Мастер-класс "Театрализованная деятельность в ДОУ"
методическая разработка (старшая группа)
Театрализованная деятельность в детском саду предоставляет уникальные возможности для раскрытия творческого потенциала ребёнка, для развития творческого воображения, ассоциативного мышления и воспитания творческой направленности личности. В процессе подготовки и организации театрализованной деятельности дети учатся замечать интересные идеи окружающего мира, воплощать их, создавать художественный образ изображаемого персонажа, у них развивается умение видеть необычное в повседневном, обыденном.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс Театрализованная деятельность в ДОУ | 894.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОАУ «Детский сад № 100»
Мастер-класс
«Театрализованная деятельность в ДОУ»
«Театр-это волшебный мир
Он даёт уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идёт развитие духовного мира детей...»
. ( Б.М. Теплов)
Подготовила: Музыкальный руководитель
Ферапонтова С.П.
Оренбург 2021
Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. Театрализованная деятельность способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальный подход к каждому ребёнку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьёй. Театр-это средство эмоционально-эстетического воспитания в детском саду, научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе, таким образом, помогает развиться ребёнку всесторонне. Развитием у детей творческих способностей театрально-игровой деятельности - это направление является стержнем и в моей работе.
Театрализованная деятельность в детском саду предоставляет уникальные возможности для раскрытия творческого потенциала ребёнка, для развития творческого воображения, ассоциативного мышления и воспитания творческой направленности личности. В процессе подготовки и организации театрализованной деятельности дети учатся замечать интересные идеи окружающего мира, воплощать их, создавать художественный образ изображаемого персонажа, у них развивается умение видеть необычное в повседневном, обыденном.
Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества. Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к подражанию позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Театр формирует у детей целеустремлённость, собранность, взаимовыручку. Театральные импровизации способствуют эмоциональному воспитанию детей, умению выплеснуть свою энергию, передать своё видение мира. Работая с детьми, я не ставлю перед собой задачу воспитать профессиональных артистов. Но кем бы ни были в будущем дети, я верю, что они будут творчески относиться к своему делу. Надеюсь, что искренность, доброта, чистота помыслов и поступков будет присутствовать с ними всегда.
Театральная игра приносит ребёнку большую радость и удивление, в ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его. При выборе игр пользуюсь следующими методическими пособиями: Т.И. Петрова, Е.А. Сергеева, Е.С. Петрова, «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду», А. Барёва, И. Вечканова, Е. Загребаева, А. Зарин «Театрализованные игры-занятия». При выборе игры я ставлю перед собой задачу – сохранить детскую непосредственность, веру, наивность, опираясь на личный практический опыт ребёнка и предоставляя ему как можно больше самостоятельности, активизируя работу воображения. Речевые упражнения и игры я стараюсь включать в каждое занятие, работаю над правильным дыханием, очень нравится детям выполнять дыхательную гимнастику Стрельниковой. Часто на занятиях использую диалогические стихи, которые очень нравятся детям. Говоря от имени определённого действующего лица, ребёнок легко раскрепощается, общается с партнёром, кроме всего, разучивание стихов развивает память и интеллект. На занятиях и вне их я знакомлю детей с терминологией и понятиями театрального искусства, систематизирую знания детей о театре в соответствии с их возрастом. Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка развитым, я вижу перспективу своей работы в нахождении точки соприкосновения с родителями, выявлении эффективных форм и методов работы с семьёй. Мы используем такие формы работы с родителями, как совместное проведение досугов, тематических вечеров, беседы, консультации, семинары, совместное изготовление атрибутов, совместный показ кукольных спектаклей. Самым популярным и любимым стало проведение театров - экспромтов, не требующих длительной подготовки. Участником может быть любой желающий родитель и ребёнок, нужно только при помощи мимики и движений обыграть сюжет.
Театрализованные игры учат выполнять:
- действия детей с кукольными персонажами (сюжетными и образными игрушками, пальчиковыми, бибабо, плоскостными фигурками);
- непосредственное действие по ролям;
- литературная деятельность: проявляется в виде диалогов и монологов от лица персонажей литературных произведений;
- изобразительная деятельность носит характер пространственно-изобразительной, оформительской, дети создают рисованные или аппликативные декорации, костюмы персонажей;
- музыкальная деятельность: исполнение знакомых песен от лица персонажей, их инсценирование, напевание и т. д.
Театрализованные игры планирую ежедневно в самостоятельной игровой деятельности. Однако, для того, чтобы дети могли играть сами, ещё в младшей группе нужно уделять внимание самостоятельной художественной деятельности, учить разыгрывать с помощью взрослых знакомые сказки, народные песенки, потешки, небольшие занимательные сценки, используя игрушки и плоскостные фигурки, пальчиковый театр.
Всё это помогает подготовить детей к активному участию в театрализованных играх и является хорошим средством повышения эмоционального тонуса малышей, развития их общительности, стремления принимать активное участие в общих затеях
В работе с детьми младшего возраста использую песенки, потешки, скороговорки. С их помощью учу детей сочетать слова и движения, выполнять ритмический рисунок. Например, игра «Ладушки-хлопушки». Детям задаются вопросы, а они отвечают, сопровождая слова имитирующими движениями. (Хлопают левой ладошкой о правую, потом правой о левую).
«Ладушки-хлопушки, где вы бывали?
Много ли работали? Да!
Что делали? Рылись в песочке,
Клали пирожочки.»
Для оживления игр с пальцами изготовила пальчиковый театр.
Персонажи пальчикового театра делаются из бумаги, картона, ткани, вяжутся крючком. Это миниатюрные фигурки, которые надеваются на пальцы. С помощью таких игрушек обыгрываю с детьми ряд стихотворений и потешек.
Например:
«Этот пальчик-дедка, этот пальчик-бабка,
Этот пальчик-папенька, этот пальчик-маменька,
Этот наш малыш зовут его (называется имя ребёнка).
Когда дети приобретают опыт, театрализованные игры выступают как один из видов творческих игр. Они дают возможность воспроизводить понравившееся литературное произведение с помощью слов, мимики, жестов передавать различные образы. Всё это обогащает словарный запас, развивает память, умение действовать согласно замыслу.
Выбранное произведение читаю с установкой на последующее его обыгрывание. После чтения задаю вопросы, которые помогают вос-произвести последовательность действий, характерные черты персонажей. Так, выбирая для обыгрывания русскую народную сказку «Теремок», дети отмечают, что все звери добрые, весёлые, хотят жить дружно, а медведь сердитый.
Театрализованные игры развивают способности, помогают общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действия, развивают мышление, формируют настойчивость. Кроме этого, эти игры развивают творческие способности и духовные потребности, раскрепощают и повышают самооценку.
В младшем возрасте наиболее простой и самый интересный вид театра - пальчиковый. Игра с пальчиками - первый шаг, знакомство с первой игрой условностью. Это театр без атрибутов, но с самым главным – героем и его жизнью.
Удивительно, но эту непростую условность без труда воспринимает ребёнок. Параллельно с этим успешно драматизирует знакомые стихотворения и потешки. Занимаясь с малышами, я стремилась помочь им самостоятельно найти выразительные особенности для своих героев, используя мимику, игровые импровизации. Такая же работа продолжалась и в средней группе.
Так же проводилась работа с родителями: беседы: «Как привить дошкольникам интерес к театральному искусству», консультации: «Театрализованная игра, как средство развития речи дошкольников», «Игра и театр», «Театр и родители», родительские собрания «Мир дошкольного театра», конкурс «Лучшая кукла для театра», «Лучшая театральная маска». Родители проявляли живой интерес к театрализованной деятельности, оказывали помощь в изготовлении костюмов, кукол для театра, исполняли роли в совместных с ребятами постановках спектаклей.
Работа по развитию у дошкольников творческих способностей в процессе театрализованных игр приносит свои плоды: у ребят активизируется и обогащается словарь, они стали свободнее, раскрепощённые в общении, а главное, они испытывают эмоциональный подъём.
В течении последних нескольких лет продолжаю работу по постановке детских мюзиклов в детском саду. Средствами драматического, вокального, музыкального и пластического искусства, сочетающихся в детском мюзикле, происходит развитие творческих и эмоциональных способностей.
В процессе музыкальной деятельности детей (пение, ритмика, слушание) формируются и развиваются основные музыкальные способности детей. Целью является владение действиями, навыками и умениями в области восприятия музыки, пения, движения, научить ребёнка в приемлемой для него форме научится понимать всю многогранность музыкального искусства.
Мной были поставлены мюзиклы «Осенины» и «По щучьему велению, по новогоднему хотению»
Занимаясь с детьми театром, мы сделаем их жизнь интересной и содержательной, наполним ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, представлениях дети смогут использовать в повседневной жизни.
Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос
Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....
Конспект интегрированной деятельности образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по познавательному развитию и изобразительной деятельности "Россия - хозяйка Зимней Олимпиады в Сочи".
Итоговое мероприятие с детьми по закреплению знаний о зимней Олимпиаде в Сочи; воспитанию здорового образа жизни посредством полученных знаний на предварительных занятиях. Отображение в детских творче...
Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет
В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...
«Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка .Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деятельности»
1.Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка. Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деят...
Конспект образовательной деятельности, осуществляемый в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в подготовительной группе «Птицы - наши друзья»
образовательная деятельность проводится в форме викторины "Что,где, когда?", выбирают две команды (игроков по пять человек, идёт представление участников игры, выбираются капитаны, названия команд). В...
Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...