Кружок "Говорящие пальчики"
методическая разработка
Цель:
Способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей.
Задачи:
Образовательные:
- формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
- формирование практических умений и навыков.
Развивающие:
- развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
- совершенствование движений рук;
- развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание,
- логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
развитие речи детей.
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость, целенаправленность и интерес к данному виду деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
govoryashchie_palchiki.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
для детей от 1 до 2 лет.
«Говорящие пальчики».
Пояснительная записка:
Игра – одна из лучших способов развития речи и мышления у детей. Она доставляет ребёнку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулируют активное восприятие речи и порождают самостоятельную речевую деятельность. Для развития речи у детей мы используем в своей работе пальчиковые игры. Любая пальчиковая игра проходит весело, дети могут представить себя в роли маленькой кошки, или весёлого серого зайчика и т.д. Не стоит забывать, что дети фантазеры. Дети свободно принимают все условия театрального действа, легко перевоплощаются. На основе своих собственных, еще небогатых познаний дети с удовольствием вовлекаются в игру.
Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.
Большое значение в пальчиковых играх имеет разнообразие стихотворных строчек. Именно они помогают поддерживать интерес детей к веселым физкультминуткам.
Любые приемы – постукивание подушечками пальцев, растирание, поглаживание оснований пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья – несут ребенку только здоровье.
Можно организовать таким образом пальчиковую игру, чтобы дети разминали руки друг другу. Упражнения требуют участие обеих рук, что позволяет малышам научиться ориентироваться в таких понятиях, как «вправо-влево», «вверх-вниз», «вперед-назад».
Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. В зависимости от темпа проведения массаж может быть быстрым, средним и медленным. В первом случае повышается возбудимость нервной системы. При медленном массаже она, напротив, снижается. Если приемы выполняются в среднем темпе, обеспечивается успокаивающий эффект. Любой массаж снимает утомление, повышает физическую и умственную активность, вызывает легкость и бодрость.
Полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывания, рубление, поколачивание, встряхивание, потряхивание, постукивание и т.д. Это оказывает сильное воздействие на нервную систему. Слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.
Цель:
Способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей.
Задачи:
Образовательные:
- формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
- формирование практических умений и навыков.
Развивающие:
- развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
- совершенствование движений рук;
- развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание,
- логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
развитие речи детей.
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость, целенаправленность и интерес к данному виду деятельности.
Предполагаемый результат:
- развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
- развитие у детей на основе разнообразной деятельности эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию;
- способности устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие в различных группах.
Этапы разучивания игр:
- Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
- Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
- Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
- Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
Методическое обеспечение программы: занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 5-10 минут. Форма работы может быть разной: с подгруппами, индивидуально.
Приёмы и методы:
- разучивание потешек;
- использование атрибутов к пальчиковым играм;
- применение пальчиковых игр в познавательной, художественно-речевой, музыкально-театрализованной, оздоровительной, продуктивной, игровой деятельности, во время прогулок и досуга.
Необходимые материалы и оборудования для кружка:
- резиновые игрушки, мячики (ежи);
- фигурки пальчикового театра и др.
- картотека пальчиковых игр;
- фонотека (классические произведения, детский репертуар).
Учебно – тематический план.
№ п/п | Тема | Количество занятий | |
теория | практика | ||
1 | Пальчиковая игра «Снежинки» | 1 | |
2 | Пальчиковая игра «Семья» | 1 | |
3 | Рассматривание матрешки | 0,5 | 0,5 |
4 | Пальчиковый театр «Колобок» | 0,5 | 0,5 |
5 | Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками. | 1 | |
6 | Игра «Ладушки ладошки» | 1 | |
7 | Пальчиковый театр «Курочка ряба» | 0,5 | 0,5 |
8 | Пальчиковая игра «Пирожки для мамы» | 1 | |
9 | Пальчиковая гимнастика «Зайчики» | 1 | |
10 | Игра «Чудесный мешочек» | 0,5 | 0,5 |
11 | Пальчиковая игра «Зайчик серенький» | 1 | |
12 | Играем с пирамидкой | 0,5 | 0,5 |
13 | Пальчиковая игра «Замок» | 1 | |
14 | Пальчиковая игра «Капают капельки» | 0,5 | 0,5 |
15 | Игра «Плывет, плывет кораблик» | 1 | |
16 | Пальчиковый театр «Репка» | 1 | |
Всего: | 16 занятий |
Литература:
1.«Играем пальчиками и развиваем речь» В. В. Цвынтарный Санкт – Петербург 1997г.
2. «Игры с пальчиками» Т. Н. Щербакова журнал «Карапуз» 02.1998г.
3. Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.»- М.:ТЦ Сфера,2009.
4. Г. Агаян, «Мы топали, мы топали!» пальчиковые игры для маленьких. Издательство «Карапуз» 2004 год.
5. Т. Бардышева, «Разговорчивые пальчики». Издательство «Карапуз» 2002 год.
6. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (развитие мелкой моторики). – СПБ: Паритет, 2002.-140с.
Сведения об авторе: воспитатель Ермолаева Анастасия Андреевна. В данное время работаю с детьми 1 – 2 лет. По этой программе работаю первый год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»
Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....
«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»
ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...
Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"
Развитие мелкой моторики у ребенка....
«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».
Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....
Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...
Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?». ...