Сказкотерапия в жизни дошкольника.
методическая разработка (старшая группа)
Сказкотерапия для дошкольников — современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Сказкотерапия — это метод «лечения сказкой». Сказку используют в своей практике педагоги, психологи, врачи. Доступен это метод и родителям: любую сказку можно сделать полезной. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya_v_zhizni_doshkolnika.docx | 8.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказкотерапия в жизни дошкольника.
Здравствуйте. Меня зовут Королева Татьяна Александровна, я воспитатель старшей группы нашего детсого сада. В связи со сложившейся ситуацией в мире, мы вынуждены с вами встречаться через интернет ресурсы. И сегодя я вас познакомлю с таким понятием как сказкотерапия.
Сказкотерапия для дошкольников — современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Сказкотерапия — это метод «лечения сказкой». Сказку используют в своей практике педагоги, психологи, врачи. Доступен это метод и родителям: любую сказку можно сделать полезной. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей.
Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл.
Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни. В настоящее время сказка стала все чаще использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребенка, определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации.
Во-первых, сказки используют для преодоления детских страхов. К примеру, если ребенок боится темноты, то можно рассказать историю о мальчике, который боролся с темнотой и победил её. А ещё нужная и вовремя рассказанная сказка влияет на сознание и подсознание ребенка. С помощью сказки можно смоделировать любые ситуации из жизни ребёнка и переложить их на персонажей. Этим вы продемонстрируете, как сказочный герой может справиться с возникшей проблемой.
Во-вторых, сказкотерапия дает возможность детям поучаствовать в любимой или просто интересной сказке, домысливая сюжет, разыграть её в лицах. Примеряя роль главного героя на себя ребенок: четко демонстрирует затаившиеся в его душе страхи и сомнения; показывает, каким он видит решение проблем.
В-третьих, одним из положительных эффектов сказкотерапии является укрепление связи и взаимоотношений между детьми и родителями.
Конечно содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка:
В два года детям очень нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами. В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты. Этот прием хорошо известен нам по таким детским сказкам, как "Репка", "Теремок", "Колобок". Подобная организация речи рассказчика помогает маленькому ребенку запомнить сюжет и "освоиться" в нём.
Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто сравнивают себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. В этом возрасте начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать.
С 5 лет ребёнка интересуют уже человеческие персонажи: принцы, царевны, солдаты, рыцари и т. д. Такие сказки лучше передают детям жизненный опыт на примере героев. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.
Примерно с 6 лет дети предпочитают волшебные сказки. Благодаря им ребенок черпает жизненную мудрость и познает в чем суть духовного развития человека.
В сказкотерапии для детей применяются 3 основных вида сказок:
1) Художественные и народные сказки:
Эти сказки способствуют воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, ответственности и др. Так в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному человеку.
2) Развивающие и обучающие сказки, позволяющие ребенку
накапливать опыт об окружающих объектах и явлениях, правилах поведения в различных ситуациях (общественных местах и по отношению к людям разного возраста, овладеть письмом и чтением. Например, к этой группе относятся сказки, в которых могут быть одушевлены буквы и цифры. специально разработанные психологом:
3) Самостоятельно сочиненные ребенком: через такую сказку можно узнать о тех переживаниях ребенка, которые он не осознает либо скрывает от взрослых.
Таким образом, сказка в жизни ребенка имеет колоссальное воспитательное значение. Она становится средством развития и воспитания с первого дня жизни ребёнка и сопровождает его вплоть до подросткового возраста.
Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста велика. Она пробуждает все доброе, что есть в душе ребенка, формирует крепкие нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь. Совместное чтение сказок помогает лучше понять друг друга, доставляет удовольствие от общения.
Большое спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Сказкотерапия в жизни дошкольников"
Занятия по сказкотерапии помогают детям незаметно преодолеть кризисные моменты дошкольного детства, не вынося в душе негативные качества....
Консультация для родителей «Сказкотерапия в жизни дошкольников»
Взрослые, конечно, делают всё, чтобы ребёнок становился всё умнее и умнее (покупают развивающие игры, новые игрушки, обучают счёту и письму и т. д., но ещё хочется,...
Консультация для родителей на тему: «Сказкотерапия в жизни дошкольников».
Занятия по сказкотерапии помогают детям развиваться гармонично, - попадая в сказку, ребёнок легко воспринимает «сказочные законы», нормы, правила поведения, которые с трудом прививаются детям родителя...
Консультация для родителей " Сказкотерапия в жизни дошкольников"
Сказкотерапия – это направление, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения. Сказкотерапия нацелена на то, чтобы р...
«Роль сказкотерапии в жизни дошкольников»
Занятия по сказкотерапии как раз и помогают нашим детям незаметно преодолеть различные кризисные моменты дошкольного детства....
Консультация для родителей на тему:«Сказкотерапия в жизни дошкольников»
В настоящее время внимание многих педагогов во всём мире привлечено к проблемам дошкольного детства. Это не случайно, так как обнаруживается, что эти годы жизни являются периодом интенсивного развития...
«Сказкотерапия в жизни дошкольника»
Сказкотерапия или «терапевтическая сказка» – это новое молодоетечение в педагогике, которое широко используется при работе сдошкольниками....
- Мне нравится (1)