Отчёт о трудовом воспитании в старшей группе
статья (старшая группа)
Отчёт о трудовом воспитании в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Трудовое воспитание в старшей группе | 23.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение детский сад «Зёрнышко»
МБОУ Новопесчанская «СОШ»
Трудовое воспитание
в средней - старшей группе «Теремок»
Подготовила:
воспитатель средней – старшей группы Шумейко О.А.
с. Новопесчаное
Трудовое воспитание в детском саду – важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Для этого детей знакомят с трудом взрослых, приобщают к доступной трудовой деятельности.
Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются с детства. Задачи педагогов и родителей - не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст - ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности.
Педагог должен так организовать труд детей, чтобы ребенок ощущал радость от совместной деятельности, учился оказывать помощь товарищу, проявлять активность, инициативу, самостоятельность, умение преодолевать отдельные неудачи, добиваться общего результата, учиться ценить свой труд и труд других людей.
Труд должен входить в их жизнь неоднообразно, скучно и навязчиво, а интересно, радостно, увлекательно. Ребенок должен получать от него удовлетворение, чувствовать причастность к настоящему делу, радоваться своим успехам.
Различают четыре основных вида детского труда:
● Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личностных потребностей).
● Хозяйственно - бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка).
● Труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду).
● Ручной труд (поддержание порядка в группе: починка, подклеивание книг, коробок, доступный ремонт игрушек и пр.)
Самообслуживание.
В воспитании детей большое значение имеет организация их самостоятельного труда. Основным его видом в средней – старшей группе остается труд по самообслуживанию.
Дети средней группы продолжают учиться самостоятельно одеваться и раздеваться;
Стараются быть аккуратными и опрятными;
Учатся подготавливать и убирать рабочее место.
Дети старшей группы умеют самостоятельно одеваться и раздеваться;
Помогают другим замечать и устранять непорядок во внешнем виде;
Воспитатель должен всячески поддерживать у детей интерес к этому виду труда, продолжать формировать и совершенствовать трудовые навыки, воспитывать привычку к трудовому усилию.
Например, перед мытьем рук мы воспитатели говорим «Сегодня Мишка будет проверять, как вы моете руки, посмотрит, у кого влажные рукава, кто плохо их завернул». Во время раздевания мы предлагаем детям вспомнить, в каком порядке снимается одежда. Обходимо поощрять успехи детей, воспитывая при этом доброжелательность. Например « Молодец, Витя! Помог Кате застегнуть верхнюю пуговицу пальто. Теперь она не простудиться», Сегодня мы быстро собрались на прогулку, потому что Витя помог Лизе одеться. В группе при уборке игрушек используем поощрение такое как - « Как хорошо поступил Серёжа – помог Матвею убрать на место игрушки». Вместе с тем необходимо следить, чтобы дети не злоупотребляли добротой товарищей, их стремлением помочь и не ожидали постоянной помощи от них.
На конкретных примерах учим детей, делать простейшие выводы, устанавливать причинные связи. Например: забыл убрать в свою кабинку сменную обувь – будешь долго искать её после прогулки; не повесила аккуратно своё платье – будешь после сна ходить в мятом и т. д.
Хозяйственно – бытовой труд.
Дети средней группы приучаются поддерживать порядок в групповой комнате и на участке (мыть, притирать, убирать игрушки, инвентарь, пособия).
Стараются помогать взрослым в уборке помещений и участка, в стирке, ремонте пособий, книг, игрушек.
Учатся самостоятельно дежурить по столовой, выполнять обязанности по подготовке материалов к занятиям.
Дети старшей группы приучаются поддерживать порядок в помещении и на участке (самостоятельно мыть, протирать, раскладывать игрушки, пособия)
Выполняют обязанности дежурных.
Занимаются стиркой.
Стараются помогать младшим.
Основной формой организации этого вида труда являются поручения, которые дают возможность систематически привлекать всех детей к разнообразной трудовой деятельности. Необходимо помогать детям, распределять работу, своевременно добиваться результата. Например, мы говорим, что решили доверить им важное дело, которое нужно выполнить быстро, аккуратно и дружно: навести порядок в шкафу со строительным материалом. Пока дети занимаются уборкой, тем самым обращаем внимание на то, как они трудятся, используем похвалу: « Как приятно смотреть на ребят, когда они работают дружно и старательно». В хозяйственно – бытовом труде мы часто используем игровые приёмы. Например, к ребятам приходит кукла Катя и просит помочь ей сложить на место игрушки или постирать бельё, или протереть мебель и т. д. Тем самым мы побуждаем детей, активно включиться в те или иные виды труда. Также поощряем детей: например « Посмотрите, как Серёжа хорошо убрал игрушки!»
Оцениваем не только трудовые действия, но и умения ребёнка правильно, аккуратно обращаться с оборудованием. Формируем навыки положительных взаимоотношений, умение справедливо оценивать собственные поступки и поступки сверстников. Например: « Нам с Катей и Надей нравится, как Серёжа расставил игрушки на полочке. Правда, девочки?» Постоянно обращаем внимание на сверстников. Например: « Яна добрая девочка, она заметила, что Кате одной трудно убирать игрушки, и стала ей помогать».
Приучаем детей разговаривать друг с другом и со взрослыми вежливо, проявлять внимание к окружающим. Подводя итог работы, даём оценку труда каждому ребёнку. Ребёнка, который ещё слабо владеет нужными навыками, чаще упражняем в трудовых действиях. Неуверенного ребёнка поддерживаем, убеждаем, что неудача временная, и если постараться, то всё получится.
Важно помнить, что ребёнок - это личность, требующая к себе уважения. Необходимо уважать труд. Когда выполненная им работа переделывается взрослым в его присутствии, у ребёнка теряется интерес к делу; складывается мнение, что взрослый несерьёзно, относится к его труду. От этого резко падает авторитет воспитателя в глазах ребёнка.
Труд в природе.
Дети средней группы любят наблюдать за жизнью растений и животных; проявляют заботу о них.
Умеют самостоятельно поливать растения, помогают воспитателям кормить птиц, животных (насыпать, раскладывать корм в кормушки, наполнять поилки).
Помогают воспитателю пересаживать комнатные растения, выращивать зелень.
Дети старшей группы любят трудиться в цветнике со взрослыми ( сеять семена, поливать растения).
Учатся очищать, мыть и убирать инвентарь.
Любят всё живое; с интересом наблюдают за жизнью растений и животных и заботятся о них, протестуют против неправильного обращения с растениями и животными и встают на их защиту.
Умеют пропалывать растения. С помощью взрослого высевают семена, сажают корнеплоды, выращивают и высаживают рассаду.
Кормят зимующих птиц.
Следят за чистотой и хранением инвентаря.
Воспитывая у детей любовь к труду, мы стараемся вызвать у них желание работать в уголке природы и на участке. Проводим с детьми посадку лука и посев декоративных растений в уголке природы.
Ухаживая в уголке природы за комнатными растениями, показываем и объясняем, что мы делаем и для чего это нужно. Протирая листья, мы воспитатели сопровождаем действия такими словами: «Осторожно протираем листик, чтобы он не сломался. Вот какой красивый, блестящий он стал! А теперь ты, Даша вот так положи лист на ладошку, а в правую руку возьми тряпочку. Протирай осторожно».
Осматриваем вместе с детьми уголок природы обращаем на изменения, которые произошли например: «Смотрите, зацвела герань, а вот у эустомы поникли почему – то листочки. Как помочь растению? Давайте вместе подумаем. Наверно, ей стало жарко – мало воды. Поставим растение в ванночку с водой». Обращаем внимание, что после этого цветок стал хорошо расти. Объясняем и показываем, как нужно рыхлить землю, чтобы не повредить корни.
Дети поливают комнатные растения.
В течении всей зимы, дети подкармливают птиц на участке. Рассказываем, как люди ухаживают в зимний период за домашними животными.
Весной привлекаем к посеву крупных семян цветочных растений в цветнике.
Летом принимают участие в прополке, рыхлении растений в цветнике от сорняка. Учим правильно держать лейку при поливе, двигаясь вдоль грядок. Показываем приемы рыхления междурядий, объясняем, что рыхлят землю для того, чтобы к корням растений поступил воздух. Во время прополки учим детей отличать культурные растения от сорняков. Работая на цветнике весной и летом, дети получают представление о выращивании растений из семян; одновременно закрепляем знания о том, что для роста и развития растений необходимы солнечный свет, тепло, влага, хорошая питательная земля и уход.
Осенью привлекаем детей к сбору семян. Вместе раскладываем семена в заранее приготовленные пакеты. Собираем опавшие листья.
В своей работе по ознакомлению детей с трудом взрослых используем иллюстрации различных профессий, сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Школа», «Парикмахерская», «Магазин», и другие; дидактические игры: «Кем быть?», «Играем в профессии», рассказы о профессиях, беседы, чтение художественной литературы «Кем быть?» В. Маяковского, «А что у вас?» С. Михалкова, и т.д.
Ручной труд.
Дети средней группы вместе с воспитателем занимаются ремонтом книг, коробок, игрушек.
Сортируют природный материал, раскладывают по коробкам.
Дети старшей группы выполняют ремонт книг, коробок.
Сортируют природный материал, подготавливают его к работе.
Под руководством воспитателя изготавливают мелкий счётный материал.
В работе с детьми средней – старшей группы ручной труд организуется чаще. У ребят уже сформированы основные навыки работы с бумагой. Умеют пользоваться ножницами, шаблонами. Дети могут по просьбе воспитателя намазать большую поверхность клеем, вырезать по шаблону необходимое количество деталей. Самостоятельно починить машинку, куклу.
Заключение.
Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Труд является равнозначным предметом программы обучения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по эколого-трудовому воспитанию в старшей группе *Обитатели нашего уголка природы*
Цель:Уточнить виды растений,которые имеются в уголке природы,формировать представление о растениях-живые существа,систематизировать знания детей об уходе за ними и их последовательности.Приспособленно...
Трудовое воспитание детей старшей группы
Цели и задачи трудового воспитания детей, виды труда....
Конспекты НОД по трудовому воспитанию в старшей группе (+ игры по трудовому воспитанию)
Подготовила: воспитатель Швыдкина А. А....
Отчёт по экологическому воспитанию в старшей группе №11
Отчётпо экологическому воспитанию в старшей группе за октябрь....
Отчёт по экологическому воспитанию в старшей группе №11
Главная цель экологического воспитания в дошкольном возрасте – воспитание гуманного отношения к окружающей природе.Из цели вытекает ряд задач, из которых главная – это научить детей видеть...
Конспекты НОД по трудовому воспитанию в старшей группе (+ игры по трудовому воспитанию)
Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему «Профессии наших родителей»...
Отчёт по трудовому воспитанию детей подготовительной группы "Ягодка"
Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.Перед воспитателем...