Годовой аналитический отчет воспитателя:
методическая разработка
Годовой аналитический отчет воспитателя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskiy_otchet_vospitatelya.docx | 30.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Годовой аналитический отчет воспитателя:
как правильно его написать.
Педагоги дошкольного образования ведут много педагогической документации. Это возлагает на них дополнительную нагрузку и снижает качество документов, которые они составляют. Иногда отчет или план воспитателя пишет только ради того, что бы он был, пренебрегая содержанием. Формальное отношение к делу приводит к общей профессиональной неудовлетворенности. Немалая часть работы кажется воспитателю бессмысленной, а нагрузка чрезмерной. Получается замкнутый круг. Чтобы из него выйти, нужно внести в профессиональную деятельность максимальную осмысленность.
Разберем эту проблему на примере годового аналитического отчета воспитателя. Педагог учит детей относится к своим действиям осознанно. Для этого используют рефлексивные моменты НОД, обсуждая занятие, что понравилось, чем занимались и т.д. При этом на анализ своей деятельности у него никогда нет времени, а годовой аналитический отчет – ненужная бумага.
Для чего нужен аналитический отчет в конце года.
Согласно ФГОС ДО требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования – ориентиры для анализа профессиональной деятельности. Годовой аналитический отчет позволяет воспитателю проанализировать свою работу, осмыслить успешность или неуспешность усилий в организации образовательного процесса. Составляя его, педагог сводит результаты педагогической диагностики, определяет и фиксирует проблемы, ставит новые задачи.
Таким образом, главная цель годового аналитического отчета – выявит положительные и отрицательные стороны организации образовательного процесса и образовательной среды, чтобы эффективно разрабатывать рабочую программу.
Кроме того, годовой аналитический отчет повышает профессиональный уровень педагога, создает предпосылки для непрерывного образования и личностного роста.
Чем аналитический отчет отличается от аттестационных
материалов.
В некоторых ДОУ для составления годового отчета администрация предлагает воспитателям материалы, схемы, которые используются при аттестации. В этом есть логика: педагогу будет легче пройти аттестацию, если он заранее собирает и систематизирует материалы по определенной форме. Но годовой аналитический отчет и отчет, который готовит педагог к аттестации, заполняя информационные карты, отличаются задачами.
Аттестационные материалы демонстрируют высокий уровень профессиональной компетентности воспитателя и доказывают, что его притязания на заявленную категорию оправданы.
В словосочетании «годовой аналитический отчет» главный смысловой акцент нужно делать на прилагательном «аналитический». Иначе он превратится в доклад об успехах и достижениях.
Кроме того, аттестационные документы воспитатель готовит один раз в 5 лет, а анализировать свою деятельность необходимо как минимум один раз в год, чтобы повысить качество, результативность образовательного процесса.
Какие требования предъявляются к форме отчета.
Форма аналитического отчета воспитателя не регламентирована. педагогические коллективы свободны в своем выборе, и нет необходимости в том, чтобы все ДОУ использовали единую форму годового аналитического отчета. В каждой образовательной организации, реализующей ООП ДО, могут быть свои особенности его написания. Однако можно выделить общие обязательные пункты:
- Общая характеристика группы;
- Цели и задачи, которые были поставлены на данный период;
- Анализ условий реализации ООП (образовательной среды)
- Обобщенный анализ результатов педагогической диагностики;
- Анализ работы с детьми с особыми образовательными потребностями;
- Анализ взаимодействия с родителями воспитанников;
- Анализ результатов профессионального развития воспитателя;
- Общие выводы на следующий год.
Самое главное в отчете – анализ. Основная его часть – разбор и оценка фактических данных, а сами данные могут быть внесены в приложение в виде таблицы (приложение). Это сделает отчет компактным, содержательным.
В анализе необходимо выделить самостоятельно положительные стороны и проблемы.
Что писать в аналитическом отчете.
Остановимся подробно на каждом пункте годового аналитического отчета воспитателя.
- Общая характеристика группы: в этом пункте не должно быть общих фраз. Не стоит расписывать, как резвились дети в течении года, какие сложились отношения между детьми и педагогами и т.д. О развитии воспитанников нужно говорить на основании педагогической диагностики, а о сложившихся партнерских отношениях – описывая образовательную среду.
- Цели и задачи на данный период: здесь педагог перечисляет цели и задачи, которые он ставил на этот год.
- Анализ образовательной среды в группе: в этом пункте воспитатель описывает и оценивает условия, обеспечивающие развитие дошкольников, используя таблицы (см. приложение).
- Разработка программно-методического сопровождения образовательного процесса.
Название и вид программно-методической продукции (программа, конспект, сценарий и т.д.) | Дата утверждения (для планов, рабочих программ) |
- Создание условий, безопасных для жизни и здоровья детей (по результатам диагностики)
Информация о заболеваемости (%) | Информация о наличии случаев травматизма(в%) |
- Использование образовательных технологий (ОТ)
Используемые технологии | Цель использования | Результат |
- Проектирование РППС в соответствии с ОП ДОО и требованиями ФГОС ДО.
Запланированные направления развития РППС | Результаты реализации запланированных направлений развития РППС |
- Итоговые мероприятия, проведенные в течении года согласно тематическому плану.
Форма проведения | Название мероприятий | Уровень организации и результативность |
Воспитатель самостоятельно определяет уровень организации и результативность мероприятия и отмечает его как высокий/ средний/ низкий.
- Результаты участия воспитанников в олимпиадах, смотрах, конкурсах, турниров, выставках, соревнованиях и т.д.
Уровень и название мероприятия | Результат участия | |
Количество участников | Количество победителей, лауреатов, приэеров |
Далее необходимо рассмотреть только самые сильные стороны и результаты образовательной деятельности и самые слабые, проблемные, затем внести их в таблицу анализа:
Сильные стороны | Слабые стороны | Возможности |
То, что находится в пределах нормы, очевидно для воспитателя, администрации ДОО, осуществляющей контроль, коллег. Под словом «проблема» подразумевается вопросы, которые требуют внимания: воспитанники не достигли результатов, воспитатель не предоставил возможности для развития способностей детей и т.д. Например, дети старшей группы увлеченно занимаются с конструктором, проявляют способности, фантазию, конструкторское мышление. Воспитатель успешно интегрирует разные образовательные области на этих занятиях, реализует проекты, организует конкурсы. Такую работу воспитатель ставит себе в плюс. Но будет также интересен этот конструктор детям в подготовительной группе? Получат ли способности детей дальнейшее развитие? Получат, если воспитатель при поддержке родителей предоставит детям возможность заниматься с более сложным конструктором, например трехмерным, который не ограничивает конструкторское мышление и фантазию ребенка.
- Анализ результатов педагогической диагностики: воспитатель обобщает результаты педагогической диагностики, отмечает, по каким направлениям у воспитанников самые высокие (сильные стороны), а по каким самые низкие (слабые стороны) показатели. Далее рассматривает возможности для коррекции низких показателей и поддержки точек роста.
Как приложение к данному пункту педагог использует таблицы с результатами педагогической диагностики. Они заполняются по форме, предложенной авторами диагностики.
- Анализ работы с детьми с особыми образовательными потребностями: педагог анализирует работу не только с детьми с ОВЗ, но и с воспитанниками, требующими особого педагогического подхода и индивидуальной работы, в том числе с одаренными дошкольниками.
- Работа с детьми с особыми образовательными потребностями.
Категории детей с разными образовательными потребностями | Наличие индивидуальных планов, маршрутов и т.д. | Результаты индивидуальной работы с воспитанниками. |
Сильные стороны – те формы индивидуальной работы, которые дали положительный результат, а слабые – то, что не оказалось результативным или планировалось, но не было реализовано.
- Анализ взаимодействия с родителями воспитанников: воспитатель не только называет наиболее и наименее результативные формы из тех, что применялись в течении года, но и рассматривает возможность использования новых форм.
- Формы взаимодействия с родителями.
Формы и взаимодействия и сотрудничества | Охват родителей формами сотрудничества (в%) |
- Удовлетворенность родителей качеством образовательного процесса и условиями пребывания ребенка в группе.
Форма сбора информации | Доля родителей, удовлетворенных качеством образовательного процесса и условиями пребывания детей в ДОУ |
- Анализ результатов профессионального развития воспитателя: прежде чем определить что удалось, и что не удалось в плане профессионального развития, воспитатель указывает над какой методической темой и в течении какого срока он работал. Педагог фиксирует, какие источники профессиональной информации он задействовал, оценивает их полезность:
- Изучила ….. ;
- Ознакомилась …..;
- Расширила имеющиеся представления о …..;
- Взяла за основу для разработки …… .
Это важная часть методической копилки. Невозможно удержать все в памяти. К ней всегда можно вернуться и что – то уточнить, подготовится к докладу, дать полезный совет коллегам. В качестве сильных сторон воспитатель фиксирует то, что он успешно применял на практике.
Также в годовом аналитическом отчете воспитатель рассматривает образовательные технологии, которые использует в работе. Следует обратить внимание, что если в течении года был реализован всего один проект, то не корректно писать, что воспитатель использовал проектную технологию в образовательном процессе. Нужно указать, что он эту технологию освоил.
Не следует формулировать так: «использовал элементы образовательных технологий». Образовательные технологии – целостная система, в которой все элементы взаимосвязаны. И если какой – то элемент из нее вычленяется, то об использовании технологии речь не идет. Можно говорить лишь об отдельном приеме.
В качестве положительных сторон воспитатель отмечает успешное транслирование собственного опыта, обучение на курсах повышении квалификации, которое помогло его развитию как профессионала. Как и в других пунктах, в приложении фиксируется что сделано, а в анализе только самое эффективное.
В качестве проблемных сторон педагог отмечает то, что не принесло ожидаемых результатов. Не нужно бояться низко оценивать свое участие в методических мероприятиях и качество их организации. объективная профессиональная самооценка всегда полезна, а годовой отчет – внутренний документ ДОУ. Если несколько членов коллектива выскажут обоснованное мнение, что курсы были организованы плохо, администрация в будущем может рассмотреть другое учреждение дополнительного профессионального образования для их прохождения, в т.ч. дистанционно.
- Повышение квалификации
Тема ПК, стажировки | Организация, осуществляющая ПК | Название и номер документа | Количество часов |
- Изучение научно – методической литературы, чтение профессиональных периодических изданий.
Источник | Результат изучения |
- Транслирование опыта педагогической деятельности
Формы трансляции | Темы |
Выступления, публикация, презентация, открытый показ НОД, мастер класс, педагогический проект и т.д. Указать, где педагог выступал, публиковал, презентовал свой опыт, для кого давал мастер – классы или открытое занятие.
- Участие в работе профессиональных объединений педагогических работников.
Группа/ методическое объединение | Что разработано в результате совместной деятельности |
Любые формы профессиональных объединений педагогов: МО, творческая группа, проектная группа, временная творческая группа и т.д.
- Направление экспериментальной и инновационной деятельности
Направление экспериментальной и инновационной деятельности | Что сделано |
- Участие в профессиональных конкурсах
Уровень конкурса | Название | Результат |
- Общие выводы и задачи на следующий год: воспитатель оценивает образовательную деятельность и ее результативность по всем аспектам и в заключение на основе выявленных проблем и возможностей формулирует задачи на следующий период.
Умение педагога видеть проблемы в своей деятельности и находить пути их решения свидетельствует о его высоком профессиональном уровне.
Такой подход к написанию годового аналитического отчета связывает анализ и планирование в единую систему. Выполнил или не выполнил воспитатель, поставленной задачи – критерий оценки эффективности образовательного процесса. А качественный анализ в свою очередь, позволяет педагогу правильно планировать свою работу. Это дополнительный стимул для профессионального развития. Если воспитатель не видит возможностей для преодоления проблем и развития точек роста, необходимость указать их в отчете побуждает изучить вопрос: опыт коллег, методическую литературу и т.д.
Таблицы – приложения к годовому аналитическому отчету воспитатель заполняет в течении года. Этот фактический материал используется для разных целей: подготовка к аттестации, для участия в профессиональных конкурсах, распределения стимулирующей части фонда оплаты труда.
Объем годового аналитического отчета не определяет его качества. У начинающего воспитателя и воспитателя, имеющего большой педагогический опыт, он может значительно различаться. Но такой подход покажет руководителю ДОУ, видит ли педагог главные проблемы в своей работе, думает ли он над тем, как их преодолеть. Старшему воспитателю это поможет выстроить эффективную программу методической поддержки педагогов.
Материалы взяты из журнала ССВ №6 2017 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗЦЫ ПРИЛОЖЕНИЙ К ГОДОВОМУ АНАЛИТИЧЕСКОМУ ОТЧЕТУ ВОСПИТАТЕЛЯ
ОБРАЗЦЫ ПРИЛОЖЕНИЙ К ГОДОВОМУ АНАЛИТИЧЕСКОМУ ОТЧЕТУ ВОСПИТАТЕЛЯ...
ГОДОВОЙ АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ воспитателей группы общеразвивающей направленности детей (разновозрастной) от 3 лет и старше О РАБОТЕ ЗА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД.
ГОДОВОЙ АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТвоспитателей группы общеразвивающей направленности детей (разновозрастной) от 3 лет и старше О РАБОТЕ ЗА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД....
ГОДОВОЙ АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ВОСПИТАТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ О РАБОТЕ ЗА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД.
ГОДОВОЙ АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ВОСПИТАТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ О РАБОТЕ ЗА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД....
Годовой аналитический отчет воспитателя: как правильно написать
Годовой аналитический отчет воспитателя: как правильно написать?...
Годовой аналитический отчет воспитателей в средней группе по ФГОС
Годовой аналитический отчет воспитателей в средней группе по ФГОС...
Годовой аналитический отчет воспитателя
Работаем с воспитателямиГодовой аналитический отчет воспитателя: как правильно написать Ваши воспитатели каждый год пишут аналитический отчет. Помогает ли вам этот докумен...
Годовой аналитический отчет воспитателей средней группы о работе за 2019-2020 учебный год.
Годовой аналитический отчет воспитателей средней группы о работе за 2019-2020 учебный год. Общая характеристика группы:На начало учебного года в средней группе № 4 списочный состав 27...