Семинар- практикум "«Дистанционные формы взаимодействия детского сада с родителями, условия их использования»
методическая разработка
Цель: повышение коммуникативной компетентности воспитателей в использовании дистанционных форм взаимодействия с родителями воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_distantsionnaya_rabota_s_roditelyami_v_dou.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад «Сказка» п. Магдагачи
Семинар
Тема: «Дистанционные формы взаимодействия детского сада с родителями, условия их использования»
Составлен: старшим воспитателем
Мельниковой Ольгой Александровной
2020г
Цель: повышение коммуникативной компетентности воспитателей в использовании дистанционных форм взаимодействия с родителями воспитанников.
Упражнение "Самый трудный родитель, самый приятный родитель"
Сегодня мы поговорим о взаимоотношениях воспитателей и родителей. В каждой группе есть такие родители, общение с которыми педагогов напрягает, и есть такие родители, с которыми в радость общаться. Многие родители придерживаются мнения, что воспитывать их ребенка должны в детском саду, а родители могут лишь следить за тем, чтобы ребенок был сыт, одет и всё. Встречались с такими родителями, уважаемые коллеги? (Ответы педагогов)
Давайте составим обобщенный портрет родителя, взаимодействие с которым вызывает отрицательные чувства.
Самый трудный родитель:
-капризный, уверенный в своей правоте, считающий педагогов обслуживающим персоналом, высокомерный, слишком умный, агрессивный...
-родители идеализируют своего ребенка, не могут объективно оценить его уровень развития, не хотят видеть недостатки;
-родители равнодушны к своим детям и детскому саду;
-перекладывают ответственность за воспитание и обучение на детский сад;
-низкий культурный и педагогический уровень родителей.
А теперь составим портрет того родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции.
Самый приятный родитель:
-спокойный, тактичный, желающий развивать и заниматься со своим ребенком, в меру активный, помогающий, понимающий...
Спасибо. Скажите, пожалуйста:
• Какие эмоции вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым неприятно вступать в контакт? (неприязнь, злость, недовольство...)
• Были ли в вашей практике такие родители?(да)
• Что вы чувствовали при создании положительного портрета? (радость, положительные чувства)
• Есть ли в ваших группах такие родители?(да)
То есть, все люди разные. И мы кому-то не нравимся, и нам некоторые люди неприятны. Но, каков бы ни был родитель нашего воспитанника, нужно искать подход к нему. Безусловно, для этого необходимо подключить весь свой опыт, а также учесть свои личные особенности, которые помогают продуктивному общению или, напротив, препятствуют ему.
Алгоритм принятия.
Итак, что надо делать, т.е., алгоритм принятия "трудного" родителя:
1. Прежде всего быть терпеливым, надо сдержать свои отрицательные эмоции, постараться найти в родителе его положительные качества;
2. Прежде чем реагировать, надо подумать о мотивах, побуждающих так действовать родителя. Осознание мотивов помогает снять раздражение;
3. Затем принять родителя таким, какой он есть;
4. Попытаться изменить своё отношение к родителю
Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования расширяет права семьи на получение информации об образовательной организации, о программе образования, о возможностях образовательной системы дошкольного образования в целом. В связи с этим появляются дополнительные формы взаимодействия с семьями воспитанников.
Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение. Цель взаимодействия – установить партнерские отношения участников педагогического процесса и приобщить родителей к жизни образовательной организации. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимоуважение, взаимодоверие и взаимопомощь, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в дошкольном учреждении, а также обоюдное желание педагогов и родителей поддерживать контакты друг с другом.
Вопросы повышения эффективности взаимодействия родителей и педагогов детского сада, вовлечение родительской общественности в вопросы повышения качества дошкольного образования, организация эффективного взаимодействия с семьями воспитанников являются на сегодня актуальной задачей дошкольного образования.
На сегодня одними из востребованных форм работы - являются дистанционные формы сотрудничества с семьей. Они значительно расширяют возможности эффективного общения с родителями и оказания им помощи в вопросах развития и воспитания детей. Представим некоторые из них.
Сейчас в большинстве детских садов организационные цели достигаются с наибольшей помощью родительских собраний, информационных стендов. Однако эти методы в современном сообществе зачастую оказываются недейственными: родительские собрания не посещаются, а к информационным стендам никто не подходит.
В решении этой проблемы современному педагогу могут помочь именно социальные сети, которых в настоящее время насчитывается огромное количество. В них участники могут обмениваться фото-, видео-, аудиоматериалами, задавать интересующие вопросы, комментировать информацию. Воспитатель непосредственно может ознакомить законных представителей с планами работы, рекомендовать ссылки для самостоятельного изучения той или иной темы, информировать о предстоящих мероприятиях: праздниках, конкурсах, акциях, семинарах и т.д.
Одним из инструментов взаимодействия педагога с семьей, а также с воспитанниками является мастер-классы. В дошкольном образовании актуальным будет ведение творческих мастер-классов, развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста при помощи небольших по времени видео- роликов с трансляцией разнообразных материалов, познавательных исследований доступных для понимания детей согласно их возрасту. Возможно также актуальным будет выступать не только воспитательно-познавательные видео, но также видео развлекательного характера, подталкивающие детей к подражанию. Например развлекательный канал "Физминутки с воспитателем" или какое-либо другое направление. Родители и дети, увидев знакомые им лица педагога, с интересом и доверием будут следить за развитием такого видео- канала и конечно непосредственно принимать участие в предлагаемых заданиях, привлекая детей к совместной деятельности. Устранится проблема временного контроля, так как воспитатель уже продумал заранее возможное время пребывания у экрана. Уйдет проблема поиска канала с занимательными и развивающими занятиями для детей. Выгодно экономится время, никуда не нужно вести ребенка, все приходит само к вам в дом, снижается возможность контакта с другими людьми, стало быть снижается уровень заболеваемости. Эффект достигнут!
Дошкольное образование должно отвечать современным запросам общества, поэтому согласно новым Федеральным государственным образовательным стандартам в образовательных учреждениях должна быть сформирована информационно-образовательная среда, которая в том числе, в рамках дистанционного образования должна обеспечивать взаимодействие всех участников образовательного процесса: обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности.
Онлайн-консультация – это беседа или обращение к родителям посредством сети Интернет. В чем же преимущества онлайн-консультации? Первое - это экономия времени, а также комфортность общения.
Сейчас такие консультации -наиболее подходящее средство общения. Мы используем различные виртуальные площадки, мобильные приложения, социальные сети. У этой формы общения явно есть свои плюсы:
• удобство и комфорт (экономия времени на дорогу);
• возможность быстро доносить до родителей нужную информацию.
• возможность записи видеотрансляции для последующего неоднократного просмотра мероприятия.
• оперативно получать обратную связь.
Использование таких форм общения и взаимодействия с родителями реализуются на основании принципа партнерства и диалога.
Работа по педагогическому взаимодействию с семьями представляется четырьмя группами форм:
-информационно-аналитическая;
-познавательная;
-наглядно-информационная;
-досуговая
Всегда актуальны консультации по теме «Играйте вместе с детьми». Здесь педагог дает родителям рекомендации по различным играм (подвижные, настольные, дидактические и пр.) Так же, важной темой является «Организация семейного досуга».
Актуальны консультации по культурно гигиеническим навыкам, ведь очень важно, чтобы родители помогали ребенку развивать и совершенствовать приобретённые им навыки.
Актуальные темы онлайн-консультация для родителей.
Все мы сейчас попали в такую ситуацию, в которой полностью пересмотрели свои взгляды на онлайн обучение в целом. Это касается как школьников, так и родителей воспитанников детских садов. Большинство родителей сейчас испытывает некое подобие паники. Многие просто не знают, чем занять детей. В этом случае они рассчитывают на помощь педагогов. Наша задача, в свою очередь, предоставить родителям актуальную информацию. Сделать это сейчас возможно с помощью онлайн-консультации.
Давайте разберемся, что же это такое эта онлайн-консультация может ли она полностью заменить обычную.
Онлайн-консультация – это беседа или обращение к родителям посредством сети Интернет. В чем же преимущества онлайн-консультации? Первое - это экономия времени, а так же , комфортность общения.
Сейчас такие консультации –наиболее подходящее средство общения. Мы используем различные виртуальные площадки, мобильные приложения, социальные сети. У этой формы общения явно есть свои плюсы:
- возможность быстро обрабатывать информацию,
- оперативно получать обратную связь,
- возможность быстро доносить до родителей нужную информацию.
Использование таких форм общения и взаимодействия с родителями реализуются на основании принципа партнерства и диалога.
Рассмотрим наиболее актуальные консультации на сегодняшний день:
- первое место, несомненно, отдаем теме «Профилактика вирусных заболеваний». Ведь в период карантина необходимо донести до родителей эту информацию.
Всегда актуальны консультации по теме «Играйте вместе с детьми». Здесь педагог дает родителям рекомендации по различным играм (подвижные, настольные, дидактические и пр.)
Актуальны консультации по КГН, ведь очень важно, чтобы родители помогали ребенку развивать и совершенствовать приобретённые им навыки.
Так же, важной темой является «Организация семейного досуга».
Необходимо отметить степень важности консультаций специалистов:
«Почему дети себя плохо ведут?» (консультация психолога),
«Пальчиковые игры с детьми» (консультация логопеда).
Сейчас, в связи со сложившейся ситуацией, у родителей есть время прислушаться к советам воспитателей и попытаться вместе с ними добиться положительного результата.
Онлайн- консультация способствует решению следующих задач в нравственно патриотическом проекте:
1. Повысить педагогическую грамотность родителей,
2. Вовлечь родителей в процесс деятельности.
3. Сформировать позитивные, доверительные взаимоотношения между детским садом и семьей.
4. Создать условия для диалога, обмена опытом, мнениями;
5. Познакомить родителей с проектной деятельностью и режимными моментами жизни ребенка в детском саду.
2) Вторая из тем, тоже очень актуальная развитие мелкой моторики у ребёнка. Здесь так же можно использовать онлайн- консультации. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. На онлайн- консультации можно использовать различные приёмы и игры.
1. Разминать пальцами: тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.
2. Нанизывать: бусинки, пуговки на нитки.
3. Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвке, шнурка.
4. Заводить будильник, игрушки ключиком.
5. Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.
6. Резать ножницами (желательно небольшого размера).
7. Конструировать из бумаги («оригами»), шить, вышивать, вязать.
8. Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
9. Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина).
10. Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
11. Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики. 12.Делать пальчиковую гимнастику.
Онлайн- консультации способствуют решению следующих задач по мелкой моторике.
1. Обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи дошкольника;
2. Научить родителей психотехническим играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук. Совсем недавно остро встал вопрос о дистанционном общении с дошкольниками. Детские сады уже стали массово запускать разные варианты такого общения. Представляем недавно приобретенный опыт внедрения дистанционного общения в ДОУ с семьями воспитанников. Целевая аудитория такого общения – это дети и члены их семей. Целью такой работы является создание условий для привлечения семей воспитанников к конструктивному взаимодействию с сотрудниками детского сада.
Итак, что представляет собой дистанционное общение? Это способ организации процесса общения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять общение на расстоянии без непосредственного контакта между педагогом и ребенком.
Из существующих форм дистанционного общения были выбраны такие как «WhatsApp», так как он наиболее доступен, известен всем участникам. Как показала практика – работает отменно!
Дистанционная работа заставила более пристально изучить вопрос подачи материала на расстоянии. В ходе работы пришло понимание, что важнейшим компонентом подготовки на выход дистанционного общения является представление обращения и содержание информации. Так, видеообращение педагога к детям своей группы повышает мотивацию детей к выполнению различных заданий (в отличии от текстовых обращений). Однозначно важна обратная связь педагога, так как она повышает самооценку ребенка, позволяет получить удовольствие от сделанного, желание продолжать общение. Это новый инструмент для педагогов, поэтому возникла необходимость разработать памятку по планированию сообщений и правила общения.
При организации дистанционного общения важно опираться на нормативные документы, регламентирующие такую деятельность.
Можно отметить положительные моменты в работе с семьями воспитанников:
- родители не ограничены во времени, они могут в любое время поучаствовать в предлагаемой деятельности;
- родители в курсе событий, происходящих в группе, которую посещает ребенок;
- родители посещают мастер-классы, не выходя из дома;
- родители в курсе, какие технологии используются в работе с детьми;
- у родителей формируется положительная мотивация к деятельности детского сада.
В целом, мы осознаем необходимость продолжения работы по данному направлению педагогами дошкольной системы, и не только в ситуации пандемии, педагог должен уметь работать в системе онлайн.
Таким образом, дистанционное общение можно рассматривать как многофункциональный инструмент взаимодействия «педагог-ребенок», «педагог-родитель», «педагог-педагог».
Задание для педагогов: Составить объявление для родителей:
1. Составьте объявление для родителей с просьбой помочь заклеить в группе окна.
2. Составьте объявление для родителей для участия в акции «Поможем зимующим птицам»
3. Напомнить родителям о своевременной оплате за посещение детского сада, так как у них бывает задолженность.
4. Пригласить всех родителей на субботник
5. Пригласить родителей поучаствовать в Конкурсе «Семья года»
Таким образом, дистанционное взаимодействие – это актуальный на сегодняшний день инструмент для педагогов, который требует от педагога детского сада не только творческого подхода, но и повышения его компетентности в данной области.
Вывод: Дистанционные формы взаимодействия с родителями находят широкое применение в практике детских садов, т. к. позволяют родителям быстро, интересно и комфортно знакомиться с жизнью группы, экономят время, позволяют делиться актуальной информацией, соответствуют современным требованиям ФГОС ДО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы взаимодействия детского сада с родителями
Данная статья раскрывает многообразие форм работы воспитателя с семьей....
Формы взаимодействия детского сада с родителями
Формы взаимодействия детского сада с родителями...
Формы взаимодействия детского сада с родителями
Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения произошли в 90-е годы. Это было связано с реформой образования, которая отразилась и на системе дошкольного воспитания. Измене...
«Социальные сети - современная форма взаимодействия детского сада с родителями воспитанников».
Современные родители – грамотны, информированы, но вместе с тем, очень заняты, и ограничены во времени для получения большого объема информации. Занятость родителей является основной проблемой в...
Формы взаимодействия детского сада с родителями.
Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установлени...
Анкета для педагогов «Дистанционные формы взаимодействия детского сада с родителями, условия их использования»
Большинство дошкольных учреждений на сегодняшний день имеют собственные сайты, на которых знакомят родителей с большим спектром важной информации. На сайте размещаются анонсы предстоящи...
«Дистанционные формы взаимодействия детского сада с родителями, условия их реализация»
АктуальностьВ условиях эпидемиологической ситуации и режима повышенной готовности изменилось многое: жить и работать на самоизоляции приходится по-новому. Сегодня не осталось ни одной сферы деятельнос...