.garant.ru (дата обращения: 05.01.2020)
  18. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 5 ноября 2013 г.№ 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] / Система ГАРАНТ. – URL: http://base.garant.ru(дата обращения: 05.01.2020)
  19. Приказ Минздрава РФ и Минобразования РФ от 30 июня 1992 г. № 186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях» [Электронный ресурс] / Система ГАРАНТ – URL: http://base.garant.ru/4171080 (дата обращения: 05.01.2020)
  20. Нестерова, З.И. Заботиться о своем здоровье [Текст] / З.И. Нестерова // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 6. – С. 97–101.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы в ДОУ по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста.(Из опыта работы)

В данном докладе сформированы основные мысли об организации работы в детском саду по формированию культуры ЗОЖ...

"Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни детей"

Большую часть дня дошкольник проводит в детском саду, поэтому именно там все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести нео...

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста

Формировать профессиональную позицию педагога, характеризующую мотивацией к здоровому образу жизни, ответственности за своё здоровье и здоровье детей.Формировать у детей интегративные качества: овладе...

Проект по формированию культуры здоровья и безопасного образа жизни детей для младшей группы

В данном проекте представлена ценность здорового образа жизни,проанализирована проблема связанная с сохранением и укреплением здоровья детей и формированием желиния и стремления вести зоровый образ жи...

«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста через взаимодействия с родителями»,

Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не смо...

Особенности формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста в процессе реализации ФГОС ДО.

В старшем  дошкольном возрасте уже можно знакомить ребят с возможностями здорового человека. Рационально расширять набор представлений о рациональном питании (объеме пищи, последовательности её п...

Проект «Здоровый и безопасный образ жизни детей раннего возраста»

laquo;Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детейзависит их духовная жизнь, мировоззрение,умственное развитие, прочность знаний,вера в свои силы»...