РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (средняя группа)
Аннотация: В статье обосновывает необходимость более высокого уровня развития мелкой моторики ребёнка дошкольного возраста. Кратко излагаются основы авторского подхода к данной проблеме, включая этап развития полифонических способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_motorika_92.doc | 847 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: В статье обосновывает необходимость более высокого уровня развития мелкой моторики ребёнка дошкольного возраста. Кратко излагаются основы авторского подхода к данной проблеме, включая этап развития полифонических способностей.
Ключевые слова: дошкольник, развитие ребёнка, мелкая моторика, крупная моторика, распределение внимания, полифонические способности, аппликатура, обучение на музыкальном инструменте.
Развитие моторики имеет большое значение для всех людей без исключения. Под данным понятием подразумевается вся сфера двигательных функций организма, объединяющая их биомеханические, физиологические и психологические аспекты [2].
В педагогической литературе существует разделение на так называемую мелкую и крупную моторику. В настоящее время по уровню развития крупной моторики, состоящему в овладении определёнными видами движений (переворачивание, наклоны, ходьба, ползание, бег, прыжки и т.п.) и их координации, определяется уровень психофизиологического развития ребёнка, выявляются заболевания и функциональные расстройства различной этиологии (виды параличей, ДЦП и др.). Большая часть исследователей утверждает, что развитие мелкой моторики, состоящее в овладении движениями пальцев рук, оказывает значительное влияние на становление речи ребёнка, его умственных способностей.
Активное развитие мелкой моторики происходит, в частности, в процессе игры на музыкальном инструменте. Однако начальный период обучения является очень сложным. Это приводит к тому, что многие дети прекращают освоение данного вида деятельности, несмотря на наличие первоначального интереса к ней, что, вероятно, объясняется и неготовностью ребёнка к обучению, которое может принести ему несомненную пользу.
Развитию крупной моторики у до- школьников уделяется большое внимание. В методиках музыкального воспитания выделены специальные разделы, чётко обозначены движения, которые необходимо продемонстрировать в том или ином возрасте, постоянно совершенствуются методические приёмы освоения танцевальных, ритмопластических движений. Развитием мелкой моторики занимаются не меньше: в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) существуют посвящённые ему программы, также не стоящие на месте. Особое значение в них придаётся массажу, в том числе пальчиков рук и т.п.
Однако анализ психолого-педагогической литературы по вопросам начального обучения детей игре на музыкальном инструменте, интервьюирование педагогов, а также собственная длительная педагогическая практика в музыкальной школе (более 30 лет) показали, что у ребёнка, приступающего к такому обучению, часто отсутствует необходимый уровень готовности мелкой моторики. Об этом свидетельствуют трудности извлечения звуков (!) разными пальчиками уже на начальном этапе (в нашем случае – обучения игре на фортепиано); освоения приёмов прикосновения, «погружения» в клавишу (от которого зависит создание музыкального образа); исполнения так называемых «техничных произведений» на последующих этапах обучения; освоения аппликатуры (под понятием «аппликатура», от лат. applico – прижимаю, прикладываю, традиционно понимается способ расположения и порядок чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте, а также обозначение этого способа в нотах).
Таким образом, ребёнок, длительное время занимавшийся в ДОУ по программам музыкального воспитания, оказывается недостаточно готов к дальнейшему обучению не только игре на музыкальном инструменте, но и к обучению в общеобразовательной школе (у него устают ручки, пальчики при письме, рисовании и т.п.). Для выявления причин данной «неготовности» необходимо проанализировать программы развития мел- кой моторики у детей дошкольного возраста, психолого-педагогическую и музыкально-педагогическую литературу по указанной проблеме. Анализ выявил следующие формы и виды деятельности, в которых происходит развитие мелкой моторики:
- выполнение пальчиками рук особых движений и действий, позволяющих достичь поставленной цели (игры «Конструктор», «Отдели горох от фасоли» и т.п.);
- создание образов посредством комбинации пальчиков вне организованного времени (например, описанные в работе [8]);
- освоение музыкальных игр и песенок, в которых пальчики имеют традиционные названия (большой, средний, указательный и т.п.) и должны выполнять ряд действий.
Заметим, что в методиках обучения игре на музыкальных инструментах имеется ряд общих моментов. Перечислим их.
- Пальчики имеют свои названия, «музыкальные имена» (1, 2, 3, 4, 5), с которыми дошкольник не знакомится до обучения игре на инструменте. Это означает, что ребёнок в самом начале обучения столкнётся с необходимостью замены уже за- креплённых в его сознании символов на другие.
- Смена пальчиков при исполнении музыкального произведения будет происходить не только очень быстро, но и в определённом, строго организованном музыкальном ритме. Данный вид деятельности не осваивается в методиках музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
- Создание музыкального образа основано на особых способах прикосновения к клавише, извлечения звука на инструменте. У дошкольника отсутствует опыт, основанный на не- обходимых тактильных и слуховых ассоциациях.
- Исполнение музыкального произведения, например на фортепиано, основано на различных действиях обеих рук одновременно (!).
К данной деятельности ребёнок полностью не подготовлен ввиду отсутствия программ, направленных на развитие полифонических способностей, которые основаны на высоком уровне развития распределения внимания и координации движений [7]. К сожалению, в настоящее время такие программы не внедрены в образовательный процесс дошкольников. Не обладая достаточно высоким уровнем развития полифонических способностей, ребёнок оказывается не в состоянии одновременно с воспроизведением ритмического и звуковысотного рисунка выполнять также требования аппликатуры, применять различные способы прикосновения к клавише в зависимости от воссоздаваемого музыкального образа, координировать движения сообразно темпу, динамике музыкального произведения.
Заметим, кроме того, что развитие мелкой моторики основано на определённом уровне развития полифонических способностей и будет иметь значение как для обучения игре на музыкальном инструменте, так и для обучения в общеобразовательной школе: ручки, пальчики ребёнка будут более приспособлены к новым нагрузкам, а значит, он будет меньше уставать и сможет фиксировать боль- шее внимание на анализе слуховых и зрительных ощущений.
Длительный эксперимент показал, что у детей дошкольного возраста развитие мелкой моторики может достичь более высокого уровня.
Начальным, фундаментальным этапом, безусловно, является развитие крупной моторики. Не случайно замечательный швейцарский педагог-музыкант Эмиль Жак-Далькроз, создатель методики и собственной школы, предупреждал, что обучаться игре на музыкальном инструменте (в частности, фортепиано) нельзя в случае наличия у ребёнка «нервных движений» до их полной коррекции на основе развития ритмопластических движений, т.е. крупной моторики. Этому посвящена многочисленная музыкально-педагогическая литература, позволяющая развить крупную моторику дошкольника в процессе его музыкального воспитания на высоком уровне [1, 3, 4, 5].
Второй этап связывается нами с развитием полифонических способностей [7]. На данном уровне ребёнок должен в игре научиться выполнять одновременно разные действия различными (крупными) частями тела (например, одновременно правой и левой руками, ногой и рукой и т.п.). Данные игровые упражнения (хотя и малочисленные) присутствуют в программах различных дисциплин дошкольного воспитания, тем не менее развитие полифонических способностей требует создания особых про- грамм, особого подхода педагогов к их развитию у дошкольника.
Третий этап, по нашему мнению, основан на развитии мелкой моторики, состоящей в выполнении ребёнком определённых действий пальчиками рук во вневременной организации. Данный уровень не связан с музыкальным развитием. На нём можно осваивать с ребёнком различные игровые упражнения, направленные на развитие мелкой моторики («Раздели горох и бобы», «Построй домик из конструктора», «Крабстроитель» и др.). При этом действия могут выполняться в неопределённое время.
В качестве примера хотелось бы привести игры и игровые упражнения, описанные в работе [8] и объединённые названием «Театр теней». Создаём образ киски-1: на звук шшшшшш необходимо с напряжением согнуть фаланги пальчиков, на слово мяу ручку и пальчики расслабить. Более высокий уровень развития моторики предполагает выполнение действий пальчиками рук в приблизительно обусловленное время, рамки которого создаёт текст, в том числе и стихотворный, как при создании образа киски-2:
А у нашей киски Ушки на макушке, Чтобы лучше слышать Мышь в её норушке.
Необходимо поднять ручку вверх, пальчики выпрямить, затем согнуть указательный, средний и безымянный, а большой и мизинец оставить, не сгибая.
Четвёртый этап развития мелкой моторики в музыкально-педагогической литературе отсутствует. В то же время нами осознаётся необходимость его освоения: ребёнок дол- жен научиться выполнять действия не только «крупными частями тела», но и пальчиками, в строго определённое музыкальной фразой время, определённым приёмом. Данный этап значительно отличается от предыдущего: читая стихи, можно в любом месте остановить или замедлить чтение, тогда как остановка в песенке способна уничтожить саму мелодию. Вот почему ребёнок вынужден выполнять нужные движения определёнными пальчиками в строго определённое время. На данном этапе до- школьник учится делать движения пальчиками («пальчиковые» образы) соразмерно звучащей музыке и словам, подчиняясь музыкальному ритму, темпу и метру. С этой целью авто- ром статьи были написаны специальные песенки, освоение которых даёт возможность научиться выполнять такие движения, развивает произвольное внимание, распределение внимания, координацию, а также волю. В качестве примера приведём песенку «А у киски есть дружок» [7, с. 87].
Пятый этап основан на выполнении действий в строго организованном музыкальном времени конкретными пальчиками. При этом можно использовать песенки «Считалочка 1» [7, с. 85] и «Считалочка 2» [7,с. 86].
Эти песенки дети любят повторять и разучивать, несмотря на значительные трудности, которые с этим связаны. Они состоят в следующем: ребёнок должен запомнить «музыкальные» названия пальчиков (1-й = большой и т.п.); выполнять нужные движения определённым пальчиком какой-либо рукой в строго определённое время; выполнять нужные движения разными пальчиками обе- их рук в строго определённое время.
До освоения песенки, с целью преодоления вышеописанных трудностей, педагог должен рассказать, что пальчики в музыкальной стране имеют свои названия: большой = 1-й, указательный = 2-й, средний = 3-й, безымянный = 4-й, а мизинец = 5-й; ознакомить и разучить с детьми игровое задание «Нужный пальчик, поклонись!». Содержание его заключается в том, что педагог называет пальчик «музыкальным именем» (например: «1-й или 2-й и т.п. паль- чик, поклонись!»), а ребёнок должен согнуть названный пальчик, т.е. по- клониться им. После этого дети разучивают песенку.
Освоение вышеперечисленных этапов в строгой последовательности позволяет ребёнку на достаточно высоком уровне развить мелкую моторику (имеется в виду доинструментальный этап). Однако для под- готовки ребёнка к чтению записи аппликатуры (и нотного текста) не- обходимо сформировать и освоить дополнительные умения и навыки на следующих этапах развития мелкой моторики, которые не могут быть описаны в рамках одной статьи. Последующие этапы, по нашему убеждению, связаны с одно- временным, комплексным развитием чувства ритма, а также чтения его записи одновременно с записью аппликатуры, что указывает на высокий уровень развития полифонических способностей. Практика показала, что все дети в играх с интересом осваивают достаточно сложные игровые задания.
Литература
- Бабаджан, Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста / Т.С. Бабаджан. – М. : Просвещение, 1957.
- Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК ; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2004.
- Ветлугина, Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. / Н.А. Ветлугина. – М: Просвещение, 1982.
- Жак-Далькроз, Э. Ритм : Его воспитательное значение для жизни и для искусства / Э. Жак-Далькроз // Театр и искусство. – СПб., 1922.
- Радынова, О.П. Песня, танец, марш : конспекты занятий и развлечений по 2-й теме программы «Музыкальные шедевры» с детьми 3–5 лет / О.П. Радынова – М. : Изд-во ГНОМ и Д., 2003.
- Рогова С.А. Музыкальные кубики / С.А. Рогова. – Пенза : Изд-во ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2009.
- Рогова, С.А. Развитие полифонических музыкальных способностей детей 4–5 лет : Дисс. … канд. психол. наук / С.А. Рогова. – Тамбов, 2006.
- Нижегородцева, Н.В. Психоло-педагогическая готовность ребёнка к школе / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. – М. : ВЛАДОС, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как эффективное средство развития речи и развитие познавательной сферы.
Работа с детьми по развитию мелкой моторики рук, через систему разнообразных игр, упражнений, заданий....
ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 3 до 5 лет) 2года обучения:
Пояснительная записка:актуальность,цели и задачи программы,расписание образовательной деятельности и режим работы кружка,ожидаемые результаты, формы подведения итогов,учебно - тематическое планировани...
ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 5 до 7 лет) 2 года обучения:
Содержание. 1.Пояснительная записка2.Учебно-тематическое планирование3. Перспективный план занятий кружка «Умелые пальчики» в старшей группе4. Перспективный план занятий кружка «...
Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
Конспект открытого занятия для детеймладшего дошкольного возрастана тему:«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»....
ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Султангалиева Лейсан Мавзировна Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» на 2020 -2021 учебный год средний дошкольный возраст
Повысить свой теоретический уровень знаний посредством изучения методической литературы; повысить профессиональное мастерство и компетентность; овладение инновационными педагогическими технологиями по...
Опыт работы по развитию мелкой моторики По теме: «Пальчиковая живопись, как инструмент развития мелкой моторики руку детей дошкольного возраста»
Публикация на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста....